Режиссёрское Искусство в России в 1-ой трети ХХ века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режиссёрское Искусство в России в 1-ой трети ХХ века.



Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8-ми томах.

М., 1954-1967гг. Тома 1,2,3,4.

Или любое другое более позднее издание.

Станиславский К.С. "Из записных книжек" в 2-х тт.

М., 1986.

Станиславский К.С. "Станиславский репетирует".

Записи и стенограммы репетиций. М., 1987 г.

Горчаков Н.М. "Режиссёрские уроки К. С. Станиславского"

М., 1950.

Горчаков Н.М. "К.С. Станиславский о работе режиссёра с актёром"

М., 1958 г.

Сахновский В.Т. "Мысли о режиссуре". М.-Л., 1947.

Л.А.Сулержицкий. Сб., М., 1970.

Немирович-Данченко В.И. "Театральное наследие», 2-х тт., М., 1952 -1954 г.

Немирович -Данченко В.И. ведёт репетицию. "Три сестры" А.П.Чехова

в постановке МХАТ 1940 г. М., 1965.

Немирович -Данченко В.И. "Незавершённые режиссёрские работы"

("Борис Годунов", "Гамлет"). М., 1984.

Вахтангов Е.Б. Материалы. Сборник. М., 1984.

Горчаков Н.М. "Режиссёрские уроки Е.Б. Вахтангова". М., 1957.

Шихматов Л.От студии к театру. Педагогические уроки Е. Вахтангова. М., 1972.

Мейерхолд В.Э. "Статьи, речи, письма". В 2 –х тт. М., 1968.

Мейерхольд репетирует. В 2-х тт. М., 1993.

Встречи с Мейерхольдом. Сборник воспоминаний. М., 1972.

Творческое наследие В.Э.Мейерхольда. Сборник. М., 1978.

Рудницкий К. Л. "Режиссёр Мейерхольд". М., 1969.

Рудницкий К.Л.

Таиров А.Я. "Записки режиссёра", М., 1970.

Головашенко Ю. "Режиссёрское искусство Таирова". М., 1970.

Чехов М.А. "Литературное наследие". В 2-х тт. М., 1986.

(Или другое более позднее издание).

Режиссёрское искусство на Западе в 1-ой трети XX века

 

Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. – М., 1983

Крэг, Эдвард Гордон. Воспоминания, статьи, письма. М. 1988.

Гительман Л.И. Русская классика на фоанцузской сцене.- Л.: Искусство, 1978

Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры. – Л., 1976

Бартошевич А.В. Шекспир на английской сцене. Конец XIX-1-ая половина ХХ века – М., 1985.

Бояджиева Л. Рейнхардт. - М.: Искусство.1987

Образцова А.Г. Синтез искусств и английская сцена рубежа XIX-XXвв.

История западно-европейского театра. Тт.6.,7.- М.Искусство, 1982.(Главы посвященные сценическому искусству)

Гвоздев А.А. Западно-европейский театр на рубеже XIX-XX столетий. Л.: Искусство, 1939

 

Режиссерское искусство 30-х – 80-х гг. ХХ века. Россия.

.Попов А.Д. "Творческое наследие". В 3 - х тт. М., 1986.

Кнебель М.О. "Вся жизнь" М., 1967.

Кнебель М.О. "Слово в творчестве актёра". М., 1970г.

Кнебель М.О. "То, что мне кажется особенно важным". М., 1971.

Кнебель М.О "Поэзия педагогики". М., 1976.

Кнебель М.О "О действенном анализе пьесы и роли". М., 1982.

Дикий Алексей. "Избранное". М., 1976.

Лобанов А.М. "Документы, статьи, воспоминания". М., 1980.

Акимов Н.П. "Не только о театре". М.-Л., 1966.

Акимов Н.П "Театральное наследие". В 2 - х тт. Л., 1978.

Петров Н. В. "Режиссёр читает пьесу". Л., 1935.

Петров Н.В. "50 и 5ОО". М., 1960.

Варпаховский Л. В. "Наблюдения, анализ, опыт". М., 1978.

Кристи Г.В. "Воспитание актёра школы Станиславского". М., 1978.

Захава Б.Е. "Мастерство актёра и режиссёра". М., 1969.

Товстоногов Г.А. "О профессии режиссёра". М., 1969.

Товсоногов ГА. "Круг мыслей". Л., 1972.

Товсоногов ГА. "Зеркало сцены". В 2 - х тт. Л., 1980.

Товстоногов Г.А. "Беседы с коллегами". М., 1988.

Гончаров А.А. "Режиссёрские тетради". М., 1980.

Эфрос А.В. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1993.

Том 1. "Репетиция - любовь моя".

Том 2. "Профессия - режиссёр".

Том 3. "Продолжение театрального рассказа".

Том 4. "Книга четвёртая".

Захаров М.А. "Контакты на разных уровнях". М., 1988.

Эйзенштейн С.М. Собрание сочинений в 6-ти тт. М., 1964-1971.

Том 4. "Режиссура Искусство мизансцены".

Козинцев Г.М. Собрание сочинений в 5-ти тт. Л., 1982 – 1986 гг.

Буткевич М.М. "К игровому театру". М., 2002.

Режиссерские искания 40-х – 80-х гг. на Западе.

Арто А. Театр и его двойник. М., 1990

Максимов В. И. Век Антонена Арто. СПб.: Лики России, 2005

Максимов В. И. Эстетический феномен Антонена Арто. СПб.: Гиперион, 2007.

Дюллен Ш.. Воспоминания и заметки актера. – М.: Иностр. Лит-ра, 1958

Питоев Ж.. Статьи. Интервью. Выступления. – М., 2005

Жемье, Ф. Театр.. – М.: Искусство, 1958

Финкельштейн Е.Л. Жак Копо. – Л.:Искусство, 1971.

Финкельштейн Е.Л. Картель четырех. – Л.: Искусство, 1975

Сурина Т. Станиславский и Брехт. – М.: Искусство, 1975

Клюев В. Г., Б. Брехт — новатор театра, М., 1961;

Клюев В. Г.,, Театрально-эстетические взгляды Брехта, М., 1966;

Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965

Барро, Жан Луи. Размышления о театре. М., 1963.

Барро, Жан Луи. Воспоминания для будущего, М., 1979.

Вилар, Жан. О театральной традиции. М., 1956.

Морешаль, Марсель. Путь театроа, -М., 1982.

Пискатор, Эрвин. Политический театр, М., 1934.

Брехт, Бертольд. Собрание сочинений в 5 - ти тт. Том 5/2. Теория эпического театра. М., 1965.

Брук, Питер. Пустое пространство. М.,1976.

Брук, Питер. Блуждающая точка. М.,1996.

Брук, Питер. Пустое пространство. Секретов нет. М., 2003.

Стрелер, Джордже. Театр для людей. М., 1984.

Гротовский, Ежи. От бедного театра к искусству-проводнику. М., 2003.

IV. Рекомендации к самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов строится на изучения произведений историков и практиков режиссерского искусства. Необходимо получить целостное и объемное представление о ключевых фигурах истории мировой режиссуры, их теоретических воззрениях на задачи режиссерской профессии и основных практических достижениях.

Для этого желательно сочетать изучение произведений самих режиссеров, что имеет первостепенную значимость, с изучением произведений, посвященных их творчеству. Только в этом случае может сложиться объективная картина., из которой можно почерпнуть самые разнообразные сведения по теории и практике режиссерского творчества.

Ниже следует список обязательных для прочтения и реферирования (или конспектирования) трудов выдающихся практиков театральной режиссуры. Знание произведений будет проверяться на семинарских занятиях. Список этот может быть скорректирован или дополнен в соответствии с интересами студента..

 

1. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве.

2. Гротовский, Ежи. От бедного театра к искусству-проводнику.

3. Брук, Питер. Пустое пространство.

4. Арто А. Театр и его двойник

5. Брехт Бертольд. Теория эпического театра.

6. Мейерхольд В.Э. О театре.

7. Вахтангов Е.Б. Материалы.

8. Таиров А.Я. Записки режиссёра.

9. Чехов М.А. Пять великих режиссеров.

10. Барро, Жан Луи. Размышления о театре.

11. Стрелер, Джордже. Театр для людей.

12. Питоев Ж.. Статьи. Интервью. Выступления

13. Эфрос А.В. Репетиция - любовь моя.

Профессия - режиссёр.

14. Вилар, Жан. О театральной традиции.

15. Товстоногов Г.А. О профессии режиссёра.

 

V. Темы семинаров.

При ознакомлении со списком предлагаемой для подготовки к семинару литературы, студент самостоятельно выбирает те фрагменты, которые ему кажутся наиболее интересными и яркими. Формирование самостоятельности мышления – одна из важнейших задач высшей школы.

 

1. Пять великих режиссеров: Станислаский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров. Особенности творческих исканий.

А. Режиссерские принципы Станиславского.

Б. Режиссерские принципы Немировича-Данченко.

В. Режиссерские искания Мейерхольда.

Г. Режиссерские искания Вахтангова.

Д. Режиссеркие принципы А.Я.Таирова.

Литература:

Немирович-Данченко В.И. "Театральное наследие», 2-х тт., М., 1952 -1954.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.

Вахтангов Е.Б. На пути к Турандот. М., 2010.

Мейерхольд В.Э. Статьи, речи, письма. В 2 –х т. М., 1968.

Таиров А.Я. "Записки режиссёра", М., 1970.

 

Товстоногов - Эфрос – Любимов: образы режиссуры «эпохи застоя».

А. Режиссерские принципы Г.А.Товстоногова.

Б. Режиссерские принципы А.В.Эфроса.

В. Режиссура Ю.П.Любимова.

Литература:

Эфрос А.В. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1993. Тт. 1,2.

Товстоногов Г.А. Беседы с коллегами. М., 1988.

ЛюбимовЮ. Рассказы старого трепача. Воспоминания. М., 2001

Стрелер – Гротовский - Брук: поиски пути.

А. Режиссерские принципы Дж. Стрелера.

Б. Режиссерские искания Е. Гротовского.

В. Режиссерские поиски П. Брука.

Литература:

Брук, Питер. Блуждающая точка. М.,1996.

Брук, Питер. Пустое пространство. Секретов нет. М., 2003.

Стрелер, Джордже. Театр для людей. М., 1984.

Гротовский, Ежи. От бедного театра к искусству-проводнику. М., 2003.

VII. Примерные вопросы к экзаменам и зачетам.

Вопросы к экзамену (9семестр).

1. Постановочная деятельность в предрежиссерский период.

2. У истоков режиссуры: Чарльз Кин и Сэмюэл Фелпс.

3. Мейнингенский театр и режиссёрские принципы Людвига Кронека.

4. Генри Ирвинг как ярчайший представитель плеяды «актёров-режиссёров».

5. А. Антуан и его постановочная деятельность.

6. Режиссура О. Брама.

7. Постановочная деятельность А. Ленского.

8. Режиссерская деятельность К.С. Станиславского до создания МХТ.

9. Режиссерские искания Станиславского в МХТ.

10. Режиссерские искания в студиях, создаваемых К.С. Станиславским.

11. В.И. Немирович-Данченко - режиссер.

12. Режиссура в символистском театре: Поль Фор и Люнье По.

13. Эдвард Гордон Крэг и его постановочная деятельность.

14. Теоретические взгляды Э.Г.Крэга.

15. Постановка «Гамлета» К.С.Станиславским и Э.Г.Крэгом.

16. Световая режиссура А. Аппиа.

17. Направления режиссерской деятельности М. Рейнхардта.

18. Театральные искания Вс. Мейерхольда в дореволюционный период

19. Режиссерские искания Вс. Мейерхольда в послереволюционный период.

20. Режиссерские искания Е.Б. Вахтангова.

21. Режиссерские принципы А.Я.Таирова.

22. Режиссерская деятельность Ж. Копо.

23. «Картель четырех» и Ш. Дюллен.

24. «Картеля четырех» и Дж. Питоев.

25. «Картеля четырех» и Л. Жуве

26. «Картеля четырех» и Г. Бати.

27. Режиссерские принципы Ф.Жемье.

28. М. Чехов: актёр, режиссёр, педагог.

29. Политический театр Э. Пискатора.

30. Актерская режиссура М.Чехова.

 

Вопросы к зачету (10 семестр)

1. Театральные взгляды Антонена Арто.

2. Эпический театр и режиссура Бертольда Брехт.

3. Режиссерская деятельность Жана Вилара.

4. Постановочная деятельность Жана-Луи Барро.

5. Режиссерская деятельность А.Д. Попова.

6. Режиссерская деятельность А. Лобанов.

7. Режиссерская практика А.Д. Дикого.

8. Режиссерские искания Ежи Гротовский.

9. Режиссерские принципы Г.А. Товстоногова.

10. Режиссерские поиски А.В.Эфроса.

11. Режиссура Дж. Стрелера.

12. Режиссерские эксперименты П. Брука.

VIII. Приложения.

Контрольные тесты по курсу «История и теория режиссуры». Могут быть использованы при проведении рубежного контроля, а также, после окончания изучения курса для проверки остаточных знаний.

От тестируемого требуется проанализировать содержание утверждения и определить верно ли оно.

1. Наиболее часто начало формирования режиссуры связывают с именами Чарльза Кина и Сэмюэла Фелпса.

А) Верно.

Б) Неверно.

2. Термин «археологический натурализм» начали использовать применительно к режиссуре Э.Г. Крэга.

А) Верно.

Б) Неверно.

3. Спектакли мейнингенского театра можно было увидеть только непосредственно в герцогстве.

А) Верно.

Б) Неверно.

4. Мейнингенский театр развивал традиции, заложенные Чарлзом Кином.

А) Верно.

Б) Неверно.

5. А.Н. Островский упрекал режиссёра мейнингенского театра Людвига Кронека в том, что исторические аксессуары для него важнее характеров героев.

А) Верно.

Б) Неверно.

6. Гастроли мейнингенского театра по странам Европы привели к переосмыслению задач театра.

А). Верно.

Б). Неверно.

7. Генри Ирвинг своё режиссёрское дарование направил на популяризацию в Англии «новой драмы».

А) Верно.

Б) Неверно.

8. Генри Ирвинг прославился своими грандиозными шекспировскими постановками.

А) Верно.

Б) Неверно.

9. Андре Антуан являлся директором Свободного театра и режиссурой не занимался.

А) Верно.

Б) Неверно.

10. Андре Антуан первым на Западе поставил драму Л.Н. Толстого «Власть тьмы».

А) Верно.

Б) Неверно.

11. Андре Антуан использовал в своей режиссёрской практике положения эссе Э. Золя «Натурализм в театре».

А). Верно.

Б) Неверно.

12. Опыт сотрудничества Отто Брама с Эдвардом Гордоном Крэгом дал прекрасные результаты.

А) Верно.

Б). Неверно.

13. Алексей Ленский осуществлял свои режиссёрские эксперименты непосредственно в Малом театре.

А) Верно.

Б) Неверно.

14. К.С. Станиславский начал заниматься режиссурой непосредственно в стенах Московского Художественного театра.

А) Верно.

Б) Неверно.

15. В.И. Немирович-Данченко определял репертуарную политику МХТ и непосредственно режиссурой не занимался.

А) Верно.

Б) Неверно.

16. Поль Фор и Люнье По пропагандировали идеи «реалистической среды» в театре

А) Верно.

Б) Неверно.

17. Эдварда Гордона Крэг и Константин Сергеевич Станиславский с успехом довели до конца работу над шекспировским «Макбетом».

А) Верно.

Б) Неверно.

18. Макс Рейнхардт плодотворно работал в самых разных театральных формах.

А) Верно.

Б) Неверно.

19. Всеволод Мейерхольд начинал свою театральную карьеру в студии Евгения Вахтангова.

А) Верно.

Б) Неверно.

20. Евгений Вахтангов называл свой творческий режиссёрский метод «фантастическим реализмом».

А) Верно.

Б) Неверно.

21. Александр Таиров как режиссёр придавал огромное значение эстетическому совершенству спектакля.

А) Верно.

Б) Неверно.

22. Режиссёры «Картеля четырех» пытались освободить театр от власти коммерческих интересов.

А) Верно.

Б) Неверно.

23. Идеи Антонена Арто не нашли себе сторонников после его смерти.

А) Верно.

Б) Неверно.

24. Эрвин Пискатор был режиссёром-новатором в области массовых остро политизированных театральных действ

А) Верно.

Б) Неверно.

25. Бертольд Брехт называл свою театральную систему «лирическим театром»

А) Верно.

Б) Неверно.

26. Основа театральной и драматургической системы Бертольда Брехта – «эффект очуждения».

А) Верно.

Б) Неверно.

27. Жан Виллар был создателем Комедии Франсез.

А) Верно.

Б) Неверно.

28. Питер Брук является автором книги «Театр и его двойник».

А) Верно.

Б) Неверно.

29. Питер Брук как режиссёр интересен постоянным поиском новых форм театрального действа.

А) Верно.

Б) Неверно.

30. Ежи Гротовский стремился к создания ярко зрелищных представлений, рассчитанных на широкую зрительскую аудиторию.

А) Верно.

Б) Неверно.

31. Александр Товстоногов является автором книги «Репетиция – любовь моя».

А) Верно.

Б) Неверно.

32. Анатолий Эфрос поставил свои лучшие спектакли в театре им. Маяковского.

А) Верно.

Б) Неверно.

33. Джорджо Стреллер в спектакле «Слуга двух господ» использовал традиции комедии дель Арте.

А) Верно.

Б) Неверно.

34. Первым режиссёром и идейным вдохновителем создания театра «Современник» был Олег Табаков.

А) Верно.

Б) Неверно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.088 с.)