IV. Бально-рейтинговая система. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Бально-рейтинговая система.



ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЖИССУРЫ

 

 

Учебная программа

по специальности 05 30 00 - Народное художественное творчество

квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель»

 

 

2011 г.

 

Утверждена на заседании кафедры режиссуры и мастерства актера 3 сентября 2010, протокол №1

 

Рекомендовано к изданию Советом театрально-режиссерского факультета 14 октября 2010, протокол №2

 

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЖИССУРЫ.

 

Учебная программа по специальности 05 30 00 - Народное художественное творчество, квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель». - Сост. Петрова О.Г.

М., МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ, 2010, - 34 с.

 

Составитель -

Петрова О. Г.,

кандидат искусствоведения

профессор

 

Внешний рецензент – Скандаров М.В., кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры режиссуры и кафедры актерского мастерства РАТИ (ГИТИСа).

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение (Цель и задачи курса) 3

II. Тематический план курс. Распределение по видам занятий и часам. 4

III. Форма итогового контроля. 5

IV. Бально-рейтинговая система. 6

IV. Критерии оценки ответа. 7

II. Содержание курса. 8

III. Рекомендуемая литература. 20

Основная (имеющаяся в библиотеке вуза): 20

Дополнительная литература (по темам): 20

IV. Рекомендации к самостоятельной работе студентов. 26

V. Темы семинаров. 27

VII. Примерные вопросы к экзаменам и зачетам. 28

VIII. Приложения. 30

 

 

I. Введение (Цель и задачи курса)

Цель курса.

Познакомить будущих режиссеров с историей возникновения, особенностями формирования и развития режиссерской профессии, со взглядами на режиссуру её выдающихся представителей; необходимо также сформировать у студентов представление о режиссуре как о специфической форме творческого мышления, своего рода философии, отражаемой посредством создаваемых спектаклей.

Задачи курса.

Передать будущему представителю режиссерской профессии представление о высокой художественной миссии режиссерского творчества, научит самостоятельно отбирать, оценивать и творчески использовать практические и теоретические достижения своих предшественников в области режиссуры; в собственном творчестве.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Дисциплина «История и теория режиссуры» является одной из наиболее важных среди дисциплин профессионального цикла. Курс органически связан как с курсом практической режиссуры, так и с историей театра в целом. Её изучение способствует формированию у студента ценностных и художественных ориентиров, играющих важнейшую роль в процессе формирования разносторонне развитой творческой личности, свободно ориентирующейся в многообразных проблемах театрального искусства в целом и в вопросах режиссуры как важнейшего компонента театрального процесса.

Требования к уровню освоения содержания курса.

К концу изучения курса «Истории и теории режиссуры» студент должен иметь полноценное представление об основных этапах формирования режиссуры, о наиболее существенных достижениях режиссерского искусства как в сфере практики, так и в области теоретической мысли; знать основные произведения классиков режиссуры и уметь свободно их анализировать, сопоставляя с собственными представлениями о задачах искусства режиссерского творчества.

II. Тематический план курс. Распределение по видам занятий и часам.

Темы лекционных циклов Лекции Семинары Самостоятельная работа
1.Постановочная деятельность в дорежиссерский период      
2.Начальный этап формирования режиссерского творчества: 30- 60 гг. XIX века. Англия и Германия      
3. Режиссерское искусство 70-х – 90-х гг. XIX века.      
4Режиссёрское искусство в России в 1-ой трети ХХ века.      
5. Режиссёрское искусство на Западе в 1-ой трети XX века.      
6. Режиссерское искусство 30-х – 80-х гг. ХХ века. Россия.        
7. Режиссерские искания 30-х – 80-х гг. на Западе.      
Итого:      
Общий объем курса  
Экзамен 9 семестр
Зачет 10 семестр

 

III. Форма итогового контроля.

 

Курс «История и теории режиссуры» изучается в 9 и 10 семестрах. В 9 семестре запланирован экзамен, а в 10 – зачет. Но, материал курс включен в экзаменационные билеты итогового государственного междисциплинарного экзамена «История и эстетика театра», поскольку курс «История и теория режиссуры» является органическим составляющим общего курса истории театра, и отражает профессиональные интересы выпускников в этой обширной области знаний. Студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен «История и эстетика театра» в конце 10 семестра.

 

IV. Бально-рейтинговая система.

 

Составляющие пункты итоговой оценки Оцениваемые элементы Максимальная оценка
Посещение занятий Активность на занятиях, уровень восприятия темы 3 балла за занятие
Участие в семинарах Выступление с докладом 10 баллов
Дополнения, короткие сообщения 5 баллов
Рубежный контроль Выявление уровня освоения пройденного материала 10 баллов
Письменная работа Полнота раскрытия темы 10 баллов
Оригинальность интерпретации темы 5 баллов
Наличие соответствующего теме сопроводительного материала 5 баллов  
20 баллов
Максимальное количество за семестр: 70 баллов
Экзамен, зачет   Знание пройденного материала в целом 10 баллов
Самобытность в интерпретации конкретных вопросов 10 баллов
Умение дать современную оценку исторических явлений   10 баллов
30 баллов
Максимальная итоговая оценка: 100 баллов

 

 

IV. Критерии оценки ответа.

 

Вопросы к экзаменам и зачетам составлены таким образом, чтобы дать возможность отвечающему продемонстрировать как конкретные познания в области истории и теории режиссуры, так и представление о театрально-историческом процессе в целом. Задача экзаменуемого - продемонстрировать умение творчески мыслить, отбирать наиболее существенное и ценное. Важно показать свое видение проблемы или темы, её идейно-исторический контекст.

Отлично (30 баллов) студент получает в том случае, если сумеет проявить не только фактологические знания, но и продемонстрирует творческое, индивидуальное видение материала.

Хорошо (20 баллов) ставится тем студентам, которые продемонстрировав знание материала в целом, однако не смогли его представить его ярко и интересно, а ограничились констатацией общеизвестных положений и фактов.

Удовлетворительно (10 баллов) получают студенты, не сумевшие в полной мере осветить вопросы, содержащиеся в билете, продемонстрировали лишь частичное фрагментарное знание материала.

Неудовлетворительная оценка ставится в случае недостаточного знания материала или при отсутствии полноценных знаний как таковых.

 

II. Содержание курса.

Постановочная деятельность в дорежиссерский период

Постановочные системы и принципы дорежиссёрского театра.

Античная модель представления: Древняя Греция, Древний Рим.

Средние века: мистериальные представления и миракли.

Испанский и английский типы спектаклей в эпоху Возрождения. Постановочные приемы, характерные для театров эпохи Лопе де Вега и Шекспира.

Классицизм как первая театральная школа. Мольер как постановщик собственных комедий. Реалистические поиски 18 века. Постановочная деятельность Д.Гаррика. Элементы режиссуры в актерских работах И.Клерон и А.Лекена. Постановочные принципы Ф.Волкова и т.д. Роль романтизма в освобождении театрального искусства от рутинных приемов и штампов. Режиссерские приемы в игре Э.Кина..

Начальный этап формирования режиссерского творчества: 30- 60 гг. XIX века. Англия и Германия

Постановочные эксперименты КИммермана и Л.Тика в Германии. «Археологический натурализм» в Англии как основа для формирования режиссёрского театра. Деятельность Чарлза Кина (Театр Принцессы») и Сэмюэла Фелпса. (Театр Сэдлерс-Уэлс). «Театр жизненной иллюзии» как первая полноценная форма режиссерского театра. Задача режиссера-постановщика – сближение театра с достижениями научной и художественной мысли, с лучшими образцами всех направлений соременного искусства. Г.Лаубе. (Бург театр Вена) как представитель «слузовой» режиссуры. «Картинная режиссура» Ф.Дингельштедта.

А. Таиров и Камерный театр.

Творческий путь А.Я. Таирова (1885-1950). Актёрские опыты Таирова. Начало режиссёрско-постановочной деятельности (театр Гайдебурова). Создание в 1914 году Камерного театра. Путь театра от эстетизированных, внешне эффектных постановок к реалистической достоверности, к сближению с современностью. Использование Таировым музыки, пластики, ритма, пантомимы для усиления эмоционального звучания спектакля.

Первая постановка «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского (1933) – одно из значительнейших творений этого периода. Единение режиссёрского замысла (А. Таиров), художественного решения (В. Рындин) и актёрской игры (А. Коонен). Постановки «Чайки» (1944) и «Мадам Бовари» (1940). Особенности театральной эстетики Таирова.

V. Темы семинаров.

При ознакомлении со списком предлагаемой для подготовки к семинару литературы, студент самостоятельно выбирает те фрагменты, которые ему кажутся наиболее интересными и яркими. Формирование самостоятельности мышления – одна из важнейших задач высшей школы.

 

1. Пять великих режиссеров: Станислаский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Вахтангов, Таиров. Особенности творческих исканий.

А. Режиссерские принципы Станиславского.

Б. Режиссерские принципы Немировича-Данченко.

В. Режиссерские искания Мейерхольда.

Г. Режиссерские искания Вахтангова.

Д. Режиссеркие принципы А.Я.Таирова.

Литература:

Немирович-Данченко В.И. "Театральное наследие», 2-х тт., М., 1952 -1954.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Любое издание.

Вахтангов Е.Б. На пути к Турандот. М., 2010.

Мейерхольд В.Э. Статьи, речи, письма. В 2 –х т. М., 1968.

Таиров А.Я. "Записки режиссёра", М., 1970.

 

Вопросы к экзамену (9семестр).

1. Постановочная деятельность в предрежиссерский период.

2. У истоков режиссуры: Чарльз Кин и Сэмюэл Фелпс.

3. Мейнингенский театр и режиссёрские принципы Людвига Кронека.

4. Генри Ирвинг как ярчайший представитель плеяды «актёров-режиссёров».

5. А. Антуан и его постановочная деятельность.

6. Режиссура О. Брама.

7. Постановочная деятельность А. Ленского.

8. Режиссерская деятельность К.С. Станиславского до создания МХТ.

9. Режиссерские искания Станиславского в МХТ.

10. Режиссерские искания в студиях, создаваемых К.С. Станиславским.

11. В.И. Немирович-Данченко - режиссер.

12. Режиссура в символистском театре: Поль Фор и Люнье По.

13. Эдвард Гордон Крэг и его постановочная деятельность.

14. Теоретические взгляды Э.Г.Крэга.

15. Постановка «Гамлета» К.С.Станиславским и Э.Г.Крэгом.

16. Световая режиссура А. Аппиа.

17. Направления режиссерской деятельности М. Рейнхардта.

18. Театральные искания Вс. Мейерхольда в дореволюционный период

19. Режиссерские искания Вс. Мейерхольда в послереволюционный период.

20. Режиссерские искания Е.Б. Вахтангова.

21. Режиссерские принципы А.Я.Таирова.

22. Режиссерская деятельность Ж. Копо.

23. «Картель четырех» и Ш. Дюллен.

24. «Картеля четырех» и Дж. Питоев.

25. «Картеля четырех» и Л. Жуве

26. «Картеля четырех» и Г. Бати.

27. Режиссерские принципы Ф.Жемье.

28. М. Чехов: актёр, режиссёр, педагог.

29. Политический театр Э. Пискатора.

30. Актерская режиссура М.Чехова.

 

Вопросы к зачету (10 семестр)

1. Театральные взгляды Антонена Арто.

2. Эпический театр и режиссура Бертольда Брехт.

3. Режиссерская деятельность Жана Вилара.

4. Постановочная деятельность Жана-Луи Барро.

5. Режиссерская деятельность А.Д. Попова.

6. Режиссерская деятельность А. Лобанов.

7. Режиссерская практика А.Д. Дикого.

8. Режиссерские искания Ежи Гротовский.

9. Режиссерские принципы Г.А. Товстоногова.

10. Режиссерские поиски А.В.Эфроса.

11. Режиссура Дж. Стрелера.

12. Режиссерские эксперименты П. Брука.

VIII. Приложения.

Контрольные тесты по курсу «История и теория режиссуры». Могут быть использованы при проведении рубежного контроля, а также, после окончания изучения курса для проверки остаточных знаний.

От тестируемого требуется проанализировать содержание утверждения и определить верно ли оно.

1. Наиболее часто начало формирования режиссуры связывают с именами Чарльза Кина и Сэмюэла Фелпса.

А) Верно.

Б) Неверно.

2. Термин «археологический натурализм» начали использовать применительно к режиссуре Э.Г. Крэга.

А) Верно.

Б) Неверно.

3. Спектакли мейнингенского театра можно было увидеть только непосредственно в герцогстве.

А) Верно.

Б) Неверно.

4. Мейнингенский театр развивал традиции, заложенные Чарлзом Кином.

А) Верно.

Б) Неверно.

5. А.Н. Островский упрекал режиссёра мейнингенского театра Людвига Кронека в том, что исторические аксессуары для него важнее характеров героев.

А) Верно.

Б) Неверно.

6. Гастроли мейнингенского театра по странам Европы привели к переосмыслению задач театра.

А). Верно.

Б). Неверно.

7. Генри Ирвинг своё режиссёрское дарование направил на популяризацию в Англии «новой драмы».

А) Верно.

Б) Неверно.

8. Генри Ирвинг прославился своими грандиозными шекспировскими постановками.

А) Верно.

Б) Неверно.

9. Андре Антуан являлся директором Свободного театра и режиссурой не занимался.

А) Верно.

Б) Неверно.

10. Андре Антуан первым на Западе поставил драму Л.Н. Толстого «Власть тьмы».

А) Верно.

Б) Неверно.

11. Андре Антуан использовал в своей режиссёрской практике положения эссе Э. Золя «Натурализм в театре».

А). Верно.

Б) Неверно.

12. Опыт сотрудничества Отто Брама с Эдвардом Гордоном Крэгом дал прекрасные результаты.

А) Верно.

Б). Неверно.

13. Алексей Ленский осуществлял свои режиссёрские эксперименты непосредственно в Малом театре.

А) Верно.

Б) Неверно.

14. К.С. Станиславский начал заниматься режиссурой непосредственно в стенах Московского Художественного театра.

А) Верно.

Б) Неверно.

15. В.И. Немирович-Данченко определял репертуарную политику МХТ и непосредственно режиссурой не занимался.

А) Верно.

Б) Неверно.

16. Поль Фор и Люнье По пропагандировали идеи «реалистической среды» в театре

А) Верно.

Б) Неверно.

17. Эдварда Гордона Крэг и Константин Сергеевич Станиславский с успехом довели до конца работу над шекспировским «Макбетом».

А) Верно.

Б) Неверно.

18. Макс Рейнхардт плодотворно работал в самых разных театральных формах.

А) Верно.

Б) Неверно.

19. Всеволод Мейерхольд начинал свою театральную карьеру в студии Евгения Вахтангова.

А) Верно.

Б) Неверно.

20. Евгений Вахтангов называл свой творческий режиссёрский метод «фантастическим реализмом».

А) Верно.

Б) Неверно.

21. Александр Таиров как режиссёр придавал огромное значение эстетическому совершенству спектакля.

А) Верно.

Б) Неверно.

22. Режиссёры «Картеля четырех» пытались освободить театр от власти коммерческих интересов.

А) Верно.

Б) Неверно.

23. Идеи Антонена Арто не нашли себе сторонников после его смерти.

А) Верно.

Б) Неверно.

24. Эрвин Пискатор был режиссёром-новатором в области массовых остро политизированных театральных действ

А) Верно.

Б) Неверно.

25. Бертольд Брехт называл свою театральную систему «лирическим театром»

А) Верно.

Б) Неверно.

26. Основа театральной и драматургической системы Бертольда Брехта – «эффект очуждения».

А) Верно.

Б) Неверно.

27. Жан Виллар был создателем Комедии Франсез.

А) Верно.

Б) Неверно.

28. Питер Брук является автором книги «Театр и его двойник».

А) Верно.

Б) Неверно.

29. Питер Брук как режиссёр интересен постоянным поиском новых форм театрального действа.

А) Верно.

Б) Неверно.

30. Ежи Гротовский стремился к создания ярко зрелищных представлений, рассчитанных на широкую зрительскую аудиторию.

А) Верно.

Б) Неверно.

31. Александр Товстоногов является автором книги «Репетиция – любовь моя».

А) Верно.

Б) Неверно.

32. Анатолий Эфрос поставил свои лучшие спектакли в театре им. Маяковского.

А) Верно.

Б) Неверно.

33. Джорджо Стреллер в спектакле «Слуга двух господ» использовал традиции комедии дель Арте.

А) Верно.

Б) Неверно.

34. Первым режиссёром и идейным вдохновителем создания театра «Современник» был Олег Табаков.

А) Верно.

Б) Неверно.

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЖИССУРЫ

 

 

Учебная программа

по специальности 05 30 00 - Народное художественное творчество

квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель»

 

 

2011 г.

 

Утверждена на заседании кафедры режиссуры и мастерства актера 3 сентября 2010, протокол №1

 

Рекомендовано к изданию Советом театрально-режиссерского факультета 14 октября 2010, протокол №2

 

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ РЕЖИССУРЫ.

 

Учебная программа по специальности 05 30 00 - Народное художественное творчество, квалификация «Режиссер любительского театра, преподаватель». - Сост. Петрова О.Г.

М., МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ, 2010, - 34 с.

 

Составитель -

Петрова О. Г.,

кандидат искусствоведения

профессор

 

Внешний рецензент – Скандаров М.В., кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры режиссуры и кафедры актерского мастерства РАТИ (ГИТИСа).

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение (Цель и задачи курса) 3

II. Тематический план курс. Распределение по видам занятий и часам. 4

III. Форма итогового контроля. 5

IV. Бально-рейтинговая система. 6

IV. Критерии оценки ответа. 7

II. Содержание курса. 8

III. Рекомендуемая литература. 20

Основная (имеющаяся в библиотеке вуза): 20

Дополнительная литература (по темам): 20

IV. Рекомендации к самостоятельной работе студентов. 26

V. Темы семинаров. 27

VII. Примерные вопросы к экзаменам и зачетам. 28

VIII. Приложения. 30

 

 

I. Введение (Цель и задачи курса)

Цель курса.

Познакомить будущих режиссеров с историей возникновения, особенностями формирования и развития режиссерской профессии, со взглядами на режиссуру её выдающихся представителей; необходимо также сформировать у студентов представление о режиссуре как о специфической форме творческого мышления, своего рода философии, отражаемой посредством создаваемых спектаклей.

Задачи курса.

Передать будущему представителю режиссерской профессии представление о высокой художественной миссии режиссерского творчества, научит самостоятельно отбирать, оценивать и творчески использовать практические и теоретические достижения своих предшественников в области режиссуры; в собственном творчестве.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Дисциплина «История и теория режиссуры» является одной из наиболее важных среди дисциплин профессионального цикла. Курс органически связан как с курсом практической режиссуры, так и с историей театра в целом. Её изучение способствует формированию у студента ценностных и художественных ориентиров, играющих важнейшую роль в процессе формирования разносторонне развитой творческой личности, свободно ориентирующейся в многообразных проблемах театрального искусства в целом и в вопросах режиссуры как важнейшего компонента театрального процесса.

Требования к уровню освоения содержания курса.

К концу изучения курса «Истории и теории режиссуры» студент должен иметь полноценное представление об основных этапах формирования режиссуры, о наиболее существенных достижениях режиссерского искусства как в сфере практики, так и в области теоретической мысли; знать основные произведения классиков режиссуры и уметь свободно их анализировать, сопоставляя с собственными представлениями о задачах искусства режиссерского творчества.

II. Тематический план курс. Распределение по видам занятий и часам.

Темы лекционных циклов Лекции Семинары Самостоятельная работа
1.Постановочная деятельность в дорежиссерский период      
2.Начальный этап формирования режиссерского творчества: 30- 60 гг. XIX века. Англия и Германия      
3. Режиссерское искусство 70-х – 90-х гг. XIX века.      
4Режиссёрское искусство в России в 1-ой трети ХХ века.      
5. Режиссёрское искусство на Западе в 1-ой трети XX века.      
6. Режиссерское искусство 30-х – 80-х гг. ХХ века. Россия.        
7. Режиссерские искания 30-х – 80-х гг. на Западе.      
Итого:      
Общий объем курса  
Экзамен 9 семестр
Зачет 10 семестр

 

III. Форма итогового контроля.

 

Курс «История и теории режиссуры» изучается в 9 и 10 семестрах. В 9 семестре запланирован экзамен, а в 10 – зачет. Но, материал курс включен в экзаменационные билеты итогового государственного междисциплинарного экзамена «История и эстетика театра», поскольку курс «История и теория режиссуры» является органическим составляющим общего курса истории театра, и отражает профессиональные интересы выпускников в этой обширной области знаний. Студенты сдают государственный междисциплинарный экзамен «История и эстетика театра» в конце 10 семестра.

 

IV. Бально-рейтинговая система.

 

Составляющие пункты итоговой оценки Оцениваемые элементы Максимальная оценка
Посещение занятий Активность на занятиях, уровень восприятия темы 3 балла за занятие
Участие в семинарах Выступление с докладом 10 баллов
Дополнения, короткие сообщения 5 баллов
Рубежный контроль Выявление уровня освоения пройденного материала 10 баллов
Письменная работа Полнота раскрытия темы 10 баллов
Оригинальность интерпретации темы 5 баллов
Наличие соответствующего теме сопроводительного материала 5 баллов  
20 баллов
Максимальное количество за семестр: 70 баллов
Экзамен, зачет   Знание пройденного материала в целом 10 баллов
Самобытность в интерпретации конкретных вопросов 10 баллов
Умение дать современную оценку исторических явлений   10 баллов
30 баллов
Максимальная итоговая оценка: 100 баллов

 

 

IV. Критерии оценки ответа.

 

Вопросы к экзаменам и зачетам составлены таким образом, чтобы дать возможность отвечающему продемонстрировать как конкретные познания в области истории и теории режиссуры, так и представление о театрально-историческом процессе в целом. Задача экзаменуемого - продемонстрировать умение творчески мыслить, отбирать наиболее существенное и ценное. Важно показать свое видение проблемы или темы, её идейно-исторический контекст.

Отлично (30 баллов) студент получает в том случае, если сумеет проявить не только фактологические знания, но и продемонстрирует творческое, индивидуальное видение материала.

Хорошо (20 баллов) ставится тем студентам, которые продемонстрировав знание материала в целом, однако не смогли его представить его ярко и интересно, а ограничились констатацией общеизвестных положений и фактов.

Удовлетворительно (10 баллов) получают студенты, не сумевшие в полной мере осветить вопросы, содержащиеся в билете, продемонстрировали лишь частичное фрагментарное знание материала.

Неудовлетворительная оценка ставится в случае недостаточного знания материала или при отсутствии полноценных знаний как таковых.

 

II. Содержание курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.126 с.)