Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русский театр рубежа ХIХ-ХХ веков.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русский театр рубежа ХIХ-ХХ веков. Тема.1. Введение. Историческая обстановка рубежа ХIХ-ХХ веков. Художественные направления и их краткая характеристика. Утверждение режиссуры, как важнейшего фактора театрального развития. Тема 2. Становление искусства режиссуры и организация Московского Художественного театра. Основные тенденции развития русского театра в конце XIX века и исторические предпосылки создания МХТ. Искусство режиссуры – театральная доминанта периода. Слагаемые режиссёрской целостности спектакля. Деятельность и театральные принципы К. С. Станиславского (1863-1938) и Вл. И. Немировича-Данченко (1858-1943). Открытие, первые сезоны, труппа, основные направления и линии репертуара МХТ. Постановочные принципы. Тема 3. А. П. Чехов (1860-1904) и сценическая методология МХТ. А. П. Чехов и театр «домхатовского» периода. Чехов и западноевропейская новая драма. Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. Трактовка сценического пространства. Двойной смысл принципа «четвертой стены». Световая и звуковая партитура. Проблема чеховского актерского ансамбля. Постановки в МХТ пьес «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры», «Вишневый сад» (1904). Проблема соотношения драматургического и сценического жанра. Тема 4. М. Горький (1868-1936) и МХТ. Горький и расширение тематического диапазона в показе современной жизни. «Мещане» (1902). Режиссерский план К. С. Станиславского. «Чеховский» подход к поэтике М. Горького. «На дне» (1902). Режиссерская партитура К. С. Станиславского и роль Вл. И. Немировича-Данченко в подборе ключа к поэтике М. Горького. Начало расхождения между основателями МХТ. Актерский ансамбль. Общественный резонанс спектакля. Тема 5. Малый театр на рубеже XIX-XX вв. Состав труппы. Репертуар. Проблема режиссуры. Реформа А. П. Ленского. Ленский и МХТ. Новый театр. Шекспировские спектакли Ленского в Малом и Новом театрах. «Сон в летнюю ночь» (Новый театр, 1899) – опыт драматического спектакля на музыке. Тема 6. Александринский театр на рубеже XIX-XX вв. Эволюция постановочной системы. Становление режиссуры. Деятельность Е. П. Карпова и П. П. Гнедича. Неосуществленная реформа С. М. Волконского. Состав труппы. Репертуар. Античные трагедии в постановке Ю. Э. Озаровского (1869-1924). Мхатовская режиссура на сцене Александринского театра. Деятельность А. А. Санина (1869-1956) и М. Е. Дарского (1865-1930). Тема 7. В. Ф. Комиссаржевская и проблема актерского театра на рубеже XIX-XX вв. Актерская индивидуальность и театральная система: конфликты и взаимодействия. Творческий путь В. Ф. Комиссаржевской. Репертуар. Комиссаржевская и «новая драма». Комиссаржевская и режиссерский театр. Комиссаржевская и актерское искусство МХТ. Комиссаржевская и символизм. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже (1904-1906). Тема 8. Театральный символизм в России. Символистское толкование содержания, формы и материала театрального искусства. Театрально-эстетические взгляды русских символистов. Драматургия символистов. Символистские опыты К. С. Станиславского: «Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри» М. Метерлинка (1904), «Драмы жизни» К. Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Л.Н. Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908). Художники В. Е. Егоров (1878-1960) и Н. П. Ульянов (1885-1949). Начало режиссерской деятельности В. Э. Мейерхольда. Театр-студия на Поварской (весна – лето 1905): «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка. Принципы «Неподвижного театра». Театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской. Постановки Вс. Мейерхольда: «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока (1906), «Жизнь человека» А. Андреева (1907), «Вечная сказка» С. Пшибышевского, «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда, «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка и др. Модерн и символизм на путях формирования методологии Условного театра. Художники театра на Офицерской – Н. Н. Сапунов (1880-1912), С. Ю. Судейкин (1882-1946), В. И. Денисов (1862-1922) Поэтический театр А. А. Блока (1880-1921). Драматургия Л. Н. Андреева (1871-1919) и театр. Кризис символистской концепции театра. Эстетические параметры Условного театра.
Русский театр ХХ века. Тема 1. Введение. Основные тенденции развития театра в ХХ веке. Режиссёрский театр. Театральные системы ХХ века. Театр и идеология. Театр и философия. Театр и социум. Поиски нового театрального языка. Театр и новые технологии искусства. Театр и кино. Театр и телевидение. Театр и мультимедиа. Межнациональные театральные связи. Тема 2. Русский театр первой четверти ХХ века. Основные тенденции развития. Московский Художественный театр: 1908-1917. Формирование «системы» К. С. Станиславского. «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909). Г. Крэг и система К. С. Станиславского. «Гамлет» У. Шекспира (1911). Начало студийного движения МХТ. Первая студия (1912). Л. А. Сулержицкий (1872-1916). Е. Б. Вахтангов (1883-1922). Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко. Поиски психологической трагедии. Драматургия Л. Н. Андреева на сцене МХТ. «Анатэма» (1909). Проблема инсценирования прозы: «бескровная революция» в театре: «Братья Карамазовы» (1910) и «Николай Ставрогин» (1913). МХТ и художники «Мира искусства». Театральный традиционализм. Опыты «Старинного театра». Театрально-эстетические взгляды Н. Н. Евреинова и Вс. Мейерхольда. Реконструкция и стилизация. Студийные искания В. Э. Мейерхольда (1908-1917). Студия на Бородинской (1913-1917) – лаборатория актерской техники условного театра. В. Э Мейерхольд и Александринский театр (1908-1918). Сотрудничество с художником А. Я. Головиным (1863-1930): «Дон Жуан» (1910). «Гроза» (1916), «Маскарад» (1917). Режиссура: 1907 – 1917. Творчество Н. Н. Евреинова (1879-1953), К. А. Марджанова (1872-1933). Режиссерские искания Ф. Ф. Комиссаржевского (1882-1954). А. Я. Таиров (1885-1950) и Камерный театр (1914). Программа «театрализации театра». Мистерия и арлекинада. Пантомима. Таиров и художники Камерного театра. «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира Кифарэд» И. Ф. Анненского (1916). Октябрьская революция и театр. Художественная интеллигенция и революция. Театрально-эстетические концепции нового театра. Идеологическая платформа советской власти и организационная перестройка театрального дела. Нарком просвещения А. В. Луначарский (1875-1933). Малый и бывший Александринский театры в 1917 – 1923 годах. Репертуар, режиссура, образ спектакля, актеры. Организация Большого драматического театра и его первые сезоны. МХАТ и его студии в 1917-23 годах. Творческий театр и методология МХАТ. Театральная деятельность и спектакли Е. Б. Вахтангова: 1918 – 1922. От «душевного натурализма» – к постановочной технике условного театра. Условный театр и система Станиславского. Спектакли Е. Б. Вахтангова в Третьей студии. Вахтангов и «Габима». Камерный театр: 1917 – 1922. Репертуар, постановочные принципы, мастера. Концепция «театра эмоционально насыщенных форм». Воспитание синтетического актера. Театральная деятельность В. Э. Мейерхольда: 1917 – 1922. В. Э. Мейерхольд и революция. Мейерхольд и В. В. Маяковский (1893-1930). «Театральный Октябрь» и Театр РСФСР Первый (1920). Начало ТИМа (Театр им. Мейерхольда). Конструктивизм и биомеханика. Актерская система Мейерхольда. Лозунг А. В. Луначарского «Назад к Островскому!» (1923) и начало нового этапа развития театра. Тема 3. Русский театр 1920-х годов. Творческая интенсивность театрального процесса 1920-х годов. Самоопределение театральных систем. Проблема репертуара. Режиссура и советская пьеса. Режиссура и классика. Режиссура и современная западная драма. Рост партийно-административного контроля. Тенденция к нивелированию театрального процесса и выработке единого стиля. Театральная платформа РАПП. Малый театр, Академический театр драмы (бывший Александринский), Московский Художественный академический театр. МХАТ Второй, Театр имени Евг. Вахтангова. Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ, с 1926 г. ГосТИМ) в 1920-е годы. Основные тенденции развития, эстетическая программа, репертуар, режиссура, художественный образ спектакля, актерская система. Тема 5. Русский театр в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Патриотическая и идеологическая функция театра в годы войны. Организационные формы театральной жизни. Спектакли современной и национально-исторической тематики. Драматургия А. Е. Корнейчука (1905-1972), К. М. Симонова (1915-1979), Л. М. Леонова, А. К. Гладкова (1912-1976). Роль русской классики в репертуаре военного времени. Примерные темы курсовых работ 1. Смысл театральной реформы, предпринятой МХТ: первые сезоны МХТ – режиссура, труппа, репертуар. 2. Символистские искания Вс.Мейерхольда. 3. Итоги символистских исканий К.С. Станиславского в спектаклях “Драма жизни” К. Гамсуна, “Жизнь человека” Л. Андреева. 4. Интерпретация классика на сцене МХТ в 1907–1917: спектакли “Братья Карамазовы” Ф. Достоевского, “Живой труп” Л. Толстого, “Месяц в деревне” И. Тургенева, “Гамлет” В. Шекспира. 5. Классические постановки Вс.Мейерхольда на сцене Александринского театра – “Маскарад” Ю. Лермонтова, “Дон Жуан” Ж.-Мольера. 6. Режиссерская формула чеховских спектаклей на сцене МХТ. 7. Реконструкция постановок пьес М.Горького на сцене МХТ. 8. Теория драмы «панпсихе» Л.Андреева и ее реализация на сцене. 9. Творческие поиски ведущих актеров МХТ: В.Качалов, М.Москвин, М.Лилина, К.Станиславский, О.Книппер-Чехова, и др. 10. Русский символистский театр: “Балаганчик” в постановке В. Мейерхольда; замысел постановки “Роза и крест” К.С. Станиславским. 11. Вс.Мейерхольд и условный театр – новые средства построения художественного образа (декорация, мизансцена, положение актера в условном символистском театре). (На примере спектаклей “Смерть Тентажиля” М. Метерлинка, “Балаганчик” А. Блока, “Сестра Беатриса” М. Метерлинка, “Жизнь человека” Л. Андреева). 12. В.Комиссаржевская и Вс.Мейерхольда “Сестра Беатриса”: творческое содружество. 13. Театральная теория Н.Евреинова и ее воплощение в русском театре. 14. Кабаре и театры миниатюр как характерная художественная среда театральной жизни начала 20 в. 13. Создание Камерного театра: художественная программа А.Я. Таирова. 14. Творческий путь Алисы Коонен. 15. Художественные принципы конструктивизма и биомеханика в спектаклях Вс. Мейерхольда 1920-х гг.: “Лес”, “Ревизор”, “Горе уму”, «Мандат». 16. Теория подготовки актера Михаила Чехова. 17. Творческий путь актера Михаила Чехова. 18. Молодое актерское поколение МХаТ: Н.Хмелев, О.Андровская, М.Яншин, А.Грибов, Н.Баталов и др. 19. Драматургия и театральная деятельности Булгакова: первые постановки пьес драматурга на сцене. 20. Дискуссия 1930-х годов о драматургии «с потолком» и «без потолка»: противостояние Вс.Вишневского и А.Афиногенова. 21. Вс.Мейерхольд – режиссер В.Маяковского (Н.Эрдмана). 22. Выдающие актеры театра Вс.Мейерхольда (И.Ильинский, Э.Гарин и др.) 23. История мхатовских студий и влияние на театральную жизнь Москвы. 24. Е.Вахтангов и его выдающиеся спектакли: «Гадибук», «Принцесса Турандот» и др. 25. Выдающиеся спектакли В.И.Немировича-Данченко на сцене МХаТ в 1930-е г. “Анна Каренина”, “Воскресение”, “Три сестры” (1940). 26. Театральная “оттепель” 1950-х годов: драматургия, театральное новаторство, режиссерские поиски, новая плеяда актеров. 27. Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов (О.Ефремов и театр «Современник», Ю.Любимов и театр на Таганке, Г.Товстоногов и БДТ, режиссерская деятельность А.Эфроса и др.). 28. Отечественная режиссура и театр 1970-80-х гг. (те же и М.Захаров, Л.Хейфиц, В.Фокин, П.Фоменко, Л.Додин, А.Васильев и др.) 29. Проблемы актерского искусства 1960-1980-х гг. (творческий путь одного выдающегося актера по согласованию). 30. История становления Самарского академического театра драмы им.Горького. Рекомендуемая литература по курсу
Литература по проблемам режиссерского и актерского искусства
Альтшуллер А. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л.: Искусство, 1985. Беньяш Р. Без грима и в гриме. Театральные портреты. Л.; М.: Искусство, 1965. Велихова Н. А. Охлопков и театр улиц. – М., 1970. Виленкин В. Качалов. М.: Искусство, 1976. Гейзер М. Михоэлс. Жизнь и смерть. М.: Искусство, 1998. Гладков А. Театр. Воспоминания и размышления. М.: Искусство, 1980. Головашенко Ю. Режиссерское искусство Таирова. М.: Искусство, 1970. Драматический имени Горького. Страницы истории Куйбышевского драматического театра имени А.М.Горького. Куйбышев, 1976. Золотницкий Д. Сергей Радлов: Режиссура судьбы. – СПб., 1999. Коонен А. Страницы жизни. М., 1975. Крымова Н. Станиславский – режиссер. – М.: Искусство, 1971. Крымова Н. Имена. Рассказы о людях театра. / М.: Искусство,1971. Крымова Н. Любите ли вы театр? М.: Детская литература, 1987. Левитин М. Таиров. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 359 с. Максимова В. Жизнь. Актер. Образ. М.: Знание, 1984. Марков П. Н. В Художественном театре. Книга завлита. – М., 1976. Марков П. А. О театре: в 4 т. – М., 1974 – 1977. Марков П. А. Книга воспоминаний. – М., 1983. Мацкин А. Театр моих современников. Из старых и новых тетрадей. – М.: Искусство, 1987. Мейерхольд репетирует: В 2 т. (Спектакли 20-х годов, спектакли 30-х годов). М.: Изд-во «Артист. Режиссер. Театр», 1993. Монастырский П. Главный режиссер: Заметки и размышления о работе периферийного театра. Куйбышев, 1985. Монастырский П. Мой театр. Самара, 1995. Монастырский П. Совершенно несекретно. Самара, 1996. Портреты режиссёров. Вып. 1- 4. – М.; Л., 1972-1986. Проблемы теории и практики русской советской режиссуры. Вып. 1-4. – Л., 1980 – 1986. Рудницкий К. Проза и сцена. М.: Искусство, 1974. Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. – М., 1989. Рудницкий К. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. – М.: Наука, 1990. Русский драматический театр конца XIX – начала XX века. – М., 1997. Рыбаков Ю. Г.А.Товстоногов. Проблемы режиссуры. М.: Искусство, 1977. Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХIХ века / А.М.Смелянский. – М.: Искусство, 1999. – 449 с. Смелянский А. Уходящая натура. – М., 2001. Смирнов-Несвицкий Ю. О многообразии сценических решений. М.: Искусство, 1964. Смирнов-Несвицкий Ю. Советское актерское искусство: 50-70-е годы. М.: Искусство, 1982. Смирнов-Несвицкий Ю. Вахтангов. М.: Искусство, 1987. Соловьева И. Немирович-Данченко. М.: Искусство, 1980. Соловьева И. Книга о счастье // Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. / Подгот. текста, вступит. ст. и коммент. И.Н.Соловьева. М.: Искусство, 1988. Т.1. Строева М. Режиссерские искания Станиславского: В 2 т. М.: Искусство, 1971. Титова Г. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру. – СПб.: изд-во СПбГАТИ, 2006. – 176 с. Тихвинская Л. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 527 с. Туровская М. Бабанова: Легенда и биография; Александр Михайлович Лобанов: документы, статьи, воспоминания. М., 1981. Финк Л. Актеры нашего театра. Этюды и характеристики. Куйбышев, 1962. Финк Л. В гриме и без грима. Актеры нашего театра. Куйбышев, 1965. Финк Л. При свете рампы. Очерки и творческие портреты. Куйбышев, 1980. Финк Л. Живая память. Статьи о литературе и театре. Куйбышев, 1985. Шебуев Г. Актерское счастье. Куйбышев, 1964. Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях. М.: Искусство, 1964.
Русский театр рубежа ХIХ-ХХ веков. Тема.1. Введение. Историческая обстановка рубежа ХIХ-ХХ веков. Художественные направления и их краткая характеристика. Утверждение режиссуры, как важнейшего фактора театрального развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.012 с.) |