Русская церковь. Патриарх Никон 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская церковь. Патриарх Никон



Церковь играла в стране огромную роль. Все важ­нейшие события государственной и частной жизни не обходились без церковных обрядов.

Православные обряды сопровождали всю жизнь че­ловека из любого сословия. Крещение, выбор имени ребенку, свадьба, рождение детей, отпевание умерших, отмечание всех церковных праздников, проведение по­стов — все это проводилось при обязательном участии священников и церкви.

Русская православная церковь всегда поддерживала царскую власть. К середине XVII в. священники, стояв­шие во главе церкви, скопили огромное количество зе­мель, денег и разных богатств. Все чаще церковь пыта­лась вмешаться в решение государственных дел. Царская


История России за 24 часа

власть все чаще задавалась вопросом: а не следует ли ог­раничить дела церковные?

В середине XVII в. при прочтении богослужебных книг выяснилось, что переписчики, на протяжении многих веков ведущие священные книги, допускали много ошибок, дописывали свои мысли и т. д. Смысл церковных обрядов и правил из-за этого стал не таким, как было несколько столетий назад. Много вопросов возникло из-за того, как правильно проводить церков­ные обряды. Например, в церкви часто одновременно шли песнопения и справлялась служба. Прихожане ни­чего не могли разобрать и начинали шуметь. Особо ост­ро встал, казалось бы, простой вопрос: сколькими паль­цами следует креститься: двумя или тремя?

Все эти вопросы требовали того, что кто-то возьмется разрешить их и установит порядок в церковных делах. В 1640-х гг. в Москву для решения проблем из Киева при­были ученые монахи Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий. Начали они с исправ­ления книг, испорченных поколениями переписчиков.

Одновременно в Москве появились сторонники пра­вильного богослужения, которое, с их точки зрения, должно было вестись по старым церковным правилам; возмущались они и тем, что в стране позволены старые языческие обряды. Этих людей возглавил Никон, отли­чавшийся большим умом, ораторскими данными, реши­тельным характером.

Царь Алексей Михайлович, возвысив Никона до пат­риарха всея Руси, поручил ему проведение церковной реформы. Никон проводил реформу, почти ничего не меняя и не внося ясности во многие вопросы. У него появился сильный противник — протопоп Аввакум, тоже человек страстно верующий.

Непомерная властность нового патриарха восстано­вила против него царя, выразившего недовольство про-


Часть V. Русское государство в XVII в. 73

водимыми реформами. Никон отказался от патриарше­ства и уехал в Воскресенский Новоиерусалимский мо­настырь недалеко от Москвы, в 1666 г. над ним состо­ялся суд; в том же году скончался и Аввакум. Против­ники церковных реформ были осуждены.

Русский народ в XVII в.

После воцарения на престоле династии Романовых и окончания Смутного времени Русское государство начало восстанавливаться от разрушений руками простых людей.

Продолжало развиваться земледелие. Распахивались старые заброшенные поля, очищались для посева новые участки.

Земли, на которых возникали новые крестьянские поселения: Поволжье, Приуралье, Западная Сибирь.

Больше всего сеяли рожь и овес, выращивали также пшеницу, ячмень, гречиху, горох. Из-за частых неуро­жайных годов временами голод угрожал жизни крестьян. В огородах сажали репу и огурцы, капусту, редьку, свек­лу, морковь, лук и чеснок. На бахчах в южных районах страны разводили арбузы. Сады засаживались вишневы­ми, яблоневыми, грушевыми и сливовыми деревьями.

Разводили тягловых, т. е. рабочих, лошадей, а так­же коров, овец и свиней. Крестьянское хозяйство и себя, и феодала обеспечивало продуктами животноводства: мясом, молоком, маслом.

Рыболовство, как и раньше, вносило разнообразие в еду простых и знатных людей: рыбы в русских реках водилось огромное количество.

В середине XVII столетия стала развиваться домаш­няя промышленность — по всей стране крестьяне не только занимались сельским хозяйством, но и произво­дили сукно и холсты, выделывали веревки, канаты, кожаную и валяную обувь, сани, телеги, глиняную и


История России за 24 часа

деревянную посуду. В XVII в. возникло мелкотоварное производство, при котором крестьянин производил то­вары не только для себя, но и для продажи на рынке.

Ремесло стало превращаться в товарное производ­ство. Особенно заметно это было в обработке металлов. Железные изделия производились в Туле, Серпухове, Ярославле, Смоленске, Нижнем Новгороде. Мастера, работавшие на государство, не только выполняли круп­ные царские заказы, но и производили большое количе­ство мелких железных изделий для рынка. Развитие производства товаров для продажи шло очень быстро, появлялось все больше общероссийских рынков.

Увеличивалось число мануфактур — предприятий, основанных на ручном, но организованном труде десят­ков или сотен рабочих. Одна из самых крупных ману­фактур — Пушечный двор — выстроила для лучшей ра­боты каменные здания, обзавелась «кузнечной мельни­цей». Под Москвой появился Духанинский стекольный завод. Всего в XVII столетии возникло около 60 различ­ных мануфактур. Работниками мануфактур становились черносошные крестьяне, посадские люди, холопы.

Сильна была Россия торговлей хлебом и солью. Круп­ные города имели торговые связи со многими областями страны, с другими государствами. Купцы богатели, по­вышали свой авторитет в стране, помогая деньгами стро­ительству церквей, больниц и общественных зданий.

Правительство придерживалось меркантилистской политики в торговле: надлежало вывозить товаров боль­ше, чем ввозить, т. е. накапливать золотой запас.

Бунты и восстания

XVII в. называют веком бунташным. На самом деле на протяжении столетия произошло несколько замет­ных бунтов и восстаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.)