Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ммми – мммэ – ммма – мммо – ммму – мммы.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Произносите это сочетание звуков на разных нотах, постепенно переходя от низких к высоким (в пределах возможностей) и, наоборот, от высоких нот к низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с инструментом, не пропуская нот. Все упражнения по голосу и дыханию способствуют развитию природных голосовых данных, увеличивая объем, силу, звучность, выразительность и гибкость голоса. Упражнение: Выбрать стихотворение со строкой среднего размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование. Занимаясь голосом, необходимо 1. Не переутомлять голосовой аппарат. 2. В обычной речи не кричать. 3. Не откашливаться, если «першит» в горле. 4. Не употреблять очень горячих и очень холодных напитков. 5. При малейшем недомогании обращаться к врачу. Полученные во время занятий навыки правильного дыхания и голосообразования должны все время использоваться студентами в работе над текстом.
Вопросы для самопроверки. 1. Расскажите о нормах литературного произношения. 2. Что Вы знаете о говорах и акцентах? 3. Какое значение имеет ударение в слове? 4. Расскажите о произношении ударных гласных звуков. 5. Как произносятся безударные гласные звуки? 6. Для чего нужно заниматься техникой речи? 7. Что такое дикция? 8. Что нужно делать для исправления того или иного дикционного недостатка? 9. Для чего нужна артикуляционная гимнастика? 10. Какие гласные звуки Вам известны? Какова их роль в речи? 11. Что Вы знаете о йотированных гласных звуках? 12. Назовите согласные звуки и определите их значение в речи. Расскажите о классификации согласных звуков. 13. Как устроен речевой аппарат? 14. Какова роль дыхания в сценической речи?
Практические задания. 1. Повторять дикционные упражнения на пройденные гласные и согласные звуки, пословицы, скороговорки. 2. Прочитать наизусть небольшой (продолжительностью 2–3 минуты) отрывок описательно-повествовательного характера из произведений русских классиков или современных авторов. Текст должен читаться осмысленно, четко, ясно, орфоэпически и дикционно правильно.
РАБОТА НАД ТЕКСТОМ Логический разбор текста является основным средством достижения максимальной выразительности чтения. Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются все занятия по технике речи. Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, творческая его разработка и «приближение к себе». Вся подготовительная работа от первого прочтения и до исполнения перед слушателями сводится к тому, что исполнитель стремится текст автора делать своим, чтец стремится встать на место автора. Тщательно проанализировав литературный материал, студент должен создать свой исполнительский замысел. С чего же начинать работу над текстом? Прежде всего нужно, ознакомившись с литературным произведением, высказать (сформулировать) свое мнение, впечатление – это подведет к выводу об основной идее отрывка. Для конкретного выражения идеи художественными средствами, т.е. в образах, картинах автор выбирает тему (о чем он пишет). Идея - как бы душа произведения, тема – тело его. Законы, которые помогают понять мысль автора и верно передать ее смысл в звучащей речи, называются законами логики речи. Ключевой этап устного прочтения – логическое чтение, донесение смысла текста в грамотной, понятной форме. Логический разбор основан на законах грамматики: слова, составляющие предложение, связаны по смыслу друг с другом. Отделяются не связанные по смыслу друг с другом слова паузами, которые называются логическими, так как они помогают верно передать мысль фразы. Заключенные между логическими паузами отдельные слова и словосочетания называются речевыми тактами. Например: Скоро (луна и звезды) потонут в густом тумане. Такт 2 такт 3 такт Речь, правильно распределенная по группам слов, точно определяет заложенную мысль. «Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К.С.Станиславский, собр. соч., т.III). Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его. Логические паузы обязывают оратора произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение. Например: 1. «Она / же ребенок» или: «Она же / ребенок»; 2. «Простить нельзя / сослать в Сибирь» или: «Простить / нельзя сослать в Сибирь»; 3 .«Казнить нельзя / помиловать» или: «Казнить / нельзя помиловать». Особенно трудно бывает донести смысл предложения в тех случаях, когда оно состоит из длинных периодов. При чтении таких предложений величина их отвлекает учащихся от слов, определяющих основную мысль. Например: «Калужская деревня /,напротив,/ большей частью окружена лесом, /избы стоят вольней и прямей, /крыты тесом;/ ворота плотно запираются,/ плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, /не зовет в гости / всякую прохожую свинью…» (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»). Большие периоды речи часто встречаются в произведениях И.С.Тургенева (например, в «Записках охотника»), Л.Н.Толстого (в «Севастопольских рассказах»), Ч.Диккенса (в «Записках Пиквикского клуба») и др. Отрывки из этих произведений могут служить хорошим материалом для работы по разбору логической основы текста. Паузы условно делятся на три группы: 1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///); 2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//); 3. Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/). Кроме логических пауз, обозначаемых черточками, существуют едва заметные, так называемые люфт-паузы, обозначаемые апострофом. К.С.Станиславский определяет три вида пауз: логическую, психологическую и люфт-паузу, необходимую, чтобы перевести дыхание. Логическая пауза помогает выяснить мысль текста, психологическая – дает жизнь мысли, помогает выяснить подтекст. Логическая пауза ставится в сложных распространенных предложениях главным образом тогда, когда нам для ясности фразы следует отделить одни отрезки речи от других. Чаще всего при чтении пауза ставится между группой слов, относящихся к подлежащему, и группой слов, относящихся к сказуемому. Например: «Взбираясь по лестнице,/ ведшей к Петровичу,/ которая, надо отдать справедливость, была умощена водой, /помоями/ и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, /который ест глаза,/ и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, /- взбираясь по лестнице, /Акакий Акакиевич/ уже подумывал о том,/ сколько запросит Петрович,/ и мысленно положил не давать больше двух рублей». (Н.В.Гоголь «Шинель»). Особого внимания требует соблюдение знаков препинания и правильное их выделение (тонирование) в произнесении текста. Если при чтении не соблюдать знаков препинания, это поведет к «пробалтыванию» текста, торопливости. «Борьба с торопливостью является изучение интонаций, диктуемых знаками препинания», - говорил К.С.Станиславский. Все знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций: точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им присущие, голосовые интонации. В этих интонациях есть воздействие на слушателей, которое обязывает к определенной реакции: вопросительная интонация – к ответу, восклицательная– к сочувствию и одобрению, восхищению, протесту, двоеточие – к внимательному восприятию дальнейшей речи – это знак полузаконченной мысли, заставляющей ждать перечисления, разъяснения. «Полюбите запятую, - говорил К.С. Станиславский, - именно в ней вы можете заставить себя слушать». Точка – это тоже знак остановки в речи, но последний слог последнего слова перед точкой должен звучать интонационно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой. Тонирование (интонирование) точек различно. Слушатели после точки не ждут продолжения фразы, так как она закончена. Например, тонирование точки в фразе, завершающей текст отрывка, будет иное, чем в первоначальных строках, когда продолжается развитие событий, мыслей. Тире – знак, не имеющий своей мелодии. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает. Например: «Фома слушал ее и - /…/ точно мед пил». «Я – мирная» (Я мирная). «А попадется - /,/ пристукнем». Многоточие – знак, обозначающий незаконченность мысли. Точка с запятой – знак, не имеющий своей постоянной мелодии. Он звучит либо точкой, смотря по смыслу, либо точкой с запятой, когда разделяются фразы. Иногда запятая может звучать точкой. Например: «Реальность нашей программы – живые люди, (.) это мы с вами». Точка звучит запятой, когда два предложения можно связать по смыслу в одну фразу. Наряду с этим запятая может звучать восклицательно при перечислении быстрой смены явлений или событий. Например: «И всё: горшки, стаканы, скамьи, столы – Марш! Марш! все в печку поскакало». (А.С.Пушкин «Гусар») Мы видим, что один знак препинания может перейти в другой. Студентам необходимо тренироваться, проверяя на слух правильность тонирования того или иного знака препинания; нужно читать вслух, и подбирать примеры на различное звучание знаков препинания. Знаки препинания - не только сигналы остановок, но и подсказчики интонаций: смысловой и эмоциональной. Каждая группа слов должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов. Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов. Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление, а иногда и понижение голоса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.203.200 (0.007 с.) |