Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Некоторые законы устной речи
При наличии определяемого слова (существительного) и определения (прилагательного) и обычном порядке слов (прилагательное перед существительным) выделяется обычно определяемое слово:
«зимняя вьюга», «темная ночь», «симпатичный человек».
Когда в предложении использована инверсия (обратный порядок слов), выделяется определение:
«человек симпатичный, да малознающий».
Если понятие представляет собой существительное с определением, выраженным тоже существительным в родительном падеже (т.е. мы имеем так называемое «несогласованное определение»), то логическое ударение падает на определение:
«брат жены», «дом соседа», «книга сестры».
Логическим ударением обычно не выделяется местоимение. Только в случае противопоставления или при особой смысловой нагрузке делается исключение:
В наши вагоны
На нашем пути
Наши
грузим
дрова.
(В.В.Маяковский «Хорошо»)
При сочетании глагола с наречием ударение падает на наречие:
«Стало тихо»; «Вьюга бушевала непрерывно».
Однако, учитывая эти общие закономерности речи, нельзя соблюдать их механически. При определении важных по смыслу слов надо сначала выяснить их значимость по отношению ко всему тексту.
Не следует перегружать фразу большим количеством одинаковых по силе ударений, так как это делает речь однообразной, монотонной.
Передавая каждую фразу в логической связи с предыдущим текстом, продумывая перспективу развития мысли, мы заранее рассчитываем силу голоса и намечаем интонационный рисунок текста: видим, где нужно оставить «резерв» для усиления голоса, а где усилить его максимально.
Постоянные упражнения вырабатывают навыки грамотной передачи авторского текста, донесения до учащихся существа авторской мысли. Эта работа нужна будущему учителю так же, как упражнения по правописанию в школе.
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ.
Задания:
1). Обратившись к словарям, уточнить одержание следующих понятий:
Реплика, ремарка, текст и подтекст, речевое поведение, словесное действие, интенция.
2). Подготовить выразительное чтение явлений VII – VII 2-го акта комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», ориентируясь на их место в сюжете.
Цель работы: рассмотрение текста как «динамической единицы» речетворческого процесса.
Примерный план анализа
Речевой деятельности
Хлестаков, Городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.
| Активное начало невербального общения: каждый увидел опасного противника в лицо.
Внимательно оглядываются. Пауза затянулась. Оба растеряны и испуганы.
| Городничий /немного оправившись и протянув руки по швам/
Желаю здравствовать!
| Приходит в себя первым. Поза и жест бывалого служаки подчеркивают официальный характер визита.
| Хлестаков /кланяется/
Мое почтение…
| Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/ Жест штатского человека. Неуверенность реплики-реакции на приветствие /многоточие/
| Городничий
Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…
| Подтекст/П/: я побеспокоил вас, но причина уважительна.
Намерение/Н/: установить контакт, представиться, убедить в благородстве своих намерений.
Интонация/Ин/: внутренне напряженная.
| Городничий /в сторону/
О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!
| Услышал именно интонацию, а не слова. Ожидание сбывается: ревизор уже все знает, уже гневается.
П: что делать?
| Хлестаков / храбрясь/
Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду! Я прямо к министру! /Стучит кулаком по столу/.
Что вы? Что вы?
| Растерянность противника придает силы: агрессивность угроз возрастает, хотя главными средствами воздействия остаются интонация и жесты.
| Городничий /вытянувшись и дрожа всем телом/.
Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.
| Н: оправдаться любым способом, вызвать жалость.
Текст и П. совпадают.
Ин.: умоляющая.
| Хлестаков
Нет, я не хочу! Вот еще! Мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!
| Н: закрепить инициативу, усилить нажим на противника.
Ин.: уверенная, можно даже чуть-чуть иронии.
| Городничий /дрожа/
По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния… сами изволите посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы ‹…›
Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.
| П: не погубите! Готов признать «грешки», преуменьшив их /что, интересно, успел узнать ревизор?/.
Н: разжалобить, оправдаться, переключить внимание на «злодеев».
Ин.: игра в раскаяние и искренность, голос дрожит.
| Городничий /в сторону/
О, тонкая штука! Эк куда метнул ‹…› Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось.
/Вслух/
Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.
| П: так я тебе и поверил. А вдруг это намек? Здесь и дальше почти каждая реплика Городничего предваряется ремаркой «в сторону». Идет борьба мотивов: не прогадать! /Убедительный пример внутренней интенции/. Решение принято.
| Хлестаков
Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.
| Реакция немедленная и ожидаемая. Наконец-то контакт установлен.
Текст и П. совпадают. Партнеры поняли друг друга – с их точки зрения.
|
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ.
Фрагмент из пьесы Г.Полонского «Доживем до понедельника, или Подсвечник Чаадаева».
Задание:
Проанализировать следующие аспекты речевого поведения учителя Мельникова:
А) формы эмоционально-речевого общения;
Б) манера постановки учебной задачи;
В) коррекция и оценки ответа.
ХОД РАБОТЫ
ТЕКСТ
| Вопрос и основное направление ответа
| Мельников
Садитесь. Ну-ка потише…
/Снял с руки часы, положил перед собой. И рядом – медный подсвечник/.
| Как такое начало раскрывает отношения с классом?
Встреча людей давно знакомых, понимающих друг друга.
Подтекст жеста?
Не будем терять времени.
| В прошлый раз мы говорили о манифесте семнадцатого октября… Говорили про обманчивую сладость этого государственного пряника… О том, как вскоре его заменили откровенным кнутом…
| Смысл перечисления вопросов?
Интенция внешняя: «Повторим это», внутренняя: «слушайте, я определяю направление, контуры вашего ответа»
Требования к ответу: лаконизм и емкость.
| Мельников
О начале первой русской революции. Повторим это и пойдем дальше. Сыромятников!
| Привычна ли такая постановка задания для класса?
Названа фамилия.
Ясен ли ученикам подтекст?
Иди отвечать…
| Сыромятников /Сильно удивлен/
Чего?
| Подтекст?
Играет в непонимание, тянет время.
| Мельников
Готов?
| Подтекст?
Маневр понял, хочу уточнить причину.
| Сыромятников
Более-менее… Идти?
| Ответ уклончив: а вдруг все-таки «пронесет»?
| Мельников
И поскорее.
| Подтекст?
Не теряй времени
Достаточна ли информативность столь кратких реплик?
Обоснуйте суждение.
| Делая учителю дорогостоящее одолжение, Сыромятников вышел к доске.
Мельников
Мы слушаем.
| Характер установки (мы)?
По ремарке определить речевое действие С., диктующее эмоциональный характер дальнейшего общения: ученик – учитель – класс.
| Сыромятников
Значит так… Политика царя была трусливая и велоромная.
| Что означает пауза неуверенности в ответе?
Определить интонацию ответа.
| Мельников
Ве… Какая?
| Подтекст?
Внимание на последнем слове. Что-то не так. Повтори.
| Сыромятников
Ве… велоромная!
| Ошибку чувствует /пауза/, но исправить сам не может?
| Мельников
Веро-ломная. То есть ломающая веру, предательская. Дальше.
| Способ исправления ошибки?
Интонационное членение слова, его семантика, синоним. И сразу – побуждение к ответу.
| Сыромятников
От страха за свое царское положение царь, конечно, выпустил манифест. Он там наобещал народу райскую жизнь…
| Стиль высказывания?
Не соответствует ситуации /подчеркнуто разговорный/, далее несоответствие усиливается.
| Мельников
А точнее?
| Подтекст?
Опять маневр понят.
| Сыромятников
Ну свободы всякие… слова, собраний… Все равно он ничего не сделал, что обещал, - зачем же брехню-то пересказывать?
Этот скоморох имеет успех. Даже Наталья Сергеевна давится от смеха.
Сыромятников
Потом царь показал свою гнусную сущность и стал править по-старому. Он пил рабочую кровь… и никто не мог ему ничего сказать.
| Подтекст?
Мимика?
Прибегнуть к знакомому приему – повеселить класс.
Добился нужной реакции.
Реакция учителя?
Не останавливает.
На чем держится контакт С. со слушателями?
Позиция учителя: когда и как поставить точку в этом затянувшемся «выступлении»?
Реакция класса?
| Мельников
Все?
| Запрос и побуждение.
Подтекст: пора бы заканчивать.
| Сыромятников
Можно добавить. После Петра Первого России вообще не везло на царей, - это мое личное мнение!
| Подтекст?
Как бы не переиграть, нужно заканчивать…, но точка будет поставлена «красиво».
|
|