Работа с заявками покупателей 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с заявками покупателей



Важной особенностью конфигурации является система планирования торговой деятельности на основе анализа заявок покупателей. В новой редакции существенно расширены функциональные возможности данного механизма:

• добавлен отчет «Оплата заявок», который позволяет получить информацию о состоянии оплаты и отгрузки заявок;

• добавлен документ «Отмена заявок» с возможностью заполнения документа по данным отчета «Оплата заявок»;

• добавлен документ «Снятие с резерва», который позволяет снимать резерв товаров на конкретном складе или по фирме в целом.

 

Пакетный ввод документов

Большое внимание уделено повышению производительности работы пользователей за счет автоматизации массовых операций по вводу первичных документов, которые чаще всего приходится выполнять на предприятиях, ведущих интенсивную торговую деятельность. Для этого предусмотрен пакетный ввод документов, позволяющий:

• оформить документы реализации по выписанным заявкам клиентов;

• распределить товар по магазинам исходя из текущих остатков на складе;

• выписать заказы поставщикам исходя из нехватки товаров с учетом минимально необходимого остатка;

• подготовить документы поступления ТМЦ на основании анализа нехватки товаров по установленному способу контроля отрицательных остатков.

 

Передача ТМЦ и денежных средств между юридическими лицами компании

В новой редакции конфигурации автоматизированы операции передачи ТМЦ и денежных средств между юридическими лицами, входящими в состав компании, с оформлением необходимого набора документов.

 

Свертка информационной базы

Для минимизации объема рабочей информационной базы, освобождения от информации, накопленной за прошлые периоды, в конфигурацию включена обработка «Свертка базы». Обработка позволяет очистить рабочую информационную базу от документов прошлых периодов с возможностью переноса удаляемых данных в архивную информационную базу. Ведение архивной базы позволяет получать сквозные отчеты для статистического анализа торговой деятельности за весь период ведения учета.

 

Расширение механизма ценообразования

Добавлены функциональные возможности в механизм ценообразования: валюту задания цены и наценку на базовую цену теперь можно указать для каждой позиции прайс‑листа. Обработка «Формирование цен» позволит рассчитать цены отобранных комплектов на основании цен их комплектующих.

 

Другие возможности

Добавлен обмен с «Клиентом банка», который позволит осуществить выгрузку платежных поручений и загрузку строк выписки банка. Кроме того, добавлены новые документы и отчеты:

• для повышения удобства работы с подотчетными лицами предприятия добавлен документ «Авансовый отчет». В документ автоматически включаются все первичные документы с участием подотчетного лица, оформленные с момента занесения в информационную базу предыдущего авансового отчета;

• для корректировки налога с продаж в момент оплаты отпущенных номенклатурных позиций введен специальный документ «Корректировка отгрузки»;

• для отмены ошибочно проведенных документов без нарушения границы последовательности документов добавлен документ «Сторнирование». Указанный документ сторнирует (проводит с обратным знаком) все движения документа, на основании которого он выписан;

• для получения детальной информации о покупке и продаже товаров, включающей цены, НДС, скидки при продаже, полученный профит (разницу между закупочной и продажной стоимостью), добавлен «Отчет по продажам»;

• для получения сводной информации о движении и оплате товаров по покупателям и поставщикам предусмотрен «Отчет по клиентам»;

• для получения списка задолженностей предприятия перед поставщиками и покупателей перед предприятием с учетом установленного фока оплаты расширены возможности отчета «Ведомость контрагентов»; для получения сгруппированной по проектам информации о заявках покупателей, заказах поставщикам, поступлении и отпуске ТМЦ добавлен «Отчет по проектам».

 

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и дебиторов предприятия и ликвидации задолженности. Составляется промежуточный ликвидационный баланс, согласованный с органом, осуществившим регистрацию. При недостаточности денег для удовлетворения кредиторов ликвидационная комиссия продает имущество предприятия с публичных торгов. После утверждения лицом, принявшим решение о ликвидации, промежуточного баланса, производятся выплаты кредиторам в очередности, указанной выше для случая банкротства. По завершении расчетов составляется ликвидационный баланс.

Оставшееся имущество передается учредителям (участникам), имеющим на то право. Регистрирующий орган производит соответствующую запись в реестре юридических лиц.

 

9 ‑й шаг мы прошли с юристами, страховыми компаниями, учились разумно и расчетливо рисковать. Теперь надо заняться своим персоналом: ведь вы не только хозяин‑собственник, но и менеджер – руководитель.

 

 

Шаг 10‑й

Ваш коллектив

 

Вы – руководитель

 

В одиночку справиться с задачами, возникающими перед предпринимателем, весьма трудно. Значительно легче, когда малым бизнесом занимается коллектив единомышленников, образующих персонал предприятия. И этот персонал, как всякий коллектив, будь то работники небольшого заводика, маленькой фермы, магазина или кафе, нуждается в качественном управлении.

Под управлением при этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента. Менеджер – это специально отобранный и подготовленный руководитель‑профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли. Иначе говоря, руководитель организации в условиях рыночной экономики. Предприниматель, особенно в малом бизнесе, часто берет на себя и обязанности руководителя фирмы, является ее топ‑менеджер ом (генеральным директором). В этом случае ему приходится решать следующие задачи (функции) менеджера:

• прогнозирование и планирование;

• организацию;

• мотивацию (активизацию) и стимулирование;

• координацию и регулирование;

• учет, анализ и контроль.

Как и в жизни, начнем с прогнозирования и планирования.

 

Смотрим в будущее

 

Прогнозирование и планирование – основа менеджмента и его первый этап. На этом этапе вырабатываются цели деятельности и определяются пути их достижения.

Прогнозирование предшествует планированию. Оно представляет собой исследование будущего организации, нацеленное на решение его долговременных, стратегических задач. По результатам прогноза расставляются вехи плана, определяются возможные ресурсы, оцениваются ожидаемые условия и среда деятельности, рыночная конъюнктура и т. п. Источниками прогноза могут выступать как собственные исследования организации, так и разработки, выполненные специализированными учреждениями по заказу.

План работы организации должен содержать ответы на следующие вопросы:

• что делать (содержание мероприятия);

• когда делать (дата, период);

• кто станет делать (персонифицированный исполнитель);

• где делать (место проведения).

Дополненный описанием «как делать» и данными о ресурсном обеспечении план превращается в программу.

План должен предусматривать возможность контроля его выполнения. Для этого итоги необходимо сформулировать в количественной форме, легко поддающейся проверке. Современной формой плановой работы является так называемое программно‑целевое планирование (или программно‑целевой подход). В этом случае план выстраивается в форме иерархии целей: исходя из главной цели определяются последовательно цели все более низкого уровня, вплоть до целей, стоящих перед каждым низовым работником (упомянутое в шаге 4 «дерево целей»). Для каждой цели определяются ресурсы, сроки достижения и ответственные исполнители.

 

В каждом доме есть один раб – сам хозяин.

МЕНАНДР, древнегреческий поэт‑комедиограф

 

Для небольшой организации (численностью до 100 чел.) целесообразно придерживаться следующей системы планов:

• перспективные планы на два‑три года;

• целевые программы по наиболее актуальным проблемам;

• годовые планы;

• месячные (календарные) планы;

• индивидуальные планы работников.

Планирование – лишь начало работы. Чтобы воплотить план в жизнь, требуется организация.

 

Организуем работу

 

Организация как функция менеджмента – это работа руководителя по формированию и обеспечению деятельности структур предприятия в соответствии с ее целями и планами.

Для того что бы человек хорошо трудился, был активным работником, у него должны быть для этого мотивы, интерес к труду, его нужно постоянно поощрять, стимулировать.

 

Надлежит смотреть, дабы по должности всяк свое дело исправлял, как надлежит, радетельно, а не лестно. А понеже в инструкциях о должностях для краткости объявлено только о самых главнейших делах, как поступать и от чего предостерегаться, то кто сверх сих инструкций усмотрит к пользе заводского интереса, то в том ему за благо принято будет.

В.И.ГЕНИН, начальник главных заводов Сибири и Урала при Петре I

 

Организация должна предусматривать:

• разработку обезличенной организационной схемы предприятия, обеспечивающей возможность решения стоящих перед ним задач;

• установление организационных отношений между работниками на основе анализа процессов разделения и кооперации труда;

• формирование системы управления;

• составление штатного расписания;

• определение функциональных обязанностей для работников предприятия (например разработку должностных инструкций);

• отработку организационной схемы в динамике.

 

За какие коврижки?

 

Мотивация (активизация) и стимулирование предусматривают изучение мотивов эффективного труда и направленное использование менеджером стимулов к труду каждого работника и коллектива в целом.

Мотивация связана с необходимостью удовлетворения человеческих потребностей. Согласно теории американского психолога А. Маслоу потребности человека не равноценны, а имеют сложную неравнозначную структуру и в общем разделяются на две группы: базисные и производные.

Базисные потребности носят постоянный характер и имеют свою иерархию. Производные – изменяются и не имеют иерархии.

Базисные потребности делятся на пять уровней (по восходящей):

• уровень I – физиологические и сексуальные потребности (в воде, пище, продолжении рода);

• уровень II – потребности существования (в безопасности, защищенности, стабильности, уверенности в завтрашнем дне);

• уровень III – социальные потребности (в совместном труде, принадлежности к коллективу, во внимании к себе, в заботе об окружающих);

• уровень IV – потребности престижа (в уважении, статусе, служебном росте);

• уровень V – духовные потребности (в творчестве, самовыражении).

Потребности первых двух уровней – врожденные и называются первичными. Следующие три уровня – вторичные – имеют приобретенный характер.

Ценность потребностей на каждом уровне различна. Потребности более высокого уровня становятся насущно актуальными лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня.

Производные потребности – это потребности в благополучии, справедливости, порядке, одинаковых законах и правилах морали для всех людей. Производные потребности имеют одинаковую ценность и именно поэтому в иерархии не нуждаются.

Изучение потребностей персонала в свете теории Маслоу дает в руки менеджера научный инструмент для понимания мотивации работников с целью их обоснованного стимулирования и активизации. (О механизме активизации и стимулирования работников подробнее будем говорить при рассмотрении экономических, социально‑психологических и воспитательных методов менеджмента.)

Работа менеджера – это не всегда приказы. Его можно уподобить дирижеру оркестра: легкий взмах его палочки рождает замечательную музыку.

Такое руководство связано с понятиями координации и регулирования.

 

И слабым манием руки…

 

Координация и регулирование предполагают деятельность руководителя по поддержанию работы предприятия на запланированном уровне.

Координация – это согласование деятельности организации и ее подразделений с намеченным планом. В отличие от прямого административного вмешательства в деятельность подчиненных, координация предполагает косвенные, преимущественно экономические методы управления. При этом создаются условия, при которых управляемый объект сам, по собственной инициативе будет работать в определенном, оптимальном для организации направлении. Регулирование – это коррекция деятельности организации, изменение ее состояния с помощью принятия необходимых поправок к управляющим воздействиям руководителей всех уровней. Регулирование дополняет координацию и применяется тогда, когда одной координации оказывается недостаточно.

Для осуществления координации и регулирования менеджер должен располагать достоверной и своевременной информацией о требуемом и фактическом состоянии объекта управлениям также о причинах, вызывающих сбои в его работе. Такими причинами могут быть ошибки в прогнозах, недостаточно продуманные планы, постоянный или временный дефицит информации, некачественные решения, слабая исполнительская дисциплина, плохие учет, анализ деятельности и контроль.

 

На посту

 

Учет, анализ и контроль – безусловно, важнейшие функции менеджмента. Однако их роль не следует переоценивать. При всей своей важности учет, анализ и контроль имеют смысл лишь тогда, когда способны реально поднять эффективность деятельности организации. Расходовать средства на совершенствование учета имеет смысл только в том случае, когда есть уверенность, что от этого улучшатся конкретные результаты работы. Это относится и к контролю, и к анализу.

Функция контроля имеет для менеджера особое значение. Контроль необходим менеджеру для того, чтобы:

• устранить неопределенность информации о текущем состоянии дел организации;

• предупредить возможность возникновения кризисных ситуаций, связанных с этой неопределенностью;

• постоянно поддерживать условия успешной деятельности предприятия.

Различают предварительный, текущий и заключительный контроль.

Предварительный контроль имеет свою стратегию, правила и процедуры. Его объектами обычно являются всевозможные ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т. д.).

Текущий контроль подчиненных осуществляется, их непосредственным начальником. Он проводится постоянно, вне зависимости от того, когда работа будет закончена и каковы ее результаты.

Заключительный, или конечный, контроль проводится по окончании работы над произведенной продукцией либо по истечении определенного заданного времени.

Процесс контроля и связанная с ним процедура складываются из трех взаимосвязанных этапов:

• выработка критериев и стандартов;

• сравнение с ними полученных результатов;

• выполнение требуемых регулирующих и корректирующих действий.

Хороший контроль должен отвечать следующим основным требованиям:

• своевременность;

• гибкость (способность отслеживать меняющиеся условия деятельности);

• нацеленность на конечный результат;

• высокий профессионализм;

• простота;

• экономичность.

Что должен делать руководитель предприятия? Не менее важен вопрос: как это делать, как руководить? Ответ на него дают методы менеджмента:

• экономические;

• административные (организационно‑распорядительные);

• социально‑психологические;

• воспитательные.

Рассмотрим их по порядку.

 

Рыба сама виновата: что попалась на крючок: не разевай рот на чужое добро.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ, польский сатирик

 

 

Методы «пряника»

 

Экономические методы. Если нужно повернуть автомобиль или запустить станок, требуемый результат получается достаточно просто: соответствующий силовой механизм, включенный рукой управляющего, заставляет машину выполнить приказ. Такой метод применим и при управлении людьми: нужно лишь отдать распоряжение и проверить, как оно выполняется. Многовековая история экономики показывает, однако, что при управлении человеком в процессе труда, в отличие от управления машиной, силовые методы не приводят к наилучшему конечному результату. Можно силой заставить работать и даже выполнить задание к сроку, но обязать трудиться по приказу эффективно, «на высшем уровне», невозможно. Ведь это требует не только исполнительности, но и инициативы, постоянного совершенствования производства, а главное – внутренних побудительных мотивов. Именно этим объясняется то, что центральным вопросом экономической реформы в нашей стране стал переход от командно‑нажимных к экономическим, рыночным методам управления.

К экономическим методам относят хозрасчет, стимулирование, финансирование, кредит, ценообразование. Не останавливаясь пока на содержании этих методов, отметим присущее всем им главное качество: они основаны на глубоком материальном и духовном интересе работающего к результатам своего труда. Создание такого интереса, однако, не может ограничиваться только выплатой зарплаты, премии и т. п. Стимулирование труда не ограничивается деньгами: лучшее рабочее место, другие блага тоже должны быть заработаны лучшим трудом. Экономическое управление отличается тем, что человек приобретает глубокий, кровный интерес к результату своей работы. Этой силы интереса, его крепкой привязки к итогу работы старая система не знала. Как бы человек ни старался, максимальным вознаграждением для него была всего лишь скромная премия. Заработать существенно выше положенного было невозможно ни при каких усилиях. Отсюда – уравниловка, «выводиловка», всем знакомое отсутствие заинтересованности в качественной напряженной работе.

Изменился и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием – всеми работающими – полезного и нужного людям конкретного результата: хороших продуктов, одежды, машин. Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат. Переход к экономическим методам управления требует коренных преобразований в экономике предприятия, нового порядка финансирования, хозрасчета, стимулирования.

Существуют, однако, управленческие задачи, с которыми экономические методы справиться не могут. Такие, где нужно, как говорят, «власть употребить». Для решения этих задач и сегодня сохраняются организационно‑распорядительные или, иначе, административные методы управления. К ним можно отнести регламентирование, нормирование, инструктирование, распорядительные воздействия. Подробнее об этих методах мы еще поговорим.

Управление может дать необходимые результаты лишь в том случае, если оно опирается на знание мотивов и закономерностей поведения в процессе трудовой деятельности коллектива и каждого работника. Для того чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные особенности их психики, применяются социально‑психологические и воспитательные методы.

Хозяйственный расчет (хозрасчет) – первый из экономических методов управления. Что это такое?

В слове «хозрасчет» две составляющие: «хозяйственный» и «расчет». Главный смысл здесь заключен в первой части слова – «хоз», а понятие «расчет» играет второстепенную, хотя и важную, роль.

Представление, что стоит только правильно рассчитать – и все пойдет как по маслу, – вредная иллюзия.

Независимость, чувство полного хозяина – вот что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в результате труда. И в этом – главный смысл современного хозрасчета.

Полный хозрасчет в сочетании с самофинансированием обеспечивает хозяйственную самостоятельность предприятия. При этом производственная и социальная деятельность на предприятии, а также оплата труда осуществляются за счет средств, заработанных трудовым коллективом. Материальные затраты на производство и социальную сферу возмещаются из выручки, полученной при реализации продукции, работ и услуг, производимых предприятием. В этих условиях главным обобщающим показателем успешности хозяйственной деятельности становится прибыль или доход.

Хозрасчетные отношения должны формироваться и внутри предприятия, между его подразделениями, вплоть до рабочего места. В какой мере признаки полного хозрасчета предприятия в целом могут быть реализованы в его низовых звеньях – в подразделениях? Таких признаков, обязательных для полного хозрасчета предприятия, известно по крайней мере пять:

1) хозяйственная самостоятельность;

2) самоокупаемость;

3) материальная заинтересованность;

4) материальная ответственность;

5) контроль рублем.

Совершенно очевидно, что присутствие всех этих признаков характерно, как правило, лишь для предприятия в целом и обеспечивается наличием у него статуса юридического лица, обладанием обособленной частью общенародной собственности, самостоятельным балансом, текущим счетом в банке. В зависимости от степени развитости хозрасчетных отношений внутренний хозрасчет, таким образом, может быть разным – от весьма слабого до полного. Кратко охарактеризуем наиболее типичные формы внутренних хозрасчетных отношений по степени нарастания их полноты.

1. Административная форма. Экономическая деятельность подразделений регламентируется и направляется административным путем – приказами, расписывающими хозрасчет сверху вниз вплоть до рабочего места. Вся работа строго регламентируется заданиями, в которых нет места для инициативы и творчества. Задача работающих – точное выполнение приказа‑задания. За это они отвечают в административном порядке. Оплата труда при этом чаще повременная, но может быть и сдельной (которая благодаря «выводиловке» мало чем отличается от повременной). Хозяина нет – просто ведутся формальные арифметические расчеты. Заинтересованность в количестве и качестве труда весьма слабая – больше положенного не заработаешь. Наличие такой административной формы внутреннего хозрасчета даже при условии полного хозрасчета и самофинансирования предприятия в целом губит идею экономического управления на корню.

2. Целевая форма. Подлинного хозрасчета несколько больше. Предприятие, перешедшее на полный хозрасчет, расписывает свои конечные общие задачи по частным ожидаемым результатам и выдает их подразделениям в виде целей деятельности. Эти цели обеспечиваются по нормативам необходимыми ресурсами: трудовыми (заработной платой), материалами, сырьем, оборудованием, энергией. Пути достижения целей не регламентируются. Смысл внутреннего хозрасчета в том, что сэкономленные ресурсы остаются в распоряжении трудового коллектива и ему частично выплачивается их стоимость (определенная доля от экономии).

3. Подрядная форма. В этом случае предприятие дает хозрасчетным подразделениям задания на работу (подряд) и выделяет необходимое для работы оборудование (основные фонды). Подразделение оплачивает своему предприятию выделенное оборудование и его амортизацию. При этом предприятие обеспечивает работу основных фондов энергией, техническим обслуживанием и ремонтом. Смысл внутреннего хозрасчета в том, что подразделение получает в свое полное распоряжение разницу между плановой и фактической себестоимостью продукции – подрядный доход. Подрядная форма внутреннего хозрасчета обычно сочетается с бригадными формами организации труда (бригадный подряд).

К сожалению, бригадный подряд в последние годы существенно растерял свой авторитет. Одна из главных причин – административное давление, которому бригада не в силах противостоять. Сплошь и рядом нарушаются три главные «артельные» заповеди бригадного подряда: стабильность нормативов, самостоятельное определение бригадой своего состава и порядка распределения заработка. Отход от этих «артельных» принципов делает бригадный подряд простой формальностью и не дает эффекта.

4. Форма долевого участия. Подразделения работают на основе заданий своего хозрасчетного предприятия на выделенных им или закрепленных за ними основных фондах. Смысл внутреннего хозрасчета при такой форме в том, что оплата труда подразделениям осуществляется на основе их долевого участия в хозрасчетном доходе предприятия, перешедшего на полный хозрасчет. Эта доля определяется заранее и носит стабильный характер. Она может корректироваться в меньшую сторону лишь на основе предъявленных подразделению обоснованных хозрасчетных претензий.

 

С самого вступления нашего на престол все старания и намерения наши клонились к тому, чтобы все подданные наши приходили в лучшее и благополучнейшее состояние.

ПЕТР1. Манифест 16 апреля 1700 года

 

Однако наиболее эффективными являются другие, сравнительно новые для российской экономики формы хозрасчетных отношений. Среди них такая прогрессивная форма хозрасчета предприятия и его подразделений, как аренда.

5. Арендная форма. Подразделения арендуют, т. е. берут во временное пользование за определенную плату у своего хозрасчетного предприятия основные фонды (оборудование, транспорт, помещения и т. д.). На арендуемое имущество и производимую продукцию подразделение‑арендатор приобретает определенные юридические права хозяина: может самостоятельно заключать договоры как с другими подразделениями предприятия, так и со сторонними организациями. Арендный договор заключается, как правило, на длительный срок. Доход подразделения за вычетом арендной платы, обычных выплат в бюджет и отрасли, а также материальных производственных затрат поступает в полное распоряжение трудового коллектива подразделения. Никто до конца срока аренды не вправе пересматривать нормативы отчислений и осуществлять другое вмешательство в хозяйственную деятельность арендатора.

6. Полный хозрасчет подразделения. Он может иметь место лишь при наличии у хозрасчетного подразделения всех пяти упомянутых признаков полного хозрасчета: хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости, материальной заинтересованности, материальной ответственности, контроля рублем. Это высшая форма внутреннего хозрасчета. Средства труда могут арендоваться как у собственного хозрасчетного предприятия, так и у сторонних организаций. Оплата труда идет за счет валового дохода.

С полным хозрасчетом предприятия и формами внутреннего хозрасчета его подразделений неразрывно связан следующий экономический метод управления – стимулирование труда. Что здесь нового, что самое важное?

Не вдаваясь в подробности, остановимся лишь на нескольких ключевых моментах. Прежде всего новым в стимулировании труда становится удовлетворение с его помощью самых важных, кровных интересов работающего человека и трудового коллектива. Не очередная премия за ударный труд, а существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека и коллектива – вот смысл нового стимулирования. И речь идет не только о денежном вознаграждении. Совершенствование производства, улучшение условий труда (фонд развития производства, науки и техники), получение хорошего жилья (фонд социального развития), обеспечение себе «выгодного» рабочего места – все это должно быть накрепко привязано к результатам труда.

Денежный заработок ставится в прямую зависимость от конечного результата работы – как от количественного, так и от качественного. Должен заработать простой, понятный и справедливый принцип: во сколько раз больше и лучше сделал, во столько раз больше и получил. Это полностью соответствует известному, но до сих пор игнорировавшемуся принципу социализма: «каждому– по труду». Чем раньше и полнее удастся реализовать этот принцип, тем лучше будет результат. Это означает, в частности, и снятие различных ограничений на оплату труда по совместительству, заместительству, сверхурочной работы. Новый подход к стимулированию означает также снятие ограничений в заработке, так называемого «потолка». Чем, как не стремлением к уравниловке, можно объяснить всевозможные запреты на высокие заработки по труду? Экономические методы управления могут заработать в полную силу лишь тогда, когда эти искусственные, чисто административные барьеры будут сняты. И словам «заработная плата» (т. е. плата за работу) будет придано истинное значение.

Наконец, важнейшим новым моментом в стимулировании труда является возвращение составляющим заработка их первоначального и впоследствии утраченного смысла. Чтобы справедливо оценивать работу по количеству и качеству, необходимо иметь рычаги для поощрения таких важнейших факторов хорошего труда, как квалификация работающего, место и характер работы, вклад в общий конечный результат и т. д. Для этого издавна существовали составляющие зарплату различные виды выплат: оклад или тариф, надбавка, доплата, премия. Сегодня они обретают новый смысл.

 

Менеджмент– способ решения своих задач с помощью других людей.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР

 

Оклад или тарифная ставка (тариф) – размер зарплаты работника в единицу времени (месяц, день, час), зависящий от занимаемой должности, квалификации и личных деловых качеств работающего. Он может зависеть также от стажа и особенностей отрасли. Оклад или тариф – основная часть заработной платы, так сказать, ее гарантированный минимум. Новым моментом в установлении оклада или тарифа является существенное расширение «вилки» – диапазона возможного заработка в пределах данной должности. Надбавка – вид выплат, привязанный к конкретной выполняемой работе, к ее качеству. Могут быть, например, надбавки за особую важность работы (работа на экспорт, на оборону, на особо важный объект), за особую квалификацию (например, за знание иностранного языка, ученую степень и т. п.). Доплата – вид выплат, связанный с местом работы. Могут быть доплаты за вредность работы на данном рабочем месте, за удаленность места работы (Крайний Север, например), за работу на высоте, под землей, под водой и т. д. Премия – особый вид выплат, зависящий от конечного результата труда коллектива. Она может быть получена за счет прибыли или дохода.

Как видим, каждый вид выплат имеет свою область стимулирования труда, свои возможности. Искусство управления заключается в том, чтобы сформировать заработную плату из всех видов выплат таким образом, чтобы конечная цель предприятия была достигнута при наибольшей заинтересованности в ней всех работающих. Нельзя не добавить, что, пожалуй, самым существенным в сегодняшнем стимулировании является участие в его формировании самих трудящихся. При этом стимулирование, оплата труда должны проводиться открыто, демократично, в условиях полной гласности и, что весьма важно, они должны быть хорошо обоснованными и понятными каждому работнику.

Хозрасчет и стимулирование требуют для их постоянного использования целого ряда условий. Эти условия тесно связаны с товарно‑денежными отношениями, финансированием, кредитованием и ценообразованием. Этим методам посвящены соответствующие разделы книги.

Экономическим методам присущ один существенный недостаток: это методы добровольные. Между тем руководителю необходимо иметь возможность и «власть употребить». Для этого существуют методы «кнута» – административные методы.

 

Методы «кнута»

 

Административные (организационно‑распорядительные) методы сегодня утратили роль главного рычага управления производством и заняли подчиненное, обеспечивающее положение по отношению к вышедшим на передний план методам экономическим. И дело тут не в количественном перераспределении, а в коренном изменении глубоких основ управления: теперь управление должно базироваться не на силовом давлении, а на естественном и поэтому добровольном стремлении работающих наиболее полно удовлетворить свои жизненные потребности и интересы.

Что же, однако, заставляет сохранять административные методы в новых условиях? Дело в том, что целый ряд управленческих задач и при переходе к экономическим методам требует организационно‑распорядительных действий управляющего, т. е. может быть решен лишь административным путем.

Вот краткий перечень этих действий и их примерное содержание:

1. Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия. Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:

• положений общеорганизационного порядка (например, Положения о данном предприятии);

• структуры (организации) управления предприятием;

• штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей);

• положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления (например, Положения об органах линейного, функционального и целевого управления).

2. Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм (т. е. правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия.

Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между различными технико‑экономическими показателями, и т. д.

3. Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера, наиболее мягкая форма административного воздействия.

4. Распорядительное воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно к занимаемой им должности имеет свой «набор» таких воздействий и свою процедуру их реализации.

 

Японское ноу – хау

Социально‑психологическим, воспитательным методам управления во многом обязана своими успехами в 1970‑1980‑х годах японская промышленность. Эти методы составляют по сути основу так называемого «японского опыта». Исходным моментом системы управления на современных японских предприятиях является тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих, создание таких условий, при которых каждый из них был бы кровно заинтересован в конечном результате работы предприятия, то есть в первую очередь – в качестве продукции. Отсюда – практика пожизненного найма рабочих на ряде заводов, участие персонала в прибылях предприятия, личная ответственность за качество п





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.174.225.82 (0.013 с.)