Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть XIV. Новая Россия в 1920-е гг. 223Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многие ученые, музыканты, художники и писатели после событий революции и Гражданской войны уехали за границу. Другие представители русской интеллигенции прославляли революцию (В.В. Маяковский, А.А. Блок, К. Петров-Водкин). Замечательный поэт С. Есенин описывал красоты родной природы. Участники боевых действий Первой мировой и Гражданской войн писали воспоминания о пережитом. Появились рассказы и романы о событиях тяжелых для страны лет. Самые известные книги — «Донские рассказы» М. Шолохова, «Чапаев» Д. Фурманова. Именно в эти годы И. Ильф и Е. Петров создали замечательное произведение «Двенадцать стульев», а чуть позже — «Золотого теленка». Художники, помимо картин, рисовали плакаты, призывавшие к новой жизни. На сценах театров ставились новые пьесы о жизни советских людей. Советские режиссеры снимали замечательные фильмы на исторические темы. В 1920-е гг. в историю мирового кино вошли фильмы «Броненосец Потемкин» и «Октябрь» режиссера С. Эйзенштейна. Газеты писали о русских путешественниках, о героях нового времени. Вся страна следила за поисками путешественником Куликом таинственного Тунгусского метеорита. Герои Арктики — отважный норвежец Амундсен и мужественный итальянский генерал Нобиле — стали примером для подражания. Несмотря на то что большевики боролись с церковью, русские люди по-прежнему крестили детей, венчались в православных храмах. Одновременно новорожденных называли именами, соответствующими революционной эпохе. В загсах, где регистрировали детей, висели списки с рекомендуемыми именами: Октябри-на, Индустрия, Коммуна, Идея — для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен (Владимир Ленин), Дамир (да здраствует мир) — для мальчиков. История России за 24 часа Молодые люди все меньше венчались в церкви, предпочитая так называемый гражданский брак, вошедший в моду, — регистрацию в загсе. Внешняя политика молодого Советского государства Сразу после окончания Гражданской войны перед СССР встали вопросы нормализации отношений с мировыми державами и привлечение в страну иностранных капиталов. Первые международные акты — мирные договоры — были подписаны РСФСР лишь в 1920 г. с государствами, еще недавно входившими в состав Российской империи: Эстонией, Литвой, Латвией, Финляндией. В марте 1921 г. было заключено первое торговое соглашение с Великобританией; после него почти сразу — подобное соглашение с Германией. По этому документу торговому представительству РСФСР передавались функции и дипломатического представительства. В течение 1921 г. Советское государство подписало торговые соглашения с Норвегией, Италией и другими западными странами. В 1922 г. Советское правительство приняло участие в Генуэзской конференции. Это был дебют советской дипломатии. Доклад наркома иностранных дел Г.В. Чичерина был посвящен проблемам пролетарского государства как государства миролюбивого, борющегося за мир и всеобщее разоружение. Советские дипломаты тайно от британского премьер-министра заключили договор с Германией о восстановлении дипломатических отношений (Рапалльский договор). Этот договор помог СССР прорвать кольцо политической и экономической блокады. 1924-1926 гг. стали годами признания СССР на международной арене, что свидетельствовало об окончании изоляции. Часть XIV. Новая Россия в 1920-е гг. 225 Были установлены дипломатические отношения со многими странами Европы, Китаем, Мексикой; подписана японо-советская конвенция о возвращении СССР Северного Сахалина (всего более 40 договоров и соглашений). Разгорелся военный конфликт с Китаем из-за достаточно большого участка железной дороги, проходившей на Дальнем Востоке. Китайское правительство хотело захватить железную дорогу под свое влияние, но советские войска разгромили китайские пограничные отряды. В 1926 г. III Коммунистический Интернационал (Коминтерн) отказался от активного разжигания мировой революции и перешел к созданию коммунистических партий. Мини-тест 14 А. Основная цель введения новой экономической политики: 1) обеспечение условий для построения социализма; 2) продолжение политики «военного коммунизма»; 3) быстрый переход к социалистическому хозяйству; 4) ликвидация кулачества. Б. Курс на «индустриализацию» был принят: 1) в 1923 г.; 2) в 1924 г.; 3) в 1925 г.; 4) в 1926 г. Б. Б результате начала коллективизации: 1) прекратились крестьянские выступления; 2) повысилось производство зерна; 3) увеличился вывоз хлеба; 4) произошло сокращение валового продукта. Г. «Правая оппозиция» образовалась в составе: 1) Зиновьева и Каменева; Зак. 497 История России за 24 часа 2) Бухарина и Рыкова; 3) Троцкого и Томского; 4) Зиновьева и Троцкого. Д. Договор об образовании СССР в 1922 г. объединил в одно государство: 1) РСФСР, Украину и Белоруссию; 2) РСФСР, Закавказье; 3) РСФСР, Украину, Белоруссию и Закавказье; 4) РСФСР, Закавказье, часть республик Средней Хронологическая таблица ■ 1921 г., март — переход к новой экономической по ■ 1922 г., декабрь — образование СССР. ■ 1925 г., декабрь — курс на индустриализацию. ■ 1927 г. — принятие первого пятилетнего плана. ■ 1928 г. — начало репрессий. ■ 1929 г. — начало массовой коллективизации. ■ 1929 г. — первые проявления «культа личности». Словарь терминов Авторитарный — властный, диктаторский. Репрессии — карательные меры. Ответы на мини-тест 14 А. 1. Б. 3. В. 4. Г. 2. Д. 3. Часть XV СССР В 1930-е гг. Развитие экономики Промышленность Хотя первый пятилетний план не был выполнен, рост производства тяжелой промышленности, оборудования, добычи сырья и производства электроэнергии был довольно значительным. Открытие новых промышленных предприятий сопровождалось введением продовольственных карточек, что вело к снижению уровня жизни рабочих. В 1933 г. был принят второй пятилетний план (до 1937 г.). Фактически он оказался выполнен на 75%. В 1935-1935 г. А.Г. Стаханов с тремя помощниками выполнил работу, положенную 14 шахтерам. Возникло стахановское движение, подхваченное во многих отраслях промышленности. За вторую пятилетку СССР превратился из аграрной в мощную индустриальную державу, экономически независимую от других стран. За две пятилетки производство промышленной продукции выросло в 4,5 раза. Были созданы заводы тяжелого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы, металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. Широко использовался в Советском Союзе труд заключенных. Заключенные «каналоармейцы» строили 8* История России за 24 часа Беломорканал. На Колыме добывались золото и другие природные ископаемые. Второй пятилетний план уделял больше внимания нуждам населения. Намеченные показатели были более умеренными, ближе к реальности. Это плановое задание пятилетки было выполнено на 102%. В годы третьей пятилетки производительность труда росла более низкими темпами, несмотря на многочисленные меры, направленные на укрепление дисциплины. К концу 1930-х гг. СССР сократил отставание в промышленности от капиталистических стран. За 10 лет молодое государство обогнало крупнейшие страны Европы, построив необходимые заводы, введя в строй новые линии железной дороги. Сделано это было силами всего советского народа. Ударные стройки стали важнейшим событием развития советской страны. Из 1500 новостроек самыми важными были 50. На них посылались квалифицированные рабочие. Молодые люди считали своим долгом принять участие в крупных стройках. За сооружением новых объектов следила вся страна, их обсуждали на школьных уроках, про них слагались песни, снимались фильмы. Все население жило как одна большая семья с общими заботами. Помощь Советскому Союзу в поставке современного оборудования для новых заводов оказали частные фирмы США и немецкие предприниматели. Сельское хозяйство Весной 1930 г. начались антиколхозные выступления. В статье «Головокружение от успехов» Сталин признал, что были допущены перегибы на местах. Большинство крестьян вышло из колхозов. Осенью 1930 г. возобновилась сплошная коллективизация. Был установлен срок окончания коллективизации — начало 1930-х гг. Часть XV. СССР в 1930-е гг. 229 В деревне началось создание колхозов. Но так как в них вступали в основном бедные люди, не хватало ни домашних животных, ни орудий труда. Тогда было принято решение «раскулачить» зажиточных, богатых крестьян. Кулаками в советской деревне называли крестьян с большим, хорошо налаженным хозяйством. Как правило, это были работящие люди, которые не хотели вступать в коллективные хозяйства. В деревни были отправлены армейские отряды, которые отнимали у кулаков имущество и передавали его в колхозы. Самих кулаков отправляли вместе с семьями в Сибирь и на Урал. Это печальная страница нашей истории, когда миллионы ни в чем не повинных людей были сосланы в отдаленные места страны только за то, что вели хозяйство лучше, чем окружающие их бедняки. В некоторых районах страны крестьяне отказывались вступать в колхозы целыми селами. Они оказывали сопротивление, даже уничтожали скот и орудия труда, но армейские части подавляли все эти волнения. В стране началось настоящее разорение русской деревни. Миллионы людей были высланы в Сибирь, тысячи бежали в город или на новые стройки, часть скота уничтожена. В 1933 г. наступил страшный голод, в результате которого погибли сотни тысяч людей. Тем не менее создание колхозов продолжалось, и к 1934 г. больше половины всех сельских жителей уже работали коллективно, отдельных хозяйств становилось все меньше и меньше. В деревне стали появляться молодые специалисты — агрономы, механизаторы, окончившие специальные учебные заведения. Открывались на селе школы, а позднее — ясли и детские сады. В 1935 г., после последствий страшного голода, крестьянам было разрешено иметь небольшие приусадебные участки, одну корову, 2 телят, свинью с поросятами и 10 овец. Жизнь в деревне стала улучшаться. Появилась даже поговорка: «Жить стало лучше, жить стало веселее». История России за 24 часа Теперь в деревне были введены новые понятия — колхозник, колхозница, колхозное крестьянство. У крестьян не было паспортов, они не могли переезжать с места на место, как горожане. Колхозники не получали зарплаты, им выплачивали определенную сумму денег за так называемые трудодни — отработанное в колхозе время; часто вместо денег с крестьянами расплачивались зерном или другими продуктами. В результате сельское население не могло приобрести никаких промышленных товаров в городе. Для обеспечения колхозников сельскохозяйственной техникой были созданы машинно-тракторные станции (МТС). Это частично возместило убыль рабочего скота. К 1935 г. в колхозах состояло более 80% крестьянских дворов. Советское образование и культура в 1920-1930-х гг. К концу второй пятилетки в СССР почти полностью была ликвидирована неграмотность. Рабочие и крестьяне получали образование на рабочих факультетах и в ШКМ (школах крестьянской молодежи). К 1940 г. грамоте обучились 60 млн человек. 1930-е гг. вошли в историю как период осуществления «культурной революции». Создавалась новая советская школа со строгим расписанием уроков, четко определенным количеством предметов. Выпускались новые, одинаковые для всех школьные учебники. На уроках поддерживалась строгая дисциплина, за нарушение школьных правил ученика могли исключить из школы. • Во всех школах большое внимание уделялось преподаванию истории и географии. Часть XV. СССР в 1930-е гг. 231 В 1930 г. было введено всеобщее обязательное начальное образование, т. е. все дети должны были закончить 4 начальных класса. В 1933-1937 гг. вузы выпускали 75 тыс. специалистов ежегодно. Советские ученые — Н.Д. Зелинский, СВ. Лебедев, Б.В. и И.В. Курчатовы, Н.И. Вавилов, А.Ф. Иоффе сделали множество интересных открытий, признанных во всем мире. Был открыт способ получения синтетического каучука, искусственных волокон, пластмасс, советские биологи вывели новые сорта пшеницы. Особое развитие получили искусство и культура. Несмотря на насаждение принципа социалистического реализма, были созданы интересные, значительные произведения. Все советские писатели были объединены в общий Союз. Появилось много новых кинофильмов. Кино стало самым распространенным видом искусства, доступным всем советским людям. Режиссеры снимали картины про события 1920-х и 1930-х гг., фиксировали на пленке все документальные факты — гигантские новостройки, открытие новых фабрик и заводов, изменения в школе и т. д. Много фильмов было снято на исторические темы. Именно в эти годы появились фильмы «Чапаев», «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», «Петр I», «Александр Невский», «Минин и Пожарский». В 1931 г. на экраны вышел первый звуковой советский фильм со значительным названием «Путевка в жизнь». В нем рассказывалось о новом советском поколении молодых людей. Об этом же были фильмы «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». Вся страна с удовольствием смотрела в 1936 г. первую цветную картину «Груня Корнакова». По советским селам ездили передвижные киноустановки, поэтому искусство кино стало доступным даже людям, живущим в отдаленных уголках страны. История России за 24 часа В начале 1930-х гг. начали появляться фильмы для детей. С огромным удовольствием смотрели ребята картины «Белеет парус одинокий» по произведениям В. Катаева, «Тимур и его команда» по книгам А. Гайдара, «Золотой ключик» по сказке А. Толстого. Люди всех возрастов смотрели по нескольку раз музыкальные кинокомедии «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», которые любят и современные зрители. Появилось много новых советских песен композиторов И. Дунаевского, Б. Мокроусова, М. Блантера. Эти песни были полны радостного и светлого настроения. Советские композиторы, писатели, архитекторы и художники создавали новые, современные произведения о жизни советских людей. Скульптор В. Мухина создала огромную фигуру «Рабочий и колхозница», ставшую одним из символов Советского государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.011 с.) |