Часть XI. Россия во второй половине XIX В. 175 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть XI. Россия во второй половине XIX В. 175



Образование во второй половине XIX в.

Университетская контрреформа

В 1884 г. произошло ограничение самоуправления университетов. Ректоры, декан, профессура теперь не выбирались, а назначались Министерством просвеще­ния. Насаждение дисциплины должно было предотвра­тить студенческие волнения.

Начальная школа

До преобразований Александра II в деревне были распространены церковно-приходские школы. Учителя­ми в них были священники или их помощники, а ос­новным изучаемым предметом был Закон Божий. Школ было немного, и большинство крестьян оставались не­грамотными. В начале 1860-х гг. к грамоте стали стре­миться те крестьяне, которые получили свободу. В де­ревне школы теперь основывались местными, земски­ми учреждениями, поэтому и назывались земскими. В этих школах крестьянских детей учили читать, пи­сать, считать, так как теперь сельское хозяйство нуж­далось в грамотных работниках.

Первые земские школы приходилось создавать в тя­желых условиях. Не хватало учебников, помещений, даже педагогов. Поэтому сначала пришлось организо­вывать школы для подготовки учителей. Чаще всего ими были женщины. К 1880 г. число народных учителей достигло почти 20 тыс. В школе обычно был один учи­тель и иногда сторож. Жалованье преподавателя было невелико, на него можно было приобрести из еды толь­ко овощи и соленое мясо. Учителя жили при школе в небольших помещениях.

Сначала земские школы состояли из 1-2 классов. Срок обучения в них редко превышал 2 года. В школах занимались в основном мальчики до 12 лет, девочки


История России за 24 часа

посещали занятия очень редко. При некоторых школах создавались опытные участки для выращивания растений. Работая на них, дети получали начальные представления об агрономии. В школе ученики знакомились с описани­ем жизни выдающихся людей России: Тараса Шевченко, Михаила Ломоносова, Ивана Кулибина и др. Учителя сами выбирали, какой рассказ они прочитают детям. Окончив­ший земскую школу мог продолжить обучение в других учебных заведениях, поступить в учительскую семинарию или фельдшерскую школу. Фельдшеры — младшие меди­ки — на селе были очень востребованы.

При земских школах создавались народные библио­теки. Количество книг в них было невелико — редко где доходило до 250 штук. Среди них преобладали сказ­ки, повести назидательного или религиозного содержа­ния. Но встречались и сочинения на исторические темы, произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Го­голя. В народных библиотеках можно было найти рас­сказы о Петре Великом, киевском князе Владимире Крестителе, о русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Развитие науки и культуры

Наука

Ярким явлением в истории науки была жизнь Со­фьи Васильевны Ковалевской. Еще в ранней юности у нее обнаружились незаурядные математические способ­ности. Но в российские университеты не принимали жен­щин, и ей пришлось уехать за границу. Она стала про­фессором, известным ученым, но не в России, а в Сток­гольмском университете.

Дмитрий Иванович Менделеев сделал очень важ­ное открытие — Периодический закон химических эле­ментов, который перевернул все представления о мире веществ. По преданию, этот положения закона ученый


Часть XI. Россия во второй половине XIX в. 177

увидел во сне, а утром записал их на бумаге. Но это не единственное открытие, сделанное им. В 1890 г. Менде­леев изобрел новый вид бездымного пороха и организо­вал его производство.

Владимир Степанович Барановский изобрел скоро­стрельную пушку. Русский изобретатель погиб при ис­пытании патрона этого орудия.

Издательство

Для просвещенной публики требовалось много раз­ных газет и журналов. Книгоиздатель И.Д. Сытин вы­пускал буквари, календари, журналы для детей и юно­шества. Они пользовались большим спросом у народа, обучали и просвещали его. Шло дальнейшее развитие науки и искусства. Стцана нуждалась в образованных людях, но именно в этой среде рождались революцион­ные настроения, которые пугали правительство.

Музеи

В этот период было открыто несколько крупных му­зеев, которые обладали ценными коллекциями. Среди них были Третьяковская галерея (1892 г.), Политехни­ческий (1877 г.) и Исторический (1883 г.) музеи в Моск­ве, Русский музей (1895 г.) в Петербурге. Теперь каж­дый человек мог познакомиться с достижениями техни­ки, полюбоваться на картины великих художников.

Театр

Театр был самым доступным видом искусства. Теат­ральные труппы приезжали на гастроли даже в малень­кие города. Иногда на сцене происходили необычные превращения, неожиданные провалы под сцену, но по­степенно спектакли становились все более серьезными. В то время можно было увидеть, как великая актриса П.А. Стрепетова исполняла роль Жанны д'Арк, а П.М. Са­довский смешил зрителя, оставаясь серьезным.


История России за 24 часа

Музыка

Особую страницу в истории мировой культуры со­ставляет музыка П.И. Чайковского. Он написал более 100 романсов, множество других произведений. Свежесть и изящество, мелодическое богатство и лиричность — основные черты музыки композитора. Его балеты «Ле­бединое озеро» и «Щелкунчик» известны во всем мире. Опера «Евгений Онегин», написанная для студенческо­го спектакля, вскоре была поставлена на профессиональ­ной сцене и прославила имя своего автора.

Произведения известных русских композиторов вто­рой половины XIX в.:

1) А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»;

2) М.И. Глинка. Оперы «Жизнь за царя», «Руслан и
Людмила»;

3) М.П. Мусоргский. Оперы «Борис Годунов», «Хован­
щина»;

4) Н.А. Римский-Корсаков. Оперы «Псковитянка»,
«Майская ночь», «Снегурочка».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.008 с.)