Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мобилизации доходов в бюджет.

Поиск

 

Основу формирования доходов бюджета заложили 5 нормативных документов:

- Конституция РФ;

-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»;

- БК РФ;

-Налоговый кодекс РФ.

В Конституции РФ заложены основы бюджетных правоотношений федеральных, региональных и местных органов, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

Федеративное устройство основано на государственной целостности и разграничении предметов ведения между РФ и субъектами РФ, в т.ч. в вопросах организации бюджетных отношений.

В БК РФ определены бюджетные полномочия публично - правовых образований РФ и субъектов РФ.

Бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

В любом федеративном государстве процесс распределения доходов и расходов начинается с разграничения полномочий. Разграничение налоговых полномочий между органами власти должны базироваться на следующих принципах:

-стабильность разделения доходов между уровнями бюджетной системы на основе единых принципов и подходов, обеспечивающих заинтересованность органов власти и местного самоуправления в формировании благоприятных условий для экономического развития и наращивания налогового потенциала соответствующей территории.

- принцип собственных доходов бюджетов каждого уровня должны стать основным для эффективной реализации закрепленных за ними расходных обязательств, включая выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований

- принцип разграничения налоговых полномочий.

Налоговые полномочия органов власти субъектов РФ и местного самоуправления не должны ограничивать перемещение капиталов рабочей силы, товаров и услуг, а также позволять экспортировать налоговое бремя в другие регионы и муниципальные образования, связанные с принципом организации налоговой системы.

- принцип разграничения налоговых полномочий и доходных источников должен ориентироваться на вертикальное, а не горизонтальное бюджетное выравнивание.

-принцип

каждому муниципальному образованию должен быть гарантирован минимальный норматив отчислений от налоговых поступлений от которых подлежат в соответствии с федеральным законодательством, разделению между региональными и местными бюджетами соответствующего уровня.

При разделении конкретных видов налогов и доходных источников между бюджетами различных уровней должны учитывать такие критерии как:

- стабильность;

- экономическая эффективность;

-территориальная мобильность налоговой базы;

-равномерность размещения налоговой базы;

- социальная справедливость;

- бюджетная стабильность.

В БК РФ за каждым уровнем бюджетной системы закреплен перечень налоговых доходов и единых нормативов отчислений от них в соответствующие бюджеты.

В отношении федеральных и региональных бюджетов данный перечень и нормативы отражают сложившуюся практику за последние годы, т.е. налоговые доходы территориальных бюджетов формируются за счет отчислений от федеральных налогов.

В БК РФ введены нормы, регулирующие установление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, органами государственной власти субъектов РФ на переходный период муниципальной реформы.

Критерием уровня собственных налоговых доходов бюджетов может выступать показатель налоговой автономии, данный показатель может рассматриваться как отношение налоговых доходов к собственным доходам бюджета.

Навт.= объем налоговых доходов

численность субъектов РФ или муниципального образования

В условиях реформирования местного самоуправления поставлена задача повышения налоговой автономии региональных и местных бюджетов.

На этот показатель оказывает влияние 3 группы факторов:

 

1 группа:

-рост уровня социально-экономического развития территории, укрепление налоговых дисциплин, повышение платежеспособности хозяйствующих субъектов, активная позиция местных администраций в вопросах наращивания налогового потенциала, внедрение в практику бюджетного процесса научно- обоснованных методик и инструментов финансового планирования и прогнозирования.

2 группа:

- эффективность налогового администрирования соответствующие правовой базы, разрабатывается с учетом накопленных налоговых правоотношений.

3 группа:

- объективность и прозрачность бюджетных процедур

- участие населения, СМИ и экспертов в бюджетном процессе

- макроэкономические показатели развития государства.

Управление региональными и муниципальными финансами в целях повышения налоговой самостоятельности возможно в соответствии со следующей концептуальными направлениями:

- совершенствование межбюджетных отношений;

- повышение капитализации недвижимости и оптимизации регионального и местного налогообложения;

- организация налогового администрирования в субъектах и муниципальных образованиях, ее совершенствование.

Органами, осуществляющими мобилизацию доходов в бюджет, являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных взысканных платежей, пеней, штрафов по ним, являются доходами бюджетной системы РФ, т.е.это администраторы доходов бюджетов.

Основными администраторами являются: ФНС,ФТС,ФАУГИ.

Федеральная налоговая служба России образована в 2004 г. в результате осуществления административной реформы на базе Министерства РФ по налогам и сборам.

Основными документами регламентирующими деятельность налоговых органов являются Закон РФ «О налоговых органах РФ», Налоговый кодекс, Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильность исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ налогов и сборов. В систему налоговых органов входят:

- Центральный аппарат ФНС России;

-Территориальные органы ФНС: управление по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, в городах безрайонного деления, инспекции межрайонного уровня, таможенные и финансовые органы (ст.9 НК РФ)

В рамках основной деятельности налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, за полнотой учета денежных средств в организациях и ИП.

Помимо основных за ФНС закреплен ряд, специальных налоговых полномочий:

контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукцией; соблюдение валютного законодательства; осуществление государственной регистрации ю/л и ф/л, ИП.

Права и обязанности налоговых органов установлены в НК РФ.

Основной функциональной обязанностью налоговых органов является осуществление налогового контроля, гл.14 НК РФ установлены следующие формы налогового контроля:

-налоговые проверки;

-получение объяснений налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов;

- проверка данных учета и отчетности;

-осмотр помещений, территорий используемых для извлечения дохода (прибыли) и др. формы.

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

 

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 налогового кодекса РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 налогового Кодекса РФ правомерность применения налоговых вычетов.

 

Выездная налоговая проверка проводится на территории, в помещении налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. В настоящее время повышенное внимание уделяется предпроверочному анализу согласно Концепции системы выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. Концепцией установлены 11 общедоступных критериев риска налоговых правонарушений, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения ВНП.

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

 

Процедура вынесения решения по результатам рассмотрения материалов ВНП. Рассмотрение налоговых споров в досудебном и судебном порядке.

С 1 января 2009 г. изменится порядок реализации налогоплательщиками право на судебную защиту. Подача заявления в суд будет возможна только после рассмотрения аппеляционной жалобы налогоплательщика в вышестоящем органе.

Превращение налоговой службы в сервисный центр. ФНС России приказом от 27 апреля 2007 г. утвердили единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.

Данный документ содержит перечень услуг, которые обязаны предоставлять налогоплательщику в налоговом органе.

Стандарт содержит следующие разделы:

- оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;

- оказание услуг по приему, регистрации налоговых деклараций (расчетов) бухгалтерской отчетности и других документов, по предоставлению информации налогоплательщикам;

- информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам;

- оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;

- оказание услуг по информированию налогоплательщика.

Разработаны и действуют Административные Решения.

- в 2006 г. в деятельность налоговых органов внедрялась единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая предназначена для автоматизации государственного контроля за объемам производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Эта система:

- обеспечивает полноту и достоверность учета, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с возможностью детализации системы уровня до субъекта РФ до производителя.

- позволяет вести учет импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с контролем правильности начисления акциза, с возможностью детализации, контроль до страны производителя, поставщика, импортера, вида, крепости и объема, наименование продукции.

-дает возможность вести учет федеральных специальных марок и акцизных марок, с возможностью детализации до организации, осуществляющие производство и оборот или импорт алкогольной продукции

- позволяет анализировать состояние и тенденции развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов.

- затрудняет реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции между отправителями и покупателями, которая осуществляется в электронном виде.

Однако в виду определенных недоработок возникли проблемы как с производством и сбытом алкогольной продукции, так и с налоговым администрированием действий ЕГАИС. До 1 ноября 2008 г. ее функционирование приостановлено.

Приоритетными задачами налоговой службы является:

- урегулирование налоговой задолженности;

- совершенствование механизмов проведения контрольных мероприятий;

- активизация деятельности подразделений налогового аудита в налоговых инспекциях;

- совершенствование законодательства о государственной регистрации;

- совершенствование информационного обмена с другими фискальными структурами.

Дальнейшее совершенствование налогового администрирования связано с:

- необходимостью обеспечения стабильного и своевременного поступления доходов в бюджетную систему РФ;

-развитием информационно-аналитических инструментов налогового контроля;

- сокращение издержек налогоплательщика при исчислении и уплате налогов, а также затрат государства на налоговое администрирование.

 

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Таможенным кодексом РФ, введенным в действие с 1 января 2004 г., а также Положение «О Федеральной таможенной службе России».

Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты перечисленных платежей, принимает меры по их принудительному взысканию или возврату.

Осуществляет принятие решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, принимает предварительное решение о классификации товаров о происхождении товаров из конкретной страны.

Ведет таможенную статистику, информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности.

Осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств ФБ, предусмотренные на содержание службы и реализации возможных функций.

 

ФАУГИ руководствуется постановлением Правительства РФ «Вопросы ФАУГИ» от 8 апреля 2004 г.

В процессе осуществления своей деятельности администраторы доходов бюджета взаимодействует между собой в различных формах, под формой взаимодействия понимается способ и порядок согласованной деятельности субъектов при выполнении служебных задач, обеспечивающие координацию и правильное сочетание полномочий, методов и средств.

Формы взаимодействия фискальных органов, можно классифицировать:

1-по цели: -профилактические;

-поисковые;

2- по продолжительности: - постоянные;

- временные;

3- по принадлежности органов управления: - внутренние;

- внешние.

 

Формы взаимодействия определены в Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.

Формы взаимодействия могут быть:

- обмен информацией;

-исполнение запросов;

- совместное осуществление проводимых проверок;

- анализ вопросов налогообложения и выработка общих подходов к их разрешению;

-создание межведомственных комиссий, совещательных органов, рабочих групп с целью разработки и решения конкретных задач;

- проведение совместных конференций, совещаний, коллегий;

- предоставление информации о нарушителях таможенного, бюджетного, налогового законодательства.

Необходимо совершенствовать формы взаимодействия фискальных органов, связанные с мобилизацией доходов в бюджеты бюджетной системы РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 781; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.127 (0.009 с.)