Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 введение в экономическую теорию

Поиск

ЭКОНОМИКА

 

 

ПРАКТИКУМ

для всех неэкономических направлений и специальностей

 

 

 

УФА 2009

 

 

УДК 330

ББК 65

П 69

 

 

Рекомендован к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 9 от 29 мая 2009 г.)

 

Составитель: к.э.н., доцент Сметова К.Б.

Рецензенты: д.э.н., профессор Нусратуллин В.К., д.э.н., профессор Яруллин Р.Р.

 

 

Ответственный за выпуск:зав. кафедрой экономической теории,

д.э.н., профессор Д.Д. Лукманов

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 4

РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ …………………..6

1.1 Предмет и метод экономической теории...................................................... 6

1.2 Базовые экономические понятия.............................…………………………9

1.3 Экономическая система общества.......................................................... 12

РАЗДЕЛ 2 МИКРОЭКОНОМИКА………………………………………..……15

2.1 Рынок и законы его функционирования................................................ 15

2.2 Предприятие как главный субъект микроэкономики. Конкуренция и ее виды...........................................………………………………………………….19

2.3 Издержки производства и прибыль....................................................... 22

2.4 Рынки факторов производства и распределение доходов.. ………………25

 

2.5 Несовершенство рыночной системы. Роль государства в рыночной экономике ………………………………………………………………………30

РАЗДЕЛ 3 МАКРОЭКОНОМИКА……………………………………………..32

 

3.1 Национальная экономика: особенности, результаты и их измерение ….33

3.2 Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение……………………………………………………………………...35

3.3 Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления……….38

3.4 Финансовая система и финансовая политика……………………………...41

3.5 Деньги, денежное обращение и денежно-кредитная политика………….45

3.6 Мировая экономика и экономический рост………………………………..48

ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ........................................................ 51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................................... 54

ПРИЛОЖЕНИЕ А...............................................……………………………….57

ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………………59

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Приобретение качественных знаний – это двусторонний процесс: он зависит, с одной стороны, от качества преподавания, а с другой, - от качества самостоятельной работы студентов. В связи с этим основная цель предлагаемого практикума по дисциплине «Экономика» - облегчить студентам неэкономических факультетов изучение экономической теории, помочь им в организации самостоятельной работы и предоставить необходимые материалы, позволяющие провести самоконтроль степени усвоения полученных знаний.

Практикум составлен в соответствии со следующими документами:

1) Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утвержденные Министерством образования России в марте-апреле 2000 г. (по неэкономическим направлениям и специальностям университета);

2) Примерная программа дисциплины «Экономика», утвержденная Министерством образования России 17 июля 2000 г.;

3) Рабочие учебные планы неэкономических направлений и специальностей университета, утвержденные ректором Башкирского ГАУ 9 июня 2005 г.

Главной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте к подготовке специалиста высшего профессионального образования.

В ходе изучения дисциплины ставятся следующие задачи:

а) показать сущность и механизм функционирования рынка;

б) показать сущность и социально-экономические последствия инфляции и безработицы;

в) показать необходимость и сущность государственного регулирования экономики;

г) проанализировать изменения, произошедшие в экономике РФ за последнее десятилетие и показать особенности экономики переходного периода.

В результате изучения дисциплиныстуденты должны:

а) знать - основные экономические термины и понятия, правильно их понимать;

- основные инструменты экономического анализа;

б) владеть -основами экономического мышления;

в) уметь -анализировать в общих чертах экономические события;

- находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных и текущих проблемах экономики;

- использовать методы экономической теории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- использовать полученные знания по экономической теории в изучении других экономических дисциплин;

г) иметь – навыки творческого осмысления экономических процессов, вырабатывая собственную позицию относительно действий, предпринимаемых в области социальной, денежно-кредитной и фискальной политики.

Учебный курс состоит из трех разделов, включающих 14 тем. В соответствии с учебной программой первый раздел «Введение в экономическую теорию» включает основные этапы развития экономической науки, определяет предмет экономической теории, методы экономического анализа, рассматривает базовые экономические понятия, такие как потребности, блага, ресурсы, собственность; а также дает общую характеристику экономических систем.

Второй раздел связан с проблемами микроэкономики, где рассматривается теория поведения различных экономических субъектов.

Третий раздел посвящен экономическим проблемам на макроуровне, национальному хозяйству в целом; содержанию экономической политики государства.

Изучение экономической теории предполагает большую самостоятельную работу студента, которая начинается уже на лекции, где он получает первоначальное представление о природе и логике производственных отношений, что позволит ему в дальнейшем правильно распределить силы при самостоятельном освоении темы: вычленить важное и второстепенное, определить последовательность изучения, сориентироваться в рекомендуемой к данной теме литературе. Поэтому, приступая к подготовке к практическому занятию и внимательно изучив его план, следует вновь прочесть конспект лекции. Затем надо обратиться к рекомендуемой литературе. Однако необходимо сразу оговориться, что ограничиться лишь учебником не удастся: жизнь динамичнее, нежели процесс написания и издания учебной литературы.

В состав пособия входят планы практических занятий, основные термины и понятия, задания для самопроверки, тесты, контрольные вопросы, задачи для самостоятельного решения. В конце каждой темы приводятся ключевые экономические термины и вопросы для самопроверки, что позволит студентам контролировать усвоение полученных знаний и умение ими пользоваться. Эту же задачу преследуют тесты и задачи для самостоятельного решения, которые составлены по темам, входящим в образовательный стандарт по курсу «Экономика».

Кроме того, в пособии представлен фонд контрольных вопросов, который может быть использован при проведении экзамена. Библиографический список подобран, исходя из трудоемкости курса, и охватывает значительное число современных источников основной и дополнительной литературы, нормативно-правовые документы, периодические издания и электронные ресурсы.

Использование предлагаемого учебного пособия будет способствовать лучшему усвоению учебного материала и формированию у студентов экономического образа мышления.

РАЗДЕЛ 1 ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

 

Предмет и метод экономической теории

 

План практического занятия

 

1. Основные этапы развития экономической теории.

2. Предмет и метод экономической теории.

1.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что изучает экономическая теория?

2. Объясните различие между микроэкономикой и макроэкономикой. Как они связаны между собой?

3. Преподаватели часто сравнивают макроэкономику с «лесом», а микроэкономику с «деревьями». Что они имеют в виду?

4. В чем суть метода научной абстракции?

5. С чьим именем связано появление термина «политическая экономия»?

6. Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

7. В чем состоит основное содержание марксизма?

8. Какая концепция стоит в центре учения А.Смита?

9. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

10. Кто из известных экономистов первым описал преимущества специализации и разделения труда?

 

1.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов

1.1.3.1 Заведите глоссарий (словарь) и впишите в него следующие термины и понятия: э кономика; экономика как хозяйственная деятельность людей; экономика как наука; меркантилизм; физиократизм; классическая школа; неоклассическая экономическая школа; предмет экономической теории; микроэкономика; макроэкономика; экономические законы; методы экономической теории – научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, нормативный и позитивный анализ, моделирование, графический.

 

1.1.3.2 Выполните тесты:

1. Синтез это:

а) соединение отдельных частей в единое целое;

б) расчленение целого на составные части;

в) упрощенное описание явления;

г) метод умозаключений от частных фактов к общему выводу.

 

2. Что не относится к методам экономической теории:

а) научная абстракция;

б) финансовая стабилизация;

в) индукция;

г) моделирование.

 

3. Автором термина «политическая экономия» является:

а) К.Маркс;

б) А.Смит;

в) Антуан де Монкретьен;

г) Д. Рикардо.

 

4. Позитивная экономическая теория изучает:

а) положительные тенденции в экономическом развитии страны;

б) то, что есть в экономической жизни страны;

в) то, что должно быть в экономике;

г) оценочные сведения.

 

5. Принцип «невидимой руки» рынка сформулировал:

а) К. Маркс;

б) Ф. Кенэ;

в) А. Смит;

г) Дж. Кейнс.

 

6. Какая из экономических школ считала источником богатства торговлю:

а) физиократизм;

б) маржинализм;

в) классическая;

г) меркантилизм.

 

7. Физиократы считали, что богатство общества создается в:

а) промышленности;

б) сельском хозяйстве;

в) торговле;

г) сфере производства.

 

8. Дедукция – это:

а) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;

б) метод исследования, при котором отвлекаются от случайных, неустойчивых связей, черт;

в) метод умозаключений, основанный на распространении общего суждения на единичные факты;

г) абстрактная структура, создающая упрощенную картину реальной действительности.

9. Если экономическое обобщение сделано на основе фактов, то использован метод:

а) индукции;

б) дедукции;

в) нормативный;

г) позитивный.

 

10. Благо – это:

а) необходимые для производства товаров элементы;

б) средство для удовлетворения потребностей;

в) состояние нужды в чем-либо;

г) доход.

 

1.1.3.3 Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните следующую таблицу.

 

Таблица 1.1.1 Формирование основных школ и направлений

развития экономической теории

 

Школы и направления Представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм      
Физиократизм      
Английская школа классической политэкономии      
Марксизм      
Маржинализм      
Неоклассическое направление      
Кейнсианство      
Институционализм      
Монетаризм      

 

1.1.3.4 Выполните задание. Каждому из приведенных ниже определений найдите соответствующее понятие (1 - нормативный метод, 2- метод сравнения, 3 - исторический метод, 4 - метод научной абстракции):

а) отвлечение в экономическом анализе от несущественного, неглавного;

б) рассмотрение экономического явления в ретроспективе;

в) в ходе экономического анализа даются рекомендации о желательном развитии;

г) в ходе анализа показаны сходства и различия в экономическом явлении.

План практического занятия

 

1. Потребности, ресурсы, экономический выбор. Кривая производственных возможностей.

2. Собственность: сущность и формы. Экономическая реализация собственности. Разгосударствление и приватизация собственности.

 

1.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие издержки называются альтернативными? Почему они имеют такое название?

2. Возможен ли сдвиг кривой производственных возможностей? При каких условиях?

3. Как оценить альтернативные издержки?

4. В чем Вы видите достоинства и недостатки государственной собственности?

5. «Собственность реализуется экономически». Что это значит?

6. Каковы плюсы и минусы частной собственности?

7. Учитывают ли люди в повседневной жизни принцип альтернативных издержек?

8. Каковы причины постоянного повышения человеческих потребностей?

9. Какова позитивная сторона в факте постоянно растущих потребностей? Имеется ли негативный аспект в данном процессе?

10. В каких формах существуют отношения собственности?

 

1.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов

1.2.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: потребности; блага; безграничность потребностей; экономические ресурсы; факторы производства; ограниченность ресурсов; экономическая эффективность; экономический выбор; производственные возможности; кривая производственных возможностей (КПВ); вмененные (альтернативные) издержки; собственность; собственность как экономическая категория и юридическая; формы собственности; разгосударствление и приватизация.

 

1.2.3.2 Выполните тесты:

1. Количество товара, которым жертвует общество для увеличения производства другого товара - это:

а) производственные издержки;

б) вмененные издержки;

в) производственные потери;

г) все перечисленное неверно.

 

2. Максимальное количество товаров и услуг, которое может произвести страна в данный момент, при данных ресурсах и технологиях - это:

а) производственные возможности;

б) производительность;

в) капитал;

г) предпринимательство.

 

3. Отношения между людьми по поводу присвоения какой-либо вещи - это:

а) общение;

б) присвоение;

в) собственность;

г) владение.

 

4. Социолог, представивший многообразие человеческих потребностей в виде пирамиды:

а) А. Маслоу;

б) Д. Кейнс;

в) Ф. Кенэ;

г) А. Смит.

 

5. Право изменять принадлежность имущества путем купли, продажи, обмена и аренды:

а) распоряжение;

б) пользование;

в) присвоение;

г) владение.

 

6. Вмененные издержки - это:

а) цена за единицу товара;

б) остаточная цена товара;

в) цена нашего выбора;

г) излишки производства.

 

7. Потребности человека:

а) безграничны, полностью неутолимы;

б) ограниченны;

в) не разнообразны;

г) существуют без необходимости ресурсов.

 

8. Укажите пункт, не характеризующий фактор производства:

а) труд;

б) предпринимательская способность;

в) капитал;

г) технология.

 

9. Точка на графике под (внутри) кривой производственных возможностей означает:

а) оптимальное состояние экономики;

б) недоиспользование ресурсов;

в) невозможность данного объема производства;

г) нет верного ответа.

 

10. Какая из трех основных проблем экономики указана неверно:

а) что производить;

б) как производить;

в) для кого производить;

г) с какой целью производить.

 

1.2.3.3 Решите задачи:

1. Фермер выращивает картофель и пшеницу на двух полях. На графике приведена кривая производственных возможностей фермера.

 

Определите альтернативную стоимость производства одной тонны картофеля, если его выращивается 75 т.

2. Дана графическая модель производственных возможностей экономики.

Определите альтернативные издержки производства единицы товара С.

3. По данным кривой производственных возможностей экономики определите минимальную альтернативную стоимость производства единицы продукции А...

4. Страна производит автомобили и пушки в следующих альтернативных комбинациях.

 

Автомобили          
Пушки          

Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной пушки.

5. Дана кривая производственных возможностей экономики.

Определите, на сколько может быть увеличен объем выпуска товаров А и В при производстве 10 ед. товара А и 6 ед. товара В.

 

План практического занятия

 

1. Экономические системы. Место и роль собственности в экономических системах.

2. Особенности переходной экономики России.

1.3.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое экономическая система?

2. Какие цели преследовались при проведении приватизации?

3. Как осуществлялась бесплатная приватизация?

4. Проанализируйте такие методы денежной приватизации как аукцион и коммерческий конкурс.

5. Возможно ли существование «чистой» рыночной или командной системы?

6. Как решаются основные экономические проблемы в плановой, рыночной и традиционной экономических системах?

7. В чем состоит сущность переходного периода?

8. Какие условия необходимы для формирования рыночной экономики?

9. Каковы основные черты, присущие плановой экономике? В чем ее сильные и слабые стороны?

10. В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? Как усилить первые и ослабить вторые?

1.3.3 Задания для самостоятельной работы студентов

1.3.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: экономическая система; экономические отношения; экономический механизм; традиционная система; командно-административная система; рыночная экономика; смешанная экономика; модели в рамках экономической системы; экономика переходного периода.

 

1.3.3.2 Выполните тесты:

1. Преимущества ваучерной приватизации состоят в:

а) наличии эффективных собственников;

б) сохранении принципа равенства;

в) неравенстве, способствующем повышению эффективности производства;

г) поступлении больших денежных средств в бюджет.

 

2. Победителем конкурсной продажи государственной собственности становится тот, кто предложит:

а) максимальную цену без каких-либо условий;

б) максимальную цену, принимая на себя определенные условия;

в) наилучший инвестиционный проект;

г) инвестиционный проект с минимальными затратами.

 

3. Аукционный метод приватизации предполагает продажу государственной собственности тому, кто предложит:

а) наименее затратный инвестиционный проект;

б) наилучший инвестиционный проект;

в) максимальную цену без каких-либо условий;

г) максимальную цену, принимая на себя определенные условия.

 

4. Первый этап приватизации в России был осуществлен:

а) через закрытую продажу государственных предприятий трудовому коллективу;

б) с помощью ваучеров;

в) через открытую продажу государственной собственности населению;

г) через акционирование государственных предприятий.

 

5. Приватизация государственного предприятия, осуществленного через аукцион, новому владельцу предприятия …

а) запрещает увольнять работников;

б) запрещает перепрофилирование предприятия;

в) разрешает осуществлять любые действия, вплоть до его ликвидации;

г) разрешает осуществлять лишь действия, предусмотренные условиями приватизации.

 

6. Основным инструментом приватизации в экономике России был:

а) вексель;

б) ваучер;

в) акция;

г) облигация.

 

7. В смешанной экономической системе экономические решения:

а) являются результатом централизованного планирования;

б) принимаются только в частном секторе;

в) принимаются руководителем правительства;

г) принимаются и в частном и в государственном секторе.

 

8. Практика предоставления некоторым отраслям промышленности преимущественного права использовать дефицитное сырье привела к ускоренному экономическому росту. Данная практика характеризует экономическую систему:

а) традиционную;

б) рыночную;

в) командную;

г) протекционистскую.

 

9. Сложно было найти квалифицированных рабочих. Владелец компании «Иванов и сыновья» установил на своей фирме минимальную оплату в 100 руб. в час, что вдвое превысило предложение конкурентов. Это ситуация:

а) традиционная;

б) рыночная;

в) командная;

г) фирменная.

 

10. Комиссия по ценообразованию установила потолок цен на продукты первой необходимости, обеспечив тем самым в условиях инфляции минимальную потребительскую корзину для наименее обеспеченных слоев населения. Это пример экономической системы:

а) традиционной;

б) рыночной;

в) командной;

г) смешанной.

 

1.3.3.3 Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните следующую таблицу.

 

Таблица 1.3.1 Сравнительная характеристика

централизованной и рыночной экономических систем

 

Признаки для сравнения Централизованная экономика рыночная экономика
Преобладающая форма собственности на средства производства    
Характер экономической деятельности    
Способ согласования хозяйственной деятельности    
Главный мотив экономической активности    
Главная забота общества    

 

РАЗДЕЛ 2 МИКРОЭКОНОМИКА

 

2.1 Рынок и законы его функционирования.

План практического занятия

1. Рынок: сущность, функции, структура.

2. Основы теории спроса и предложения.

3. Основы теории потребительского поведения.

2.1.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что отображает кривая безразличия?

2. Как можно провести совместный анализ желаний и возможностей потребителя?

3. Товары А и Б взаимозаменяемы. Какой характер имеет соотношение между ценой на товар А и спросом на товар Б?

4. Что такое рыночное равновесие и при каких условиях оно достигается?

5. При каких условиях возникает дефицит товаров, а при каких – избыток?

6. Тождественны ли понятия потребность и спрос?

7. Как меняется динамика предельной и совокупной полезности по мере увеличения количества потребляемых благ?

8. Что такое эластичность спроса по цене? Почему при анализе спроса используется именно этот показатель?

9. Какой спрос называется эластичным, а какой неэластичным? Почему?

10 Что такое эластичность спроса по доходу?

 

2.1.3 Задания для самостоятельной работы студентов

2.1.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: рынок; структура рынка; функции рынка: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая; товарное производство; товар; спрос; закон спроса; индивидуальный и рыночный спрос; эффект дохода; эффект замещения; неценовые факторы спроса; предложение; закон предложения; неценовые факторы предложения; рыночное равновесие; равновесная (рыночная) цена; эластичность спроса и предложения; потребности и спрос; полезность товара; потребительские предпочтения; предельная полезность; закон убывающей предельной полезности; кривые безразличия; бюджетная линия; равновесие потребителя.

 

2.1.3.2 Выполните тесты:

1. Если рыночная цена ниже равновесной, то...

а) возникает излишек товаров;

б) падает цена ресурсов;

в) формируется рынок покупателей;

г) возникает дефицит товаров.

2. Повышение предложения...

а) повышает равновесную цену;

б) не влияет на равновесную цену;

в) уменьшает равновесную цену;

г) повышая первоначально, возвращает цену к прежнему уровню.

3. К важнейшим элементам рыночной системы не относится:

а) спрос и предложение;

б) цена;

в) конкуренция;

г) наличие общей цели.

 

4. К функциям рынка не относится:

а) ценообразующая;

б) посредническая;

в) социальная;

г) санирующая.

 

5. Совершенствование технологии производства сдвигает кривую…

а) спроса вправо;

б) спроса влево;

в) предложения вправо;

г) предложения влево.

 

6. На рыночный спрос не оказывают влияния:

а) доходы потребителей;

б) цены на ресурсы;

в) цены на взаимосвязанные товары;

г) мода, вкусы и предпочтения потребителей.

 

7. Если предложение стабильно, то увеличение спроса:

а) повышает равновесную цену;

б) снижает равновесную цену;

в) оставит стабильной равновесную цену;

г) не происходит никаких изменений.

 

8. Снижение цен на материалы, необходимые для производства товара А, вызовет сдвиг кривой:

а) предложения влево;

б) предложения вправо;

в) спроса влево;

г) спроса вправо.

 

9. Эластичный спрос – это ситуация, при которой:

а) при изменении цены на товар спрос остается постоянным;

б) повышение цены на товар приводит к падению спроса;

в) увеличение предложения не приводит к росту спроса;

г) повышение цены на товар приводит к росту спроса.

 

 

10. Предельная полезность предполагает полезность, получаемую потребителем от потребления:

а) всей суммы имеющихся благ;

б) одной единицы данного блага;

в) всего количества одного блага;

г) дополнительной единицы блага.

 

2.1.3.3 Решите задачи:

1. Функция спроса на некий товар описывается уравнением Qd = 50 – 2Р, а функция предложения Qs = 3Р – 10. Определите:

а) равновесную цену и равновесный объем продаж;

б) если правительство установит фиксированную цену 8 рублей за штуку, что произойдет на данном рынке;

в) если правительство установит фиксированную цену 15 рублей за штуку, что произойдет на данном рынке.

2. Известно, что товар А приобретается всего двумя потребителями, и при этом спрос первого потребителя описывается функцией Q1 = 90 - P, а спрос второго потребителя – функцией Q2= 240 – 2P. Найдите значение цены при величине рыночного спроса, равной 42.

 

3. В таблице показана зависимость объема (величины) спроса и предложения от цены товара.

 

Цена, руб. Объем спроса (млн. шт. в год) Объем предложения (млн. шт. в год)
     
     
     
     

Определите:

а) объем продаж, если цена будет установлена правительством на уровне 140 руб.;

б) что произойдет, если цена будет установлена правительством на уровне 80 руб.;

в) что произойдет, если цена будет установлена правительством на уровне 140 руб.

4. Во сколько раз изменятся расходы потребителя на приобретение яблок при росте цены на них с 20 до 25 рублей за кг, если известно, что коэффициент точечной эластичности спроса на яблоки по цене равен (-2).

5. При росте цены с 4 до 10 ден. ед. величина предложения увеличилась с 12 до 16 штук. Найдите коэффициент дуговой эластичности предложения.

 

Конкуренция и ее виды.

План практического занятия

 

1 Понятие предпринимательства. Сущность предприятия.

2. Организационно-правовые формы предприятий.

3. Экономическая конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Антимонопольное регулирование.

2.2.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. При выполнении каких условий можно говорить о наличии на рынке совершенной конкуренции?

2. Чем было вызвано появление антитрестовского (антимонопольного) законодательства?

3. Какие характерные черты присущи монополистической конкуренции, олигополии?

4. Почему совершенная конкуренция является наиболее эффективной?

5. Что такое естественная монополия? Должно ли государство регулировать ее деятельность?

6. Какую роль выполняет на рынке конкуренция?

7. Каковы преимущества и недостатки малого бизнеса?

8. Что такое рыночная структура? Какие типы рыночных структур выделяют?

9. Какова цель фирмы в любой рыночной структуре?

10. Что такое дифференциация продукта и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?

 

2.2.3 Задания для самостоятельной работы студентов

2.2.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: предпринимательство; предприятие (фирма); полное товарищество; товарищество на вере (коммандитное); общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество; открытое акционерное общество; закрытое акционерное общество; производственный кооператив; унитарное предприятие; некоммерческая организация; индивидуальные предприниматели; ограниченная ответственность; экономическая конкуренция; совершенная конкуренция; рыночная власть; несовершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; неценовая конкуренция; дифференциация товара; олигополия; антимонопольное регулирование; антимонопольное законодательство.

2.2.3.2 Выполните тесты:

1. Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частичный контроль над ценами. Это –

а) чистая монополия;

б) совершенная конкуренция;

в) олигополия;

г) монополистическая конкуренция.

 

2. Олигополия - это рыночная структура, где действует:

а) небольшое количество конкурирующих фирм;

б) только одна крупная фирма;

в) большое количество конкурирующих фирм, производящих
дифференцированный продукт;

г) большое количество конкурирующих фирм, производящих
однородный продукт.

 

3. Условиям совершенной конкуренции больше всего соответствует рынок:

а) автомобилей;

б) алюминия;

в) акций;

г) нефти.

 

4. Рынок, который в наименьшей степени может считаться рынком совершенной конкуренции, - это рынок:

а) ценных бумаг;

б) зерна;

в) труда;

г) компьютеров.

 

5. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество – это:

а) унитарное предприятие;

б) частное предприятие;

в) производственный кооператив;

г) товарищество.

 

6. Что из перечисленного является признаком только монопольного рынка:

а) несколько крупных продавцов;

б) один продавец;

в) большие постоянные издержки;

г) дифференциация товара.

 

7. Свобода входа и выхода с рынка характерна только для:

а) совершенной конкуренции;

б) олигополии;

в) чистой монополии;

г) всех видов конкуренции.

 

8. На рынке совершенной конкуренции предприятие:

а) выпускает уникальные продукты;

б) вступает в неценовую конкуренцию;

в) руководствуется ценой равновесия;

г) частично контролирует цены.

 

9. На рынке совершенной конкуренции имеют место формы конкурентной борьбы:

а) ценовая;

б) реклама;

в) дифференциация продукции;

г) лидерство в ценах.

 

10. Первый антимонопольный закон в России был принят в:

а) 1890 г.;

б) 1980 г.;

в) 1990 г.;

г) 1991 г.

 

2.2.3.3 Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните следующую таблицу.

 

Таблица 2.2.1 Основные виды предприятий

и их краткая характеристика

 

Виды предприятий Имущество предприятия Экономическая ответственность
Индивидуальное предприятие    
Товарищество (партнерство)    
Акционерное общество    
Унитарное предприятие    

 

 

2.2.3.4 Изучив лекционный материал и рекомендуемую литературу, заполните следующую таблицу.

Таблица 2.2.2 Модели рынка и виды конкурентной борьбы

 

Характерные черты Модели рынка
совершенная конкуренция несовершенная конкуренция
монополисти-ческая конкуренция олигополия чистая монополия
Число фирм          
Вступление в отрасль        
Вид продукции        
Контроль над ценой        
Доступность информации        
Неценовая конкуренция        
Примеры        

 

 

План практического занятия

1. Сущность и классификация издержек.

2. Издержки производства в краткосрочном периоде.

3. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.

 

2.3.2 Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимается под предельными издержками? В чем их отличие от общих?

2. В чем проявляется действие закона убывающей отдачи?

3. Что относится к переменным издержкам в краткосрочном периоде времени?

4. Что понимается под средними издержками?

5. Какие виды эффекта масштаба Вы знаете? Охарактеризуйте их.

6. В чем принципиальное различие между краткосрочным и долгосрочным периодами функционирования фирмы?

7. Что лежит в основе деления издержек производства на постоянные и переменные?

8. При каком объеме выпуска производитель получит наибольшую прибыль?

9. Почему в долгосрочном периоде все издержки фирмы можно считать переменными?

10. Чем отличается экономический подход к определению издержек от бухгалтерского?

2.3.3 Задания для самостоятельной работы студентов

2.3.3.1 Впишите в глоссарий следующие термины и понятия: издержки производства; явные (внешние), неявные (внутренние) и экономические издержки; краткосрочный период; постоянные издержки; переменные издержки; валовые (общие) издержки; средние издержки; предельные издержки; закон убывающей предельной производительности (отдачи); долгосрочный период; положительный и отрицательный эффекты масштаба; выручка и прибыль; бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль; предельный доход; принцип максимизации прибыли.

 

2.3.3.2 Выполните тесты:

1. Издержки, величина которых не зависит от объема выпускаемой продукции, это:

а) переменные издержки;

б) предельные издержки;

в) постоянные издержки;

г) общие издержки.

 

2. Денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны, - это:

а) явные издержки;

б) неявные издержки;

в) внутренние издержки;

г) общие издержки.

 

3. Если совокупный



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.253.199 (0.02 с.)