Тема. Реформирование косвенного налогообложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Реформирование косвенного налогообложения



Успешная реализация налоговой политики зависит от того, насколько тщательно и продуманно будет выстроен механизм взимания отдельных видов налогов. Необходимо отметить, что в настоящее время общепризнанным является факт влияния налога на добавленную стоимость на экономические решения, вопреки сложившемуся теоретическому убеждению в «экономической нейтральности» данного налога.

В мировой практике расчет НДС основан на простейшей схеме, в которой используется стоимость исходных ресурсов для производства (in puts - входящие), которыми могут служить сырье (транспорт, прочие затраты технологического характера) и стоимость реализуемых результатов экономической деятельности (out puts - выпускаемые).

Добавленную (или «прибавочную» – К.Маркс) стоимость (VAТ) можно рассчитать как сумму выплачиваемой заработной платы (V) и получаемой прибыли (m):

VAТ = V + m

В системе национальных счетов к числу указанных показателей для расчета добавленной стоимости прибавляется амортизация, однако ее влияние на сегодняшний день практически не учитывается в методике расчета отечественного НДС (исключая необходимость восстановления ранее принятого вычета), поскольку факт приобретения основных средств рассматривается как основание для налогового вычета.

Добавленную стоимость можно альтернативно представить и как разность сумм поступлений за проданную продукцию (outputs-О) и произведенных затрат (inputs — I).

VAT = О - I

Необходимо отметить, что единой методики вычисления добавленной стоимости не существует ни за рубежом, ни в России. Это связано с отсутствием практической потребности в подобном расчете. При расчете налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения (ставка налога – R):

1. прямой аддитивный, или бухгалтерский (R × (V + m) = VAT);

2. косвенный аддитивный (R × V + R × m = VAT);

3. метод прямого вычитания (R × (О - I) = VAT);

4. косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам (R × O –R × I = VAT).

Четвертый метод применяется в большинстве государств, в т.ч. – и в России. Его использование не требует определения собственно добавленной стоимости, каких-либо экономических расчетов и основано на разнице между выставленными и полученными счетами-фактурами.

Экономическая модель каждого из методов различается, в связи с чем расчет НДС по разным вариантам не приведет к совпадению.

Основные экономические факторы, оказывающие влияние на уровень добавленной стоимости и налоговые начисления НДС по прямому методу:

1) Уровень составляющих добавленной стоимости:

1.1. Трудоемкость производства: чем выше заработная плата, тем выше начисления на нее (единый социальный налог, отчисления в социальные фонды)

1.2. Рентабельность производства, т.к. прибыль – часть добавленной стоимости, то ее рост ведет к увеличению НДС

1.3. Величина налогов на имущество, ресурсы и производственные факторы

2) Динамика производственных процессов, определяющих в конечном счете количественный показатель прибыли, на которую воздействует следующее:

2.1. Неритмичный выпуск

2.2. Колебания покупательского спроса

2.3. Изменение структуры расходов

2.4. Уровень складских запасов (как сырья, так и готовой продукции)

2.5. Привлечение заемных средств

Расчет НДС, предусмотренный нормами Налогового кодекса РФ, можно продемонстрировать на следующей схеме:

 

       
 
 
   

 

 


Рис.1. Общая методика расчета суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Следует обратить внимание на то, что действующее законодательство расширяет сферу расчетов при создании добавленной стоимости за счет привлечения к налогообложению авансов, полученных от покупателей, а также любых доходов, связанных с расчетами по реализованным товарам (работам, услугам).

Законодательно принятая в России расчетная схема не всегда связывается с реальными производственными результатами, в связи с чем уровень уплачиваемого НДС достаточно сложно прогнозировать. Основные факторы, оказывающие влияние на уровень НДС, подлежащего уплате в бюджет (с учетом положений налогового законодательства РФ):

1) Изменение показателя отгрузки товаров (работ, услуг): прямая зависимость – чем больше выручка, тем больше НДС.

Имеет также значение наличие выручки, облагаемой ЕНВД, а также льготных операций, по которым начисление НДС не проводится, но вычет по приобретенным ресурсам сделать нельзя. Суммы НДС, уплаченные за ресурсы, использованные в необлагаемых операциях, следует восстанавливать в налоговых расчетах и списывать на расходы налогоплательщика.

2) Изменение расчетов по авансам (при поступлении аванса НДС начисляется, при расчете по авансу делается вычет)

3) Приобретение товаров (работ, услуг):

- своевременное документальное оформление счетов-фактур и учетных документов

- наличие приобретений, не облагаемых НДС (это ведет к тому, что НДС начисляется у покупателя необлагаемых ресурсов на стоимость его продукции, а к вычету ему предъявить нечего)

- приобретение импортных товаров влечет необходимость уплаты НДС на таможне при ввозе

4) Установленное законом отлагательное возмещение:

В случае, когда сумма по декларации имеет отрицательное значение, налоговый орган в обязательном порядке проводит камеральную проверку, до ее завершения считать сумму налога переплатой нельзя. Предельный срок для принятия решения налоговым органом – 3 месяца (90 календарных дней) плюс 12 рабочих дней (7 дней – на принятие решения, 5 дней – на извещение налогоплательщика о принятом решении). При пропуске этих сроков, с 12 дня по завершении камеральной проверки налогоплательщик должен получить проценты по ставке рефинансирования за период невозврата. На практике указанные сроки неправомерно затягиваются, причитающиеся проценты не начисляются и не истребуются.

5) Отсрочка вычета по НДС в связи с приобретением основных средств - до момента их ввода в эксплуатацию. Однако эта норма не распространяется на оборудование к установке, по нему НДС принимается к вычету в момент принятия такого оборудования на учет (в том числе – и в части таможенного НДС).

6) Некачественное оформление счетов-фактур поставщиками, что не позволяет принять их к вычету у покупателя товаров, работ, услуг.

Основные направления совершенствования НДС лежат в плоскости приближения к международным стандартам, т.к. это позволит повысить эффективность и нейтральность налога, снизить административные издержки и издержки налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства. Для этих целей предстоит: осуществить переход к единой ставке НДС; сократить срок возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, упростить механизм применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость; произвести модернизацию информационных технологий и процедур, используемых налоговыми органами для мониторинга деятельности налогоплательщиков, с целью оперативного выявления фактов уклонения от уплаты НДС. Проведенный анализ существующих норм исчисления НДС позволяет предложить коррекцию действующего порядка определения налоговой базы, а также расчета и уплаты налога. Для этого на законодательном уровне целесообразно решить следующие вопросы:

1. Привести категорию «налоговая база» в соответствие с объектом налогообложения, исключив из налоговой базы авансы для всех налогоплательщиков.

2. Переход на метод начисления при определении права на вычет должен сопровождаться полным отказом от условий оплаты каких-либо сумм поставщикам товаров (работ, услуг).

3. Упростить порядок подтверждения нулевой ставки налога и последующего возмещения НДС,

4. Отказаться от нормы статьи 169 НК РФ, согласно которой любое даже самое незначительное нарушение правил заполнения счета-фактуры влечет за собой утрату права на налоговый вычет.

5. Уточнить методологию ведения книги покупок и книги продаж с целью исключения сложившейся практики подачи многочисленных уточненных деклараций по одному и тому же налоговому периоду.

6. Совершенствование системы налогового контроля за уплатой налога на добавленную стоимость должно сопровождаться уточнением порядка проведения камеральных проверок налоговых деклараций,

7. Исключить из объекта налогообложения такой объект, как строительно-монтажные работы для собственного потребления.

Следует также обратить внимание на то, что любые изменения НДС не должны привести к удорожанию социально-значимых товаров, которые сегодня облагаются по льготной ставке.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.009 с.)