Приложения к программе III курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приложения к программе III курса



 

Приложение № 1

 

Характеристики индивидуально-типологических особенностей детей, разработанными В.А. Петровским («Учимся общаться с ребенком»)

 

Знаете ли вы, какой ребенок с вами? Какими вы видите детей и как влияют на вас дети?

 

Вот они все перед вами. Даже мысленным взором вы видите их возбужденные, радостные или огорченные личики. Не правда ли, они все разные?! С какими только характерами не приходится сталкиваться воспитателю за свою профессиональную жизнь! Давайте присмотримся к ним вместе, используя широко известные литературные типы.

Как раз начнем с Тома Сойера – не правда ли, хорошо известный вам тип?! Подвижный, деятельный, склонный к рискованным решениям и поступкам ребенок(не обязательно мальчик, может быть и девочка). Свои рискованные замыслы он обязательно стремится осуществить. Часто руководствуется только собственными, далеко не полными представлениями о том, что можно и чего нельзя. Всегда готов к чему-либо таинственному и страшному. Ценит такие переживания, может быть и не осознавая этого.

К Тому Сойеру примыкают, составляя как бы одну с ним компанию, Карлсон и Буратино, каждый еще и со своими особенностями.

Карлсон всегда готов позабавиться и хорошо полакомиться. Буратино – более прост по сравнению с Карлсоном и Томом Сойером, но чрезвычайно любопытен. Как и Карлсон, всегда лидер. Жизнерадостен, находчив, не унывает (в отличие от Тома). Хочет исполнения всех своих желаний сразу.

Знакомый типаж, не так ли? А может быть обаяние таких детей нам понятно и приятно лишь в книгах и фильмах? Мы смеемся, радуемся вместе с ними, умиляемся их урлящей энергии. Но в группе? Там их даже страшно себе представить. Вот и выталкивают таких Томов Сойеров, Карлсонов, Буратино в новые коллективы – пусть, мол, помучаются другие воспитатели, а с нас хватит: у нас нервы не железные. А может быть, в них и есть соль земли? Нет-нет, мы не утверждаем. Давайте просто задумаемся. Ведь такую бьющую через край энергию, лукавое озорство, неординарные выдумки да направить бы в русо творчества, приносящего ни с чем несравнимую радость и от результата, и от самого процесса. Может быть, в этом и состоит искусство воспитателя?

Чтобы немного отдохнуть от непоседливых Буратино, перейдем к «спокойным» типажам.

Золушка – ребенок, всегда стремящийся помочь и услужить другим: детям и взрослым. Часто это происходит ради того, чтобы приняли в игру, например, дали поиграть (хотя бы ненадолго) с привлекательной игрушкой, которая принадлежит другим детям. Обычно не жалуется, не плачет на виду у других. Поскольку жизнь более сурова, чем сказка, то детей этого типа чаще всего ожидает вечно зависимое, подчиненное положение. В группе им даются самые «непрестижные» поручения, но для спокойной (по старой схеме) работы воспитателя такие дети удобны.

Мальчик с пальчик – обычно это маленький ростом, меньше всех в группе ребенок. Он очень сообразителен, придумывает интересные игры, новые забавы, является лидером в группе. Любим детьми и взрослыми (когда не нарушает общий распорядок в группе, хотя Мальчику с пальчик многое прощается).

Мямлик – стеснительный, замкнутый ребенок. Как правило, его не выбирают для выступлений на праздниках. Подразумевается, что такой ребенок испугается, застесняется и испортит хорошо подготовленный праздничный сценарий. Обычно ему (ей) не хватает флажка, бубна и других атрибутов, а также места на скамейке, когда все остальные дети рассядутся.

Маленький Мук – ребенок, которого дети, часто в тайне от взрослых, выбирают своей жертвой. Они издеваются, насмехаются на его внешностью, одеждой, прической, умениями и неумениями, совами и поступками. Это несчастный «забитый» (бывает и в прямом смысле) ребенок, отвергаемый сверстниками и не замечаемый взрослыми. Если не начинается открытая травля, то воспитатели чаще всего и не догадываются о страданиях Маленького Мука.

Мальвина – красивый, хорошо и модно одетый ребенок, всегда выделяемый взрослыми. Чтобы быть замеченным, не похожим на всех, он действительно готов выкрасить свои волосы не только в голубой (помните: Мальвина – девочка с голубыми волосами?), но и в любой другой цвет.Зная о своем превосходстве над другими детьми, обычно поддерживаемом взрослыми, отличается назидательностью. В своих поучениях и наставлениях подражает взрослым. В группе такой ребенок часто правая рука воспитателя. На праздниках он постоянно «солирует». Отличается повадками начинающей звезды.

И совсем другое дело: Щербатый – Гроза Арбата – драчливый ребенок, которого побаиваются другие дети. Обычно это лидер, перед которым заискивают. Не подчиняется распоряжениям взрослых, любит настаивать на своем. Проявляет упрямство. Служит ля всех детей группы отрицательным примером.

Царевна-Несмеяна («Ревушка-Коровушка2) – плаксивый ребенок, очень обидчивый и, как часто считают взрослые, капризный. В отличие от Золушки свой плач обычно адресует либо конкретному человеку, либо целой группе. Своим плачем и капризами может довести взрослых до белого каления.

Итак, мы описали несколько типичных, применительно к современным детям, образцов поведения. В жизни их, конечно, гораздо больше. И разумеется, вы смогли дополнить этот список. Но и его достаточно, чтобы прийти к выводу о том, как малочисленная группа детей (если опираться на представленные здесь типы), которая нас устроит. Однако следует учитывать, что живые дети при всей внешней похожести на выделенные типы могут все же сильно отличаться от них. Например, в детском саду ребенок Золушка, а дома Ревушка-Коровушка, или с детьми во дворе – Щербатый – Гроза Арбата, в группе Золушка, а дома – Буратино. Дети очень чувствительны к отношению к ним взрослых и сверстников, и поскольку отношение может быть очень разным, соответственно этому будет меняться и тип поведения.

Может быть и другое: взрослые (воспитатель или родители) начинают считать, что ребенок – Том Сойер или Золушка, и как бы подталкивают его к этому типу. Всем известная и не раз критикуемая система ярлыков особенно вредна в детстве.

Но все-таки – какие же дети для воспитателя предпочтительнее, с какими детьми воспитателю хочется общаться, подумайте над этой классификацией…

 

 

Приложение № 2

 

Изучение черт темперамента

 

Проведение исследования. Проводят наблюдения за ребенком 3-7 лет в разных видах деятельности.

Обработка данных. Анализ результатов проводят по схеме, выделяя выраженность черт темперамента:

-способность к длительному выполнению трудной, малоинтересной деятельности, без снижения интенсивности и продуктивности;

- работоспособность;

- сосредоточенность и устойчивость внимания;

- быстрота формирования и разрушения навыков;

- быстрота освоения и легкость подчинения правилам поведения;

- сдержанность в поступках, проявлениях эмоций и желаний;

- поведение в значимых ситуациях (быстрота и эмоциональная окрашенность речи, мимика и пантомимика);

- реакции на новую обстановку, ситуацию, людей и предметы;

- подчинение режиму дня;

- особенности перехода от сна к бодрствованию, от бодрствования ко сну;

- преобладающие эмоции (положительные или отрицательные) и характер их протекания (бурно или спокойно);

- преобладающие настроение: бодрое, жизнерадостное, спокойное, раздражительное, возбуждающее или подавленное, его устойчивость;

- ранимость;

- тревожность и мнительность;

-наличие страхов.

Данные соотносят с характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлении к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может долго находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высока общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляются эмоциональная устойчивость и уверенность в себе. Привязанностей много, но они не очень глубокие. Ему трудно долгое время быть сосредоточенным. При отсутствии интереса резко снижается продуктивность деятельности, активность сменяется вялостью и рассеянностью. Дети легко переключаются на новые дела, но недостаточно усидчивы. Они не любят исправлять ошибки, улучшать свои рисунки, убирать игрушки, когда игра уже окончена. Не фиксируют внимание на неприятных переживаниях, не обидчивы, часто пропускают мимо ушей замечания взрослых.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен и педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к «своей» чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с опозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда и ярость. Охотно и очень аккуратно выполняет порученное задание (кормит рыбок, поливает цветы, убирает игрушки). В работе пунктуален и четок. Любит одни и те же сказки, стихотворения, истории. Информацию усваивает медленно, непрочно, темп речи небыстрый. Переключение с одной деятельности на другую требует времени. Не очень общителен. Предпочитает общество одного постоянного друга или избранного взрослого. На внешние впечатления реагирует слабо, живет в мире своих образов и переживаний, представлений. Трудно сходится с новыми людьми. Но чувства привязанности, любви к другому человеку очень устойчивы. Долго помнит и переживает обиду.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чистосердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи немногочисленны, но глубоки и искренни. Кажется неуверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен и страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданностей.

Холерик. Нестабилен, активен. Неспокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист и амбициозен. Склонен к резким сменам настроения, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая и быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасают, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто необдуманны. Рано встает, ест и спит немного. Нуждается в достаточном пространстве, чтобы свободно двигаться: бегать, прыгать, валяться и пр. Подвержен внезапным вспышкам гнева. Много общается, но привязанности неустойчивы и ситуативны. В спокойном состоянии мечтателен.

Соотнося индивидуальные особенности ребенка с указанными характеристиками, делают вывод о том, черты какого типа темперамента у него преобладают.

 

 

Приложение № 3

 

Теппинг-тест

Цель обследования: изучение индивидуально-психологических особенностей ученика.

Цель: определение свойств нервной системы по психомоторным показателям.

Инструкция. Ученику предлагается лист бумаги, разделенный на 6 расположенных по три в ряд прямоугольника, и карандаш.. В течение 5 секунд он должен по команде экспериментатора проставить точки в каждом квадрате.

Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Перейти на другой квадрат!». По истечении 5 секунд работы в шестом квадрате экспериментатор подает команду «Стоп!».

Обработка результатов. Включает следующие процедуры:

1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате.

2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов.

 

Типы динамики максимального темпа движений.

 

 

Графики: а – выпуклого типа; б – ровного типа; в – промежуточного и вогнутого типов; г- нисходящего типа. Горизонтальная линия – линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 секунд.

 

Характеристика типов.

 

Выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы, в последующем, к 25-30 секунде, он может снизиться ниже исходного уровня. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы.

Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы.

Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем возрастанием темпа до исходного уровня. Это также средне-слабая нервная система.

 

Результаты обследования

 

Фамилия и имя ребенка______________________________________

 

1 2 3

     
     

6 5 4

 

 

Квадрат 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й
Количество точек            

 

 

Приложение № 4

 

 

Примерная схема характеристики ребенка

1. Общие сведения о ребенке.

Фамилия, имя

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Состав семьи

2.Особенности личностного развития:

Развитие самосознания:

- уровень притязаний и самооценки,

- развитие самоконтроля,

- осознание нравственных форм

Нравственные черты личности.

Интересы и склонности, мотивы поведения

Волевые черты личности.

Особенности развития эмоций и чувств.

Проявления темперамента и характера.

3. Особенности развития видов деятельности:

Изобразительная

Конструктивная

Игровая

Трудовая

Учебная

Общение с родителями, воспитателями, сверстниками.

4. Особенности развития речи:

Диалогической

Монологической (связной)

5. Особенности развития познавательной сферы личности:

Внимание

Восприятие

Память

Воображение

Мышление

6. Основные направления в развитии психики ребенка.

7. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода.

 

 

Приложение № 4

 

Примерная характеристика.

 

Миша Н., 2005 г. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.

Семья неполная: мама, бабушка и Миша. Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка. Миша не всегда правильно оценивает свои возможности. Успех деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится всегда достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результаты взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослыми деятельности склонен оценивать себя адекватно.

Миша четко формулирует нравственные качества: нельзя драться, надо делиться с другими, доводить дело до конца и т.д; осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако, нравственные нормы не всегда выполняет. Чаще он нарущает их в общении со сверстниками, чем со взрослыми, причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.

Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевая игра не имеет для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако, может самостоятельно поставить цель деятельности, удержать ее, но это зависит от отношения к деятельности и связано с интересом к ней. Планирование деятельности вызывает затруднения.

В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции, со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми: Аней Г., и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.

Проявляются черты сангвинистического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Мимика живая, движения выразительны. Быстро и в течении длительного времени может сосредоточить внимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Темп речи быстрый. Легко сходится с новыми людьми. Привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.

Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится охотно, только по предложению взрослого. Трудовыми умениями и навыками владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и быстро. В случае непонимания задания задает вопросы, в ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность, инициативу. Играть предпочитает один, мотивируя это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, никто не мешает. Ну я сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включаться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевой игре, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.

Много времени отдает конструированию, но творчества проявляет не достаточно. Постройки стереотипны. Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.

Тип общения со взрослыми – внеситуативно-познавательный. Главный мотив – получение новой информации о предметах и явлениях. Активно использует речь в качестве средства общения. Задает много разнообразных вопросов. Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.

Цветы дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цветам устанавливает с помощью зрительного соотношения.

Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко.

Не смотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Особую трудность вызывает составление сказок.

Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.

 

Педагогические рекомендации.

 

1. Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.

2. Использовать совместную со взрослыми деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.д.

3. Давать постоянные трудовые поручения, показывать их значимость и важность ля других.

4. Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью. Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.

5. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для подержания познавательного интереса.

 

Личностные особенности ребенка:

 

Интересы, увлечение, особенности воли ребенка, настойчив или упрям, капризность, преобладание эмоционального состояния, смены поведения, отношение к трудностям. Тип нервной системы и темперамент ребенка, черты характера. Положение ребенка в группе сверстников: умеет ли находить контакт, общителен или замкнут, отношение к конфликтным ситуациям. Уровень развития речи, уровень овладения различными видами деятельности.

 

 

Приложение № 5

 

Вопросы

для анализа руководства организации

и трудом дошкольников

 

1. Организация труда (Как организует воспитатель детей? Как ставит цель, распределяет обязанности, объем труда? Как планируется работа? Как организуется рабочее место? Каково участие детей в организации труда?

2. Какие приемы руководства трудом использовались и их направленность и целесообразность?

3. Характер трудовой деятельности: все ли дети работают, одинаков ли темп, одновременно ли дети включились в работу?

4. Как оценивалась деятельность детей и результат труда?

5. Как организовано завершение труда? Уборка рабочего места? Участвовали ли в этом дети?

6. Владеют ли дети необходимым запасом трудовых знаний, умений и навыков для выполнения работы? Соответствуют ли они требованиям программы?

7. Какие задачи последующей работы можно сформулировать по итогам наблюдения за трудом детей?

 

Приложение № 5

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Какие трудовые уголки имеются в групповых комнатах и на участке?

 

2. Чем отличается оборудование в различных возрастных группах, соответствует ли оно педагогическим и гигиеническим требованиям?

 

3. Каковы особенности использования оборудования для трудового воспитания дошкольников в различных возрастных группах?

 

 

4. Что можно посоветовать для улучшения организации трудовых уголков?

 

 

Приложение № 6

 

Рекомендации Министерства образования Республики Беларусь

по организации предметно-развивающей игровой среды в группах дошкольного учреждения.

 

Содержание предметно-развивающей игровой среды во II младшей и средней группах.

Чтобы подержать игру детей необходимо чтобы предметно-игровая развивающая среда располагалась в поле зрения восприятия детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.089 с.)