Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ооо «дом розничной торговли» отчеты о прибылях

Поиск

За три следующих друг за другом года, заканчивающихся 31 декабря (в тыс. усл. ден. ед.)

 

Рассмотрим некоторые из этих изменений.

Уменьшение суммы выплат по счетам означает, что в распоряжении предприятия остались дополнительно 4 усл. ден. ед., которые фирма, безусловно, использует для получения прибыли.

Сокращение основного капитала в связи с его продажей или амортизацией говорит о том, что его стоимость обращена в наличные деньги.

Увеличение наличных денег означает и повышение задолженности предприятия кредиторам, и возрастание накапливаемых издержек. К увеличению наличных денег ведет и рост нераспределенной прибыли за счет отсрочки в уплате дивидендов акционерам. Если подытожить возможности всех перечисленных источников, получится внушительная сумма. Итак, рост наличности на предприятии за 1‑й год его деятельности шел по следующим направлениям:

За счет сокращения выплат по счетам на 4 усл. ден. ед.

За счет уменьшения основного капитала на 7 усл. ден. ед.

За счет увеличения накапливаемых издержек на 4 усл. ден. ед.

За счет увеличения нераспределенной прибыли на 9 усл. ден. ед.

_________________________________________________________________

Итого 24 усл. ден. ед.

Анализ балансов предприятия совместно с отчетами о прибылях и убытках, в свою очередь, дает возможность установить следующие пути использования наличных денег:

1. Стоимость конечных запасов товаров увеличилась на 7 усл. ден. ед. Это отразилось на уменьшении наличных денег (см. баланс за 3‑й год), так как часть их придется потратить на покупку дополнительных запасов.

2. Уменьшение сумм в статьях балансовых отчетов «Счета кредиторов» на 2 усл. ден. ед., «Векселя к оплате (банк)» – на 1 усл. ден. ед., «Налоговые платежи» – на 2 усл. ден. ед., «Долгосрочные долги» – на 5 усл. ден. ед. связано с неиспользованием наличных денег.

3. В то же время появление в счетах прибылей и убытков 8 усл. ден. ед. амортизационных отчислений и связанное с ним уменьшение на эту же сумму основного капитала вызвано износом основных фондов, а не их продажей. Результат хозяйственной деятельности за 2‑й год составляет 14 усл. ден. ед. (чистая прибыль после амортизационных отчислений). Этот результат не связан с получением наличных денег.

Итак, неиспользование наличных денег шло следующими путями:

Увеличение запасов на 7 усл. ден. ед.

Уменьшение счетов кредиторов на 2 усл. ден. ед.

Уменьшение сумм «Векселя к оплате (банк)» на 1 усл. ден. ед.

Уменьшение налоговых платежей на 2 усл. ден. ед.

Уменьшение долгосрочных долгов на 5 усл. ден. ед.

____________________________________________________________

Итого 17 усл. ден. ед.

Сравнение этого итога с ростом наличных средств на предприятии за 1‑й год деятельности (24 усл. ден. ед.) показывает, что приток наличных денег составил 7 усл. ден. ед.

Вышеизложенный анализ источников и путей использования наличных денег удобно показать в отдельном обобщающем документе «Отчет об изменениях в финансовом положении предприятия».

Продолжая анализ, можно отметить, что предприятие разумно распорядилось дополнительными наличными деньгами, пустив их на повышение продаж и тем самым увеличив сбыт фирмы. Именно для этой цели, видимо, и было сделано наращивание запасов.

Для более глубокого количественного анализа хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия прибегаем к следующему способу – анализу показателей финансовой деятельности.

 

Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия

 

Каждому из показателей хозяйствен но‑финансов ой деятельности, описанных выше, соответствуют свои количественные критерии, или коэффициенты. Рассмотрим их по порядку.

Коэффициенты прибыльности

1. Отношение стоимости реализованных товаров к продаже.

2. Отношение валовой прибыли к продаже.

3. Отношение эксплуатационных расходов к продаже.

4. Отношение чистой прибыли к продаже.

5. Отношение чистой прибыли к среднегодовому капиталу (прибыль на вложения).

Все эти коэффициенты рассчитываются в процентах (табл. 11.1).

Аналогичным путем рассчитываются коэффициенты прибыльности за 2‑й и 3‑й годы деятельности предприятия. В итоге получаем данные, которые позволяют судить как о величине коэффициентов, так и о характере их изменений.

Таблица 11.1 Коэффициенты прибыльности

Анализ коэффициентов прибыльности позволяет сделать следующие выводы:

1. Производственный вертикальный анализ (он проводится в балансовых отчетах и отчетах о прибылях сверху вниз) дает возможность получить не абсолютную, а относительную, то есть сравнительную, картину использования финансовых ресурсов.

2. Первые два показателя прибыльности – отношение стоимости реализованных товаров и валовой прибыли к продаже – наглядно показывают, какая доля выручки (продажи) остается в стоимости реализованных товаров, а какая уходит в прибыль (напомним, что в сумме эти показатели составляют около 100 %). Тенденция к увеличению доли прибыли в сумме выручки является весьма желательной и свидетельствует о финансовых успехах. Такое увеличение может быть достигнуто благодаря уменьшению доли стоимости реализованных товаров в продаже за счет более выгодных произведенных (или приобретенных) предприятием товаров, а также благодаря увеличению их продажной цены. На этот предмет необходимо рассмотреть начальные и конечные запасы товаров, а также их закупки; из всего этого складывается стоимость реализованных товаров.

РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ ПРИБЫЛЬНОСТИ ЗА 1‑й ГОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ:

3. Отношение эксплуатационных расходов к продаже показывает, какая доля выручки связана с закупками в ходе эксплуатации предприятия. Оценка целесообразности этих затрат может быть дана лишь в сопоставлении с долей чистого дохода от производственной деятельности в продаже.

4. Если рост доли чистого дохода от производственной деятельности опережает рост доли эксплуатационных расходов, значит, эти расходы полезны. И наоборот. Целесообразно рассмотреть не только долю в продаже совокупных эксплуатационных расходов, но и долю каждого их компонента (общефирменных и административных расходов, торговых издержек, амортизации).

5. Отношение чистой прибыли к среднегодовому собственному капиталу (прибыль на вложения) – важнейший показатель финансового состояния компании. Именно на основе этого показателя акционеры принимают решение, стоит ли вкладывать деньги в акции данного предприятия. Показатель носит интегральный характер и говорит об эффективности деятельности предприятия в целом.

Коэффициенты стабильности (табл. 11.2)

1. Отношение собственного капитала к итоговой сумме активов.

2. Отношение долга (итоговой суммы пассивов) к итоговой сумме активов.

3. Покрытие процентов.

Два первых коэффициента рассчитываются в процентах, третий – в «кратах» (разах).

Таблица 11.2 Коэффициенты стабильности

Аналогичным образом рассматриваются коэффициенты стабильности за 2‑й и 3‑й годы деятельности предприятия.

Анализ коэффициентов стабильности позволяет сделать следующие выводы:

1. Коэффициент отношения собственного капитала к итогу активов показывает, какая доля активов предоставлена компании ее владельцами (в виде акций или нераспределенной прибыли). Чем больше этот показатель, тем больше желание у владельцев умножать свое состояние с помощью данного предприятия. Уменьшение этого показателя свидетельствует об изменении интересов акционеров к делам компании. Это может быть вызвано, например, тем, что компания не заботится о своих акционерах.

2. Отношение долга к итогу активов – это дополнение предыдущего показателя до 100 %. Его анализ позволяет сделать те же выводы, что и по первому показателю, только здесь он будет вместо уменьшения увеличиваться, и наоборот.

РАСЧЕТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ СТАБИЛЬНОСТИ ЗА 1‑й ГОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ:

3. Коэффициент покрытия процентов свидетельствует о возможности предприятия уплатить кредиторам проценты на вложенный капитал. Чем этот показатель выше, тем меньше риск капиталовложений и тем больше желание их делать. Сильное уменьшение этого показателя указывает на необходимость прибегнуть к решительным мерам, например выплачивать долги из наличных денег или других активов, что весьма нежелательно. Это является сигналом малой возможности получения предприятием кредитов и одним из симптомов возможного банкротства.

Коэффициенты ликвидности (табл. 11.3)

1. Текущий коэффициент.

2. Отношение кассовой наличности и дебиторской задолженности к текущим обязательствам предприятия.

3. Рабочий капитал.

Таблица 11.3 Коэффициенты ликвидности

Первые два показателя рассчитываются как отношение к единице, третий показатель – в условных денежных единицах.

Аналогичным образом рассчитываются коэффициенты ликвидности за 2‑й и 3‑й годы деятельности предприятия.

Анализ коэффициентов ликвидности позволяет сделать следующие выводы:

1. Текущий коэффициент – основная мера ликвидности, показывающая, как соотносятся краткосрочные активы (оборотные средства) с краткосрочными пассивами – долгами. Если данный показатель равен, скажем, 2,4:1, то это означает, что на каждую денежную единицу долга приходится 2,4 денежных единицы активного капитала, то есть предприятие может довольно быстро погасить свои краткосрочные обязательства. Это гарантирует кредиторам безопасность.

Если же этот коэффициент менее 1:1, то такая безопасность отсутствует. Однако в сумму активов входят не только наличные деньги, но и запасы, возможности использования которых для погашения долгов ограничены.

Поэтому наряду с текущим коэффициентом применяется и более жесткий показатель, исключающий возможность использования запасов при расчетах. Это коэффициент отношения кассовой наличности или средств, которые могут быть быстро получены или обращены в наличность, к краткосрочным долгам фирмы.

РАСЧЕТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЛИКВИДНОСТИ ЗА 1‑й ГОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2. Коэффициент отношения кассовой наличности и дебиторской задолженности к текущим обязательствам предприятия показывает возможность выплаты краткосрочных долгов за счет той части оборотного капитала, которая всегда под рукой: оборотные средства минус запасы (запасы требуют времени для их реализации).

Иногда реализовать запасы невозможно, так как изготовление товаров, составляющих их, требует дополнительного времени (например, выдержка вина).

3. Рабочий капитал показывает, какая часть оборотных средств после выплаты долгов останется для работы.

Коэффициенты роста (табл. 11.4).

1. Рост продаж.

2. Рост чистой прибыли.

3. Рост активов.

4. Рост собственного капитала.

Эти коэффициенты измеряются в процентах либо в единицах той величины, рост которой определяется.

Таблица 11.4 Коэффициенты роста

Аналогичным образом рассчитываются коэффициенты роста с начала 2‑го к началу 3‑го года деятельности предприятия.

Анализ коэффициентов роста позволяет сделать следующие выводы:

1. Горизонтальный анализ (он проводится в «Балансовых отчетах» и «Отчетах о прибылях и убытках» в строках по горизонтали) дает возможность получить как абсолютные, так и относительные значения изменений, необходимых для анализа показателей.

2. Все показатели роста наглядно характеризуют динамику основных результатов деятельности предприятий за определенное время.

РАСЧЕТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ РОСТА ОТ НАЧАЛА 1‑ГО ГОДА К НАЧАЛУ 2‑ГО ГОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ:

Коэффициенты эффективности (табл. 11.5).

1. Срок выплат по счетам.

2. Запасы в дневной стоимости реализованных товаров.

3. Срок счетов кредиторов в днях закупки.

4. Основной капитал как процент продажи.

Три первых коэффициента рассчитываются в днях, четвертый – в процентах.

Аналогичным путем рассчитываются коэффициенты эффективности за 2‑й и 3‑й годы деятельности предприятия.

Таблица 11.5 Коэффициенты эффективности

Анализ коэффициентов эффективности позволяет сделать следующие выводы.

1. Срок выплаты по счетам показываете течение скольких дней в году фирма не получала денег за свой товар, торгуя в кредит (выплаты по счетам соотносятся с продажей в кредит). Это соответствует времени ожидания оплаты с момента продажи. Соотнесение этого показателя со сроками продажи показывает, выдерживаются ли установленные сроки кредита, что дает основания для регулирования кредитных отношений с покупателями. Следует помнить, что чем больше этот показатель, тем больше требуется фирме денег и тем большую выгоду получает покупатель, использующий в это время деньги фирмы. С другой стороны, лишая покупателя кредита, фирма рискует сократить число желающих купить товар. Поэтому для данного коэффициента нужно находить оптимальное значение.

2. Запасы в дневной стоимости реализованных товаров характеризуют возможность их реализации в будущем. Поэтому их соотносят со стоимостью реализованных товаров. Этот коэффициент показывает, как быстро товар проходит через фирму – от дня получения до дня продажи. Рост данного показателя свидетельствует об избыточности запасов, а также об их устаревании. Чем выше этот показатель, тем больше сумма замороженных в запасах средств и расходы на хранение и обновление товаров. Вместе с тем определенное количество запасов для того чтобы всегда быть готовыми удовлетворить потребности покупателя. Следовательно, данный показатель должен иметь оптимальную величину.

РАСЧЕТЫ КОЭФФИЦИЕНТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗА 1‑Й ГОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Иногда для определения скорости прохождения товаров через фирму используют еще один, дополнительный показатель – ко‑эффициент о борачиваемости товаров:

Коэффициент Стоимость реализованных товаров

Этот показатель для 1,2 и 3‑го годов деятельности предприятия равен соответственно 4,4 раза, 3,8 раза, 4,2 раза. Результаты сделанного с его помощью анализа о скорости прохождения товара через фирму совпадают с теми, которые дает коэффициент запасы в дневной стоимости товара.

3. Срок счетов кредиторов в днях закупки характеризует покупку товаров в кредит. Он показывает, сколько дней требовалось фирме, чтобы оплатить товар, приобретенный в долг. Это позволяет сделать вывод о степени зависимости предприятия от торгового кредита. Если данный показатель больше определенной величины (получаемой в ходе практической деятельности), то это может означать, что кредитор вот‑вот прекратит поставки или потребует немедленной оплаты долгов. Пострадает также и репутация фирмы. С другой стороны, выплачивая кредиты раньше этого срока, фирма сокращает свои возможности.

Для контроля и регулирования платежей удобен следующий порядок соглашений об оплате поставок, действующий во многих странах. Поставщик предлагает срок поставок и их оплаты в следующей форме: 1/7, чистый 30, что означает скидку в 1 % при оплате в течение недели и конечном сроке оплаты 30 дней. Поскольку ставка торгового кредита значительно выше, чем 1 % (она может быть и 15–20 %), то подобная скидка всегда выгодна фирме. Рассматриваемый коэффициент может оказаться весьма полезным для подобных расчетов. Он позволит сопоставить состояние кредитных расчетов на предприятии с предложениями поставщиков о скидке, основываясь на действующем банковском проценте (возможности предприятия получить ссуду в банке для расчетов с поставщиками).

4. Основной капитал как процент продажи показывает, насколько успешно используются основные фонды предприятия (рентабельность).

Наряду с рассмотренными в бизнесе применяется и ряд других коэффициентов. Среди них – три показателя, которыми пользуются акционеры‑вкладчики для оценки эффективности своих капиталовложений: сбор на акцию, коэффициент дохода по цене; прибыль на обыкновенную акцию.

Коэффициент характеризует проценты дохода от покупки акций. Он показывает целесообразность вложения денег в этот вид ценных бумаг, дает возможность оценить такую инвестицию по сравнению с вложением в другие объекты.

Коэффициент характеризует доходность данных акций. Он показывает, во сколько раз затраты превысят прибыль. Желательно, чтобы этот коэффициент был поменьше. Он может быть использован при выборе наиболее выгодных для покупки акций.

Коэффициент характеризует прибыльность обыкновенных акций и служит для обоснованного выбора, какие именно акции покупать.

Наряду с анализом изменений каждого коэффициента представляет интерес так же и совместный анализ нескольких из них. Так, уменьшение показателей прибыльности может быть объяснено и оправдано увеличением показателя роста активов, собственного капитала и т. п. При анализе показателей важно сравнить их величины со средними показателями у конкурентов (если они доступны); короче говоря, в разных конкретных случаях подход к показателям может быть различным. Например, рассматривая коэффициент срок счетов кредитов в днях закупки, показывающий способность предприятия оплатить долги, надо соотнести эти долги с аналогичными у других предприятий отрасли и конкурентов. Вряд ли будет экономически оправдано, если вы будете стараться намного опередить их в расчетах по долгам.

Итак, финансовые коэффициенты – это не более чем инструмент в руках умелого и опытного менеджера. Инструмент – дело, безусловно, важное, но главный источник успеха, разумеется, голова и руки его хозяина.

Рассчитывая получить положительный результат за счет успешной предпринимательской деятельности и ожидая поддержки в этом деле от государства, малый предприниматель не должен забывать и о нелегких обязанностях, которые налагает на него эта деятельность. Главная из этих обязанностей и, что греха таить, не очень радостная – необходимость платить налоги.

 

Платим налоги

 

Познакомимся с системой налогообложения в Российской Федерации. Налог (сбор, пошлина, акциз) – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических лиц (организаций) и физических лиц (граждан) в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств.

Совокупность налогов в России образует налоговую систему государства. Общие принципы построения этой системы, а также права, обязанности и ответственность плательщиков налогов содержатся в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Целью налогообложения является финансовое обеспечение деятельности государства или муниципального образования (города, района).

С помощью налога государство решает следующие задачи:

• формирование государственного бюджета для финансирования основных направлений деятельности (содержания аппарата управления, армии, ведения внешней политики и т. д.). Эта задача называется фискальной;

• обеспечение выполнения социальных задач – выплаты пенсий и пособий, предоставление различных льгот социально незащищенным категориям населения;

• повышение эффективности народного хозяйства страны путем стимулирования налоговыми льготами приоритетных направлений экономического развития.

 

В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда.

ШАРЛЬ МОНТЕСКЬЕ, французский философ

 

Различают прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан и т. д. Косвенный налог обычно включается плательщиком в стоимость товара, работы, услуги и перекладывается таким образом на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизы, сборы.

Все налогоплательщики обязаны платить установленные налоги на равных основаниях. Не допускается различий во взимании налогов по социальным, расовым, национальным, религиозным и иным подобным основаниям, а также в зависимости от форм собственности, гражданства или места происхождения капитала.

 

Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к их уплате. Законы о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке ему надлежит платить.

По своему уровню налоги в России могут быть:

• федеральными;

• региональными, то есть субъектов Федерации;

• местными.

Федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоги субъектов Федерации и местные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются в соответствии с законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных (выборных) органов местного самоуправления.

Перечислим налоги, составляющие каждый из этих трех уровней.

Федеральные налоги:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально‑сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

Региональные (субъектов Федерации) налоги:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

По каждому налогу должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Налогоплательщиками являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Плательщик налога (налогоплательщик) обязан встать на учет в государственном органе, собирающем налоги (налоговом органе). Плательщик обязан вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово‑хозяйственной деятельности, предоставлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы. Плательщик имеет право на определенные льготы по налогам, он может ознакомиться со всей касающейся его налоговой документацией. За нарушение налогового законодательства плательщик налогов несет административную и уголовную ответственность.

 

Смерть и налоги неизбежны

ТОМАС ХАЛИБЕРТОН, английский писатель

 

Льготами по налогам являются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества в уплате налогов по сравнению с другими налогоплательщиками. Эти преимущества заключаются в праве уплачивать налог в меньшем размере или полном освобождении от уплаты налога. Конкретные налоговые льготы устанавливаются налоговым законодательством применительно к определенному виду налога. При установлении налога должны быть определены все элементы налогообложения. Такими элементами являются:

• объекты налогообложения;

• налоговая база;

• налоговая ставка;

• налоговый период;

• порядок исчисления налога;

• порядок уплаты налога;

• сроки уплаты налога.

Объекты налогообложения – это доходы и прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определенные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз. Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной установленный период, по окончании которого исчисляется сумма налога. Порядок исчисления налога сводится к тому, что налогоплательщик, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот самостоятельно исчисляет сумму налога за налоговый период. Порядок уплаты налога – обычно разовая уплата всей суммы налога в установленные сроки. Сроки уплаты налога устанавливаются применительно к конкретному его виду.

Рассмотрим основные принципы налогообложения предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может осуществляться предпринимателем как с образованием юридического лица (предприниматель создает предприятие), так и без его образования (предприниматель выступает в качестве физического лица).

Предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (так называемые индивидуальные частные предприниматели – ИЧП), обладают статусом малого предприятия. На них распространяется соответствующее законодательство, в том числе и льготы по налогам. От того, образует предприятие юридическое лицо или нет, во многом зависит характер налогообложения предпринимательской деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности с образованием юридического лица предприятие является плательщиком налогов на той территории, на которой оно зарегистрировано.

Рассмотрим налоги, которые должны платить предприятия, являющиеся юридическими лицами. Федеральные: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, акцизы, пошлины и т. д. Субъектов Федерации: налог на имущество предприятий, плату за промышленную воду, сбор на нужды образовательных учреждений и т. д. Местные: на содержание милиции, на благоустройство территорий, земельный налог, на нужды образования, на рекламу и т. д.

При осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица предприниматель облагается подоходным налогом, как любое физическое лицо. По своему выбору предприниматель вместо этого может платить определенную сумму за патент сроком на один год. Стоимость патента определяется законодательством и зависит от вида предпринимательской деятельности.

Налогооблагаемая сумма называется совокупным годовым доходом (чистым доходом) и рассчитывается как разность между валовым доходом за календарный год и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.

Валовой доход – это сумма всех поступлений в кассу или на счет предпринимателя за выполнение им работ, производство товаров, выполнение услуг или действий в пользу других лиц. В валовой доход не включаются те доходы, которые по закону не подлежат налогообложению.

Индивидуальный частный предприниматель также платит налог в территориальный дорожный фонд, налог на имущество физических лиц, на приобретение транспортных средств и др.

В порядке льготы индивидуальные частные предприниматели освобождаются от ряда налогов, которыми облагаются коммерческие организации: от налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество предприятия, на пользователей автомобильных дорог, от сбора на нужды образовательных учреждений.

Рассмотрим основные налоги, уплачиваемые предпринимателем. Налог на прибыль предприятия (организации) является основным и наиболее крупным налогом на предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения при этом считается полученная предприятием прибыль – доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

К доходам предприятия относятся:

• доходы от реализации товаров (работ, услуг) и доходы от реализации основных фондов и иных имущественных прав;

• внереализационные доходы.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в ряде случаев и убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг рассчитывается как разность между выручкой от реализации и затратами на производство и реализацию. Прибыль от реализации основных фондов (имущества) предприятия рассчитывается как разность между их продажной ценой и первоначальной ценой, увеличенной на индекс инфляции. Индекс инфляции показывает, во сколько раз выросли цены за время, прошедшее между покупкой и продажей имущества. Прибыль от внереализационных операций включает средства, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т. п., за вычетом расходов на эти операции.

Суммарная прибыль, получаемая предприятием от реализации продукции, работ и услуг, от реализации основных фондов (имущества) предприятия и от нереализационных операций, образует валовую прибыль предприятия. Величина прибыли, остающаяся после выплат налога на прибыль, называется чистой прибылью.

Плательщиками налога на прибыль являются предприятия, в том числе и финансируемые из бюджета, которые имеют статус юридических лиц, а также филиалы предприятий, имеющие самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, ведущие собственную бухгалтерию.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.

Налог выплачивается ежеквартально.

Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %, при этом из нее 7,5 % зачисляется в федеральный бюджет, 14,5 % – в бюджет субъекта Федерации и 2 % – в местный бюджет.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По истечении каждого налогового и отчетного периода налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.

Налоговые декларации – это расчеты по налогам. Налоговые декларации по налоговым периодам должны представляться не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; налоговые декларации по отчетным периодам – не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определенного процента прироста стоимости, который создается на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере их реализации. Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно‑технического назначения, а также работы и услуги. К ним относятся как товары собственного производства, так и приобретенные на стороне. НДС распространяется и на товары (работы, услуги), реализуемые внутри предприятия для его нужд и нужд его работников, на товары, реализуемые по обмену без оплаты, а также безвозмездно. Стоимость реализуемых товаров, работ и услуг, по которой начисляется налог, определяется на основе цен и тарифов, применяемых при реализации. Для товаров, реализуемых в обмен или безвозмездно, – по рыночной стоимости.

От налога на добавленную стоимость освобождаются товары, идущие на экспорт, услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), квартирная плата, услуги в сфере народного образования и некоторые другие товары, работы и услуги.

 

Существует три вида лжи:

1) Просто ложь.

2) Наглая ложь. 3) Статистика.

Из «ЗАКОНОВ МЕРФИ» – американского управленческого фольклора

 

В качестве плательщиков данного налога выступают предприятия, имеющие статус юридических лиц, филиалы предприятий, имеющие собственный баланс, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

Налоговый период принимается равным календарному месяцу.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 % для большей части продовольственных товаров и товаров для детей. Для большинства других товаров налоговая ставка устанавливается равной 20 %.

Уплата налога должна производиться по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по данному налогу получают организации и индивидуальные предприниматели, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации ими товаров (работ, услуг) без учета этого налога и налога с продаж не превысила 1 млн руб.

От уплаты данного налога также освобождается ряд операций. Вот некоторые из них:

• сдача в аренду служебных и жилых помещений;

• реализация ряда медицинских товаров (по списку);

• реализация ряда медицинских услуг (по списку);

• уход за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты;

• содержание детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;

• перевозка пассажиров городским транспортом общего пользования;

• ритуальные услуги;

• предоставление в пользование жилых помещений;

• получение доли в уставном (складском) капитале организаций;

• услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учеб но‑производственного или воспитательного процесса;

• услуги, оказываемые учреждениями культуры и искусства в своей сфере деятельности.

Налог на доходы физических лиц уплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России. Этим налогом облагается общий доход, полученный в календарном году от источников в России и за ее пределами в денежной либо в натуральной форме. В последнем случае учитываются рыночные (свободные) цены на доход. Если плательщик налога получает доход от выполнения им работ по гражданско‑правовым договорам, то сумма дохода уменьшается на документально подтвержденную сумму расходов, связанных с получением данного дохода. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка России.

Льготы по данному налогу имеют инвалиды Великой Отечественной войны и некоторые другие лица. Кроме того, этот налог не выплачивается с сумм, направляемых плательщиком на благотворительные цели, а также предприятиями, учреждениями и организациями культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемыми из бюджета.

Доходы, получаемые гражданами не по месту основной работы (например, при работе по гражданско‑правовым договорам), облагаются при получении в том же порядке.

Налоговым периодом признается календарный год. От обложения данным налогом освоб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.89 (0.017 с.)