Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть XI. Россия во второй половине XIX В. 159Содержание книги
Поиск на нашем сайте
учеба была доступна только детям обеспеченных родителей. Так что эта реформа не принесла ничего нового в среднее российское образование. В 1871 г. была проведена учебная реформа — в гимназиях ввели классическую систему образования (изучение греческого, латыни, математики при сокращении словесности и истории). Это была, по сути, первая контрреформа. Самоуправление и суды Новые, современные органы самоуправления и суда способствовали: 1) росту производительных сил страны; 2) распространению просвещения; 3) улучшению жизни. Россия, как и Западная Европа, стала создавать цивилизованные формы государственного управления, основанные на волеизъявлении населения. Но преобразования не коснулись высших властных структур. Самодержавие и полицейский строй сохранялись в прежнем объеме. Несмотря на то что не все реформы были приняты в русском обществе, время Александра II вошло в историю как эпоха царских революционных реформ. Быт русских людей во время правления Александра II Все население страны делилось на несколько сословий. Во главе государства стояли правители — цари и их верховное окружение. По нисходящей следующей прослойкой общества было дворянство. Не все дворяне были богатыми людьми. Если владения дворянина составляли более 8000 душ крестьян, то он считался крупнопоместным, среднепоместные дворяне имели несколько сотен История России за 24 часа человек в поместье, а у мелкопоместных дворян было не более 100 душ. Дворяне давали своим детям в основном домашнее образование. Правда, во второй половине XIX в. было открыто уже много и гимназий и университетов, и часть дворянских детей (в основном мальчики) получали более серьезное образование. С 7-8 лет дворяне зачислялись в военные училища, а по их окончании поступали в высшие кадетские корпуса в Петербурге. Дворянин, который не служил, выглядел в те времена странно. Дома городских дворян выглядели роскошно: персидские ковры, дорогая мебель, зеркала и картины в позолоченных рамах. В деревне помещичьи усадьбы украшались снаружи колоннами. Традиционным украшением гостиной была этажерка с красивой посудой и фарфоровыми куклами. Следующим по значимости сословием русского общества было купечество. Купцы в основном жили по старинным русским традициям, мало меняя свой образ жизни в соответствии с веяниями времени. Дети купцов, как правило, тоже обучались торговому делу и продолжали занятие своих родителей. Самым большим по численности сословием являлись российские крестьяне. В хозяйстве среднего, т. е. не богатого и не бедного крестьянина, имелось 2-3 лошади, 2 коровы, небольшая отара овец или несколько свиней. Жили крестьяне в простых деревянных избах. Мясо на крестьянском столе появлялось только по праздникам, а каждый день кушали постные щи и кашу. По праздникам в селах стали устраиваться аттракционы, карусели, цирковые балаганы, кукольные представления. Во второй половине XIX в. значительно увеличилась рабочая прослойка. В основном рабочими становились крестьяне, привыкшие к тяжелому постоянному труду. Это была дешевая рабочая сила. Жили рабочие не в соб- Часть XI. Россия во второй половине XIX в. 161 ственных домах, а в многоэтажных казармах — общежитиях. По сравнению с крестьянином, жизнь рабочего была более неустроенной. Промышленность и сельское хозяйство в пореформенный период Промышленность В 1880-е гг. завершился технический переворот в промышленности: если раньше почти все технологические процессы были основаны на ручном труде, то теперь преобладающими стали машинное производство и паровая тяга. Быстрое развитие промышленности зависело от крестьян, которые уходили в город и работали на фабриках. Новое в промышленности: 1) добыча угля, нефти; 2) развитие химической отрасли; 3) развитие машиностроения; 4) активное строительство железных дорог; 5) быстрое развитие водного парового транспорта. В этот период окончательно сформировались основные промышленные районы России: Московский, Петербургский, Уральский, Южный. СЮ. Витте, мудрый российский государственный деятель, выступил за осуществление грандиозного проекта — строительство Транссибирской магистрали. К 1904 г. эта железная дорога в основном была закончена, но соединить две линии мешал Байкал. Более 5 лет строилась дорога вокруг Байкала, были сооружены 33 тоннеля. Сибирские товары быстро завоевали российский рынок, а затем и мировой. Железная дорога облегчила заселение этого региона. В это время появилось много талантливых предпринимателей: купец А.Ф. Бахрушин основал в Москве Зак. 497 История России за 24 часа кожевенную фабрику, Н.И. Путилов поднял сталелитейное производство в России на высокий уровень. Строительство приютов и больниц для населения не могло существенно облегчить тяжелое положение рабочего класса. Рабочий день зачастую длился 15 часов. Заработки были низкими, штрафы — высокими. Широко использовался дешевый женский и детский труд. Жилищные условия были плохими. Все это заставляло рабочих бороться за улучшение жизни. Сельское хозяйство Развитие сельского хозяйства после реформы не было успешным. В основном распахивали новые земли. Необходимо было внедрять новую технику, получать более урожайные сорта хлеба, находить совершенные методы ведения хозяйства. Манифест 1861 г. об освобождении крестьян тяжело отразился на значительной части помещиков. Они с трудом перестраивали свои хозяйства на рыночный лад, поскольку для этого нужны были большие деньги. Многие помещики часто продавали землю или отдавали ее в аренду. Началось расслоение деревни. Зажиточные крестьяне со временем приобретали значительное количество земли, скота, батраков;, начали использовать сельскохозяйственные машины: лобогрейки, веялки. Бедняки соединяли занятие земледелием с разными промыслами, а иногда уходили в город на заработки. Постепенно исчезали середняки — двух-, трехлошадные крестьяне: большинство из них разорялись, а некоторые становились богатыми людьми. Сельская община, которая существовала еще со времен Киевской Руси, распределяла земельные наделы, собирала налоги, следила за порядком. После реформы в России увеличилось городское население. В конце века в России было 932 города, в ко-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.198.181 (0.006 с.) |