Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Русь в IX-XIII вв. 11

Поиск

Каждый год в ноябре князь отправлялся собирать полюдье, а возвращался в Киев весной. В июне лодки, груженные медом, воском, мехами, отправлялись вниз по Днепру, а затем — морем к Царьграду. К княжеско­му каравану присоединялись купцы из русских горо­дов. Именно тогда Киев стали называть матерью горо­дов русских, так как через него проходили важнейшие торговые пути, а сам он стал сердцем нового государ­ства. В Константинополе русские меняли свои товары на дорогие ткани, золото, фрукты и отправлялись в об­ратный путь.

При князе Олеге, совершившем поход на Византию в 907 г., с этим главным торговым партнером Руси был заключен очень выгодный для нашего государства дого­вор. Он предусматривал выплату денежной контрибу­ции и ежегодной дани, а также предоставлял поддан­ным князя большие торговые преимущества в Визан­тии, стоявшей по развитию государственности гораздо выше Древнерусского государства.

Князю Игорю пришлось вновь воевать с покоренны­ми племенами, чтобы удержать власть. В 945 г. Игорь во время сбора дани был убит древлянами. Его жена княгиня Ольга отомстила убийцам и подтвердила могу­щество Киева. При Ольге были установлены четкие раз­меры дани — «уроки», а в отдаленных от Киева землях разместились княжеские опорные пункты.

В 962 г. князь Святослав, сын Ольги и Игоря, встал во главе русской дружины и начал править русским государством уже без покровительства своей матери. Более всего прославился Святослав своими походами на соседние племена и народы. Летопись рассказывает, что он не возил с собой в походы ни возов, ни котлов, не варил мяса, а жарил на углях дичь. Перед началом по­хода Святослав высылал вперед гонцов, которые пре­дупреждали противника: «Хочу на вы идти».


История России за 24 часа

В результате походов Святослава после 965 г. пере­стал существовать Хазарский каганат, а Византия при­знала рядом с собой сильного соперника. Кроме актив­ной внешней политики, Святослав продолжил объеди­нять русские земли под единой властью, распределив завоеванные территории между своими сыновьями: Яро-полк стал после гибели отца править Киевом, Олег — в древлянских землях, а младший Владимир — в Нов­городе. Погиб отважный русский князь в 972 г. в бою с печенегами.

В 980 г. преемником сильной княжеской власти стал один из сыновей Святослава Владимир, получивший прозвище Красное Солнышко. В результате первой усо­бицы на Руси, длившейся около 3 лет, князь Владимир занял киевский престол. Первое, что сделал новый пра­витель, придя к власти, — изгнал из Киева варягов-на­емников и поставил на холмах вокруг города б деревян­ных идолов с изображениями верховных славянских богов во главе с Перуном. Подобные идолы поставлены были и в Новгороде.

Князь Владимир совершил удачные походы на Польшу, на вятичей, Литву, радимичей, болгар и хор­ватов. Эти походы значительно увеличили авторитет Руси как государства всех восточных славян и значи­тельно расширили территорию страны. Решил Влади­мир и главную задачу внешней политики — создал обо­ронительную линию из русских крепостей на юге Руси. Эти крепости, центром которых был город Белгород, стали опорными пунктами для борьбы с печенегами. Тысячи русских сел и городов были избавлены от ужа­сов печенежских набегов.

В походы князь Владимир брал не только дружин­ников, но и простых людей, отважных и сильных вои­нов с русского Севера, прославившихся богатырскими делами. Народ создал множество былин о князе Влади-


Часть I. Русь в IX-XIII вв. 13

мире Красное Солнышко, о богатырях Добрыне и Илье Муромце, о борьбе с Соловьем-Разбойником, о походах в далекие земли, о крепких заставах богатырских, ох­ранявших Киевскую Русь.

Принятие христианства

Любимый в народе князь Владимир Красное Сол­нышко сначала, придя к власти, попытался укрепить языческую религию, создав в 980 г. перед княжеским теремом в Киеве языческое капище. Но заставить ве­рить в старых богов по-новому не получилось. Языче­ская религия не устраивала сильную княжескую власть, стремившуюся к единству страны. Владимир обратился к возможностям религии, признававшей единого бога.

В конце X в. Русь окружали государства с подобны­ми религиями: в Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 г. в Киеве появились представители всех трех религий, пред­лагая Владимиру принять их веру.

Самые тесные торговые и культурные связи были у Руси с Византией, да и по духу христианство было бли­же восточным славянам, чем другие религии. Князь отправил в другие страны своих собственных послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Более всего понравились русским гонцам греческие хра­мы. Так, в легенде рассказывается о сделанном выборе в пользу христианства.

В 988 г. население Киева приняло христианство. В один из летних дней по приказу великого князя были опрокинуты языческие идолы вместе с Перуном. На следующее утро жители города явились к Днепру, во­шли в воду, а священники провели обряд крещения.

С принятием христианства на Руси появилась церковь со своей собственной структурой и своими интересами.


История России за 24 часа

Православная церковь начала определять семейные от­ношения, быстро превратилась в силу, способную проти­востоять мнению великого князя.

Во главе русской православной церкви стоял митро­полит, ему подчинялись епископы, которых при князе Владимире было 8, а в XIII в. — уже 15. На Руси нача­лось строительство церквей. Первая из них — церковь святого Василия — была поставлена на том холме, где прежде было языческое капище. Строились и монасты­ри, распространившиеся по всей стране.

Крестился и народ Новгорода, правда, после ожес­точенного сопротивления. С трудом принимали русские люди христианство и в других городах и землях. Осо­бенно долго удерживалось язычество в лесах северо-во­стока Руси. Ростово-Суздальская и Муромская земли были обращены в христианство лишь в середине XI в.

Многие языческие верования прочно вошли в рус­ское христианство: традиционные праздники, а также верования в приметы и силы природы. Русь стала стра­ной, где сформировалось прочное сочетание христиан­ских правил и языческих традиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.006 с.)