Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский театр рубежа ХIХ-ХХ веков.

Поиск

Русский театр рубежа ХIХ-ХХ веков.

Тема.1. Введение.

Историческая обстановка рубежа ХIХ-ХХ веков. Художественные направления и их краткая характеристика. Утверждение режиссуры, как важнейшего фактора театрального развития.

Тема 2. Становление искусства режиссуры и организация Московского Художественного театра.

Основные тенденции развития русского театра в конце XIX века и исторические предпосылки создания МХТ. Искусство режиссуры – театральная доминанта периода. Слагаемые режиссёрской целостности спектакля. Деятельность и театральные принципы К. С. Станиславского (1863-1938) и Вл. И. Немировича-Данченко (1858-1943). Открытие, первые сезоны, труппа, основные направления и линии репертуара МХТ. Постановочные принципы.

Тема 3. А. П. Чехов (1860-1904) и сценическая методология МХТ.

А. П. Чехов и театр «домхатовского» периода. Чехов и западноевропейская новая драма. Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского. Трактовка сценического пространства. Двойной смысл принципа «четвертой стены». Световая и звуковая партитура. Проблема чеховского актерского ансамбля. Постановки в МХТ пьес «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры», «Вишневый сад» (1904). Проблема соотношения драматургического и сценического жанра.

Тема 4. М. Горький (1868-1936) и МХТ.

Горький и расширение тематического диапазона в показе современной жизни. «Мещане» (1902). Режиссерский план К. С. Станиславского. «Чеховский» подход к поэтике М. Горького. «На дне» (1902). Режиссерская партитура К. С. Станиславского и роль Вл. И. Немировича-Данченко в подборе ключа к поэтике М. Горького. Начало расхождения между основателями МХТ. Актерский ансамбль. Общественный резонанс спектакля.

Тема 5. Малый театр на рубеже XIX-XX вв.

Состав труппы. Репертуар. Проблема режиссуры. Реформа А. П. Ленского. Ленский и МХТ. Новый театр. Шекспировские спектакли Ленского в Малом и Новом театрах. «Сон в летнюю ночь» (Новый театр, 1899) – опыт драматического спектакля на музыке.

Тема 6. Александринский театр на рубеже XIX-XX вв.

Эволюция постановочной системы. Становление режиссуры. Деятельность Е. П. Карпова и П. П. Гнедича. Неосуществленная реформа С. М. Волконского. Состав труппы. Репертуар. Античные трагедии в постановке Ю. Э. Озаровского (1869-1924). Мхатовская режиссура на сцене Александринского театра. Деятельность А. А. Санина (1869-1956) и М. Е. Дарского (1865-1930).

Тема 7. В. Ф. Комиссаржевская и проблема актерского театра на рубеже XIX-XX вв.

Актерская индивидуальность и театральная система: конфликты и взаимодействия. Творческий путь В. Ф. Комиссаржевской. Репертуар. Комиссаржевская и «новая драма». Комиссаржевская и режиссерский театр. Комиссаржевская и актерское искусство МХТ. Комиссаржевская и символизм. Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской в Пассаже (1904-1906).

Тема 8. Театральный символизм в России.

Символистское толкование содержания, формы и материала театрального искусства. Театрально-эстетические взгляды русских символистов. Драматургия символистов. Символистские опыты К. С. Станиславского: «Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри» М. Метерлинка (1904), «Драмы жизни» К. Гамсуна (1907), «Жизнь человека» Л.Н. Андреева (1907), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908). Художники В. Е. Егоров (1878-1960) и Н. П. Ульянов (1885-1949). Начало режиссерской деятельности В. Э. Мейерхольда. Театр-студия на Поварской (весна – лето 1905): «Смерть Тентажиля» М. Метерлинка. Принципы «Неподвижного театра». Театр В. Ф. Комиссаржевской на Офицерской. Постановки Вс. Мейерхольда: «Гедда Габлер» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока (1906), «Жизнь человека» А. Андреева (1907), «Вечная сказка» С. Пшибышевского, «Пробуждение весны» Ф. Ведекинда, «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка и др. Модерн и символизм на путях формирования методологии Условного театра. Художники театра на Офицерской – Н. Н. Сапунов (1880-1912), С. Ю. Судейкин (1882-1946), В. И. Денисов (1862-1922) Поэтический театр А. А. Блока (1880-1921). Драматургия Л. Н. Андреева (1871-1919) и театр. Кризис символистской концепции театра. Эстетические параметры Условного театра.

 

Русский театр ХХ века.

Тема 1. Введение.

Основные тенденции развития театра в ХХ веке. Режиссёрский театр. Театральные системы ХХ века. Театр и идеология. Театр и философия. Театр и социум. Поиски нового театрального языка. Театр и новые технологии искусства. Театр и кино. Театр и телевидение. Театр и мультимедиа. Межнациональные театральные связи.

Тема 2. Русский театр первой четверти ХХ века.

Основные тенденции развития. Московский Художественный театр: 1908-1917. Формирование «системы» К. С. Станиславского. «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909). Г. Крэг и система К. С. Станиславского. «Гамлет» У. Шекспира (1911). Начало студийного движения МХТ. Первая студия (1912). Л. А. Сулержицкий (1872-1916). Е. Б. Вахтангов (1883-1922). Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко. Поиски психологической трагедии. Драматургия Л. Н. Андреева на сцене МХТ. «Анатэма» (1909). Проблема инсценирования прозы: «бескровная революция» в театре: «Братья Карамазовы» (1910) и «Николай Ставрогин» (1913). МХТ и художники «Мира искусства».

Театральный традиционализм. Опыты «Старинного театра». Театрально-эстетические взгляды Н. Н. Евреинова и Вс. Мейерхольда. Реконструкция и стилизация. Студийные искания В. Э. Мейерхольда (1908-1917). Студия на Бородинской (1913-1917) – лаборатория актерской техники условного театра. В. Э Мейерхольд и Александринский театр (1908-1918). Сотрудничество с художником А. Я. Головиным (1863-1930): «Дон Жуан» (1910). «Гроза» (1916), «Маскарад» (1917).

Режиссура: 1907 – 1917. Творчество Н. Н. Евреинова (1879-1953), К. А. Марджанова (1872-1933). Режиссерские искания Ф. Ф. Комиссаржевского (1882-1954). А. Я. Таиров (1885-1950) и Камерный театр (1914). Программа «театрализации театра». Мистерия и арлекинада. Пантомима. Таиров и художники Камерного театра. «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фамира Кифарэд» И. Ф. Анненского (1916).

Октябрьская революция и театр. Художественная интеллигенция и революция. Театрально-эстетические концепции нового театра. Идеологическая платформа советской власти и организационная перестройка театрального дела. Нарком просвещения А. В. Луначарский (1875-1933).

Малый и бывший Александринский театры в 1917 – 1923 годах. Репертуар, режиссура, образ спектакля, актеры. Организация Большого драматического театра и его первые сезоны. МХАТ и его студии в 1917-23 годах. Творческий театр и методология МХАТ. Театральная деятельность и спектакли Е. Б. Вахтангова: 1918 – 1922. От «душевного натурализма» – к постановочной технике условного театра. Условный театр и система Станиславского. Спектакли Е. Б. Вахтангова в Третьей студии. Вахтангов и «Габима».

Камерный театр: 1917 – 1922. Репертуар, постановочные принципы, мастера. Концепция «театра эмоционально насыщенных форм». Воспитание синтетического актера.

Театральная деятельность В. Э. Мейерхольда: 1917 – 1922. В. Э. Мейерхольд и революция. Мейерхольд и В. В. Маяковский (1893-1930). «Театральный Октябрь» и Театр РСФСР Первый (1920). Начало ТИМа (Театр им. Мейерхольда). Конструктивизм и биомеханика. Актерская система Мейерхольда.

Лозунг А. В. Луначарского «Назад к Островскому!» (1923) и начало нового этапа развития театра.

Тема 3. Русский театр 1920-х годов.

Творческая интенсивность театрального процесса 1920-х годов. Самоопределение театральных систем. Проблема репертуара. Режиссура и советская пьеса. Режиссура и классика. Режиссура и современная западная драма. Рост партийно-административного контроля. Тенденция к нивелированию театрального процесса и выработке единого стиля. Театральная платформа РАПП. Малый театр, Академический театр драмы (бывший Александринский), Московский Художественный академический театр. МХАТ Второй, Театр имени Евг. Вахтангова. Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ, с 1926 г. ГосТИМ) в 1920-е годы. Основные тенденции развития, эстетическая программа, репертуар, режиссура, художественный образ спектакля, актерская система.

Тема 5. Русский театр в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

Патриотическая и идеологическая функция театра в годы войны. Организационные формы театральной жизни. Спектакли современной и национально-исторической тематики. Драматургия А. Е. Корнейчука (1905-1972), К. М. Симонова (1915-1979), Л. М. Леонова, А. К. Гладкова (1912-1976). Роль русской классики в репертуаре военного времени.

Примерные темы курсовых работ

1. Смысл театральной реформы, предпринятой МХТ: первые сезоны МХТ – режиссура, труппа, репертуар.

2. Символистские искания Вс.Мейерхольда.

3. Итоги символистских исканий К.С. Станиславского в спектаклях “Драма жизни” К. Гамсуна, “Жизнь человека” Л. Андреева.

4. Интерпретация классика на сцене МХТ в 1907–1917: спектакли “Братья Карамазовы” Ф. Достоевского, “Живой труп” Л. Толстого, “Месяц в деревне” И. Тургенева, “Гамлет” В. Шекспира.

5. Классические постановки Вс.Мейерхольда на сцене Александринского театра – “Маскарад” Ю. Лермонтова, “Дон Жуан” Ж.-Мольера.

6. Режиссерская формула чеховских спектаклей на сцене МХТ.

7. Реконструкция постановок пьес М.Горького на сцене МХТ.

8. Теория драмы «панпсихе» Л.Андреева и ее реализация на сцене.

9. Творческие поиски ведущих актеров МХТ: В.Качалов, М.Москвин, М.Лилина, К.Станиславский, О.Книппер-Чехова, и др.

10. Русский символистский театр: “Балаганчик” в постановке В. Мейерхольда; замысел постановки “Роза и крест” К.С. Станиславским.

11. Вс.Мейерхольд и условный театр – новые средства построения художественного образа (декорация, мизансцена, положение актера в условном символистском театре). (На примере спектаклей “Смерть Тентажиля” М. Метерлинка, “Балаганчик” А. Блока, “Сестра Беатриса” М. Метерлинка, “Жизнь человека” Л. Андреева).

12. В.Комиссаржевская и Вс.Мейерхольда “Сестра Беатриса”: творческое содружество.

13. Театральная теория Н.Евреинова и ее воплощение в русском театре.

14. Кабаре и театры миниатюр как характерная художественная среда театральной жизни начала 20 в.

13. Создание Камерного театра: художественная программа А.Я. Таирова.

14. Творческий путь Алисы Коонен.

15. Художественные принципы конструктивизма и биомеханика в спектаклях Вс. Мейерхольда 1920-х гг.: “Лес”, “Ревизор”, “Горе уму”, «Мандат».

16. Теория подготовки актера Михаила Чехова.

17. Творческий путь актера Михаила Чехова.

18. Молодое актерское поколение МХаТ: Н.Хмелев, О.Андровская, М.Яншин, А.Грибов, Н.Баталов и др.

19. Драматургия и театральная деятельности Булгакова: первые постановки пьес драматурга на сцене.

20. Дискуссия 1930-х годов о драматургии «с потолком» и «без потолка»: противостояние Вс.Вишневского и А.Афиногенова.

21. Вс.Мейерхольд – режиссер В.Маяковского (Н.Эрдмана).

22. Выдающие актеры театра Вс.Мейерхольда (И.Ильинский, Э.Гарин и др.)

23. История мхатовских студий и влияние на театральную жизнь Москвы.

24. Е.Вахтангов и его выдающиеся спектакли: «Гадибук», «Принцесса Турандот» и др.

25. Выдающиеся спектакли В.И.Немировича-Данченко на сцене МХаТ в 1930-е г. “Анна Каренина”, “Воскресение”, “Три сестры” (1940).

26. Театральная “оттепель” 1950-х годов: драматургия, театральное новаторство, режиссерские поиски, новая плеяда актеров.

27. Новое поколение советской режиссуры в театре 1960-х годов (О.Ефремов и театр «Современник», Ю.Любимов и театр на Таганке, Г.Товстоногов и БДТ, режиссерская деятельность А.Эфроса и др.).

28. Отечественная режиссура и театр 1970-80-х гг. (те же и М.Захаров, Л.Хейфиц, В.Фокин, П.Фоменко, Л.Додин, А.Васильев и др.)

29. Проблемы актерского искусства 1960-1980-х гг. (творческий путь одного выдающегося актера по согласованию).

30. История становления Самарского академического театра драмы им.Горького.


Рекомендуемая литература по курсу

 

Литература по проблемам режиссерского и актерского искусства

 

Альтшуллер А. Пять рассказов о знаменитых актерах. Л.: Искусство, 1985.

Беньяш Р. Без грима и в гриме. Театральные портреты. Л.; М.: Искусство, 1965.

Велихова Н. А. Охлопков и театр улиц. – М., 1970.

Виленкин В. Качалов. М.: Искусство, 1976.

Гейзер М. Михоэлс. Жизнь и смерть. М.: Искусство, 1998.

Гладков А. Театр. Воспоминания и размышления. М.: Искусство, 1980.

Головашенко Ю. Режиссерское искусство Таирова. М.: Искусство, 1970.

Драматический имени Горького. Страницы истории Куйбышевского драматического театра имени А.М.Горького. Куйбышев, 1976.

Золотницкий Д. Сергей Радлов: Режиссура судьбы. – СПб., 1999.

Коонен А. Страницы жизни. М., 1975.

Крымова Н. Станиславский – режиссер. – М.: Искусство, 1971.

Крымова Н. Имена. Рассказы о людях театра. / М.: Искусство,1971.

Крымова Н. Любите ли вы театр? М.: Детская литература, 1987.

Левитин М. Таиров. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 359 с.

Максимова В. Жизнь. Актер. Образ. М.: Знание, 1984.

Марков П. Н. В Художественном театре. Книга завлита. – М., 1976.

Марков П. А. О театре: в 4 т. – М., 1974 – 1977.

Марков П. А. Книга воспоминаний. – М., 1983.

Мацкин А. Театр моих современников. Из старых и новых тетрадей. – М.: Искусство, 1987.

Мейерхольд репетирует: В 2 т. (Спектакли 20-х годов, спектакли 30-х годов). М.: Изд-во «Артист. Режиссер. Театр», 1993.

Монастырский П. Главный режиссер: Заметки и размышления о работе периферийного театра. Куйбышев, 1985.

Монастырский П. Мой театр. Самара, 1995.

Монастырский П. Совершенно несекретно. Самара, 1996.

Портреты режиссёров. Вып. 1- 4. – М.; Л., 1972-1986.

Проблемы теории и практики русской советской режиссуры. Вып. 1-4. – Л., 1980 – 1986.

Рудницкий К. Проза и сцена. М.: Искусство, 1974.

Рудницкий К. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981.

Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898-1907. – М., 1989.

Рудницкий К. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. – М.: Наука, 1990.

Русский драматический театр конца XIX – начала XX века. – М., 1997.

Рыбаков Ю. Г.А.Товстоногов. Проблемы режиссуры. М.: Искусство, 1977.

Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХIХ века / А.М.Смелянский. – М.: Искусство, 1999. – 449 с.

Смелянский А. Уходящая натура. – М., 2001.

Смирнов-Несвицкий Ю. О многообразии сценических решений. М.: Искусство, 1964.

Смирнов-Несвицкий Ю. Советское актерское искусство: 50-70-е годы. М.: Искусство, 1982.

Смирнов-Несвицкий Ю. Вахтангов. М.: Искусство, 1987.

Соловьева И. Немирович-Данченко. М.: Искусство, 1980.

Соловьева И. Книга о счастье // Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. / Подгот. текста, вступит. ст. и коммент. И.Н.Соловьева. М.: Искусство, 1988. Т.1.

Строева М. Режиссерские искания Станиславского: В 2 т. М.: Искусство, 1971.

Титова Г. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к условному театру. – СПб.: изд-во СПбГАТИ, 2006. – 176 с.

Тихвинская Л. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 527 с.

Туровская М. Бабанова: Легенда и биография; Александр Михайлович Лобанов: документы, статьи, воспоминания. М., 1981.

Финк Л. Актеры нашего театра. Этюды и характеристики. Куйбышев, 1962.

Финк Л. В гриме и без грима. Актеры нашего театра. Куйбышев, 1965.

Финк Л. При свете рампы. Очерки и творческие портреты. Куйбышев, 1980.

Финк Л. Живая память. Статьи о литературе и театре. Куйбышев, 1985.

Шебуев Г. Актерское счастье. Куйбышев, 1964.

Юзовский Ю. Советские актеры в горьковских ролях. М.: Искусство, 1964.

 

Русский театр рубежа ХIХ-ХХ веков.

Тема.1. Введение.

Историческая обстановка рубежа ХIХ-ХХ веков. Художественные направления и их краткая характеристика. Утверждение режиссуры, как важнейшего фактора театрального развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.39 (0.015 с.)