Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы логического анализа текста.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Фразы должны быть разделены на речевые такты грамматическими и логическими паузами (слова в них объединяются по смыслу). 2. В каждой фразе исполнителем должны быть четко выделены главные по смыслу слова. 3. В длинных фразах, в больших периодах группа главных слов должна отделяться от группы слов второстепенных для соотнесения отдельных частей фразы. 4. Более важные по смыслу фразы должны быть выделены (т.е. должно быть логическое соотношение фраз в целом). 5. Исходя из понимания основной идеи анализируемого произведения, следует выяснить и выделить узловые пункты всей линии действенного развития содержания. Учащемуся нужно уметь пронести основную мысль через все фразы текста. Это главное условие овладения перспективой литературного произведения. Чтец должен протянуть нить развивающейся авторской мысли через цепь отдельных фраз, проследить так называемую логическую перспективу каждой части произведения и всего произведения в целом от логического слова. Овладеть логической перспективой – значит увидеть сквозь отдельные фразы развивающуюся мысль и выразить ее в звучании. Чтобы проследить развитие мысли, нужно, анализируя отдельные предложения, установить внутреннюю связь между ними. «Между всеми этими выделяемыми и невыделяемыми словами надо найти соотношение, градацию силы, качество ударения и создать из них звуковые планы и перспективу, дающие движение и смысл фразе». (К.С. Станиславский, собр. соч., т. 3, стр. 125). Если мы имеем дело не с отдельными предложениями, а со связным текстом, то ударения будут располагаться в каждом предложении в зависимости от связи его с остальными. Степень «выделяемости» слова и длительность пауз зависят от контекста. Донесение логической перспективы дает возможность правильно донести идею произведения.
Вопросы для самопроверки. 1. Что входит в логический анализ текста? 2. Для чего нужно членение текста на речевые такты? 3. Какие виды пауз Вы знаете? 4. Как читаются знаки препинания? 5. Назовите основные правила логических ударений. 6. Что такое логические центры мысли? 7. Что такое логическая перспектива текста?
РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Студенту следует знать, что знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора. При чтении «про себя» мы не замечаем, как воспринимаем текст, не думаем о том, почему автор поставил тот или иной знак препинания. Над этим вопросом мы задумываемся лишь тогда, когда нам предстоит сделать текст «своим», усвоить способ автора выражать свои мысли; это нам нужно для того, чтобы точно передать мысли автора в устной форме. Ведущим принципом современной пунктуации является логико-грамматический. Но интересы и исследования в области ритмомелодики речи в связи с пунктуацией. Эти исследования непосредственно связаны с выразительностью устной речи, что особенно важно для педагога. Мы учимся рассказывать, говорить. Поэтому нам особенно ценны те свойства пунктуации, которые помогают рождению живой и выразительной интонации. А.П.Чехов называл знаки препинания «нотами при чтении». Если в средней школе пунктуация изучается для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания на письме, то в педагогических вузах следует развивать особое внимание к индивидуальной авторской пунктуации, понимать смысловые и выразительные функции знаков препинания при воплощении авторского текста в устный рассказ. Мысль является главным возбудителем чувства. Чем глубже и ярче мысль, тем острее оценка фактов, тем выразительнее и разнообразнее речь. Студенты педагогических вузов должны воспитывать в себе способность к образному мышлению, развивать фантазию, приучаться «выстраивать» свой рассказ по перспективе в определенной автором логике, последовательности. Большую помощь в такой работе оказывает пунктуация. Но не следует рассматривать само значение правил пунктуации как ключ, которым можно открыть любую дверь. Этот ключ действует только в руках мыслящего, творческого, много практически работающего человека. Знаки препинания возникли сначала из потребности разделить письменный текст на определенные части в соответствии со смысловой структурой устной речи. А затем, с развитием литературы, возникла необходимость указать на связь одной мысли с другой, на выражение определенных чувств. В современном русском языке восемь знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, тире; к ним можно причислить еще абзац, скобки и кавычки. Все они могут употребляться для отделения одних частей текста от других, и тогда называются «отделяющими». Некоторые из этих знаков служат и для выделения, подчеркивания отдельных слов и выражений, выступая как парные знаки. Тогда они называются «выделяющими». Это могут быть две запятые, два тире, скобки, кавычки. Знаки препинания не цель, а средство для раскрытия мысли. Каждый из знаков препинания имеет ему одному присущие качества. Однако способов их использования мастерами слова множество. В тех случаях, когда устному выражению каждого знака пытаются приписать всегда одну и ту же интонацию, речь обедняется, становится «рубленой», однообразной. Знаки препинания обладают многозначностью и в определенных условиях расширяют свое значение. Мы считаем полезным для студентов следующее: запомнив логические функции каждого знака препинания, проверять их в процессе изучения практически на самом разнообразном литературном материале. Надо много и внимательно читать вслух произведения различных авторов. Следует знать, что понятие «знаки отделяющие» не должно расцениваться как обязательный сигнал к остановке мысли, к завершению ее. В литературных произведениях мы часто имеем большие куски текста, объединенные одной мыслью, одной действенной задачей. .Часто такие большие куски текста отмечаются в письменной речи абзацем. Хотя абзац, по существу, не является знаком препинания, он оказывает непосредственное влияние на интонирование точки или восклицательного, вопросительного знака. Точки, запятые и другие знаки препинания, которые встречаются внутри большого куска, отделяют части, но не препятствуют дальнейшему развитию мысли. И только когда рассказывающий «добивается цели», он заключает свою речь «окончательной» точкой. Изучение знаков препинания в авторском тексте органично связано с логическим анализом текста, является частью этого процесса и подчинено основной задаче исполнителя – вернее и глубже передать идею, главную мысль произведения, свое отношение к происходящему.
ТОЧКА Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа. Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе. Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчивающиеся точкой, помогают созданию энергичного ритма речи. Задание: Прочтите внимательно следующие примеры. Обратите внимание на разнообразие интонаций и пауз на точках и в то же время на те общие качества, которые присущи этому знаку препинания. Вспомните содержание всего произведения, из которого взят отрывок, уточните, что в нем происходит: Пример I. Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»: Пестреют шапки. Копья блещут. Бьют в бубны. Скачут сердюки. В строях равняются полки. Толпы кипят. Сердца трепещут. Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится. Средь поля роковой помост. А теперь прочтите отрывок, заменив точки запятыми. Подумайте, что меняется в описании картины казни Кочубея. Пример 2. Монолог Бессеменова из пьесы М.Горького «Мещане»: «Я говорю – пиленый сахар тяжел и не сладок, стало быть невыгоден. Сахар всегда нужно покупать головой и колоть самим. От этого будут крошки, а крошки в кушанье идут. И сахар самый он легкий, сладкий…» Пример 3. Отрывок из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого. Это рассказ о том, как переменилось отношение окружающих к князю Андрею после аудиенции у императора Франца: «Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии 8-й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собрался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним». Обратите внимание, что все точки находятся внутри абзаца. Каждая короткая фраза – отдельная картина, раскрывающая характеры людей, окружающих князя Андрея, и отражающая его отношение к тому, что происходит. Устное выражение точки тут крайне разнообразно.
ЗАПЯТАЯ Запятая ставится только внутри предложений. В простом предложении Она отделяет однородные члены предложения друг от друга, уточняющие обстоятельственные слова от общего обстоятельства места, времени и т.д., вводные слова, обращение и пр. В сложном предложении она может отделять простые предложения внутри него, располагаясь перед союзом или союзным словом. В бессоюзном сложном предложении запятая ставится преимущественно тогда, когда простые предложения, входящие в его состав, объединены сочинительной связью и эта связь между ними очень тесна. В случаях противопоставления или уточнения смысла первой части сложного предложения во второй и т.д. запятая в бессоюзном предложении заменяется тире или двоеточием. При относительной самостоятельности частей сложного предложения запятая заменяется точкой с запятой. Запятая очень многозначна и потому требует в разных случаях разной интонации. Так, при перечислении, она требует последовательного повышения голоса. Это особенно важно помнить при передаче сложного синтаксического построения – периода. Пример 1. Прочтите фразу из «Двух гусаров» Л.Н.Толстого: «В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели бел лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собою целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной и грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, когда наши матери носили коротенькие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков, когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света, - в наивные времена масонских лож, мартинистов, тугенбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернаторском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы». Пример 2. Чем отличаются запятые от запятых в примере № 1? Наташа. «Вчера в полночь прохожу через столовую, а там, свеча горит». (А.П.Чехов «Три сестры»). Пример 3. «А ведь счастья много, так много, парень, что его на всю округу бы хватило, да не видит его ни одна душа!» (А.П.Чехов «Счастье»). В последнем примере имеет место случай несоблюдения запятой (запятая, не требующая паузы, поставлена в скобки). Мы говорим: «А ведь счастья много, так много (,) парень, что…». Но если обращение стоит в начале фразы, запятая соблюдается. Мы сказали бы: «Парень, а ведь счастья много…» Случаев несоблюдения запятой в устной речи довольно много. Запятая обычно «снимается» перед одиночным деепричастием, так как оно создает с уточняемым им глаголом как бы одно понятие, единый образ: «Михайла сидел (,) насупившись». (А.Н. Толстой «Петр первый»). Но в случае, когда деепричастие стоит перед глаголом, оно приобретает большую самостоятельность и требует паузы после себя: «Насупившись, сидел Михайла». Без пауз произносятся в устной речи такие вводные слова, как конечно, вероятно, пожалуй, кажется, может быть, впрочем, чего доброго, по-моему, к несчастью, наконец и т.д. Мы, например, говорим: «Я (,) кажется (,) понимаю, ты (,) чего доброго (,) обиделся». Крупный исследователь и знаток языка А.Н. Островского В.А.Филиппов часто рассказывал о постановках пьес великого драматурга. По его словам, корифеи Малого театра считали, что запятые в пьесах Островского способствуют слитности, плавности речи, паузы на них должны быть почти снятыми, интонации – певучими, мягкими, нерезкими. Это особенно относится к речи женских персонажей. Из приведенных примеров уже видна многозначность запятой: она может и разъединить две части одной мысли (при сопоставлениях и противопоставлениях), и концентрировать, собирать внимание (при перечислениях). Она нередко исчезает перед обращением, при вводных словах, перед деепричастиями и во многих других позициях. Мы предлагаем быть внимательными к этому знаку, который обладает таким большим количеством значений и так часто употребляется. Задание: Выберите отрывки из пьес А.Н.Островского, в которых встречается много перечислений.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Внимательно читая, например, произведения И.С. Тургенева, мы видим, как часто он прибегает к точке с запятой, когда рисует широкое полотно, в котором каждая подробность неотделима от всей картины. Выделяя внутри большого куска текста какую-нибудь подробность, Тургенев приостанавливает на ней наше внимание, а потом ведет дальше и дальше, из отдельных картин составляя единое целое. Задания: Пример 1. Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»: «Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся– жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…» При описании пения рядчика писатель редко прибегает к точке с запятой. Но вот начинает петь Яков. Меняется ритм рассказа, меняется и расстановка знаков препинания, каждая фраза изобилует точками с запятой. Они как бы направляют внимание то на одного слушающего, то на другого. Во всех случаях точка с запятой сохраняет интонация понижения, но вместе с тем каждый раз она разная и по мере развития мысли требует все более яркой и богатой интонации. Пример 2. Проанализируйте следующий пример из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; То длинный сук ее за шею Зацепит вдруг, то из ушей Златые серьги вырвет силой; То в хрупком снеге с ножки милой Увязнет мокрый башмачок; То выронит она платок; Поднять ей некогда; боится, Медведя слышит за собой, И даже трепетной рукой Одежды край поднять стыдится; Она бежит, он все вослед, И сил уже бежать ей нет. Задание: На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т. д.)
ДВОЕТОЧИЕ Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению. Задание: Прочитайте внимательно и проанализируйте: Пример 1. «Яковом, видимо, овладело упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя…» (И.С.Тургенев «Певцы») Очень часто двоеточие используется как знак, отделяющий авторский текст от прямой речи. Пауза в этом случае меньше, чем на двоеточии внутри предложения. Авторский текст, подготавливающий реплику, произносится в том же ритме, в том же ключе, что и сама реплика. Характерное для двоеточия повышение голоса как бы «перехватывается» репликой. Пример 2. Герой повести А.П.Чехова «Моя жизнь» рассказывает: «Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы».
ТИРЕ Знакомясь с историей русской пунктуации, мы узнаем, что ученик М.В.Ломоносова А.А.Барсов впервые указал на новый знак препинания – «молчанку»; этот знак позже получил название «тире». «Эта молчанка, - писал Барсов, - начатую речь прерывает либо совсем, либо на малое время для выражения жестокой страсти, либо для приготовления читателя к какому-нибудь чрезвычайному и неожиданному слову или действию впоследствии». Со временем эмоциональная наполненность тире несколько сгладилась, «жестокая страсть» чаще стала обозначаться с помощью других знаков, а вот «приготовлением к какому-либо неожиданному слову или действию» осталось. Паузы на тире обычно бывают значительными, с большой психологической нагрузкой, интонации яркие и выразительные. Тире относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения. Тире часто служит для разделения противопоставляемых явлений. Два тире являются знаками выделяющими; ими отмечается прямая речь, а иногда вводное слово или предложение. Задание: Прочитайте вслух эпизод из «Каменного гостя» А.С.Пушкина – встречу Дон Гуана с Дон Карлосом у Лауры: Дон Гуан Вот нечаянная встреча! Я завтра весь к твоим услугам. Дон Карлос Нет! Теперь – сейчас. Лаура Дон Карлос, перестаньте! Вы не на улице – вы у меня – Извольте выйти вон. Частое употребление тире характерно для стиля М.Горького. Вот где широко используется свойство тире приготавливать слушающего к неожиданному слову или действию. Например: «Когда – так, идите по своим делам. Дело-то у вас – есть?». Это Булычов отсылает от себя «других», слетающихся к нему как воронье на падаль, - пишет А.Дикий в воспоминаниях об этом спектакле, - прочитайте вторую половину фразы без тире, и она окажется рядовым, конкретным, будничным вопросом, относящимся к данному времени, к настоящему моменту. Прочтите ее же с учетом тире, и она сразу зазвучит обобщенно, заставит задуматься: а есть ли вообще у людей какое-нибудь настоящее дело? Именно об этом спрашивает Булычов, выступающий с пьесе по отношению к «другим» как прокурор и обличитель…» (Дикий А. Язык и характер в драматургии Горького. – Сб. «Слово в спектаклях Горького».–М., 1954, с. 23). Задание: Найдите по 5 примеров подобной расстановки тире в пьесах М.Горького.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений. Так же как точка, восклицательный знак обычно завершает предложение. Он может быть выражен в устной речи очень разнообразно, в зависимости от содержания и действенных задач. Взволнованный человек обычно широко пользуется всем диапазоном голоса, но даже на самых высоких нотах при восклицании слышится завершающая интонация. Голос не «повисает», как это бывает при многоточии, - он звучит определенно, конкретно, утвердительно. И все-таки интонация зависит прежде всего от контекста. Чувство – всегда результат оценки определенных событий. Задание: Прочитайте вслух: «Как ты это читаешь! – шепотом заговорил он. – На разные голоса… Как живые все они… Апроська! Пила… Дураки какие! Смешно мне было слушать… А дальше что? Куда они поедут? Господи боже! Ведь это все правда. Ведь это как есть настоящие люди… Всамделишные мужики… И совсем как живые и голоса и рожи… Слушай, Максим! Посадим печь – читай дальше!» (М.Горький «Коновалов»). Восклицательные знаки широко используются в драматургии и указывают на взволнованность говорящего. Поводы для волнения бывают самыми разнообразными, и способы выражения чувств также должны быть различны.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос, т.е. вопрос, рассчитанный на непосредственное получение ответа. Вопросительный знак имеет множество оттенков, зависящих от того, что спрашивается, кем, у кого, с какой целью. Независимо от этого слова, в которых заключен вопрос, отмечаются в речи повышением голоса: - Ты откуда, товарищ? - Я здешний, из городка. Следует помнить, что верно поставленный вопрос активно требует ответа, добивается его. О том, как именно задает вопрос герой литературного произведения, мы обычно узнаем из ремарки автора. Вопросительная форма не всегда заключает в себе прямой вопрос. Часто она используется как особый прием эмоциональной речи – риторический вопрос. Задание: Прочитайте вслух, определите, какие слова особенно подчеркивают вопрос: Где ж правота, когда священный дар, Когда бессмертный гений – не в награду Любви горящей, самоотверженья, Трудов, усердия, молений послан – А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?… О Моцарт, Моцарт! (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери») Задание: На примере любого художественного текста прокомментируйте состав вопросительных конструкций, определите их значение в структуре произведения.
МНОГОТОЧИЕ Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует т исполнителя большого мастерства, умения переключать звучащую речь в мысленную и снова продолжать говорить вслух. Обычно многоточие требует и длительной паузы. Причин, вызывающих перерыв в речи, много, и в зависимости от причины изменяется голосовое выражение многоточия. Перерыв в речи может объясняться волнением, а может и скудостью мысли. В первом случае остановка может потребоваться в момент кульминации, а во втором интонации могут быть очень бедными, монотонными, однообразными. Задание: Пример 1. Прочитайте вслух и проанализируйте монолог Акулины из «Мещан» М.Горького: «А на дворе-то опять дождик пошел. Холодно у нас чего-то. Топили, а холодно. Старый дом-то… продувает… охо-хо! А отец-то, ребятишки, опять сердитый… Поясницу, говорит, ломит у него. Тоже старый… А все неудачи да непорядки… Расходы большие… Забота». Пример 2. Рассказ старика Красильникова из повести П.И. Мельникова-Печерского «Красильниковы»: «Двадцать девятый Митьке пошел: давно пора своих детей наживать… И стал я Митьке советовать: Пора-де и тебе закон совершить… Только выбирай, говорю, жену не глазами, а ушами, слушай речь, разумна ли, узнавай, в хозяйстве какова… Говорю этак Митьке, а он как побледнеет, а потом лицо все пятнами… Что за причина такая?… Пытал, пытал, неделю пытал – молчит, ни словечка… Ополовел индо весь, ходит голову повеся, от еды откинулся, исхудал, ровно спичка…»
ЗАДАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ Задание 1. Прочитайте примеры вслух. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания. Примеры 1. Жарко, солнце стоит над головой. Жарко: солнце стоит над головой. 2. Зима суровая, лето знойное. Зима суровая – лето знойное. 3. Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами. Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами. 4. Он вернулся. Он вернулся? Он вернулся! 5. Придешь домой, поешь, уснешь Придешь домой – поешь, уснешь. 6. Я не видел брата товарища и его сестру. Я не видел брата, товарища и его сестру. 7. Статья может быть напечатана. Статья, может быть, напечатана. Задание 2. Прочтите внимательно следующие три отрывка, сравните их. Что в них общее и что различное? Обратите внимание на расстановку знаков препинания и, читая тексты вслух, следуйте тем указаниям, которые изложены выше. Обратите специальное внимание на разнообразные функции запятых. Отметьте случаи, где на запятых не нужна пауза. Расскажите, чем вы объясните многоточия, поставленные автором. Пример 1. «До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро, подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце; вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер». (Л.Н.Толстой «Отрочество»). Пример 2. «Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… И смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! Двинься, покатись, пролейся злая туча, прекрати тоскливое томление! Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела… И вот наконец сорвалась буря – пошла потеха! Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…» (И.С.Тургенев «Голуби»). Пример 3. «Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей». (М.Горький «Старуха Изергиль»). Задание 3. Сколько абзацев в данном отрывке? Читая вслух, обратите внимание на разнообразное звучание точек в середине абзаца и в конце. Попробуйте прочитать отрывок вслух, подменяя большинство точек запятыми. Как вы думаете, почему автор в этом отрывке расставил знаки препинания именно так? «Они осторожно спустились с берега в заросли кактусов. Из-под ног шарахнулась чья-то тень. Мохнатый клубок побежал по отсветам двух лун. Заскрежетало. Пискнуло – пронзительно, нетерпимо, тонко. Шевелились поблескивающие литья кактусов. Липла к лицу паутина, упругая, как сеть. Вдруг вкрадчивым, раздирающим воем огласилась ночь. Оборвало. Все стихло. Гусев и Лось большими прыжками, содрогаясь от отвращения и ужаса, бежали по полю, высоко перескакивая через ожившие растения. Наконец в свете восходящего серпа блеснула стальная обшивка аппарата. Добежали. Присели, отпыхиваясь». (А.Н.Толстой «Аэлита»).
ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ Кроме грамматических пауз, в устной разговорной речи встречается ряд дополнительных пауз, способствующих более точной передаче мысли. Они называются «логическими паузами»; а часть мысли, заключенную между двумя такими паузами, называют «речевым звеном». В речевом звене слова группируются по смыслу вокруг одного, наиболее важного, значительного слова. Так, в простом предложении обычно два речевых звена: в одном из них слова группируются вокруг подлежащего, в другом – вокруг сказуемого. Возьмем, например, такую фразу: «В каждом произведении сценического искусства |существует как бы несколько смысловых слоев» (Г.Бояджиев «Душа театра»). В этой фразе два речевых звена, четко отделяемых в устной речи логической паузой (на письме мы обозначаем ее вертикальной чертой). В более распространенном простом предложении и, тем более, в сложном предложении речевых звеньев больше и выделять их сложнее: надо учитывать дополнительные оттенки мысли, наличие разнообразных по содержанию речевых звеньев, которые могут состоять только из второстепенных членов предложения. Логическая пауза – одно из важных выразительных средств речи. Место и длительность логических пауз могут быть различными, в зависимости от сверхзадачи, контекста, условий общения. Вместе с тем в расстановке логических пауз наблюдается известная закономерность. Так, логическими паузами всегда отделяются друг от друга части сложного предложения, хотя пауза не обязательно оказывается точно на стыке между ними. Иногда логическая пауза совпадает с грамматической паузой, иногда не совпадает. Задание: Прочитайте вслух. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли. 1. «На Старице по берегам – песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрутившуюся розу. Если вырвать такой шарик из песка и положить корнями вверх, он начинает медленно ворочаться, как перевернутый на спину жук, расправляет с одной стороны лепестки, упирается на них и перевертывается опять корнями к земле». (К.Паустовский «Мещерская сторона») 2. «Но, воздав столь громкую хвалу этим донкихотам театра, автор вовсе не видит в них зрителей идеальных. Хвала им воздается по иной причине – за азарт. За то, что в поте лица своего добывая «лишний билетик», этот любитель театра являет собой полную противоположность равнодушному зрителю». (Г.Бояджиев «Душа театра»). Задание: Прочтите примеры, обращая внимание на паузы; наметьте в каждом предложении главную часть и определите логическую последовательность развития темы. 1. «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листьев, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжание извозщичьих телег, свистки пароходов, то пронзительно резкие, то глухо ревущие, крики матросов и таможенных солдат, - все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня и, мятежно колыхаясь, стоят низко над гаванью, - к ним вздымаются с земли все новые и новые волны звуков – то глухие, рокочущие, они сурово сотрясают все кругом, то резкие, гремящие – рвут пыльный, знойный воздух» (М.Горький «Челкаш»). 2. «На этом кругу были устроены девять препятствий: река, большой, в два аршина, глухой барьер перед самою беседкой, канава сухая, канава с водою, косогор, ирландская банкетка, состоящая (одно из самых трудных препятствий) из вала утыканного хворостом, за которым, невидная для лошади, была еще канава, так что лошадь должна была перепрыгнуть оба препятствия или убиться; потом еще две канавы с водою и одна сухая, - и конец скачки был против беседки». (Л.Н.Толстой «Анна Каренина») 3. Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна, К царству славного Салтана, Судно весело бежит И желанная страна Вот уж издали видна. Вот на берег вышли гости; И за ними во дворец Полетел наш удалец. (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане») Проверяя себя, еще раз подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. Объединяйте слова в речевые звенья по такому принципу: одно понятие, выраженное несколькими словами, имеет одно главное слово, на которое опирается мысль, и произносится по возможности слитно, почти без пауз. Если для более яркой передачи какого-либо понятия (особенно когда оно выражено достаточно большим количеством слов) требуются паузы между составляющими его словами, то эти паузы должны быть меньшей длительности, чем выделяющие понятие в целом. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки). Говоря о логических паузах, следует специально остановится на соединительном союзе И. Запятая перед ним обычно не ставится. Логическая пауза большей или меньшей длительности перед сочинительным соединительным союзом И бывает почти всегда: А) минимальная, когда этот союз стоит между отдельными словами; Б) большая, когда он соединяет распространенные члены предложения, и еще большая, когда он соединяет части сложного предложения. На первом месте для нас должен стоять смысл, ведь грамматика, синтаксис только помогают нам в этом. Мы ищем в предложении речевые звенья, ориентируясь на содержание. Примеры: «Она начинала понимать собственное сердце и призн |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.029 с.) |