Культура Русского государства в XIV-XV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Русского государства в XIV-XV вв.



Устное народное творчество

XIV-XV вв. стали периодом развития устного народ­ного творчества. Все исторические события широко от­ражались в былинах и песнях, пословицах и поговор­ках, сказках и мифах. Битва на Калке, разорение Ряза­ни Батыем, победа на Куликовом поле, восстание тверичей против Чол-хана и многое, многое другое вос­певалось в народных произведениях.

В это время был завершен известный киевский бы­линный цикл о любимом народом царе Владимире Крас­ное Солнышко. Былины рассказывали о богатырях зем­ли русской, об их славных подвигах.

Литература

Один из дружинников князя Александра Невского написал о нем патриотическую повесть, которая затем стала «Житием святого Александра Невского».

Несколько исторических произведений были посвя­щены русским людям, погибшим в Орде: Васильку рос­товскому; Михаилу Всеволодовичу черниговскому; твер­ским князьям.


Часть III. Образование единого Русского государства 51

Одним из самых сильных произведений того време­ни является «Задонщина». Ее автор, Софоний Рязанец, раскрывает события 1380 г. как продолжение борьбы русичей со степными врагами. Автор представляет чи­тателю победу на Куликовом поле как отмщение за по­ражение на Калке.

Летописцы продолжают описывать важнейшие со­бытия в Русском государстве. Летописи велись в Росто­ве Великом, Рязани, Владимире, Твери, продолжали их создавать в Новгороде и Пскове. Каждый летописец писал о том, что ближе его родной земле, но начинал свое повествование с общерусской «Повести временных лет». Все вместе летописи дают.нам представление об основных моментах истории всего Русского государства.

Строительство

Продолжали на Руси и строить. Больше возводились деревянные дома, но с конца XIII в. началось строитель­ство каменных зданий. В Новгороде Великом построили комплекс зданий Софийского дома (Грановитая палата, часовня, дворец владыки Евфимия, боярские палаты).

Новые церкви и соборы расписывались фресками, а в алтарях развешивались, иконы. Самым известным мастером того времени стал знаменитый Феофан Грек, приехавший в Новгород из Византии. Его фрески на библейские сюжеты поражают своей торжественностью и красотой. Современники оставили свидетельства, что Феофан Грек очень легко и с большой любовью рабо­тал, много беседовал со зрителями, наблюдавшими за его работой.

Андрей Рублев расписывал своими гениальными тво­рениями стены русских монастырей; создал замечатель­ные иконы («Троица», «Спас»). В XV в. на иконах, кро­ме библейских сюжетов, появились красивые русские пейзажи и батальные сцены.


История России за 24 часа

Жизнь простых русских людей в XIV-XV вв.

Жилища

На протяжении многих веков Русь оставалась дере­вянным государством. Почти все дома строились из де­рева; пожары часто уничтожали целые селения и квар­талы в городах. Благодаря раскопкам археологов и пись­менным документам мы можем представить себе, как выглядела простая изба русского человека: крыша дву­скатная, из тесаных досок или соломы, полы в избе де­ревянные, а печь — из глины. Под полом вырывался подпол для хранения продуктов; окна были маленькие, затянутые бычьим пузырем. Через них выходил дым от русской печи. Изба состояла из одной комнаты и холод­ных сеней и называлась срубом, так как строилась в виде четырехугольника из целых срубленных бревен.

В более богатых домах имелась нижняя часть дома, подклеть, а иногда — и верхняя — терем. В терем, кра­сиво украшенный деревянной резьбой, всегда вела на­ружная лестница.

Внутри домов стояли столы и скамьи. Все имуще­ство хранилось в одном или нескольких сундуках. Ос­вещалось такое жилище чаще всего лучинами со специ­альными подставками — светцами; в домах побогаче на праздник зажигали свечи.

Быт

Одежда, как и раньше, состояла из домотканой ру­бахи и обязательно носилась с поясом. Зимой надевали меховую одежду, чаще всего медвежьи полушубки; обу­вью служили лапти, редко — кожаные сапоги.

Археологи находят на русских средневековых посе­лениях различные бронзовые серьги, височные украше­ния, браслеты, а также бусы из поделочных и полудра­гоценных камней и стекла. Мужчины украшали одеж-


Часть III. Образование единого Русского государства 53

ду медными пряжками для поясов, резными пуговица­ми и цепями.

Посуда была деревянной или глиняной: миски, кув­шины, крынки, ложки. Готовили еду в железных и мед­ных котлах. Чаще всего питались различными кашами или похлебкой: изо ржи, пшеницы, ячменя. Трудно найти такое другое блюдо в русской кухне, которое так часто упоминалось бы в произведениях народного эпо­са. Об упрямом человеке говорят: «с ним каши не сва­ришь», а если события принимают бурный оборот — «каша заварилась». У русских был обычай— при за­ключении мирного договора с противником варить вме­сте с ним кашу и есть ее.

Всю жизнь русского человека сопровождали тради­ционные праздники и обычаи. Масленица — особо любимый в народе праздник, известный еще с незапа­мятных языческих времен. На Масленицу было приня­то гулять, кататься на санях, на тройках, есть много и вкусно. Отсюда и пошла поговорка: «Не житье, а Мас­леница».

Совершенно особым праздником была Пасха, с ее крашеными яйцами, куличами, приготовленными по самым разнообразным рецептам, и творожной пасхой. Считается, что русский ритуальный кулич связан с древ­ним дохристианским ритуальным хлебом — караваем, который символизировал плодородие и жизнь.

В Рождество, когда принято было гадать, гадали и таким необычным, забытым сегодня способом: хозяин дома, зачерпнув полную ложку праздничной кутьи, швырял ее под потолок: чем больше зерен прилипло к потолку, тем богаче будет урожай.


История России за 24 часа

Мини-тест 3

A. Кто из русских правителей противостоял хану
Ахмету при «стоянии на Угре»?

1) Дмитрий Донской;

2) Василий Темный;

3) Иван III;

4) Иван П.

Б. Главной задачей Ивана III было:

1) поддержание дипломатических отношений с ха­
нами Орды;

2) объединение русских земель;

3) подчинение русской церкви;

4) присоединение новых земель.

B. Верховным собственником земли был:

1) великий князь;

2) бояре;

3) помещики;

4) монастыри.

Г. Первый Судебник был издан в:

1) 1490 г.;

2) 1397 г.;

3) 1480 г.;

4) 1497 г.

Д. Кормлениеэто:

1) дань крестьян в пользу феодалов;

2) помощь феодалов крестьянам;

3) содержание наместников;

4) взаимоотношения бояр и государя.

Хронологическая таблица

1462—1505 гг. — правление Ивана III.

1478 г. — подчинение Новгорода к Москве.

1480г. — «стояние на реке Угре». Окончание мон­
гольского владычества.


Часть III. Образование единого Русского государства 55

1485 г. — присоединение Твери к Москве.

1497 г. — «Судебник».

1500—1537 гг. — период войн с литовцами.

1505—1533 гг. — правление Василия III.

1510 г. — присоединение Пскова к Москве.

1514 г. — взятие Смоленска.

Словарь терминов

Кормление — содержание в городах и селах вели­кокняжеских наместников.

Местничество — система регламентации отношений между боярами и государем.

Пожилое — плата крестьянином феодалу за прожи­тые годы при переходе к другому землевладельцу.

Приказы — постоянно действующие исполнительные органы.

Сруб — четырехугольник из бревен.

Черносошные земли — земли, населенные свобод­ными землевладельцами.

Ответы на мини-тест 3

А. 3. Б. 2 В. 1 Г. 4 Д. 3.


Часть IV

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО

В XVI-XVII вв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.011 с.)