Дидактическая игра «угадай с закрытыми глазами, Где звенит». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактическая игра «угадай с закрытыми глазами, Где звенит».



Дети по очереди с закрытыми глазами угадывают, где звенит колокольчик: далеко или близко, высоко или низко.

— Кто помог нам услышать колокольчик?

Дети делают вывод, что определить местоположение колокольчика им помогли уши.

5. Дидактическая игра «Узнай продукт по вкусу и запаху».
Дети пробуют огурец, грушу, апельсин и т. д.

— Кто помог нам узнать по запаху вкусные продукты? (Нос.)

— С помощью чего мы узнали вкус продукта? (Языка.) В конце занятия педагог задает детям вопрос:

— Что произошло бы, если бы у нас не было ушей, носа, рта? Вместе убеждаются в том, что все органы нам нужны.

6. Игра «Выложи свой портрет из ниток, бусинок на фланелеграфе».

Педагог предлагает детям посмотреться в зеркало, обратить внимание на свое лицо — глаза, брови, нос, волосы. Педагог помогает детям выложить свой портрет: большой овал — лицо, глаза — по две коротких изогнутых ниточки, посередине бусинка, над глазами — брови, нос — короткая прямая ниточка в центре лица, рот — изогнутая ниточка внизу. На голове — волосы.

7. Подведение итогов.

Занятие 2. «Моя семья» Программное содержание:

1. Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа.

2. Учить рисовать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз.

3. Упражнять в соотнесении предметных изображений с их условными изображениями (силуэт).

Оборудование: демонстрационный материал — семейные фотографии, дидактическая карти­на с изображением семьи; раздаточный материал — карточки с заданиями на каждого ребенка: лабиринт «Семья», наборы карточек с рисунками для мальчиков — младенец, мальчик, папа, дедушка; для девочек — младенец, девочка, мама, бабушка; фломастеры, наборы силуэтов героев сюжетной картины; карточки (по 3—4 на каждого ребенка) с изображением четырех членов семьи (на двух из них — одинаковое пространственное положение, на других — отличное от них).

Словарная работа: семья, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Ход занятия.

Педагог предлагает ребенку показать всем фотографии своей семьи, рассказать, кто на фотографии. Обратить внимание детей на то, что все на фотографии улыбаются, сидят рядом — близко друг к другу.

1. Задание «Разложи по порядку».

Детям раздают карточки с рисунками: мальчикам — младенец, мальчик, папа, дедушка; девочкам — младенец, девочка, мама, бабушка. Детям необходимо разложить карточки на фланелеграфах сверху вниз по порядку: вверху — тот, кто младше всех, внизу — тот, кто старше всех. Ребенок должен объяснить, почему так разложил.


2. Лабиринт «Семья» (рис. 1, прил.).

Детям предлагают назвать членов семьи, расположенных на рисунке вверху, внизу; про­вести фломастером дорожки, начиная движение сверху-вниз, от мамы до папы, от бабушки до дедушки, от сестры до брата.

3. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре — руки вниз.

4. Педагог предлагает рассмотреть сюжетную картину с изображением семьи, назвать всех членов семьи, рассказать, где они расположены. (Например: мама с дочкой — в центре картины, папа с сыном — на картине справа, бабушка с дедушкой — на картине слева.) Затем дети моделируют картину силуэтными изображениями на индивидуальных фланелеграфах: правой рукой берут силуэты по одному и располагают сначала маму с дочкой — посередине, потом располагают то, что справа, то, что слева.

5. «Найди одинаковые фотографии».

Детям предлагают из трех (четырех) «фотографий» выбрать две одинаковые (на кото­рых члены семьи расположены одинаково).

6. Подведение итогов.

Занятие 3. -«Овощи, фрукты» Программное содержание:

1. Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания.

2. Упражнять в обозначении местоположения предмета соответствующими пространствен-

ными терминами.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: демонстрационный материал — игрушка Гномик, натуральные овощи, фрукты, материал для дидактической игры «Чудесный мешочек» — муляжи овощей и фрук­тов, блюдо; раздаточный материал — семена, индивидуальные фланелеграфы, наборы мелких плоскостных цветных изображений овощей и фруктов, по одной грядке и по 2 — 3 дерева; наборы мелких игрушек-фруктов; тканевые очки на глаза.

Словарная работа: овощи, фрукты, сад, огород, грядка.

Ход занятия.

Педагог начинает занятие с рассказа.

— Однажды Гномик рассматривал книжку и увидел там картинки, на которых изображе­
ны фрукты и овощи. «Чем же они отличаются?» — подумал он.

Педагог просит детей помочь Гномику.

— Чем отличаются фрукты от овощей?

В помощь детям педагог загадывает загадки, выкладывая по мере отгадывания натураль­ные фрукты и овощи на стол.

1. Задание. «Отгадай загадку».

—Круглое, сочное, румяное, твердое, с красным бочком, растет на дереве Что это? (Яблоко.)

—Сладкая, сочная, ароматная, желтая растет на дереве. Что это? (Груша.)

—Овальный, зеленый, пупырчатый, растет на грядке. Что это? (Огурец.)

— Круглый, красный, сочный, мягкий, растет на грядке. Что это? (Помидор.)
Педагог поощряет детей.

2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
В мешочке лежат фрукты и овощи.

— Фрукты мы положим справа, в вазу, а овощи — слева, на тарелку.

Дети по очереди достают из мешочка по одному предмету и располагают их соответствен­но заданию.


Дидактическая игра «Посади правильно».

На столах у детей лежат плоскостные цветные изображения фруктов и овощей. На фла-нелеграфах размещены: грядка — слева, деревья — вверху, внизу, справа.

Задание. «Разложи на фланелеграфе так: овощи посади на грядку, фрукты размести на деревья. Расскажи, где расположена грядка, деревья. Что на них растет?»

4. Дидактическая игра «Разложи фрукты на блюде».

На столе педагога — блюдо, на котором размещены фрукты (5 — 6).

Дети определяют пространственное положение фруктов с подключением мануальных обследовательских движений. Затем педагог надевает детям тканевые очки и предлагает само­стоятельно разместить фрукты на индивидуальных фланелеграфах (блюдах) так же, как на блюде у педагога.

5. Физкультурная минутка. «Засолка капусты».

Педагог предлагает детям засолить капусту на зиму. Все вместе произносят слова и сопровождают их движениями.

Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту мнем, мнем.

6. Дидактическая игра «Выложи по контуру».

На фланелеграфах — контурные изображения овощей и фруктов. Детям предлагается выложить яблоко, грушу, огурец и т. д. по контуру семенами. Во время выполнения задания детьми педагог уточняет:

— Где расположена веточка у яблока, груши?

— Какую сторону огурца ты сейчас выкладываешь: правую или левую? И т. п.

7. Подведение итогов.

Занятие 4. «Воспитание культурно-гигиенических навыков» Программное содержание:

1. Учить обозначать расположение деталей одежды соответствующими пространственны-

ми терминами.

2. Учить ориентироваться в микропространстве.

3. Продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях.

Оборудование: демонстрационный материал — игрушки Мойдодыр и Гномик, полотен­це, мыло, расческа и др. предметы к игре «Чудесный мешочек»; образец для рисования — полотенце с узором; раздаточный материал — материал к игре «Подбери детали к одежде»: предметы одежды, выполненные из цветной бархатной бумаги, детали к ним — воротники, пуговицы, манжеты, карманы; полоски бумаги прямоугольной формы, цветные карандаши.

Словарная работа: умывальник, грязный, неумытый, мыло, полотенце, зубная щетка, расческа.

Ход занятия.

1. Педагог читает детям отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. И. Чуковского.

Как из маминой из спальни Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой. — Ах ты гадкий, Ах ты грязный, Неумытый поросенок, Ты чернее трубочиста — Полюбуйся на себя!


— Кого и за что ругает умывальник?

Раздается стук в дверь и появляется неумытый Гномик. Педагог и дети интересуются:

— Что с тобой? Почему ты такой грязный?

Гномик что-то шепчет на ухо педагогу. Педагог сообщает детям о том, что Гномик не знает, где умыться и что нужно для этого и предлагает детям помочь ему.

2. Дидактическая игра -«Чудесный мешочек».

Дети узнают на ощупь предметы гигиены и называют их, рассказывают о их назначении (мыло, расческа, полотенце, заколка, зубная щетка). После выполнения задания педагог напо­минает детям, что не только лицо и руки должны быть чистыми, но и одежда должна быть аккуратной.

3. Дидактическая игра -«Подбери детали к одежде».

Детям предлагают подобрать пуговицы, карманы, воротнички по цвету платья и расска­зать, где они расположены на предметах одежды (вверху, внизу, справа, слева, впереди).

4. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Карусели».
Дети выполняют движения соответственно тексту.

Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите! Карусель остановите, Раз-два, раз-два1 Вот и кончилась игра!

5. Дидактическая игра «Украсим полотенце».

Дети рисуют украшения на полотенцах (прямоугольных бумажных полосках) по образцу (например: две полоски справа, две полоски слева, цветок посередине). Перед выполнением задания дети с помощью педагога анализируют взаимоположение элементов узора.

6. После окончания работы дети рассматривают полотенца. Затем рассказывают Гномику, как пройти в умывальную комнату, и вместе с Гномиком моют руки, лицо, протирают очки.

7. Подведение итогов.

Занятие 5. «Для чего нужны глаза» Программное содержание:

1. Учить обозначать в речи направление своего движения.

2. Развивать пространственную ориентировку с привлечением слуха.

3. Упражнять в понимании и словесном обозначении пространственного положения пред­метов, расположенных на листе бумаги.

Оборудование: демонстрационный материал — кукла Маша, картинки с изображением глаз разного цвета, зрительный тренажер В. Базарного «Пчелка»; раздаточный материал — зеркала, повязка на глаза, карточки с заданием, лабиринт «Помоги найти очки мальчику и девочке», точечные рисунки очков; простые карандаши, цветные карандаши.

Словарная работа: глаза, очки, слепой человек, зрение, слепота, гимнастика для глаз, брови, ресницы, нос.

Ход занятия.

В гости приходит кукла Маша в медицинском халате. Здоровается с детьми и предлагает отгадать загадки.

Рядом два стоят,

Направо, налево глядят,

Только друг друга совсем не видно

Это им очень, должно быть, обидно. (Глаза.)


Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза.)

Кукла Маша говорит детям, что сегодня они будут говорить о глазах.

— Глаза — это один из главных помощников человека. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

— Благодаря глазам люди многое узнают о предметах. Что можно увидеть глазами? (Цвет предмета, сам предмет, форму предмета, определить, далеко предмет или близко, спра­ва или слева и т. п.)

Педагог рассказывает детям, что на земле есть люди, которые ничего не видят, — их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку.

1. Дидактическая игра «Иди на голос».

Дети с завязанными глазами идут на голос педагога (или на другой звуковой сигнал). При этом они сначала определяют и словесно обозначают направление движения: «Я иду направо», «Я иду вперед» и т. п. Педагог спрашивает об ощущениях детей, когда они были с закрытыми глазами. (Ответы детей.)

2. Дидактическая игра «Опиши свои глаза».

На доске картинки с изображением глаз разного цвета. Педагог предлагает изучить кар­тинки, а потом рассмотреть в зеркале свои глаза. Уточняет, что на глазках сверху, снизу, что посередине. Какого цвета ресницы, радужка? Предлагает найти на доске нарисованные глаза, похожие на глаза ребенка, рассказать, где они на ней расположены. Педагог говорит, что глаза помогают писать, рисовать и т. д., и предлагает поупражнять глазки.

3. Задание «Раскрась, как я скажу» (рис. 2, прил.).

— Раскрась правое облако и капли, которые капают из него, голубым цветом, синим —
капли, которые упадут на землю между котом и зайцем. Отметь крестиком капли, которые
первыми упадут на землю.

Кукла Маша говорит ребятам, что необходимо беречь зрение и тренировать глаза.

4. Зрительная гимнастика. Игра «Пчелка» (тренажер В. Базарного).

— Проследите глазами за пчелкой.

5. Лабиринт «Помоги мальчику и девочке найти очки».

— Кто изображен на картинке? Где расположен мальчик, где девочка? Помоги найти
очки мальчику — проведи по дорожке синим фломастером. Помоги найти очки девочке —
проведи по дорожке красным фломастером.

6. Задание «Соедини точки» (очки).

Ребенку предлагают соединить точки линией по алгоритму: сначала обвести середину, стекла, затем левую дужку, потом правую дужку. Педагог беседует с детьми об охране зрения.

7. Подведение итогов.

Занятие 6. «Посуда» Программное содержание:

1. Учить передвигаться в названном направлении с точкой отсчета от себя.

2. Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных терминов (справа, слева, между, над, под).

3. Развивать навыки микроориентировки.

Оборудование: демонстрационный материал — фланелеграф, схема пути к домам зайчи­ка и ежа; раздаточный материал — фланелеграфы, предметные картинки на фланелеграф для игры «Сервировка стола»: по 4 чашки и блюдца разного цвета на каждого ребенка; клей, кисточки, вазы, заранее вырезанные детьми из цветной бумаги, квадраты и круги контрастно­го цвета для выполнения узора; карточки к дидактической игре «Четвертый лишний».

Словарная работа: посуда, чайная пара, чайник, ваза.

Ход занятия.

1. Педагог предлагает детям послушать рассказ.

— Однажды Гномик пошел в гости к своим друзьям, дошел до того места, где тропинки
расходились в разные стороны.


— В какую сторону поворачивает тропинка, которая идет до домика ежат?

— В какую сторону поворачивает тропинка к домику зайчика?

— Какая тропинка длиннее? Педагог продолжает:

— Гномик подумал: «Если я пойду по короткой дорожке, дойду до домика ежика, а я был
у него недавно». И Пошел к зайчику.

Дети называют, по какой дорожке нужно идти к домику зайчика.

2. Дидактическая игра «Сервировка стола».
Педагог продолжает рассказ:

—Шел он, шел и дошел до домика. Дверь была открыта, внутри никого не было. Зашел Гномик, видит: стоит стол (фланелеграф), а на нем чашки и блюдца.

—Какого цвета посуда?

Педагог предлагает к каждой чашке подобрать блюдце, а затем расставить посуду на столе: у каждой стороны стола — посередине (справа, слева, дальше, ближе).

— Молодцы! Навели порядок.

3. Физкультурная минутка.

— Было бы очень хорошо украсить стол вазой. Предлагаю вам пойти в магазин купить по
вазе на каждый стол.

Дети идут по группе, выполняя команды педагога:

—Идем вперед на носочках, направо — на пяточках, налево — на носочках, вытянув руки вверх.

—Расскажите, как мы шли. Сначала —... (вперед), потом —... (направо), потом -... (налево).

Каждый раз дети сначала показывают направление движения рукой, а затем обозначают в речи.

4. Дети подходят к игровому уголку, где расположена коробка с материалом для изготов­
ления вазы.

— Вазы лежат в коробке, которая стоит... (Педагог обозначает пространственное поло­
жение нужной коробки, например: на верхней полке между мишкой и куклой.)

5. Аппликация «Ваза». В коробке лежат вазы, вырезанные детьми заранее. Детям пред­
лагают из готовых форм выполнить узор на своей вазе: посередине — квадрат, над квадратом,
под квадратом, справа и слева от него — круги.

По окончании работы дети располагают вазу в центре стола (фланелеграфа, на котором находятся чашки с блюдцами).

6. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Перед детьми лежат карточки, на которых изображены три предмета посуды и один лишний предмет, расположенные на карточках слева, справа, посередине, вверху; внизу, вверху, справа, слева и т. п. (у каждого ребенка — разное расположение). Детям необходимо найти лишний предмет и рассказать, где он расположен.

7. Подведение итогов.

Занятие 7. «Домашние животные» Программное содержание:

1. Дать представление о простейшем схематичном, условном изображении предметов, познакомить с простейшей схемой пространства.

2. Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве.

3. Упражнять в обозначении направлений ближайшего пространства с точкой отсчета от себя.

Оборудование: демонстрационный материал — крупные предметы для моделирования в реальном пространстве: будка, цветок, мяч, яблоня, курица, крупные треугольники, квадраты, круги для выкладывания пути; план-карта пути до будки со схематичными изображениями пред­метов-ориентиров; игрушки — кошка, собака, 6 котят — 3 белых, 3 черных (игрушки или картин­ки для фланелеграфа); раздаточный материал — карточки с цветными силуэтами животных, идущих вправо, влево, расположенных в центре, близко, далеко, фишки разных цветов; наборы предметных картинок с изображением домашних животных, индивидуальные фланелеграфы.


Словарная работа: домашние животные, кошка, собака, конура, корова, лошадь, свинья,!
коза, овца. I

Ход занятия: I

Педагог загадывает детям загадки: 1

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко, I

И умылся серой лапкой. I

(Кошка.) 1

Я и дом сторожу, I

И поклажу вожу. §

Я и в холод, и в зной

Человеку служу.

Кто я? (Собака.) I-

Педагог предлагает детям послушать рассказ: «Жили-были кошка и собака. Надоело им|
ругаться, решили жить дружно. Пригласила собака кошку в гости. А жила она во дворе
Нарисовала собака кошке дорогу, по которой можно дойти до нее».?

1. Задание. «Помоги кошке найти домик собаки» (рис. 3, прил.).

На фланелеграфе выложена схема пути до будки собаки. Педагог вместе с детьми анали­зируют схему:

— До какого предмета кошка должна пройти сначала? (До цветка.) В какую сторону она
пойдет? (Налево.) Куда пойдет кошка потом? (К курице.) Куда при этом она должна повер­
нуть? (Направо.) В какую сторону нужно повернуть кошке, чтобы пройти от курицы до мяча?
(Направо.) И т. д.

При определении направлений движения дети сначала показывают его рукой, а затем обозначают в речи.

2. «Выложи дорожку на ковре».

Педагог обращает внимание детей на предметы, расположенные в группе в соответствии с|
планом: дерево, цветок, будка, мяч, курица. Детям предлагается выложить дорожку до будки*
с помощью геометрических фигур. \

— До какого предмета мы сначала будем выкладывать дорожку? (До цветка.)

Один из детей выкладывает прямую дорожку от себя до дерева с помощью треуголь­ников. Дети вместе с кошкой проходят по ней, показывая и объясняя направление движе­ния.

— Куда нужно идти дальше? (К курице.) В какую сторону? (Направо.)

Дорожку из квадратов выкладывает другой ребенок. Дети проходят по ней, показывая и; объясняя направление движения.

Аналогично выкладываются остальные дорожки до будки из кругов.

3. Задание «Найди и отметь животное».

Отметить красной фишкой всех животных, которые идут направо; зеленой — налево; кто, из животных находится далеко на картине — отметить желтой фишкой; кто расположен близ-; ко — синей фишкой, кто в центре — белой фишкой.

— Расскажи, где расположены животные.

4. Физкультурная минутка. Педагог предлагает детям превратиться в маленьких котят.
Все вместе произносят слова и выполняют движения. Дети показывают, какие у кошки усы,
ушки, как она умывается.

Усатенькая, мохнатенькая Ест и пьет, песенки поет.


5. На демонстрационном фланелеграфе размещены картинки домашних животных (3-4).
У детей - соответствующие мелкие картинки. Педагог предлагает назвать всех животных, рас­
сказать, где находится каждое (посередине, справа, слева).

— Разложите у себя на фланелеграфах животных так же, как они расположены на боль­шом фланелеграфе.

— А сейчас корова спряталась за свинью; свинья оказалась впереди, перед коровой. Разместите своих животных так же. Расскажите, где находится свинья. (Впереди, перед коро­вой.) Где расположена корова? (За свиньей.)

6. Дидактическая игра «Что изменилось?».

— Кошка и котята пошли гулять. Мама-кошка построила котят по порядку: черный
котенок, белый котенок и т. д. По дороге котята перепутались: за черным котенком шел
черный, за белым — белый. (Возможны другие варианты.)

Дети говорят, что изменилось и исправляют ошибку.

7. Подведение итогов.

Занятие 8. «Игрушки» Программное содержание:

1. Знакомить с простейшей схемой пространства.

2. Учить соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

3. Развивать зрительную память.

4. Учить обозначать в речи пространственное положение игрушек (на столе, под стулом и т. д.).

Оборудование: демонстрационный материал — игрушки-клоуны; набор кукольной ме­бели; ленточки, палочки, геометрические формы, два дома, дерево, цветок, машина для моделирования в реальном пространстве; детские стулья, обозначенные треугольниками, квадратами, кругами; раздаточный материал — «билеты» (карточки с изображением квадра­тов, кругов, треугольников); спортивный инвентарь; карточки со схематичным изображени­ем пути до домика клоуна, на которых изображены предметы-ориентиры: дома, деревья, цветы, машины.

Ход занятия.

1. Педагог предлагает ребятам пойти в цирк. Раздает детям «билеты». На одних «биле­
тах» — квадраты, на других — треугольники, на третьих — круги. Ряды стульев отмечены
соответствующими геометрическими фигурами. Дети садятся соответственно «билетам».

В цирке их встречают два клоуна — Рыжий и Черный.

2. Задание «Помоги клоуну найти игрушку».

Рыжий клоун говорит, что у него есть игрушка, и показывает ее ребятам. Предлагает закрыть глаза Черному клоуну, а он ее спрячет (ставит игрушку на стол из набора куколь­ной мебели). Он предупреждает ребят, чтобы они не подсказывали. Черный клоун не может найти и обращается за помощью к детям. Дети говорят, что игрушка стоит на столе. Черный клоун обращается к Рыжему с просьбой спрятать еще раз: тогда он найдет.

Рыжий клоун прячет игрушку под стул. Черный клоун сразу идет к столу, ищет на столе, под столом, возле стола, но не находит игрушку. Снова просит помощи у детей. Дети помога­ют Черному клоуну.

Рыжий клоун спрашивает у детей, куда спрятать игрушку теперь. Прячет, Черный клоун находит игрушку. Клоуны прощаются с детьми и благодарят их за помощь.

3. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Клоуны».

Дети играют с мячами, кеглями, обручами и декламируют хором заранее выученные стихи.

Клоун Рыжий, клоун Черный. Клоун-трус и клоун смелый. Клоун Бом и клоун Бим — Клоун может быть любым.


На проделки их глазея, Мы кричим: «Вот это да!» Только клоуна-злодея Не бывает никогда.

4. Игра «В гостах у клоунов».

Педагог говорит детям, что клоуны ждут их в гости, каждый — в своем домике.

— Как до них добраться, они написали нам в письме.

Каждому ребенку раздается письмо с описанием пути: путь до домика клоуна, где на пути встречаются различные предметы-ориентиры.

На полу в группе разложена схема пути из ленточек, геометрических форм, расставлены макеты домиков, дерево, машина, цветок. Дети подходят к нужному домику, а затем рассказы­вают, как они до него шли.

5. Подведение итогов.

Занятие 9. «Мой дом» Программное содержание:

1. Учить моделировать простейшие пространственные отношения из игрушек (кукольная

мебель).

2. Упражнять в словесном обозначении расположения предметов в реальном простран­
стве и на плоскости листа бумаги соответствующими терминами.

3. Развивать умение располагать игрушки по словесным инструкциям педагога.
Оборудование: демонстрационный материал — плоскостные картинки для фланелеграфа

(собака, птица, кукла, картинки с изображением конуры, гнезда, дома); макеты домов разного размера; макет комнаты, набор кукольной мебели, рисунок комнаты Гномика; раздаточный материал — вырезанные из цветной бумаги геометрические формы и цветы (для аппликации), клей, кисточка, картон.

Словарная работа: дом, комната, этаж, план комнаты, макет, мебель.

Ход занятия.

Педагог предлагает рассмотреть картинки с изображением домиков (конура для собаки, гнездо для птицы, домик для куклы).

— Кто живет в этом домике? (Собака.) Как называется домик собаки?

— А это кто? (Птичка.) Покажите ее домик. Как он называется?

— Чей домик выше?

1. Задание «Разные дома».
Педагог спрашивает:

— Что стоит у меня на столе? (Макеты домов.) Как вы думаете, кто живет в этих домах? Покажите, какой дом самый высокий, низкий. Сколько этажей в высоком доме? А сколько этажей в низком доме? А в этом доме сколько этажей? (Один.)

— Расскажи, где расположен самый высокий дом, самый низкий, средний. Поставь дома так, чтобы высокий дом был справа, низкий — слева, высокий — далеко, низкий — близко и др.

2. Задание «Расставь мебель в Машиной комнате так же, как в комнате Гномика».
Педагог показывает детям макет пустой комнаты и спрашивает, чего не хватает в комнате

Маши. (Мебели.)

— Кукла Маша была в гостях у Гномика и видела, какая мебель стояла в комнате и как она была расставлена. Давайте посмотрим на рисунок комнаты Гномика (рис. 4, прил.).

— Где стоит стол? А где стоит стул? Что стоит рядом со столом? И т. д.

— Ребята, вы красиво расставили мебель. Чтобы было еще уютнее, давайте украсим коврик.

 

3. Физкультурная минутка.

4. Аппликация из готового материала «Коврик».

Детям предлагается украсить коврик и положить его в Машину комнату. Для этого в центре наклеить круг, в уголках — квадраты, между ними — треугольники.


. 5. Задание.

— Расскажи, какая мебель стоит у тебя в комнате. Где она стоит?
6. Подведение итогов.

Занятие 10. «Зима» Программное содержание:

1. Учить обозначать расположение предметов в микропространстве соответствующими пространственными терминами.

2. Учить располагать предметы на плоскости листа: сверху — вниз, снизу — вверх.

3. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаза.

Оборудование: демонстрационный материал — картинка с изображением снеговика, сне­говики четырех размеров, вырезанные из картона; образец елочной гирлянды, расположенной сверху — вниз, из чередующихся по цвету кругов; раздаточный материал — индивидуальные фланелеграфы, плоскостные елочки из бархатной бумаги, кружки (красные, синие, желтые), лабиринты «Помоги снеговику найти дорогу домой»; простые карандаши, трафареты кругов трех размеров для рисования снеговика.

Словарная работа: времена года, зима, снег, снеговик, гирлянда.

Ход занятия.

1. Педагог читает стихотворение:

К нам пришла зима сама, Принесла во двор зима Снег пушистый, лед, снежинки, Санки, лыжи и коньки!

— Скажите, а что еще принесла с собой зима? (Много снега.) Что можно сделать из снега?
Подсказка — картина с изображением снеговика. Дети называют снеговика.
Послушайте, какое чудесное стихотворение есть о нем:

— Зачем вам, ребята, два уголька?

— Два уголька? Придумали тоже! Это же глазки Снеговика, Черные глазки Снеговика.

— Зачем ты морковку из кухни унес?

— Какую морковку? Совсем не похоже!
И кто вам поверит? Придумали тоже!
Это озябший оранжевый нос.

— Зачем ты ведро приволок с чердака?

— Какое ведро? И совсем не похоже!
Да кто вам поверит? Придумали тоже!
Это же шляпа Снеговика.

Дорогою зимней, дорогою долгой Поедет он в лес за пушистою елкой. Вы спросите, елка, ребята, зачем? Ну, это известно, мы думаем всем.

Педагог обращает внимание детей на картинку с изображением снеговика (соответственно стихотворению) и просит детей рассказать, где расположены глаза-угольки, нос-морковка, шляпа-ведро.

2. «Расставь снеговиков».

— Расставьте снеговиков на магнитной доске внизу от самого большого до самого малень­
кого, располагая их на доске снизу — вверх.

3. Задание «Нарисуйте снеговика с помощью трафаретов».

Педагог вместе с детьми рассматривают снеговика, уточняют пространственное положе­ние кругов (внизу — большой, затем — средний, наверху — маленький). Предлагает взять


трафарет большого круга и обвести его на листочке, расположив снизу. Аналогично дорисовы­вают остальные круги. При этом педагог напоминает, что дети располагают круги на листе в следующем порядке: снизу — вверх.

Затем дополняют изображение деталями: глаза, морковка, ведро.

4. Дидактическая игра •«Украсим елочку».

Педагог обращает внимание детей на красивую елочную гирлянду с огоньками разного цвета (например: желтый, синий; желтый, синий, красный). Затем предлагает детям украсить елочки на индивидуальных фланелеграфах красивой гирляндой из чередующихся по цвету кругов, располагая ее сверху — вниз.

5. Физкультурная минутка. Подвижная игра.
Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши, На два счета поднялись, Три, четыре — руки вниз.

6. Лабиринт «Помоги снеговику найти дорогу домой» (рис. 5, прил.).

7. Подведение итогов.

Занятие 11. «Зимние забавы» Программное содержание:

1. Учить понимать и употреблять в речи пространственные предлоги и наречия.

2. Учить определять расположение объектов на сюжетном изображении, употребляя сло-

ва «далеко», «близко».

3. Упражнять в расположении предметов в групповой комнате по словесным инструкци­
ям педагога.

Оборудование: демонстрационный материал — изображение зимней березы, картина «Зим­ние забавы», снежки из ваты для игры «Чудесный мешочек»; раздаточный материал — наборы цветных силуэтов (береза, заяц, лыжник, домик, елочка, солнце, птицы); по три карточки с контурным изображением разных зайцев, цветные карандаши; индивидуальные фланелеграфы.

Словарная работа: зимние забавы, лыжи, коньки, санки, снежки.

Ход занятия.

На магнитной доске расположено изображение зимней березы.

— Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить? Почему вы так думаете?
(Деревья зимой сбрасывают листья, на ветках лежит снег, снег лежит на земле.)

1. Задание.

— Разложи картинки на своем фланелеграфе — березу, солнце, птиц, лыжника, зайца,
домик, елочки. Расскажи, как ты их расположил. Какие картинки ты положил далеко, какие
близко?

2. Задание «Расскажи, что нарисовано на картине».

Педагог показывает детям картину «Зимние забавы». Просит назвать все, что они на ней видят, а затем рассказать, что находится посередине, справа, слева и т. п. Что расположено далеко, близко?

3. «Раскрась зайчика». Перед ребенком на столе расположены три разных зайца.

— Возьмите зайчика, который расположен справа от вас (заяц с санками) и раскрасьте
его следующим образом. Те детали, на которых нарисованы треугольники, — красным цветом.
Теперь те детали, на которых нарисованы круги, — желтым цветом. И, наконец, те детали, на
которых нарисованы квадраты, — синим цветом (рис. 6, прил.).

4. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Мы замерзли с вами И стучим зубами, Хлопаем руками, Топаем ногами.


5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Педагог предлагает достать из мешочка столько снежков, сколько он скажет (один, два, три), и расположить их в групповой комнате по словесным инструкциям педагога.

6. Подведение итогов.

Занятие 12. «Путешествие в сказку» Программное содержание:

1. Учить анализировать взаимоположение предметов на плоскости листа.

2. Учить соотносить с помощью осязания объемные формы.

3. Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаза. Оборудование: демонстрационный материал — набор объемных геометрических форм,

конус, набор карточек с изображением различных предметов, плакат к игре «Лабиринты»; раздаточный материал — карточки с заданиями, простые карандаши, листы бумаги.

Словарная работа: сказка, сказочные герои, Кощей Бессмертный, шар, куб, конус.

Ход занятия.

Педагог предлагает детям послушать сказку: «Жил-был король. И была у него красавица дочь. Подул как-то сильный ветер, налетел Кощей Бессмертный, подхватил принцессу и унес в свой замок. Погоревал король, погоревал и пошел искать свою дочь. Шел он, шел и дошел до замка Кощея Бессмертного. Подошел король к двери, а там лежит письмо: «Если выпол­нишь пять заданий, отпущу твою дочь». Идет король печальный, не знает он, как выполнить задания».

— Дети, поможем королю?
Педагог читает первое задание.

1. Задание «Посмотри, запомни и разложи так же».

Педагог показывает карточку с расположенными на ней геометрическими фигурами. Дети рассматривают, называют расположение фигур. Затем карточку убирают, а дети самостоятель­но выкладывают фигуры на своих карточках точно так же.

2. Задание «Найди такую же фигуру».

На столе лежат объемные геометрические формы, накрытые салфеткой. Педагог показывает детям одну фигуру и просит на ощупь найти такую же под салфет­кой.

3. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения соответственно тексту.

Дождик песенку поет: «Кап-кап». {Моргают.)

Только кто его поймет: «Кап-кап». {Моргают.)

Не поймем ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно.

4. Задание «Пройди по волнистой дорожке, не отрывая руки».

Движение руки дети сопровождают словами: «Я рисую вверх», «Я рисую вниз».

5. Задание «Какие звери спрятались в сказочном лесу?»
Детям предлагают картинку с зашумлением.

— Расскажи, где спрятались звери.

Игра «Лабиринт».

В верхней части плаката расположены окошки с закрывающимися ставнями, внутри цвет­ное изображение животного. В нижней части плаката контурные изображения этих же живот­ных. Верхняя и нижняя части плаката соединены пересекающимися линиями. Ребенку дают силуэтное изображение животных.

Дети подбирают к силуэтному изображению контурное и проводят дорожку к окошку, где находят цветное изображение животных.


— Расскажите, в каком направлении вы проводили дорожки. (Сверху вниз.)
7. Подведение итогов.

Занятие 13. «Нарядим елку» Программное содержание:

1. Учить располагать предметы по словесным инструкциям педагога.

2. Упражнять в микроориентировке на листе бумаги.

3. Развивать зрительно-моторную координацию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.21 с.)