Смотри на то что приятное у других 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смотри на то что приятное у других



Часто мы охотно замечаем ошибки других и обращаем их внимание на эти ошибки, но мы редко замечаем их положительные стороны и благоразумные поступки, чтобы хвалить их.

Это можно сказать об отношениях учителя к своим ученикам. Ведь все учители порицают глупого и ленивого ученика, который не серьезно относится к своей учебе и всегда опаздывает на занятия. Но немногие учители хвалят старательного ученика, который регулярно рано ходит на занятия, ясно говорит и имеет красивый и разборчивый почерк.

Мы часто обращаем внимание своих детей на совершенные ими ошибки, но мало замечаем их хорошие поступки. В результате этого мы потеряем много возможностей, которые мы должны использовать, чтобы привлечь к себе сердца людей.

Хвалить людей за добро является одной из наилучших манер разговора с ними.

Род Абу Муса аль Аш,арей – да будет доволен им Аллах – уделял большое внимание чтению Корана и знанию его наизусть. Эти люди, может быть, превзошли многих сподвижников тем, что они часто читали Коран, улучшая свой голос при чтении.

Однажды они ехали с пророком. Когда люди собрались утром, пророк сказал: Воистину, я ночью отличаю род аль – Ашарея по их чтению Корана и знаю ночью, где они останавливаются благодаря их прекрасным голосам при чтении Корана, даже если я не видел днем, где они остановились. Представьте себе, как они обрадовались этим словам посланника, которые он произнес перед людьми и как они старались после этого больше совершать благие дела.

Однажды утром пророк встретил Абу Муса - да будет доволен им Аллах – и сказал ему, если бы ты увидел меня, когда я слушал, как ты прекрасно читал Коран вчера! Аллах даровал тебе такой прекрасный голос, какой Он даровал роду Дауда.

Абу Муса – да будет доволен им Аллах – ответил ему: Если бы я знал, что ты слушал меня, я бы старался еще лучше читать ради тебя.

Амру ибн Таглуб – да будет доволен им Аллах – был одним из простых сподвижников пророка . Он не отличался такими знаниями, которыми отличался Абу Бакр – да будет доволен им Аллах, или смелостью, которой отличался Омар – да будет доволен им Аллах–, или силой памяти, которая отличала Абу Хурайру – да будет доволен им Аллах, но его сердце было наполнено верой. Пророк заметил, что он отличался этим свойством.

Однажды, когда пророк сидел, ему принесли какое-то имущество и он разделил его даруя одним сподвижникам и не наделяя других. Это огорчило тех, кому он не даровал, и они спрашивали друг у друга: Почему пророк нам не давал из этого имущества?

Узнав об этом, пророк встал, поблагодарил Всевышнего Аллаха, прославил Его и обратился к людям: Клянусь Аллахом, я дарую одному мужчине и не дарую другому, но я люблю того кому я не даровал больше, чем тот, кому я даровал. Я даю одним людям из имущества, потому что я вижу в их сердцах страх и тревогу. А другим не даю, потому что Аллах наполнил их сердца добром, как Амру ибн-Таглуб.

Когда Амру услышал, как пророк похвалил его на глазах у людей, он сильно обрадовался. После этого Амру все время рассказывал об этом и говорил: Клянусь Аллахом, я люблю эти слова больше, чем красные верблюды (самое дорогое имущество у арабов).

На другой день Абу Хурайра – да будет доволен им Аллах – подошел к пророку и спросил его: Кто самый счастливый человек, который заслужит твое заступничество в День воскресения?

Пророк ответил ему, поощряя: «Я предполагал, что никто раньше тебя не спросит об этом, так как я заметил, что ты стремишься к знаниям. Самый счастливый из людей, заслуживающий мое заступничество – тот, кто искренно сказал: Нет другого божества, кроме Аллаха».

Сальман аль-Фаресей – да будет доволен им Аллах – был одним из лучших сподвижников пророка . Он по происхождению не был арабом. Он был сыном одного из влиятельных персов. Его отец так его сильно любил и приближал к себе, что он закрыл его дома. Он не разрешил ему выходить из дома, опасаясь за его жизнь.

Аллах посеял веру в сердце Сальмана – да будет доволен им Аллах. Он покинул дом своего отца в поиски Истины. Одни люди обманули его продав его одному еврею как раба. Он много страдал, пока не доехал до посланника Аллаха. Пророк высоко оценил Сальмана.

Однажды когда пророк сидел среди своих сподвижников, ему была ниспослана сура: Аль-Джумуа. Он начал читать эту суру своим сподвижникам, и они слушали его чтение. Он читал: «Он – тот, кто отправил к неграмотным людям посланника из его среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и Мудрости, хотя прежде они пребывали в явном заблуждении. Он – Могущественный, Мудрый».

Один из сподвижников пророка спросил: О посланник Аллаха! Кто эти люди?

Пророк молчал. Сподвижник еще раз повторил вопрос, но посланник ничем не ответил. В третий раз сподвижник повторил вопрос. Пророк смотрел на Сальмана, положил свою руку на его плечо и сказал: «Если бы вера находилась даже на небе у Плеяд, то достали бы ее одни из этих мужчин.»

 

Будь оптимистом. Хорошо думай о людях, чтобы они достигали успехов больше и больше.

 

Искусство слушать людей

 

Мы можем привлекать сердца людей к себе двумя способами: совершать добрые дела, или отказываться от дурных поступков. Добродушная улыбка склоняет людей к твоей стороне, не быть хмурым или мрачным – это также привлекает их к тебе.

Интересные разговоры, остроумные и безобидные шутки, отзывчивость, внимательно слушать людей- все это привлекает людей.

Давайте поговорим о душевном спокойствии. Некоторые люди немного говорят. Голос подобного человека едва слышен, когда он сидит в компании или присутствует на собраниях.

Если наблюдать за ним, когда он сидит, то увидишь, что он двигает только свою голову и свои глаза. Иногда он улыбается, но не говорит. Несмотря на это люди любят его и любят сидеть с ним. Почему? Это потому, что он привлекательно спокоен.

Искусство слушать других требует многочисленных навыков. Один человек, которого интересует искусство слушать других, сказал мне, что он участвовал в работе больше, чем 15 семинаров по теме «искусство слушания».

Давайте сравниваем между следующими людьми:

Первый, когда ему рассказываешь какую – либо случившуюся с тобой историю, он с начала рассказа перебивает тебя, говоря: со мной тоже случилась похожая история.

Ты ему говоришь: Подожди, пока я не кончил свой рассказ. Он немного молчит. Когда ты заново начнешь с воодушевлением рассказывать, он перебьет тебя, говоря: Да, да со мной случилась точно такая же история. Однажды я пошел....

А ты ему говоришь: Подожди: подожди, брат. Он немного подождет, затем перебьет тебя: Быстро быстро рассказывай.

Второй, когда с ним разговариваешь, он оглядывается направо и налево он вытащит свой мобильный из кармана и пишет или читает какие – либо месседжи. Он даже может играть в электронные игры.

Третий умеет слушать других. Если ты с ним говоришь, он внимательно слушает тебя, ничем не отвлекаясь, следит за твоими словами. Он иногда кивает головой, улыбается, выражает удивление. Иногда он говорит: это очень удивительно! Хвала Аллаху.

С кем из этих людей тебе постоянно хочется сидеть, чьему визиту ты радуешься и с каким из них охотно ведешь беседу. Конечно с последним из них.

Если хочешь привлекать к себе сердца людей, ты не должен только сказать им то что они любят слушать, ты же должен также слушать, то о чем они любят рассказывать.

Помню, как один из выдающихся проповедников, который призывает к Исламу, и которому дарованы логика и красноречие, он все время где-то выступал: в мечети читал пятничную проповедь, издавал фетву (по религиозно-юридическим вопросам), или читал лекции в университете. Он всегда говорил и говорил. Люди всегда слушали его выступления в мечетях и в разных местах, видят его по телеканалам. Они все любят его и любят слушать его выступления, за исключением его жены. Он все время, которое проводит с ней дома, почти не слушает то что она говорит или рассказывает. По привычке он один говорит и говорит. Она часто досадовала на него но он не пытался понимать причины ее досады. Все люди, кроме его жены, оказали ему почёт и хвалили его.

Он решил взять свою жену с собой слушать одну из его лекций, чтобы она своими глазами увидела как, люди хвалят его.

Он ее спросил: Не хочешь сопровождать меня?

Она спросил: Куда?

Он ответил: Послушать лекцию одного проповедника, может быть, она принесет нам пользу. Она села с ним в машину и отправились в мечеть. Там было много народу. Все они пришли слушать этого выдающегося лектора. Она ушла сесть с женщинами, а он, окруженный большой толпой, вошел в мечеть и начал свою лекцию.

Люди с восторгом слушали его. Даже его жене, кажется, понравилась лекция. Лекция кончилась и он, упоенный успехом, вышел к своей машине. Жена пришла, и они сели в машину. Он не дал ей возможности говорить и начал сразу рассказывать о том, как много людей присутствовало. После этого он спросил ее: как понравилась ей лекция? Она ответила: Лекция была интересная и содержательная. Но кто ее читал?

Он сказал: удивительно! Разве не знала голос лектора? Она ответила: Было много людей и было шумно а микрофоны были слабы. Из – за этого я не могла внимательно слушать.

Он радостно сказал: Я! Я был лектором.

Она сказала: Вот оно что. Я все время думала, как он много говорить!!

Слушать других – настоящее искусство.

Некоторые люди забывают, что Аллах создал человека с одним языком и двумя ушами, чтобы он слушал больше, чем говорил.

Я думаю, что человек изменил бы это (т.е. имел бы два языка и одно ухо), если бы он был в силах это сделать, поскольку он сильно любит говорить.

Так привыкай внимательно слушать других, даже, если ты не совсем согласен с тем, что они говорят.

В начале миссии пророка мусульмане были малочисленными. Неверные отвергали пророка , обвиняя его во лжи и отвращая людей от него. Они распускали слухи, будто он порицатель и лжец. Они даже обвинили его в безумии и колдовстве.

Однажды мужчина по имени Думад приехал в Мекку. Он был лекарем и обладал медицинскими знаниями и лечил людей. Он лечил одержимого и околдованного. Когда Думад общался с людьми, он услышал, как безрассудные курайшиты говорили про посланника Аллаха, что он одержимый и безумец.

Думад сказал: Где этот мужчина? Аллах, может быть, дарует ему исцеление через меня.

Люди привели его к пророку . Думад ему сказал: О Мухаммад, воистину, Аллах посылает через меня исцеление кому пожилает. Давай, я буду лечить тебя. И Думад начал рассказывать пророку о своих способностях и о том, как он лечит людей. Пророк слушал его и тот продолжал рассказывать.

Вы знайте, что посланник слушал? Он слушал слова неверного который, якобы, пришел лечить его от безумия. Какая мудрость! Когда Думад кончил и замолчал, пророк спокойно сказал: Хвала Аллаху! Мы Его благодарим и просим о помощи. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не собьет. А кого Аллах вводит в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь. И я свидетельствую, что нет другого божества, кроме Аллаха.

Думад вскочил и сказал: Повтори мне эти слова. Пророк повторил их. Думад сказал: Клянусь Аллахом! Я слышал речь порицателей, речь чародеев и поэтов, но никогда не слышал подобных слов. Протяни мне руку, чтобы присягнуть тебе в том, что я приму Ислам. Пророк протянул ему руку, а Думад отрекся от неверия, и произнес: Свидетельствую, что нет другого божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник.

Пророк узнал, что Думад пользуется уважением и почетом среди своего народа. Он сказал ему: И присягнешь в том, что будешь призывать свой народ к Исламу. Думад ответил: И в этом присягну. Затем он отправился к своему народу, призывая их к Исламу.

Чтобы быть хорошим слушателем, слушай внимательно кивни головой, следуя за словами собеседника и реагируя на них. Будь отзывчивым и пусть черты своего лица выражают твою реакцию: удивление, радость, возмущение и т.д. Обрати внимание на влияние этого на собеседника, несмотря на его возраст, он будет внимательно смотреть на тебя, и будет благосклонен к тебе.

 

Результат Если мы владеем искусством слушать людей, то мы приобретаем их любовь и благосклонность.

Искусство диалога

Не помнишь, что ты когда-нибудь яростно спорил с другим человеком, ты чувствовал негодование на него несколько дней. Или, может быть, помнишь бессмысленный спор, возникший между двумя друзьями, и ты видел как поднялись их голоса, и покраснели их глаза. А в конце они расстались навсегда.

И так мы привлекаем к себе других с трудом, привлекаем их благосклонность, а потом расстаемся с ними, потому что мы не вели себя лучшим образом.

Одной из причин этого может стать то что у нас отсутствует искусство диалога.

Вести диалог – это одно и то же, что взбираться на гору. Человек должен заботиться о том, за что держаться и куда поставить свою ногу. Тот, кто взбирается на гору, должен разглядеть скалу, за которую он будет держаться и скалу, на которую он поставит свою ногу. Если он собирается поднять ногу со скалы, то должен это осторожно делать, а то скала упадет вместе с ним.

Не буду много говорить, ведь лучше говорит коротко и ясно. Вступление в бессмысленный спор или разговор может иметь неожиданные последствия.

Думаю, что ты согласен со мной относительно того что более 90% разговоров и споров являются бесполезными. Поэтому постарайся, по мере возможности, не вступить в спор и не обижайся, если кто – либо возразил тебе или спорил с тобой. Принимай это великодушно и не мучи себя, думая о человеке, который возразил на твое мнение. Что он имел в виду? Почему он поставил меня в неловком положении перед людьми? Не губи себя скорбью. Не принимай это близко к сердцу.

Будь, как прочная гора, ведь ветер уносит только мелкие камни. Пророк принял решение завоевать Мекку, после того как курайшиты нарушили худайбийский договор. Он обратился к Аллаху с мольбой, чтобы курайшиты не заметили, что мусульмане готовятся к сражению, чтобы застигнуть курайшитов врасплох, не дав им возможности подготовиться. Пророк остановился вблизи Мекки. Курайшиты были в полном неведении. Но они боялись и ожидали месть мусульман за нарушение договора. В ту же самую ночь, когда пророк остановился вблизи Мекки, Абу Суфьян с группой курайшитов вышли разведывать о намерениях мусульман.

Пророк ожидал наступление утра, чтобы напасть на курайшитов. Увидев это аль-Аббас -да будет доволен им Аллах- сказал: Какое трудное утро ожидает курайшитов! Клянусь Аллахом, если посланник Аллаха войдет в Мекку силой, прежде чем курайшиты придут к нему, прося пощады, то это непременно принесет курайшитам окончательный гибель. Аль – Аббас встал, попросил у пророка разрешение и уехал на белом муле посланника. В это время Абу Суфьян и его спутники все больше приближались и смотрели на костры, зажженные мусульманами. Он сказал: Я никогда не видел столько костров или воинов, которых я увидел в эту ночь. Кто эти воины? Его спутник ответил: Это клянусь Аллахом, племя Хузаа, которое возбуждала войну.

Абу Суфьян сказал: Племя Хузаа ничтожна и не такая сильна, чтобы это было ее костры и палатки.

Когда аль Аббас ехал на муле, мусульмане арестовали Абу Суфиьяна и его спутников. И абу Суфьян сильно испугался и сидел на муле за аль Аббасом. Его спутники следовали за ним в страхе, а мусульмане шли за ними. Поэтому аль Аббас спешил вместе с Абу Суфьяном к посланнику Аллаха. И каждый раз когда он проезжал мимо сидящих вокруг костров мусульман, они спросили: Кто это? Увидев мула посланника Аллаха, и что аль Аббас сидел на нем, они сказали: Это дядя посланника едет на его муле. Аль Аббас старался быстро ехать, он боялся того что мусульмане узнают Абу Суфьяна и один из них убьет его перед тем, как пророк Мухаммад гарантирует ему безопасность. А когда он проехал мимо Омара ибн эль Хаттаба, он спросил: Кто это? и подошел к ним, и, увидев, что Абу Суфьян едет на муле, Омар кричал на людей, говоря: Это Абу Суфьян – враг Аллаха. Слава Аллаху, который дал мусульманам власть над тобой. И аль Аббас запретил ему принести вред Абу Суфьяну. Омар старался быстрее спешить к посланнику Аллаха. И Аль Аббас торопил мула и ехал все быстрее и быстрее, пока он не опередил Омара. И Когда он прибыл к пророку , он быстро спустился с мула и вошел к посланнику Аллаха. В то же время вошел Омар и сказал: О посланник Аллаха, это Абу Суфьян. Аллах дал нам власть над ним, разреши мне отрубить ему голову. Аль-Аббас сказал: О посланник Аллаха! Я дал ему безопасность. Потом он сидел с посланником и шепнул ему на ухо. Омар все время повторял: Отруби ему голову.

Когда Омар настаивал на своем мнении, аль-Аббас отвернулся к нему и сказал: Подожди Омар! я клянусь Аллахом! будь он из рода Удайа ибн Кааба, не сказал бы ты этого. Это значит: если бы он был твой родственник, ты бы не сказал этого. Но ты узнал,что он из рода Абд Манафа. Омар почувствовал, что он вступит в не нужный спор. А какая польза спорить о том, если бы он из рода Кааба, то Омар пожелал бы, чтобы он принял Ислам. А если он из другого рода, то это все равно для Омара. Омар спокойно сказал: Подожди Аббас, подожди, когда ты принял Ислам - это было для меня лучше, чем, если бы мой отец эль Хатаб принял Ислам.

Это потому что я узнал, что принятие тобой Ислама было для посланника Аллаха лучше, чем, если аль- Хаттаб принял Ислам.

Услышав это аль Аббас -да будет доволен им Аллах- замолчал. На этом разговор кончился. Омар мог бы продолжать разговор, говоря: Что ты имеешь в виду? Разве ты сомневаешься в моих намерениях? Знаешь ли ты, что скрывается в моем сердце? Почему ты возбуждаешь племенные распри? Но Омар этого не сказал, так как они все были выше того чтобы шайтан поселял вражду между ними. Омар и Аль-Аббас молчали, и в тоже время Абу Суфьян стоял и ожидал решение посланника относительно его. Посланник Аллаха сказал: Возьми его аль-Аббас к себе, а утром приведи его ко мне. Аль-Аббас взял его в свою палатку, где Абу Суфьян провел ночь. На следующее утро Абу Суфьян увидел, как мусульмане готовились к совершению утренней молитвы; как они совершали омовение. Он испугался, не понимая в чем дело и спросил аль-Аббаса: Что люди делают? Аль-Аббас ответил ему: Они услышали азан и готовятся совершить молитву. Началась молитва. Абу Суфьян увидел, как мусульмане, следуя посланнику, кланяются, когда он кланяется, падают ниц, когда он падает ниц.

Совершив молитву, аль-Аббас подошел к Абу Суфьяну, чтобы привести его к посланнику Аллаха. Абу Суфьян спросил: Неужели они выполняют все, что он приказывает им? Аль-Аббас ответил: Да! клянусь Аллахом, если бы он прикажет им отказаться от пищи и питья, то они повиновались бы ему.

Абу Суфиан сказал: Я никогда не видел того что я увидел в эту ночь. Этого не было даже у Хосруя или у византийского царя. Аль-Аббас привел Абу Суфьяна к посланнику Аллаха. Увидев его пророк сказал ему: Горе тебе Абу Суфьян! Разве не пришло время, чтобы ты узнал, что нет другого божества, кроме Аллаха? Абу Суфьян ответил: Ты мне лучше отца и матери! Какой ты терпелив и щедр. Клянусь Аллахом! Я думал, если бы был другое божество кроме Аллаха, то оно защитило бы меня.

Пророк спросил: Горе тебе Абу Суфьян! Разве не пришло время для того чтобы ты узнал, что я посланник Аллаха? Абу Суфьян ответил: Ты мне дороже отца и матери! Какой ты терпелив и щедр! Клянусь Аллахом! Я еще не совсем уверен в этом!

Аль-Аббас сказал: Горе тебе! Принимай Ислам и свидетельствуй, что нет другого божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его посланник, а то обезглавят тебя.

Абу Суфьян немного молчал и после короткого молчания он сказал: Я свидетельствую. И пророк сильно обрадовался.

Аль-Аббас сказал: О посланник Аллаха! Абу Суфьян – это человек горделивый. Даруй ему то чем он мог хвалиться. Тогда пророк сказал: Да, в безопасности будет тот, кто войдет в дом Абу Суфьяна. В ответ на это Абу Суфьян произнес стихи, в которых он извинился за обиды, которые он причинил пророку.

 

 

Идея Рассудительность не значит победить в споре, а значит не вступить в него

Не дай возможности возражающим!

Вред, причиняемый языком, больше всего вызывает враждебные чувства у людей.

Например, некоторые люди, не думая, спешат возражать на мнение говорящего перебивая его. Тогда начинается бесплодный спор, который вызывает злобу в душе. Ты не можешь исправить всех людей и воспитывать их в духе шариата, выработать в них ценные навыки.

Давайте воздержимся от теоретизирования, которым некоторые люди любят заниматься. Они говорят: Люди должны делать то - то и то- то и должны привыкать к тому –то и тому – то. Давайте оставим это и конкретно говорим. Имея дело с совершенными ошибками, мы не должны заниматься обсуждением того что люди должны сделать, а заниматься тем, что мы должны сами сделать.

Когда нам предстоит говорить что – то необычное, что могло вызвать возражение слушателей, то мы должны заранее опередить это давая ответы на те вопросы, которые они могли бы задавать. Таким образом, мы не даем им возможности выразить свое удивление. Некоторые люди прекрасно умеют это делать.

Помнится, однажды один старик рассказал о споре между двумя мужчинами, свидетелем которого он был на заправочной станции. Они так сильно ссорились, что дело дошло до отделения милиции. Из присутствующих неожиданно встал какой-то болтун и вмешался в разговор, перебивая старика. Он сказал: Действительно это правда. Произошло между ним то-то и то-то. Такой-то был виноват и начал рассказывать вымышленные подробности. Старик обернулся к нему, и я думал, что он вот-вот взорвется, но он сдержал себя и спокойно спросил его: Были ли вы свидетелем этой ссоры?

Тот ответил: Нет.

Вам рассказал кто-нибудь из свидетелей о том, что случилось во время ссоры? Тот ответил: Нет.

Старик еще спросил: Читал ли ты протокол допроса?

Мужчина сказал: Нет.

Тогда старик кричал на него: Как ты смеешь считать меня лжецом, когда ты ничего не знаешь о споре?

Мне очень понравилось поведение старика, который заставил мужчину замолчать, исходя из правильных предпосылок.

А то этот мужчина мог бы выйти из тупика, даже прибегнув ко лжи. Перед тем, как принять решение, нам иногда нужно представить свои веские аргументы, чтобы не дать возражающим возможности выступить против этого решения.

Когда курайшиты отправились воевать против пророка и его сподвижников в битве при Бадре, некоторые разумные курайшиты не хотели участвовать в этой битве, но их соплеменники заставили их выйти вместе с ними. Пророк узнал о них. Он был убежден в том, что они не будут воевать против мусульман, даже если они выйдут на битву. Когда пророк приблизился к Бадру, он хотел обратить внимание своих сподвижников на этот факт и запретить им убить этих курайшитов. Но он знал, что в душе некоторых из них возникнет такой вопрос: Почему мы не должны убить этих людей в то время, как они вышли, чтобы сражаться с нами? Почему пророк сделал исключение именно для этих людей. Чтобы избежать возражений, он сначала подготовил почву, а потом дал свои указания. Он сказал своим сподвижникам:

Воистину, я думаю, что некоторые мужи Бани Хашима и других курайшитов против своей воли вышли воевать с нами, и они не будут сражаться с нами. Эта была предпосылка. Затем он сказал: Если кто – либо из вас встретит кого-либо из рода Бани Хашима, то пусть не убьет его. Ведь он против воли вышел на сражение.

Услышав это сподвижники начали разговаривать между собой. Абу Хузайфа ибн Утбы ибн Рабиаа сказал: Неужели мы должны убить своих отцов, сыновей и братьев, а аль-Аббаса мы должны оставить? Клянусь Аллахом, если я его встречу, то я непременно его убью своим мечом.

Эти слова дошли до посланника Аллаха. Он обратился к Омару,говоря:

- О Абу Хафс! Неужели можно ударить лицо дяди посланника Аллаха мечом?

Омар вскочил, считая это отвратительным безобразием. Он думал: Как Абу Хузайфа ослушался приказ посланника Аллаха? Неужели он не мусульманин? Он сказал: О посланник Аллаха! Разреши мне отрубить ему голову мечом. Клянусь Аллахом, он пал в лицемерие.

Абу Хузайфа горько раскаялся в своих словах и сказал: Я не могу быть в безопасности из - за тогдашних моих слов и я буду в постоянной тревоге, пока я не искуплю эти слова смертью во имя Аллаха. И он погиб во имя Аллаха в битве аль Ямама.

Помню, что один профессор рассказал об искусстве диалога. Он рассказал историю Йусуфа – да будет мир ему. А когда он прочитал слушателям слова Аллаха Всевышнего: «Вместе с ним заключили в темницу двое юноши. Один из них сказал: «Я видел (во сне), что выжимаю виноград». Другой сказал: «Я видел (во сне), что несу на голове хлеб, который клюют птицы...», он посмотрел на присутствующих и спросил их: Вместе с ним заключили в темницу двое юноши. Кто первым попал в темницу: Йусуф или юноши? Один сказал: Йусуф.

Другой сказал: Нет, нет, юноша

Третий сказал: Нет, нет. Йусуф.

Четвертый, стараясь показаться умным, сказал: Вместе они попали. Вступил в спор и пятый. Они так сильно шумели, что забыли об основном вопросе.

Лектор, по видимому, стремился к этому. Он осматривал их лица, а время шло. Потом он посмеялся во весь рот, попросил их понижать голос и сказал: Нет проблемы. Попал он в темницу первым. Или они в нее первыми попали. Неужели из–за этого стоит сделать целую проблему и разойтись во мнениях?

Действительно если мы посмотрим на свою действительность, то найдем, что мы во многих случаях надоедаем другим своими частыми возражениями на то что они говорят.

Случается, что один человек воодушевленно и с наслаждением рассказывает какую-нибудь историю. Но неожиданно для него встанет кто-то из присутствующих и своими не нужными возражениями на не значительные детали, которые нисколько не влияют на историю, не дает ему наслаждаться своим рассказом,

Да! Не будь надоедливым, постоянно возражая на все.

Помню, как мой младший брать Сауд, которому было семь лет, вошел в мечеть для совершения вечерней молитвы. Наверное, ему надо было куда-то спешить, а имам опоздал, задерживая совершение молитвы. Брат не мог вытерпеть этого и отправился к муэдзину, а тот плохо слушал, стоял за его спиной и меняя свой голос, ему сказал: призывай на молитву, и обратился в бегство. Услышав это муэдзин тотчас отправился призвать на молитву, но обратили его внимание, и он опять сел.

Это было интересным случаем, но не поэтому я рассказал его. Я рассказал его потому что я, спустя некоторое время, сидел, а один из присутствующих рассказал эту историю и добавил: Сауд спешил, потому что он пойдет на пляж со своим отцом. Известно что Эр-рияд расположен в пустыне, и не находится на берегу какого-то моря. Я был в не решительности: Возражать на его рассказ и этим самым испортить его рассказ, или это не значительная деталь, не влияющая на рассказ, и поэтому не стоит возражать, и приобрести его вражду. Я предпочел молчать.

 

Иногда человек возражает на что-нибудь без понимания. Например, Зиад был хорошим человеком. Он старался всегда дать людям добрые советы. Когда он ехал на машине,он услышал какой-то голос, который очень громко поет западные песни. Он недоумевал, откуда идет этот голос? Он начал смотреть направо и налево ища источника этого голоса, и увидел, что эти звуки происходили из соседней машины. Водитель еще громче и громче поднял голос, пока все люди вокруг не услышали. Зиад нажал сигнальный рожек своей машины, пытаясь привлекать внимания этого мужчины, чтобы понизить голос радио. Но мужчина не смотрел даже на него и не отреагировал. Он по-видимому так увлеченно слушал музыку, что не заметил ничего вокруг себя. Зиад старался видеть лицо водителя, который закрыл большую часть своего лица головным убором. После больших усилий, Зиад видел, что у этого мужчины очень длинная борода, он удивился больше. Такой бородатый человек и вместо того чтобы слушать Коран, он слушает музыку и еще так громко. Уже зеленый сигнал и все машины поехали. Зиад решил дать совет этому мужчине и поехал вслед за ним. Мужчина остановил машину у одного магазина и вышел купить что-то. Зиад тоже остановил свою машину и начал оглядывать его. И увидел, что его борода закрывает лицо. Он смутился и думал, наверное, он сейчас выйдет из магазина с пачкой сигаретов. Но мужчина вышел, неся исламский журнал. Зиад не утерпел, чтобы не позвать его: он вежливо ему говорил: Пожалуйста, брат! Но мужчина не обернулся и не ответил ему. Зиад поднял голос: Брат, пожалуйста, послушай. Мужчина дошел до своей машины, сел в нее. Зиад сильно обиделся, вышел из машины, отправился к нему и сказал: О брат, да наставит вас Аллах на прямой путь! послушайте!

Мужчина посмотрел на него улыбнулся и привел машину в действие, включил радио очень громко. Зиад вспылил: О брат, грех тебе, ты беспокоил людей, если ты хочешь слушать песни, то слушай их один. Вместо того чтобы слушать Коран, ты слушаешь песни?

Мужчина еще больше улыбался, и песни очень громко звучат. Зиад больше рассердился, его лицо покраснел, и он громче говорил, чтобы тот услышал его. Когда мужчина увидел, что дело дошло до этой степени, он указал на свои уши и вытащил маленький блокнот из своего кармана, а на первой странице было написано: Я глух, не слышу, пожалуйста пишите, что вы хотите.

 

Аллах, Всевышний, сказал: «Воистину, человек тороплив». Пусть поспешность не возьмет верх в тебе

 

Когда обращаешься к кому-нибудь с большой просьбой, тебе заранее надо подготовить почву, чтобы он не спешил отказаться. Это и для письменных и для устных просьб. Если ты хочешь написать какому-нибудь богатому человеку, прося какой-нибудь нужды, то надо сначала похвалить его за щедрость и за любовь к совершению благих дел. Потом ты можешь написать ему, чтобы он удовлетворил твою нужду. Это нужно делать, когда ты просишь что-нибудь у отца, у брата, и, может быть, даже у жены своей. Если ты, например, пригласил своих друзей на обед, и ты хочешь сообщить своей жене, чтобы она приготовила обед и готовила дом для их встречи, то тебе следовало бы сначала сказать ей:

- Ты, искренне тебе говорю, очень вкусно готовишь. Представляешь, все мои друзья очень радуются, когда я их приглашаю на еду, которую ты сама готовишь. Я сам ел во многих ресторанах, но вкуснее твоих блюд я никогда и нигде не ел. Вчера я встретил одного друга, который приехал в наш город. Из вежливости я сказал ему: Приходите пообедать с нами завтра, а он, к моему удивлению, согласился. Я пригласил с ним на обед еще несколько друзей. Может быть, ты приготовишь нам что-нибудь!

Это конечно лучше, чем, если ты пришел домой и сразу позвал ее по имени, а она к тебе спешила, думая, что ты пригласишь ее куда-нибудь развлечься. Но ты вдруг сказал ей:

- Быстро, давй быстро иди на кухню! Ко мне придут гости. Приготовь обед и не опаздывай, и будь внимательна, когда готовишь.

Тебе следует так вежливо поступать, если спросишь у своего начальника отпуск, или сообщить отцу или матери какую-нибудь новость.

Я прочитал в Сире (жизнеописании) нашего благородного пророка то что свидетельствует об этом.

Когда пророк был младенцем, его кормили грудью рядом с жилищами племени Хавазин. Он желал, чтобы они приняли ислам. До него дошло что они готовились сражаться с ним. Он отправился к ним и вступил с ним в бой. Аллах даровал ему победу над ними, и мусульмане захватили трофеи. Ряд мужчин из побежденного племени пришли к посланнику Аллаха, когда он остановился в ал-джуране. Во время сражения было убито много мужчин. Женщин и детей пророк поставил в специальном месте. Их оратор Зухайр ибн Сард выступил, говоря: О посланник Аллаха! воистину, женщины, которых ты взял в плен, - это твои тетки и кормилицы, которые заботились о тебе. Если бы ибн Аби Шамр или ан-Нуман ибн аль-Мунзер одержали победу над нами и причинили нам горе, которое ты нам причинил, мы бы надеялись на их благосклонность и сочувствие. Ты же посланник Аллаха и наилучший попечитель.

Потом он произнес стихи, в которых он похвалил пророка , указывая на его щедрость и прося у него пощады.

Аллах Всевышний, воспитывая верующих, сказал: «О те, которые уверовали! Если вы беседуете с посланником втайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней».

Сура «Препирающаяся», аят 12.

Обращаясь к кому-нибудь за помощью или поддержкой, арабы в первую очередь прибегают к красноречивым речам и стихам. Ведь это влияет на человеческие души больше, чем мечи.

Когда посланник Аллаха отправился в Мекку, чтобы совершить Умру, курайшиты испугались. Пророк чуть не сражался с ними, но они долго и настойчиво просили его пока он не заключил с ними перемирие на десять лет с целью прекращения войны между ними. Договор «Худайбийский мир» содержал следующее условия:

Племена, которые хотят присоединиться к Мухаммаду, заключив с ним обет, могут это сделать без какого-либо препятствия. А племена, которые желают заключить обет с курайшитами и присоединиться к ним, могут это спокойно сделать. Племя Хузаа спешило заявить о присоединении к Мухаммаду , а племя Бану Бакр заявило что они присоединяются к курайшитам, заключив с ними обет. Между этими двумя племенами была кровавая война. Лютая ненависть к племени Хузаа охватила курайшитов. Но они не решились причинить им какое-либо зло боясь того что Мухаммад будет их защитником. Не прошло еще и 17 месяцев после заключения перемирия, как Бану Бакр с помощью курайшитов напали ночью на Хузау у колодца, называемого «аль-ватир», недалеко от Мекки. Курайшиты, думая, что ночью никто не увидит их, и Мухаммад ничего не узнает, помогли Бану Бакру войнами и оружием. Хузау охватил сильный страх. Среди них были убиты: мужчины, женщины и дети.

Увидев постигшую свой народ беду, Амру ибн салим сел на своего верблюда и убежал от курайшитов. Он приехал в Медину к посланнику Аллаха . Он - испуганный, несчастный и со скорбным лицом отправился в мечеть. Утомленный от езды он стоял перед посланником и читал стихи, в которых он рассказал об их беде и попросил помощи у пророка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.098 с.)