Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для дошкольников четвертого года обучения

Поиск

Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи про­странственное расположение частей своего тела.

Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и тела стояще­го напротив ребенка.

Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить четко дифференци­ровать основные направления пространства, словесно обозначать их соответствующими терми­нами (справа — направо, слева — налево и т. д.).

Учить детей определять направление местоположения предметов, находящихся на значи­тельном расстоянии от них (в 2, 3, 4, 5 метрах), в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

Определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т. д.).

Развивать умение детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например, машины, шкафа для игрушек и т. д.), использовать в речи термины (передняя — задняя, верхняя — нижняя, правая — левая).

Закреплять и совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения.

Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др.).

Познакомить детей со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

Учить составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т. д.

Передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути.

Словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

Составлять простейшие схемы пространства (размещения игрушек на поверхности стола, в шкафу, в кукольном уголке).

Располагать и находить предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме.

Словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.

Моделировать пространственные отношения (кукольная комната, шкаф с игрушками и т. д.).

Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, сто­ла, грифельной доски.

Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу и т. д.).

Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположе­ние игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к

ДРУГУ.


Развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с гео­метрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.

Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки
в помещениях детского сада и на участке; совершенствовать ориентировку с помощью всей |
сенсорной сферы ребенка (нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния). I

Закреплять и развивать умение различать пространственные признаки предметов и про­странственное отношение между ними с помощью зрения и осязания.

Продолжать учить различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые, световые, звуковые ориентиры.

Развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначе­нии расположения предметов в помещениях детского сада и на участке.

Дать представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотне­сения детьми парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; в процессе сравнивания реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале; при повороте на 90 и 180 градусов. Дать детям представление о правилах поведения пешеходов на улице; познакомить с понятиями улица, мостовая, пеше­ходный переход, проезжая часть, светофор.

Закреплять умение детей выделять парно-противоположные направления окружающего пространства (направо — налево, вверх — вниз, с точкой отсчета от себя).

Развивать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими предметами, а также между предметами.

Учить определять направления движения в пространстве (в процессе собственного пере­движения, передвижения других детей и различных объектов, например заводной игрушки).

Совершенствовать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направ­ление движения в соответствии с указаниями педагогов, с учетом ориентиров.

Развивать пространственное воображение детей: учить их мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

Закреплять представление детей об относительности пространственных отношений.

Развивать умение детей определять стороны стоящего впереди и напротив человека, соот­носить со сторонами своего тела; при их словесном обозначении активно использовать соответ­ствующие пространственные термины (правая — левая и т. д.).

Развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их ото­бражением в зеркале.

Учить словесно обозначать сравниваемые реальные и отображенные в зеркале простран­ственные отношения.

Закреплять умение детей определять парно-противоположные направления своего тела после поворота на 90 и 180 градусов.

Учить определять пространственные отношения между собой и окружающими предмета­ми после поворота на 90 и 180 градусов.

Развивать активное использование детьми пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).

Совершенствовать умение детей ориентироваться в микроиространстве (на поверхности листа, фланелеграфа, стола, доски).

Учить самостоятельно располагать предметы в названных направлениях микропростран­ства; менять месторасположение предметов в микропространстве, определять разницу в распо­ложении предметов в микропространстве; словесно обозначать расположение предметов в мик­ропространстве.

Развивать умение детей самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам ортоптистки, врача, тифлопедагога, логопеда, заведующей, мето­диста детского сада, в музыкальный и физкультурный залы, на кухню, в прачечную; словесно обозначать свой путь до различных помещений детского сада.

Самостоятельно ориентироваться на территории детского сада; учить, как пройти до уча­стка своей группы, соседних групп, спортивной площадки, до ворот детского сада, вокруг


детского сада; словесно описывать свой путь.

Учить детей ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице: как пройти к метро (или автобусной остановке), до ближайшего магазина, школы, почты и т. д.

Учить детей выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами; определять пространственные отношения между ними, направление передвижения от одного предмета к другому.

Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице (ходить- можно только по пешеходному переходу; переходить улицу только на зеленый сигнал светофора; нельзя хо­дить, бегать, играть на проезжей части улицы); закреплять эти знания в подвижных и дидак­тических играх.

Формировать у детей обобщенное представление об окружающем пространстве.

Развивать умение получать, анализировать и словесно описывать информацию об окру­жающем пространстве и расположенных в нем предметах, полученную с помощью всех анали­заторов.

Учить активно использовать полученную с помощью различных анализаторов информа­цию о пространстве в практической ориентировке.

Развивать умение составлять схемы пути передвижения на территории и вокруг детского сада.

Учить передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме, словесно обозначая направ­ление своего движения:

Составлять схемы помещений группы (групповой, спальной и туалетной комнат), детско­го сада (музыкального зала, кабинета врача, кухни, прачечной), участка группы; соотносить их с реальным пространством.

Отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве; словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве.

Учить читать схемы пути и окружающего пространства.

Развивать умение детей моделировать реальные пространственные отношения по словес­ной инструкции и по предложенной схеме пространства (кукольная, групповая, спальная ком­наты, кабинет врача, кухня, прачечная и т. д.).

План тематических занятий по ориентировке в пространстве в подготовительной к школе группе приводится в табл. 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование занятий по ориентировке в пространстве в подготовительной группе Таблица 5
Месяц № занятия Тема занятия  
Сентябрь   Мой детский сад  
  Осень  
Октябрь   Овощи, фрукты  
  Урожай собирай!  
  В гостях у фермера (домашние животные и птицы)  
  Игрушки  
Ноябрь   Я и мое тело  
  ультурно-гигиенические навыки  
  Одежда  
Декабрь   Зима. Снег  
  Обитатели зимнего леса  
  В гостях у сказки  
  Мастерская Деда Мороза  
Январь   Зимние забавы  
  Электроприборы  

 

 

 

 

 

 

  Окочание табл. 5
Месяц № занятия Тема занятия
Февраль   Профессии. Строим дом
  День защитников Отечества
Март   Посуда
  Моя семья
  Правила поведения на улице
Апрель   Весна. Прилетели птицы
  Звездное небо
  Мебель
  Транспорт
Май   Насекомые

Занятие 1. «Мои детский сад» (ознакомление с территорией) Программное содержание:

1. Развивать умение детей читать и составлять схемы территории детского сада.

2. Учить словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.

3. Совершенствовать умение правильно использовать пространственные термины (за, около, между, справа, слева и т. п.).

4. Развивать пространственные представления на основе практической ориентировки на участке.

Оборудование: демонстрационный материал — макет территории детского сада, схема детской площадки (лист АЗ); раздаточный материал — схема детской площадки (лист А4, рис. 1, прил.), карточки к заданию «Цветные домики» (рис. 2, прил.), индивидуальные фла-нелеграфы, силуэты предметов, изображенных на схеме площадки, простые карандаши, цвет­ные карандаши.

Словарная работа: макет, схема, местоположение, схема пути, территория, площадка, веранда, песочница, качели, газон.

Ход занятия.

Дети вместе с педагогом рассматривают макет территории детского сада, рассказывают, что на нем расположено (здание детского сада, детские площадки, деревья и кусты, асфальти­рованные дорожки и т. д.). Детям предлагают показать участок своей группы.

Затем показывают схему игровой площадки их группы (рис. 1, прил.) и предлагают рассказать, какие предметы изображены на ней (веранда, песочница, качели и т. п.). Если у детей возникают сложности в узнавании и назывании предметов, необходимо обратиться к макету. Например, если посмотреть на песочницу сверху (смотрят на песочницу на макете), то она напоминает квадрат — это сама песочница; круг внутри квадрата — «грибок».

Далее детей знакомят с условными обозначениями кустов, хвойных и лиственных деревь­ев, газонов. Дети сравнивают, как они выглядят на макете и схеме.

1. Дидактическая игра «Расскажи, где находится клад».

Детей делят на команды по два человека. Командам раздают схемы групповой площадки, на которых крестиками обозначены места, в которых находятся клады — новые игрушки. Дети рассматривают схемы, определяют местонахождение клада.

2. Физкультурная минутка. «Веселые прыжки».
Дети выполняют задания согласно тексту.

Раз, два — стоит ракета. Три, четыре — самолет. Раз, два — хлопок в ладоши, А потом — на каждый счет.


Раз, два, три, четыре — Руки выше, плечи шире. Раз, два, три, четыре — И на месте походили. (3 раза)

3. Задание «Придумайте и нарисуйте самый длинный и самый короткий путь к вашему
кладу».

Дети продолжают работать со схемами, предложенными в первом задании.

4. Задание «Опиши самый длинный и самый короткий путь к кладу».

Один представитель команды описывает путь («Идем прямо, поворачиваем налево, идем между кустами» и т. д.).

По очереди каждый ребенок рассказывает, как можно дойти до клада.

5. Задание «Разложите на фланелеграфе схему площадки детского сада с помощью си­луэтов».

6. Задание «Цветные домики» (рис. 2, прил.).

Детям предлагается закрасить геометрические фигуры, расположенные на листе внизу слева, следующим образом: ту, что находится слева, — красным цветом; ту, что справа, — оранжевым; ту, что между кругом и квадратом, — желтым; ту, что справа от прямоугольника, — зеленым; ту, что между треугольником и прямоугольником, — синим.

Затем педагог предлагает детям рассмотреть схему и подумать, в каких домиках живут геометрические фигуры.

— Раскрасить домики соответствующим цветом и рассказать, как каждой фигуре дойти
до своего домика.

7. Подведение итогов.

Занятие 2. «Осень» Программное содержание.

1. Учить детей ориентироваться в микропространстве (на доске, листе в клеточку).

2. Учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относи телыю друг друга.

3. Совершенствовать умение использовать в речи пространственные термины (около, рядом, между и т. п.).

4. Развивать внимание и зрительную память.

Оборудование: демонстрационный материал — цветные силуэты деревьев (дуб, береза, рябина); раздаточный материал — карточки к заданиям, простые карандаши, цветные каран даши.

Словарная работа: осень, листопад, золотая, багряная, дуб, береза, рябина.

Ход занятия.

Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение.

Лес — точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный. Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. И. Бунин

Педагог спрашивает детей:

— О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени.) Какое время года
сейчас? (Осень.)

Осень! Осыпается весь наш бедный сад... Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А. Толстой


— Почему осенью опадают с деревьев листья?

Если дети не отвечают или дают неполный ответ, педагог рассказывает сам: осенью все деревья впадают в спячку, подобно некоторым животным. Все питательные вещества остаются в корнях деревьев, под землей, и к листьям не поступает питание. А если листья останутся на ветвях на зиму, снег ляжет на листву, и под тяжестью сломаются ветки. Поэтому деревья предусмотрительно сбрасывают листву.

1. Задание «Дорисуй листья и повтори штриховку».

Детям раздают листы с изображением трех листьев — рябины, березы, дуба (рис. 3, прил.), нарисованных только наполовину и заштрихованных в соответствии с естественным рисунком листа. Листья пронумерованы — 1, 2, 3. Педагог предлагает дорисовать вторую половинку листьев и заштриховать их так же, как заштрихована первая половинка.

2. Дидактическая игра «С какого дерева лист».

На доске расположены цветные силуэты деревьев — березы, дуба, рябины. Дети называ­ют номер листа (на карточке к заданию), затем называют дерево, с которого этот лист упал, рассказывают, где расположено это дерево. Например: «Первый лист упал с дуба, который расположен в центре, между березой и рябиной» и т. д.

3. Физкультурная минутка. Подвижная игра.

Дети выполняют движения соответственно словам стихотворения.

Листочки

Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер — полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели.

4. Лабиринт «Помоги листьям найти свое дерево» (рис. 5, прил.).

Дети рассматривают картинку, называют деревья и листья, которые на ней изображены. Педагог предлагает найти лист, который расположен в левом верхнем углу, и соединить его с деревом. Аналогично выполняются остальные задания.

5. Задание «Закрасить зонт так, чтобы цвет полоски на зонте, обозначенный цифрой,
соответствовал цвету цифры в пояснении к рисунку» (рис. 6, прил.).

— Расскажи, полоска какого цвета расположена между оранжевым и фиолетовым; полос­ка какого цвета расположена справа от красной (и т. д.)?

— Загадай загадку: расскажи местоположение полоски, а дети отгадают, про полоску какого цвета ты говоришь.

6. Задание «Продолжи ряд» (рис. 4, прил.).

На листах бумаги в клетку даны образцы рисования листьев. Детям предлагается рас­смотреть их, проанализировать, обвести по точкам, объясняя последовательность рисования, а затем продолжить ряд самостоятельно.

7. Подведение итогов.

Занятие 3. «Овощи, фрукты» Программное содержание:

1. Продолжать учить загадывать и отгадывать загадки.

2. Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на доске, на листе).

3. Учить правильно использовать пространственные термины (вверху, внизу, между, около и т. п.).

4. Учить четко дифференцировать основные направления пространства (слева направо, сверху вниз и т. п.).

5. Развивать зрительно-моторную координацию.


Оборудование: демонстрационный материал — выставка свежих овощей и фруктов, маг­нитная доска, плоскостное изображение дерева, куста, грядки, карточки с цветным изображе­нием овощей и фруктов; раздаточный материал — карточки с контурными изображениями овощей и фруктов, расположенных в три ряда, наборы цветных картинок соответственно кар­точкам; карточки с изображением четырех яблок, среди которых два одинаковых; лабиринт «Помоги Кате дойти до корзины с яблоками» (рис. 1, прил.); простые карандаши, цветные карандаши, магниты, индивидуальные фланелеграфы, набор силуэтов овощей и фруктов семи величин.

Словарная работа: огород, сад, грядка, овощевод, садовод, яблоко, груша, абрикосы, апельсины, лимоны, слива, огурец, помидор, капуста, лук, морковь, ягоды, дерево, куст.

Ход занятия.

Педагог обращается к детям с вопросом:

— Какие вы знаете овощи? Где они растут? (Помидоры, морковь, картошка, капуста, лук, огурец, свекла, кабачок, тыква растут в огороде на грядке или в поле.)

— Какие вы знаете фрукты? Где они растут? (Яблоки, сливы, груши, абрикосы, апельси­ны, лимоны растут в саду на деревьях, на кустах.)

1. Дидактическая игра «Отгадайка».

Детям раздают листы (А4) с прорезями в верхней и нижней части листа, набор плоско­стных фигур, состоящий из 5 овощей и 5 фруктов, вырезанных из бумаги. Педагог объясняет детям правила игры:

— Овощи растут на грядке, грядку делают на земле, земля у нас под ногами, внизу.
Фрукты растут на деревьях, на кустах — выше, чем овощи.

Педагог спрашивает детей, где на листе расположены прорези для грядок (внизу), а где — для деревьев и кустов (вверху). Детям загадывают загадки, отгадки располагают в нужной прорези. Дети объясняют свои действия.

Когда его раздевают — Слезы проливают. (Лук.)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая. (Морковь.)

Как надела сто рубах, Захрустела на зубах. (Капуста.)

Сам с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь — гладко,

А откусишь — сладко. (Яблоко.)

Лежит меж грядок, Зелен и сладок. (Огурец.)

На сучках висят шары, Посинели от жары. (Слива.)

И т. п.

2. Физкультурная минутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

— Давно не было дождя, все овощи на грядке завяли. Сначала опустились листочки,
потом и весь стебелек согнулся до земли.

Педагог предлагает детям выполнить упражнения.

— На счет «раз» опускаем головы, на счет «два» опускаем руки вдоль туловища, на счет
«три» приседаем на корточки.


— Вдруг закапал дождик и овощи стали оживать. (Движения повторяются в обратном порядке.)

— Подул ветерок (руки над головой), зашумели стебельки и листочки (покачивают рука­ми), затих ветерок (руки опускаются).

3. Задание. «Найди контурное изображение своего овоща или фрукта и раскрась его».

Каждому ребенку раздают по одной картинке с цветным изображением овоща или фрук­та. Ребенок находит такой же овощ или фрукт у себя на карточке, рассказывает, где он распо­ложен (в каком ряду, какой по счету), а затем раскрашивает его в соответствии с образцом.

4. «Соедини линией одинаковые яблоки».

Детям раздают карточки с изображением 4 яблок - 2 одинаковые по цвету, величине и форме, а 2 не похожи на предыдущие.

5. Лабиринт «Помоги Кате дойти до корзины с яблоками».

Детям предлагают нарисовать дорожку по лабиринту от Кати до корзины с яблоками, а затем рассказать, в каких направлениях шла Катя.

6. Задание «Разложите фрукты на фланелеграфе». Разложить справа налево от самого большого к самому маленькому, овощи — сверху вниз от самого маленького до самого большого.

7. Подведение итогов.

Занятие 4. «Урожай собирай!» Программное содержание:

1. Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на листе, фланелег-

рафе).

2. Развивать мышление, внимание, память.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: демонстрационный материал — корзина с натуральными овощами и фрук­тами, образцы расположения овощей и фруктов (заслоненность одного объекта другим: 3 — 4 предмета на каждой карточке); раздаточный материал —- карточки с заданиями; простые ка­рандаши; индивидуальные фланелеграфы, набор фигурок овощей (морковь, свекла, карто­фель, капуста, огурец, редиска).

Ход занятия.

В группу входит педагог, одетый в костюм Осени (обыгрывает свой приход). Показывает корзину с овощами и фруктами и рассказывает о том, что пришла осень и принесла целую корзину с подарками. Дети достают овощи и фрукты из корзины и называют их (морковь, яблоки, помидор, свекла и т. д.). Осень спрашивает:

•- Как называется профессия людей, выращивающих овощи? (Овощевод.)

— Как называется профессия людей, выращивающих фрукты и ягоды? (Садовод.)

1. Детям показывают карточки, на которых в правом верхнем углу изображена девушка
с корзиной в руках, в левом нижнем углу — мужчина с лопатой в руках, в центре листа
нарисованы разнообразные овощи и фрукты. Осень спрашивает детей:

— Человек какой профессии изображен в правом верхнем углу? (Садовод.) А в нижнем
левом углу? (Овощевод.)

Детям предлагают помочь овощеводу и садоводу правильно собрать свой урожай (соеди­нить линиями урожай садовода и урожай овощевода). Осень рассказывает детям о том, что труд овощеводов и садоводов очень тяжелый, трудятся они с ранней весны и до поздней осени. Начинается их работа с посадки семян.

— В какое время года это происходит? (Весной.) А заканчивается когда? (Только
осенью — сбором урожая.)

2. «Что сначала, что потом?» (рис. 7, ирил.).

Детям предлагают по 4 карточки с изображением этапов роста огурцов. Дети раскладыва­ют карточки по порядку.

Педагог предлагает детям найти вторую (первую, четвертую, третью) карточку и расска­зать, что на ней изображено (например, семя огурца посадили в землю).

3. Физкультурная минутка. Дети собирали урожай и устали. Они отдыхают и качаются
на качелях.


И. п. - ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносят тяжесть тела с одной ноги на другую.

И. п. — выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваясь вперед, назад. Для большей экспрессии сгибать и разгибать колени.

«Карусель». И. п. — пятки и носки вместе. Корпус поворачивается влево, вправо. Одно­временно руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.

4. «Разложи овощи на витрине» (рис. 8, прил.).

Детям раздают карточки с изображением витрин: четыре ряда по четыре клетки в каж­дом. В первом столбце нарисовано по одному овощу или фрукту в каждой клетке-полке.

— Разложите по свободным полочкам овощи и фрукты так, чтобы ни в строках, ни в
столбцах предметы не повторялись.

Задание начинают выполнять вместе с педагогом, а затем продолжают самостоятельно.

5. «Расположи овощи по образцу».

Детям предлагаются образцы расположения овощей и фруктов (один за другим). Дети рассказывают, что расположено ближе, дальше, а затем располагают натуральные овощи и фрукты (или муляжи) в соответствии с образцами.

6. «Нарисуй по клеткам» (рис. 9, прил.).

На листах бумаги в клетку даны образцы рисования яблок. Детям предлагается рассмот­реть их, проанализировать, обвести по точкам, объясняя последовательность рисования, а затем продолжить ряд самостоятельно. В конце занятия Осень угощает ребят яблоками и морковью, дети называют профессии тех людей (овощеводов и садоводов), которые помогают вырастить и собрать урожай.

7. Подведение итогов.

Занятие 5. «В гостях у фермера» (домашние животные и птицы) Программное содержание:

1. Учить читать схемы пути, уметь словесно обозначать направление своего движения.

2. Учить правильно использовать пространственную терминологию.

3. Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве.

4. Развивать воображение, логическое мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — схема фермерского хозяйства (АЗ или лист ватмана, рис. 10, прил.); цветные картинки с домашними животными (не менее 5 шт.) и домаш­ними птицами (не менее 5 шт.), карточки с изображением скотного и птичьего двора (рис. 10, прил.); раздаточный материал — карточки с изображением схемы пути до скотного и птичьего дворов (рис. 11, прил.), карточки с заданиями, простые карандаши, цветные карандаши.

Словарная работа: фермер, сельское хозяйство, птичница, птичий двор, животновод, ферма, скотный двор.

Ход занятия.

Педагог сообщает детям о том, что сегодня они идут в гости к фермеру.

— Кто такой фермер? (Ответы детей.)

— Фермер — это человек, который занимается сельским хозяйством. Он разводит до­машних животных и птиц и ухаживает за ними, сеет хлеб, выращивает овощи и фрукты. Он может заниматься и чем-то одним из всего, что названо. Фермер, к которому мы идем в гости, занимается разведением домашних животных и птиц. Он прислал нам карту своего хозяйства (рис. 10, прил.) Слева на карте расположен скотный двор. Кто живет на скотном дворе? (Коровы, свиньи, лошади и т. д.) Справа на карте расположен птичий двор. Кто живет на птичьем дворе? (Куры, гуси, утки и т. д.)

1. Задание «Опиши свой путь с учетом ориентиров, мимо которых ты будешь проходить» (рис. 11, прил.).

а) Фермер прислал каждому ребенку приглашение и схему с указанием пути к тому или иному животному или птице. Каждая схема представляет собой ломаную линию, которая на­чинается от входа на ферму, проходит между несколькими ориентирами, меняет направление и заканчивается возле домика. На каждой схеме возле домика изображение одного животного или птицы. Набор ориентиров и разветвлений дорожек на каждой схеме разные.


Мыли гуси лапки В луже у канавке. Один серый, другой белый, Два веселых гуся.

Движения: моют руки, ноги, приседают.

Вот кричит бабуся: «Ой, пропали гуси! Один серый, другой белый, Два веселых гуся!»

Передают эмоции и движения, приседают.

Выходили гуси, Кланялись бабусе. Один серый, другой белый, Два веселых гуся.

Выполняют соответствующие движения.

4. Задание «Раскрась петушка» (рис. 12, прил.).

5. Лабиринт «Пастух» (рис. 13, прил.).

Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос? (Пастух.)

— Давайте поможем пастуху. Одна овечка отбилась от стада, и ее могут съесть волки.
Помогите овечке добраться до стада самым коротким и безопасным путем. Расскажите, как
нужно идти овечке.

6. Задание «Скажи, кто спрятался на этом рисунке». Обвести по контуру понравившееся животное (рис. 1, прил.).

7. Подведение итогов.

Занятие 6. «Игрушки» Программное содержание:

1. Развивать пространственное воображение.

2. Совершенствовать умение ориентироваться в микропространстве (на листе в клетку, на фланелеграфе).

3. Учить правильно использовать пространственные термины (около, между и т. п.)

4. Развивать логическое мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — рисунок полки, набор игрушек; разда­точный материал: карточки с заданиями, листы в клеточку, простые карандаши, цветные ка­рандаши, индивидуальные фланелеграфы, бросовый материал, счетные палочки, пуговицы.

Словарная работа: игрушки — папа Карло, Буратино, золотой ключик, кукла, машинка, пирамидка, мяч, любимая игрушка.

Ход занятия.

Педагог сообщает детям о том, что сегодня они пойдут в гости к папе Карло.

— Из какой сказки этот герой? («Золотой ключик».)

1. Задание «Отгадай, в каком мешочке какая игрушка».

Детям показывают картину с изображением шкафчика для игрушек с двумя полочками, на каждой полочке расположено по четыре мешочка, контуры которых соответствуют разным игрушкам (мячи большой и маленький, пирамидка, машина, домик). На столе стоят все эти игрушки.


— Папа Карло умеет делать много разных игрушек, а еще он большой шутник. Свои игрушки он спрятал в мешочки и поставил на полки. Вам необходимо отгадать, в каком ме­шочке какая игрушка находится.

— Расскажите, где эта игрушка расположена на полке.

2. Лабиринт «Игрушки идут в гости».

— Папа Карло любит ходить в гости и любит, когда его куклы ходят друг к другу.
Для детей, быстро справившихся с заданием, можно предложить еще один вариант лаби­
ринта (рис. 17, прил.).

3. Задание «Раскрась одежду так, чтобы цвет ее детали, обозначенный цифрой, соответ­ствовал цвету цифры в пояснении к рисунку» (рис. 15, прил.).

4. Слуховой диктант «Золотой ключик» (рис. 16, прил.).

Ребенку предлагается на листе в клетку нарисовать линии по клеточкам в соответствии со словесными инструкциями педагога. Например: одна клеточка вправо, одна клеточка по диа­гонали вниз направо, одна клеточка вниз и т. д.

Педагог предлагает детям сделать свои ключики золотыми.

— Что для этого нужно сделать?

5. Физкультурная минутка.

6. Задание «Выложи на фланелеграфе свою любимую игрушку из семян, пуговиц, счет­ных палочек».

7. Подведение итогов.

Занятие 7. «Я и мое тело» Программное содержание:

1. Расширять представления детей об индивидуальных особенностях внешности челове­ка, о строении тела.

2. Закреплять знания о схематическом изображении тела человека.

3. Дать представление об относительности пространственных отношений: в процессе оп-

ределения детьми парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека.

4. Учить активно использовать в речи соответствующие пространственные термины (пра-

вая, левая и т. д.).

5. Развивать логическое мышление, смекалку.

Оборудование: демонстрационный материал — картина с изображением большого ко­личества детей и взрослых; алгоритм составления описательного рассказа «Кто я? Какой я?»; карточки к игре «Замри»; схема тела человека (на листе А4); раздаточный материал — зеркала, по 5 фишек на каждого ребенка с его именем, карточки к заданиям, простые каран­даши.

Ход занятия.

Педагог показывает детям картину, на которой нарисованы люди разного возраста.

— Что изображено на картине? (Люди, взрослые и дети.) Чем люди похожи? (У всех
есть голова, руки, ноги, туловище.)

Педагог предлагает детям посмотреть друг на друга и ответить на вопрос (разная форма лица, цвет глаз и волос, прическа, рост и т. д.):

— У людей много общего, но мы не похожи друг на друга. Почему?
1. Задание «Положи фишки на те символы, которые тебе подходят».

На столе лежит плакат (рис. 18, прил.) — алгоритм составления описательного рассказа «Кто я? Какой я?». Педагог предлагает детям посмотреть на себя в зеркало и обратить внима­ние на следующее:

— какого цвета у них глаза,

— какой длины волосы,

— прямые волосы или кудрявые, волнистые,

— какого цвета волосы.

Детям раздается по 5 фишек с их именами. Каждая фишка — одно предложение рассказа о себе (в соответствии с алгоритмом).


Ребенку предлагается выкладывать на плакат по одной фишке и рассказывать о себе по алгоритму. (Одна фишка — одно предложение, например: «Я мальчик. У меня глаза серого цвета. Волосы коротко подстрижены. Они прямые. У меня светлые волосы».)

2. Задание «Назови части тела человека».

Педагог показывает схему тела человека, а ребенок называет его части и их располо­жение.

3. Задание «Выполни движения по инструкции».

Дети встают друг напротив друга и выполняют движения по инструкции педагога:

— Левая рука в сторону, правую руку вверх, голову наклонить влево, принять исходное
положение.

Педагог обращает внимание детей на то, что человек, стоящий напротив, выполняет дви­жения верно, но кажется, что он поднимает не ту руку, какую нужно.

— Почему так происходит? Потому, что он стоит к вам лицом, это называется «зеркаль­
ное отражение».

4. Задание «Найди нужную карточку».

На столе разложены карточки из игры «Замри».

Педагог обращает внимание детей на то, что человечек, нарисованный на карточке, стоит к ним лицом.

Педагог словесно описывает позу человеку, а дети находят нужную карточку.

5. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Замри».

Детям раздаются карточки (рис. 19, прил.). По команде «Замри!» надо остановиться в той позе, которая показана на карточке. Дети меняются карточками пять раз.

6. Лабиринт «Чья дорожка ведет к зеркалу?» (рис. 20, прил.).

7. Подведение итогов.

Занятие 8. «Культурно-гигиенические навыки» Программное содержание:

1.Учить активно использовать в речи пространственные термины (в, над, под, рядом и т. п.).

2. Развивать умение ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги).

3. Учить детей воспринимать картинки по заданному алгоритму.

4. Закреплять умение сличать контурное изображение с реальным изображением предмета.

5. Развивать внимание, зрительную память.

Оборудование: демонстрационный материал — картина «Комната неряхи», картинки-алгоритмы распорядка дня ребенка; раздаточный материал — карточки с заданиями, простые карандаши.

Словарная работа: культурно-гигиенические навыки, гигиена, распорядок дня, беспоря­док, уборка помещения, личная гигиена.

Предварительная работа. Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Мойдодыр».

Ход занятия.

Ребятам предлагают вспомнить, о ком говорится в стихотворении С. Я. Маршака «Мой­додыр».

— В стихотворении говорится о неряхе и грязнуле, о мальчике, который не умывается, не
убирает свои вещи и не ухаживает за ними.

Детям показыв



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.36 (0.025 с.)