Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие замечания по изучению курса

Поиск

Харитонов В.

ТЕХНИКА РЕЧИ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Краткое описание положения артикуляционного аппарата при произнесении гласных звуков.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Ё, Ю.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

ДЫХАНИЕ И ГОЛОС

Вопросы для самопроверки

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

ПРАВИЛА ВЫДЕЛЕНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ

Методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи

РАЗДЕЛ II. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

ТОЧКА

ЗАПЯТАЯ

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

ДВОЕТОЧИЕ

ТИРЕ

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

МНОГОТОЧИЕ

ЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНЫ УСТНОЙ РЕЧИ

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

МЕСТО ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И МИМИКИ В РЕЧЕВОМ ПОВЕДЕНИИ УЧИТЕЛЯ

БАСНИ

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Воспринимать язык как живой организм, постоянно изменяющийся и совершенствующийся, поможет учащимся старших классов логический анализ текста. Выработке этих умений способствуют специальные упражнения, предлагаемый в данной работе.

Логический анализ текста, целью которого является работа с литературными произведениями, частично входит и в дисциплину "Культура речи", и в дисциплину "Выразительное чтение". Успешное изучение позволит, думается, решить речевые задачи общения подростка с окружающими людьми, а также увеличит степень выразительности его речи.

Л.Н.Толстой говорил, что искусство писателя заключается в том, чтобы находить "единственно нужное размещение единственно нужных слов". Задача учителя, идя за замыслом автора, - проникнуть в тайну этого единственно нужного размещения нужных слов и "показать" его учащимся, объединив в этом показе воспитательную и образовательную функции.

Вырабатывая у старшеклассников навыки логического анализа текста, учитель будет опираться в первую очередь на умение учащихся логически мыслить и действовать, на знание родного языка и его особенностей– его лексики, специфического построения фразы, значения знаков препинания, семантики используемых эпитетов.

Выразительные особенности устной живой разговорной речи неисчерпаемы и до конца еще не исследованы учеными, поэтому в работе со школьниками учитель будет отмечать лишь ряд основных закономерностей русской речи – при расстановке пауз и ударений в мелодике (движении голоса вверх или вниз при развитии мысли, при ее завершении).

Бесконечно разнообразными могут быть интонации при произнесении одной и той же фразы. Обязательным условием должно быть только одно – интонация должна точно передать смысл, который хотел выразить автор. А для этого нужны не интонационные ходы сами по себе, а надо идти по тому кругу мыслей, видений, подтекстов, которые необходимы для раскрытия замыслов автора.

Именно это помогает успешному поиску необходимых интонаций для единственно нужных слов. Поэтому для того, чтобы запомнить найденное выражение мысли, нужно запомнить не интонацию, а логический ход ее, приведший к верному, действенному слову, к логической перспективе.

Вот почему вместе с выработкой навыков логического анализа текста происходит углубленное знакомство учащихся с законами устной речи. Использование выразительных свойств последней при чтении литературно-художественного произведения и при работе над ним опирается, безусловно, на знание законов языка, понимание которых поможет старшеклассникам сознательно расставлять знаки препинания, ориентируясь на семантику текста.

 

РАЗДЕЛ I. ОРФОЭПИЯ.

 

Орфоэпия – это совокупность правил, устанавливающих единое, свойственное литературному языку произношение, которое признается образцовым. Речь учителя должна быть образцовой по произношению. Для этого нужно усвоить нормы общепринятого литературного произношения.

Эти нормы, сложившиеся еще в XIX веке в результате тщательного изучения и отбора, вобрали в себя все лучшее и характерное для русского языка.

Современная русская орфоэпия (название происходит от греческого ώρφος – правильный и έπος – речь) складывалась вместе с развитием литературы и драматического искусства. В нашей стране очень много областных диалектов и говоров, которые иногда могут использоваться лишь как речевая характеристика образа.

Студентам необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться.

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находиться на любом слоге, например:

д`омик, гот`овит, принесл`а и т. д.

Разные ударные слоги меняют смысл:

мук`а – м`ука, зам`ок – з`амок.

В каждом слове русского языка есть один ударный слог (с ударной гласной), без которого слово в произношении не имеет законченной формы. Характерность речи проявляется в широких распевных гласных звуках.

Для правильного произношения безударных гласных звуков слова внимание должно быть сосредоточено на ударном слоге.

Есть ряд правил произношения неударных гласных:

1. Неударный звук [ О ] в начале слова и в предударном слоге произносится как [ Λ ]:

отнимать – [Λ] тнимать, топор – т [Λ] пор.

2. «О» неударное, занимающее второе или третье место перед ударным слогом или находящееся непосредственно после ударного, звучит как промежуточный (редуцированный) звук, средний между [ А ] и [ Ы ].

Он обозначается знаком Ъ:

подворотня – п [Ъ]дв[Λ] ротня;

изморозь – изм [Ъ] р [Ъ] зь;

волос – вол [Ъ] с).

3. Неударный звук [ А ] в начале слова и в безударном слоге, стоящем непосредственно перед ударным, произносится как короткий «А»:

артист – [А] ртист, сады – с [А] ды.

4. Неударный звук [ А ] после Ж,Ш произносится как А:

жараж [А] ра, шаги – ш [А] ги, шары – ш [А] ры.

5. Безударные гласные звуки [ У ], [ Ы ] в произношении не заменяются другими звуками, но теряют свою долготу.

6. Гласный звук [ И ] в начале слова переходит в [ Ы ], если предыдущее слово заканчивается на твердую согласную:

с интересом – с [Ы] нтересом

так и знайтак [Ы] знай.

Но если по смыслу между словами должна быть пауза, то произношение звука [ И ] остается без изменений:

я слушаю с / интересом мороз и солнце.

7. Безударные гласные «Е», «Я» в произношении звучат как средний звук между И и Э, который обозначается знаком И:

рябина – р [И] бина, веснав [И] сна.

8. Звук [ Е ] под ударением может звучать по-разному, в зависимости от согласных, стоящих после него: перед твердыми согласными [ Е ] звучит широко, открыто, перед мягкими – закрыто, узко:

Е -широкое: м [Е] л, п [Е] л, св [Е] т;

Е -закрытое: п [Е] ли, св [Е] тит).

9. Сочетания АО, ОА, АА, ОО произносятся одинаково как [ АА ]:

на окне – н [АА] кне

по-армейскип [АА] рмейски

на арке – н [АА] рке

однообразный – одн [АА] бразный.

10.А и О в сочетании с У (АУ, ОУ), стоящие далеко перед ударением, произносятся с редуцированным звуком [ А ],но никогда не переходят в звук [ У ]:

наугад – н [Ъ] угад по углам – п [Ъ] углам.

11. Сочетания ЫЕ, ИЕ в окончаниях прилагательных множественного числа произносятся как ЫИ, ИИ:

старыестар [ЫИ], белые – бел [ЫИ]

летние – летн [ИИ], синие – син [ИИ].

12. Окончания прилагательных – ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ произносятся как –Г [Ъ] Й, - К [Ъ] Й, - Х [Ъ] Й:

долгий – долг [Ъ] й, широкийширок [Ъ] й

тихийтих [Ъ] й.

Произношение слов отличается от написания:

Андреевна – Андревна, Николаевна – Николавна;

Ивановна – Иванна, Александровна – Алексанна;

Лукинична – Лукинишна и т. п.

Некоторые женские и мужские имена в сочетании с отчествами произносятся иначе, чем написано:

Мария Ивановна – Марь Иванна

Павел Павлович – Пал Палыч.

 

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ

1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие:

морковь – моркофь, морковка – моркофка;

воз – вос, глазки – гласки, ход – хот;

кадка – катка, друг – друк.

2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко:

сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых.

Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким:

с молодой, с ролью, с лимоном

с вами, с Ниной.

3. Звуки СШ, ЗШ, стоящие рядом, произносятся как удвоенное ШШ:

расшумелся – раШШумелся, из шубы - иШШубы.

4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ:

позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий

дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать

брюзжать – брюЖЬЖать.

5. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо:

Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.

6. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ:

счет – ЩЩет, счастье – Щщастье

возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.

7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч:

наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье.

8. Сочетания ДЦ, ТЦ произносятся как удвоенное Ц:

тридцать - триЦЦать, отца – оЦЦа.

9. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко:

щука – щюка, чай – чяй.

10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц:

городской – гороЦкой, советский – совеЦкий.

11. Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка:

скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо

булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый

яичница–яиШНица.

В учебниках студентам необходимо ознакомиться с более подробным изложением правил произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний в современном русском литературном языке.

Они должны усваивать нормы произношения не только в процессе занятий, но и в практике бытовой речи, которую нужно контролировать.

Надо научиться слушать речь окружающих людей, сравнивать произношение, следить за речью мастеров сцены, прослушивать грамзаписи выступлений чтецов, артистов, слушать дикторов радио и телевидения.

Хорошо тренировать правила произношения в громких читках, переписывать отрывки в их орфоэпическом написании – все это дает возможность закрепить правила.

ТЕХНИКА РЕЧИ. ДИКЦИЯ.

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз.

Техника речи – один из разделов культуры речи, она является базой речевой культуры. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К.С.Станиславский).

Ясное и четкое произношение возможно при наличии нормального речевого аппарата и при правильной работе его. К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

В структуре речевого аппарата могут быть дефекты, являющиеся причиной сюсюканья, шепелявости, картавости, тогда требуется медицинское вмешательство. Но причиной нечеткого произношения бывает дурная привычка, от которой можно избавиться систематической тренировкой.

Студентам необходимо помнить о систематичности упражнений. Техника речи – практический предмет, только постоянная тренировка является непременным условием выработки четкой дикции. Даже если речь чистая, она все же нуждается в техническом совершенствовании.

Необходимо знать свои недостатки, понять и освоить положение частей речевого аппарата в момент произнесения того или иного звука. Заниматься техникой речи нужно для того, чтобы речь была легкой, свободной.

К.С.Станиславский придавал большое значение тренировке речевого аппарата. Часто встречаются люди с вялой речью, леностью языка и плохой работой нижней челюсти (челюстной зажатостью).

Для развития органов речи необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, с ее помощью вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Упражнения по тренировке нижней челюсти, губных мышц, мышц языка изложены в учебниках и будут даны в процессе практической работы. Все упражнения артикуляционной гимнастики надо проделывать, соблюдая последовательность, до полного и правильного усвоения.

Когда вы овладеете своим речевым аппаратом и поймете функции отдельных его частей, тогда можно переходить к работе над исправлением отдельных гласных и согласных звуков.

 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Гласные звуки образуют мелодику речи, ее звучность. Гласных звуков 6:

[И], [Э], [А], [О], [У], [Ы].

Из этих звуков составьте таблицу, которая будет взята за основу тренировки:

И – Е, И – Э, И – Э;

Э – А, Э – А, Э – А;

А – О, А – О, А – О.

У – Ы, У – Ы, У – Ы;

О – У, О – У, О – У;

Это упражнение можно комбинировать по-разному, изменяя порядок и последовательность гласных, а затем и согласных звуков.

Для тренировки внимания рекомендуется добиваться различных акцентов:

И – Э – А – О – У – Ы

Под ударением первый звук, остальные произносятся ровно;

И – Э – А – О- У – Ы

Под ударением второй звук и т. д.

 

ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ Е, Я, Ё, Ю.

Эти звуки образуются из сочетания двух звуков для каждой согласной: Е=Й+Э, Я=Й+А, Ё=Й+О, Ю=Й+У.

Для упражнений нужно чередовать гласные звуки с йотированными.

Например:

И–ЙИ, Э–Е, А–Я, О–Ё, У-Ю.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные звуки более трудны для произношения. Они придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.

При произношении гласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.

При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.

Согласные звуки бывают звонкими, в их произношении участвует голос:

[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З],

[Л], [М], [Н], [Р].

Звуки [М], [Н], [Л], [Р] называют еще сонорными, так как у них нет парных глухих.

При произношении глухих согласных звуков голос не участвует:

[П], [Ф], [К], [Т],

[Ш], [Щ], [Ч], [Ц].

Звуки [Ц], [Ч], [Щ] – сложные, они называются аффрикатами (слитными).

Например:

звук [ Ч ] артикулируется из «ТЬ» и «ШЬ»;

звук [ Щ ] артикулируется из «ШЬ» и «ШЬ».

Звуки [ С] и [З] – свистящие;

звуки [Ж], [Ш], [Ч], [Щ] – шипящие.

Пример упражнений на согласные звуки.

Звук [ П ] - глухой, звук [ Б ] - звонкий.

1. Чередовать: П, Б (несколько раз).

ПИ – ПЭ – ПА – ПО – ПУ – ПЫ.

БИ – БЭ – БА – БО – БУ – БЫ.

ПЕ – ПЯ – ПЕ – ПО.

БЕ – БЯ – БЕ – БО.

ДЫХАНИЕ И ГОЛОС

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу.

Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

Правильное, четкое, выразительное и красивое произнесение звуков, слов и фраз зависит от работы речевого аппарата и правильного дыхания.

Приступая к занятиям по развитию дыхания, необходимо ознакомиться с анатомией, физиологией и гигиеной дыхательно-голосового аппарата, с существующими типами дыхания.

Следует помнить, что смешанно-диафрагма-тический тип дыхания наиболее целесообразен и практически полезен.

На индивидуальных занятиях с педагогом учащимся желательно выполнять комплекс упражнений по дыхательной гимнастике.

Существует неразрывная связь между дыханием и голосом. Правильно поставленный голос – очень важное качество устной речи, особенно учителя.

Воспитать, поставить голос – это означает развить и укрепить все голосовые данные, отпущенные человеку природой – объем, силу и звучность голоса.

Прежде чем тренировать голос на текстовых упражнениях, необходимо научиться ощущать работу резонаторов.

Резонаторы являются усилителями звука. К резонаторам относятся:

Нёбо, полость носа, зубы,

лицевой костяк, лобная пазуха.

При низком звучании голоса можно ощутить его вибрацию и в полости грудной клетки.

В случае неправильного пользования голосом получается искусственное звучание его. Например: «горловой» оттенок голоса является результатом неверного посыла звука. Причина такого явления – зажатость глотки.

Может быть, что человек говорит «ниже» чем это соответствует природе его голосовых данных. Тогда голос получается сдавленным, лишенным звучности.

Привычка говорить не «своим» голосом приводит к быстрой утомляемости. Для устранения таких явлений нужно установить нормальное положение голосового аппарата.

Для того, чтобы научиться проверять работу резонаторов, необходимо проделывать различные упражнения.

Например:

Выдохните воздух, вдохните (не слишком много) и, выдыхая, протяжно произнесите на одной ноте:

РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

Логический разбор текста является основным средством достижения максимальной выразительности чтения.

Работа над литературным текстом является той основой, на которую опираются все занятия по технике речи.

Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, творческая его разработка и «приближение к себе».

Вся подготовительная работа от первого прочтения и до исполнения перед слушателями сводится к тому, что исполнитель стремится текст автора делать своим, чтец стремится встать на место автора.

Тщательно проанализировав литературный материал, студент должен создать свой исполнительский замысел.

С чего же начинать работу над текстом?

Прежде всего нужно, ознакомившись с литературным произведением, высказать (сформулировать) свое мнение, впечатление – это подведет к выводу об основной идее отрывка.

Для конкретного выражения идеи художественными средствами, т.е. в образах, картинах автор выбирает тему (о чем он пишет).

Идея - как бы душа произведения, тема – тело его.

Законы, которые помогают понять мысль автора и верно передать ее смысл в звучащей речи, называются законами логики речи.

Ключевой этап устного прочтения – логическое чтение, донесение смысла текста в грамотной, понятной форме.

Логический разбор основан на законах грамматики: слова, составляющие предложение, связаны по смыслу друг с другом.

Отделяются не связанные по смыслу друг с другом слова паузами, которые называются логическими, так как они помогают верно передать мысль фразы.

Заключенные между логическими паузами отдельные слова и словосочетания называются речевыми тактами.

Например:

Скоро (луна и звезды) потонут в густом тумане.

Такт 2 такт 3 такт

Речь, правильно распределенная по группам слов, точно определяет заложенную мысль. «Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К.С.Станиславский, собр. соч., т.III).

Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его.

Логические паузы обязывают оратора произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово.

В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.

Например:

1. «Она / же ребенок» или:

«Она же / ребенок»;

2. «Простить нельзя / сослать в Сибирь» или:

«Простить / нельзя сослать в Сибирь»;

3 .«Казнить нельзя / помиловать» или:

«Казнить / нельзя помиловать».

Особенно трудно бывает донести смысл предложения в тех случаях, когда оно состоит из длинных периодов. При чтении таких предложений величина их отвлекает учащихся от слов, определяющих основную мысль.

Например:

«Калужская деревня /,напротив,/ большей частью окружена лесом, /избы стоят вольней и прямей, /крыты тесом;/ ворота плотно запираются,/ плетень на задворке не разметан и не вываливается наружу, /не зовет в гости / всякую прохожую свинью…»

(И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»).

Большие периоды речи часто встречаются в произведениях И.С.Тургенева (например, в «Записках охотника»), Л.Н.Толстого (в «Севастопольских рассказах»), Ч.Диккенса (в «Записках Пиквикского клуба») и др.

Отрывки из этих произведений могут служить хорошим материалом для работы по разбору логической основы текста.

Паузы условно делятся на три группы:

1. Пауза, заканчивающая высказывание, завершающая мысль, обозначается тремя вертикальными чертами(///);

2. Пауза, указывающая, с одной стороны, на завершение части высказывания, а с другой стороны – возможное продолжение высказывания, обозначается двумя чертами (//);

3. Пауза, указывающая на то, что высказывание еще будет продолжено, обозначается одной чертой (/).

Кроме логических пауз, обозначаемых черточками, существуют едва заметные, так называемые люфт-паузы, обозначаемые апострофом.

К.С.Станиславский определяет три вида пауз: логическую, психологическую и люфт-паузу, необходимую, чтобы перевести дыхание.

Логическая пауза помогает выяснить мысль текста, психологическая – дает жизнь мысли, помогает выяснить подтекст.

Логическая пауза ставится в сложных распространенных предложениях главным образом тогда, когда нам для ясности фразы следует отделить одни отрезки речи от других.

Чаще всего при чтении пауза ставится между группой слов, относящихся к подлежащему, и группой слов, относящихся к сказуемому.

Например:

«Взбираясь по лестнице,/ ведшей к Петровичу,/ которая, надо отдать справедливость, была умощена водой, /помоями/ и проникнута насквозь тем спиртуозным запахом, /который ест глаза,/ и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов, /- взбираясь по лестнице, /Акакий Акакиевич/ уже подумывал о том,/ сколько запросит Петрович,/ и мысленно положил не давать больше двух рублей».

(Н.В.Гоголь «Шинель»).

Особого внимания требует соблюдение знаков препинания и правильное их выделение (тонирование) в произнесении текста.

Если при чтении не соблюдать знаков препинания, это поведет к «пробалтыванию» текста, торопливости. «Борьба с торопливостью является изучение интонаций, диктуемых знаками препинания», - говорил К.С.Станиславский.

Все знаки препинания требуют для себя обязательных голосовых интонаций: точка, запятая, вопросительные и восклицательные знаки имеют свои, только им присущие, голосовые интонации.

В этих интонациях есть воздействие на слушателей, которое обязывает к определенной реакции: вопросительная интонация – к ответу, восклицательная– к сочувствию и одобрению, восхищению, протесту, двоеточие – к внимательному восприятию дальнейшей речи – это знак полузаконченной мысли, заставляющей ждать перечисления, разъяснения.

«Полюбите запятую, - говорил К.С. Станиславский, - именно в ней вы можете заставить себя слушать».

Точка – это тоже знак остановки в речи, но последний слог последнего слова перед точкой должен звучать интонационно ниже предыдущих, а не выше, как при запятой.

Тонирование (интонирование) точек различно. Слушатели после точки не ждут продолжения фразы, так как она закончена.

Например, тонирование точки в фразе, завершающей текст отрывка, будет иное, чем в первоначальных строках, когда продолжается развитие событий, мыслей.

Тире – знак, не имеющий своей мелодии. Тире может звучать, смотря по смыслу, точкой, запятой, двоеточием, многоточием или совсем выпадает.

Например:

«Фома слушал ее и - /…/ точно мед пил».

«Я – мирная» (Я мирная).

«А попадется - /,/ пристукнем».

Многоточие – знак, обозначающий незаконченность мысли.

Точка с запятой – знак, не имеющий своей постоянной мелодии. Он звучит либо точкой, смотря по смыслу, либо точкой с запятой, когда разделяются фразы.

Иногда запятая может звучать точкой.

Например:

«Реальность нашей программы – живые люди, (.) это мы с вами».

Точка звучит запятой, когда два предложения можно связать по смыслу в одну фразу.

Наряду с этим запятая может звучать восклицательно при перечислении быстрой смены явлений или событий.

Например:

«И всё: горшки, стаканы, скамьи, столы –

Марш! Марш!

все в печку поскакало».

(А.С.Пушкин «Гусар»)

Мы видим, что один знак препинания может перейти в другой. Студентам необходимо тренироваться, проверяя на слух правильность тонирования того или иного знака препинания; нужно читать вслух, и подбирать примеры на различное звучание знаков препинания.

Знаки препинания - не только сигналы остановок, но и подсказчики интонаций: смысловой и эмоциональной.

Каждая группа слов должна иметь ударение, притом одно. Ударение придает выразительность группе слов.

Ударные слова требуют специального подчеркивания по сравнению с произношением остальных слов.

Способов такого подчеркивания несколько: повышение голоса, пауза, замедление, а иногда и понижение голоса.

 

Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.

Например:

«Поля опустели; обнажились леса».

2.Правило о новом понятии:

А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется

Например:

«Вот дом,

который построил Джек,

а это пшеница,

которая в темном чулане хранится

в доме,

который построил Джек».

Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.

В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:

«Сверкнула молния», «прогремел гром».

Правило противопоставления.

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

Например:

«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» – этот год противопоставлен будущему;

«В наших жилах кровь, а не водица» – «кровь» противопоставлена «водице»;

«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

Например:

«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

Например:

А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;

Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».

В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего» являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.

5.Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например:

«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».

6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.

Например:

«Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко», - сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».

Вопросы для самопроверки.

1. Что входит в логический анализ текста?

2. Для чего нужно членение текста на речевые такты?

3. Какие виды пауз Вы знаете?

4. Как читаются знаки препинания?

5. Назовите основные правила логических ударений.

6. Что такое логические центры мысли?

7. Что такое логическая перспектива текста?

 

ТОЧКА

Точкой обычно обозначается конец предложения, но понижение тона на точке может быть разным, в зависимости от того, где эта точка стоит: в конце предложения, абзаца или рассказа.

Голосовые изгибы, не подкрепленные логикой, мыслью, действенной задачей, неубедительны, неопределенны, как бы низко мы не опускали голос на точке и как бы высоко ни поднимали его на вопросе.

Длительность паузы на точке может быть различной. Так, короткие фразы, заканчивающиеся точкой, помогают созданию энергичного ритма речи.

Задание:

Прочтите внимательно следующие примеры. Обратите внимание на разнообразие интонаций и пауз на точках и в то же время на те общие качества, которые присущи этому знаку препинания. Вспомните содержание всего произведения, из которого взят отрывок, уточните, что в нем происходит:

Пример I.

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Полтава»:

Пестреют шапки. Копья блещут.

Бьют в бубны. Скачут сердюки.

В строях равняются полки.

Толпы кипят. Сердца трепещут.

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.

Средь поля роковой помост.

А теперь прочтите отрывок, заменив точки запятыми. Подумайте, что меняется в описании картины казни Кочубея.

Пример 2.

Монолог Бессеменова из пьесы М.Горького «Мещане»:

«Я говорю – пиленый сахар тяжел и не сладок, стало быть невыгоден.

Сахар всегда нужно покупать головой и колоть самим. От этого будут крошки, а крошки в кушанье идут. И сахар самый он легкий, сладкий…»

Пример 3.

Отрывок из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н.Толстого. Это рассказ о том, как переменилось отношение окружающих к князю Андрею после аудиенции у императора Франца:

«Император сказал, что он благодарит, и наклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова.

Вчерашний флигель-адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом.

Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии 8-й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собрался с мыслями.

Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним».

Обратите внимание, что все точки находятся внутри абзаца. Каждая короткая фраза – отдельная картина, раскрывающая характеры людей, окружающих князя Андрея, и отражающая его отношение к тому, что происходит. Устное выражение точки тут крайне разнообразно.

 

ЗАПЯТАЯ

Запятая ставится только внутри предложений. В простом предложении Она отделяет однородные члены предложения друг от друга, уточняющие обстоятельственные слова от общего обстоятельства места, времени и т.д., вводные слова, обращение и пр.

В сложном предложении она может отделять простые предложения внутри него, располагаясь перед союзом или союзным словом.

В бессоюзном сложном предложении запятая ставится преимущественно тогда, когда простые предложения, входящие в его состав, объединены сочинительной связью и эта связь между ними очень тесна.

В случаях противопоставления или уточнения смысла первой части сложного предложения во второй и т.д. запятая в бессоюзном предложении заменяется тире или двоеточием.

При относительной самостоятельности частей сложного предложения запятая заменяется точкой с запятой.

Запятая очень многозначна и потому требует в разных случаях разной интонации. Так, при перечислении, она требует последовательного повышения голоса. Это особенно важно помнить при передаче сложного синтаксического построения – периода.

Пример 1.

Прочтите фразу из «Двух гусаров» Л.Н.Толстого:

«В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели бел лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, - в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собою целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной и грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики, - когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин и из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно и не нечаянно уроненные платочки, ког



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.153 (0.023 с.)