Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как расположить к себе людей

Поиск

Как же советует решать эти сложнейшие задачи Дейл Карнеги?

Центральная, основная идея Д. Карнеги очень проста: нужно научиться быть искренне заинтересованным в делах и успехах тех людей, с которыми приходится общаться и работать. Именно искренне – в этом весь фокус. Такое дано от природы далеко не каждому. Прислушайтесь к разговору двух собеседников, скажем, в гостях у общих знакомых. Это будут два не связанных между собой монолога. Каждый увлеченно говорит о себе, о своем и безо всякого интереса, по необходимости выслушивает другого. Интерес к людям нужно в себе терпеливо культивировать, воспитывать.

Меня вдохновляет пример моего первого начальника, человека, обладавшего природным даром руководителя. Когда через десять лет после окончания нашей совместной службы мы случайно встретились, он поинтересовался здоровьем моей матери, назвав ее по имени и отчеству. Удивителен был не сам вопрос, а то, что матери моей бывший начальник никогда не видел, да и со мной никаких внеслужебных контактов не имел. Откуда же такая информированность? Единственная возможная разгадка: в блокноте, в котором когда‑то был записан мой домашний адрес, внимательный начальник написал однажды услышанное имя и отчество близкого мне человека…

«Остановитесь на минуту, чтобы сравнить ваш острый интерес к собственным делам с вашей слабой заинтересованностью во всем остальном. Постарайтесь же понять, что все в мире испытывают те же чувства!» – призывает Карнеги.

Чтобы человек проникся к вам расположением, нужно прежде всего дать ему почувствовать его собственную значимость и неповторимость (мы обычно делаем обратное), вашу высокую оценку его качеств.

И еще две практические рекомендации, помогающие добиться расположения людей. Старайтесь улыбаться и вызывать улыбку у других. Каждому ясно, что улыбка – признак хорошего настроения; менее известно, что существует и обратная зависимость: стоит человеку улыбнуться, как его настроение повышается, работать с ним становится легче. Д. Карнеги изготовил в своей школе бизнеса и распространил по всей стране тысячи фотопортретов улыбающихся людей. Он рекомендовал вывешивать эти генераторы доброго настроения в конторах предпринимателей и на рабочих местах с короткой надписью «Улыбнитесь!» Улыбка рождает улыбку. Улыбайтесь – и к вам придет успех.

Второй секрет, позволяющий добиться доброго расположения, тоже весьма прост. Задумаемся, какие самые важные и самые приятные слова в нашем языке. Это… наши собственные имя, отчество и фамилия. Поэтому, стремясь добиться расположения человека, почаще называйте его по имени‑отчеству. Ему это наверняка понравится. Но как запомнить имя человека? Ведь менеджеру приходится общаться со многими тысячами людей. Для этого существует несколько несложных приемов. Во‑первых, можно попросить вашего собеседника повторить его имя – ведь вы могли его и не расслышать. Если имя, отчество и фамилия трудные, можно поинтересоваться, как они пишутся.

 

Если вы хотите иметь врагов, то превосходите ваших друзей; но если вы хотите иметь друзей, то пусть ваши друзья превосходят вас.

ФРАНСУА ДЕ ЛАРОШФУКО, французский писатель

 

Во время беседы надо несколько раз обратиться к собеседнику, называя его по имени‑отчеству, стараясь ассоциировать их с внешностью человека, чертами и выражением его лица, обстоятельствами общения с ним. Небольшое усилие – и имя запомнится надолго.

 

Если вы спорите, раздражаетесь и возражаете, вы можете иногда одержать победу, но победа эта будет бессмысленной, ибо вы никогда не добьетесь расположения вашего противника.

БЕНДЖАМИН ФРАНКЛИН, американский президент

 

Как убеждать

«В споре рождается истина» – фраза, которую мы затвердили с детства. Задумаемся, однако, так ли это? Мысль философа относится к научному спору, который ведется по определенным, согласованным между сторонами правилам. Что же касается попыток обрести истину в споре между обычными людьми, в производственной или бытовой ситуации, то тут более уместна следующая мысль Д. Карнеги: «Единственный способ взять максимум от спора – избежать его». Ибо, как правило, любой спор лишь усугубляет разногласия: каждый спорящий подыскивает аргументы в свою пользу и тем самым все больше утверждается в своем мнении. Кроме того, в лице вашего оппонента вы почти наверняка обретаете недруга.

Да и вообще, кто сказал, что спор действительно помогает решить хоть какой‑нибудь вопрос?

Как же избежать спора? Для этого существует ряд несложных и общедоступных приемов. Во‑первых, никогда не заявляйте прямо и категорично, что ваш собеседник неправ, покажите, что вы уважаете его мнение, каким бы оно ни было. Во‑вторых, если не правы вы (согласитесь, такое возможно), быстро и недвусмысленно признайте это.

Попробуйте применить эти два правила – и спора не произойдет. Но это еще не все, ведь надо убедить человека принять вашу точку зрения. Вот доступные приемы, которые помогают этого добиться:

• ведите беседу доверительно, дружески;

• стройте фразы так, чтобы все время получать положительные ответы (в любой полемике всегда найдутся неоспоримые истины);

• сделайте так, чтобы большую часть разговора ваш собеседник взял на себя;

• пусть тот, кого вы призываете принять вашу идею, примет ее как свою; не настаивайте на приоритете – это не тот случай, когда важно авторство; помните напутствие: «будь мудрее других, если можешь, но не говори им об этом»;

• постарайтесь увидеть мир с позиции вашего оппонента и лучше понять его мотивации; чистосердечно посочувствуйте ему в его искренних заблуждениях;

• проявите исключительное внимание к каждому аргументу противоположной стороны; умейте найти в них рациональное зерно;

• если у вас есть артистические способности, используйте их (соблюдая чувство меры): драматизируйте ситуацию, пробуждайте эмоции, взывайте не только к разуму, но и к чувствам.

Все это должно помочь главному – добиться цели.

 

Как добиваться своего

Речь пойдет о том, как влиять на людей, не отталкивая их при этом от себя, не нанося им обиды.

Д. Карнеги называет четыре фактора, которые оказывают влияние на собеседника. Это то, как мы выглядим, что делаем, что говорим и как говорим. Все это нужно уметь использовать наилучшим образом.

О первых двух способах уже было рассказано. Здесь же речь пойдет главным образом о воздействии словом. Прежде всего следует помнить, что возможности такого воздействия поистине безграничны: слово лечит и слово убивает. В повседневном обиходе нами используется лишь незначительная доля этих огромных возможностей. Наша речь шаблонна, бесцветна, малоэмоциональна. Поэтому первое, что нужно сделать, стремясь повлиять на другого человека, – мобилизовать ресурсы нашей речи, стараясь говорить образно, искренне, ярко, интересно. Не зря менеджеров обучают приемам ораторского искусства.

Д. Карнеги обращает внимание на то, как важно правильно начать разговор с человеком, которого вы собираетесь убедить в своей правоте, что ему следует говорить, а что – нет, дает интересные и глубокие советы, помогающие добиться успеха. Вот некоторые из них.

В беседе с человеком, которого вы хотите «обратить в свою веру», следует широко использовать похвалу и одобрение.

 

Капля меда привлекает больше мух, чем целый галлон желчи.

АВРААМ ЛИНКОЛЬН, американский президент

 

 

Говорят, что посредине между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом1Между ними лежит проблема.

ИОГАНН ГЕТЕ, немецкий поэт

 

 

Тот, кто мягко ступает, далеко продвинется по своему пути.

КИТАЙСКАЯ МУДРОСТЬ

 

С искреннего одобрения позиции партнера и следует начинать разговор. Ведь, как известно, в мыслях и поступках человека всегда можно найти нечто привлекательное. Убедившись в вашей искренности, собеседник легче воспримет и скорее признает те из ваших соображений, которые не совпадают с его собственными.

Постоянно напоминайте человеку о его хорошей репутации, доверии к нему людей, а значит, и о большой ответственности за принимаемые им решения.

 

Электроный офис

Для автоматизации управления предприятием с помощью электронных средств и технологий создается электронный офис.

Электронный офис решает следующие задачи:

поиск, сбор и обработка информации о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведении покупателей и поставщиков, действиях партнеров и конкурентов, мерах по государственному регулированию рыночных механизмов и т. д.;

создание, ведение, корректировка и обновление информации в базах данных;

сбор внутрифирменной информации по товарному ассортименту, техническому уровню и характеристике товаров, издержкам производства, внутрипроизводственным ценам на товары ит. д.;

решение задач по аналитической оценке возможностей предприятия, установлению соответствия его рыночных запросов внутренним производственным и ресурсным возможностям;

управление деятельностью предприятия;

составление расписания работы персонала; создание отчетов по исследованию рынка и другим направлениям деятельности;

контроль деятельности; предоставление информации подразделениям предприятия,

обмен информацией между подразделениями предприятия и с внешними объектами;

ведение делопроизводства.

 

Проявляйте особую деликатность, переводя разговор на ошибки собеседника, которые ему придется исправлять. Не говорите об ошибках грубо и «в лоб», сделайте это в мягкой форме, приводя примеры (по возможности с юмором) из собственной неудачной практики. Обязательно оставьте собеседнику возможность «спасти лицо». Приуменьшайте его ошибки, показывайте, что исправить их не составит большого труда. Постарайтесь внушить, что исправление ошибок будет не только полезно, но и приятно, доставит ему радость.

Культивируйте в себе и своих коллегах решительность. Если решение вами принято, прекратите его анализировать, перестаньте беспокоиться об ответственности и заботьтесь только о результатах.

Вредно не только недостаточное обдумывание проблем, но и чрезмерное углубление в них.

При проведении деловых совещаний с самого начала нацеливайте участников на конструктивный лад. Требуйте от каждого из них четкого ответа на следующие четыре вопроса: в чем проблема? Чем она вызвана? Каковы возможные решения? Какое из них вы предлагаете и почему?

Используйте игровой подход при решении даже самых серьезных задач. Наполеону принадлежит фраза: «Игрушки управляют людьми». В нашем случае игровой подход означает использование наглядных и простых примеров из областей, далеких от рассматриваемой проблемы, использование всевозможных макетов, комических картинок, забавной компьютерной графики и т. п.

 

10‑й шаг вы сделали, находясь на капитанском мостике, осваивая непростые правила работы с людьми. Эта работа, однако, не заменяет умения считать. Отправимся в бухгалтерию.

 

 

Шаг 11‑й

Простая бухгалтерия

 

Где взять деньги

 

Важно всегда помнить, что успешная финансово‑хозяйственная деятельность предприятия, достижение требуемого уровня прибыли немыслимы без определенных затрат. Затраты эти предполагают использование как внутренних (собственных), так и внешних финансовых источников.

Основными внутренними источниками финансов являются прибыль от производственной деятельности, а также средства, полученные в результате продажи имущества предприятия. В качестве внешних источников средств выступают кредитование, подписка на облигации, открытая и закрытая подписка на акции.

Использование как собственных, так и – особенно – внешних источников финансирования сопряжено с определенным риском потери привлекаемых средств. Величина риска определяется двумя главными, тесно взаимосвязанными факторами: дивидендной политикой предприятия и принятой структурой финансовых средств. Основной проблемой рационального использования этих финансовых рычагов является такое сочетание собственных и внешних источников финансирования, при котором стоимость акций предприятия окажется максимальной.

Все рассказанное об обустройстве малого предприятия повиснет в воздухе из‑за отсутствия или нехватки одной детали – денег.

Здоровый баланс средств предприятия во многом определяется соотношением активов и пассивов (долгов) предприятия: большие долги, давая возможность развития, в то же время приближают предприятие к кризису и даже банкротству, малые же долги не дают возможности увеличивать дивиденды, и владельцы акций начинают от них избавляться, снижая стоимость и ликвидность предприятия (деньги, которые можно получить за предприятие на рынке сегодня). Опыт США свидетельствует, что оптимальный удельный объем заемных средств по отношению к собственным равняется примерно 40 %. При таком уровне курс акций предприятия, как правило, становится максимальным.

Каждый из названных внешних источников финансов имеет достоинства и недостатки, которые должны учитываться при проведении дивидендной политики и формировании структуры средств предприятия.

Кредитование дает возможность получить сравнительно дешевые финансовые ресурсы, не утрачивая рычагов управления предприятием. Получение кредита является благоприятным сигналом для инвесторов. Недостатком кредитования является увеличение риска банкротства, а также жесткий контроль кредиторов по срокам возврата денег.

Достоинством открытой подписки на облигации является сохранение рычагов управления предприятием. Недостатки такой подписки: рост риска банкротства, высокая стоимость привлекаемых средств, жесткий контроль владельцев облигаций по срокам возврата денег. Выпуск облигаций является негативным знаком для инвесторов.

Открытая подписка на акции дает возможность получить значительные средства на неопределенно большой срок. Финансовый риск при этом не возрастает. Недостатки открытой подписки на акции: возможность утери контроля над предприятием, высокая стоимость получаемых ресурсов, а также негативная реакция инвесторов.

Закрытая подписка на акции не сопряжена со значительным финансовым риском и позволяет сохранить за собой контроль над предприятием. Недостатки закрытой подписки на акции: ограниченность получаемых средств при их высокой стоимости и то, что закрытая подписка на акции является негативным сигналом для инвесторов.

При выборе внешних источников финансирования следует отдавать приоритет закрытой подписке на акции. Если же такая подписка вызывает затруднения, то предпочтения заслуживают те источники, при которых риск потери управления предприятием меньше.

Если ожидаемые прибыли от инвестиций невелики, имеет смысл полагаться на собственные средства, в первую очередь – на эмиссию акций. Если же инвестиции сулят большие прибыли, то целесообразно прибегнуть к кредитованию: заемные средства дешевле, чем собственные.

Принимая решение об источниках и распределении денег, необходимо считаться со связанным с этим риском.

 

Учитесь сами– не ждите пока вас жизнь научит.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ, польский сатирик

 

 

Деньги и риск

 

Следует различать риск состояния активов предприятия (его называют производственным риском) и риск, налагаемый на держателей акций при решении фирмы о получении кредита (его называют финансовым риском).

Производственный риск определяется следующими основными факторами:

• непостоянством затрат на ресурсы;

• непостоянством цен на производимые товары;

• возможностью регулировать цены на товары в связи с изменением затрат на ресурсы;

• непостоянством спроса на товары;

• способностью перейти на новый вид продукции.

Все это маркетинговые проблемы, решаемые исходя из принятой стратегии маркетинга. Так, например, для стабилизации затрат на ресурсы фирма может заключать договора на долгосрочные поставки по повышенным ценам. Для стабилизации цен и объемов реализации – усиливать рекламную деятельность, применять фиксированные цены и т. д.

Важным фактором, влияющим на производственный риск, является операционный леверидж. Термин «леверидж» взят из механики, где под ним понимают применение такого рычага, который способен поднимать большие тяжести приложенных небольших усилиях.

В бизнесе операционный леверидж означает, что малое изменение объема реализации товара приводит к значительному изменению доходности капитала. Операционный леверидж связан с высоким уровнем производственного риска. Дело в том, что если в составе затрат предприятия высока доля постоянных затрат, которые не снижаются с падением спроса на производимые товары, то даже небольшой спад объема продаж может привести к значительному снижению доходности капитала. Это характерно, например, для предприятий с высокой автоматизацией производства, высококвалифицированными кадрами, которые должны сохраняться и на период спада. На таких предприятиях сократившиеся продажи не смогут покрывать постоянные затраты, которые остаются высокими.

Существует следующее правило: чем больше операционный лев ер и дж, тем выше производственный риск.

Финансовый риск – это дополнительный риск для акционеров, связанный с получением предприятием кредита. Для финансового риска характерно следующее:

• с увеличением доли заемных средств цена акционерного капитала увеличивается;

• при этом финансовый риск растет;

• производственный риск переключается на акционеров;

• возникают дополнительные затраты, связанные с возможными финансовыми затруднениями, что приводит к увеличению финансового риска;

• возникают дополнительные агентские затраты, вызывающие увеличение риска.

К затратам, связанным с финансовыми затруднениями, относятся расходы на возможные антикризисные мероприятия, банкротство, судебные издержки, расходы на адвокатов, издержки от потери имиджа фирмы, выплаты в страховые фонды поддержки сотрудников и т. п.

Агентские затраты включают расходы на дополнительный контроль работы менеджеров, на создание организационной структуры, соответствующей затруднительной ситуации, на мониторинг кризисной обстановки и т. д.

При принятии решений об источниках финансов и структуре капитала предприятия важная роль отводится внешней (независимой) экспертизе.

 

Капитал есть та часть богатства страны, которая употребляется в производстве.

ДАВИД РИКАРДО, английский экономист

 

 

Деньги должны работать

 

Наличие денег само по себе еще не гарантирует финансового благополучия предприятия. Деньги лишь дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, то есть получить прибыль. Именно прибыль позволяет судить о том, нужна ли обществу работа данной фирмы, эффективно ли производство, экономично ли оно.

Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие, не ожидая указания сверху, само станет повышать качество товаров и услуг, снижать их себестоимость, наращивать производительность труда, совершенствовать оборудование и приемы работы.

Стабильное получение прибыли – лучший показатель того, что дела предприятия идут хорошо.

Финансовая самостоятельность предприятия предусматривает не только права руководителя, но и высокую финансовую ответственность его перед собственником и коллективом. Необходимо обеспечить также своевременные выплаты поставщикам, подрядчикам, другим партнерам.

Вместе с тем финансовая самостоятельность означает и то, что убытки, нанесенные предприятием другим организациям и государству, придется возмещать исключительно за собственный счет.

Для того чтобы строить финансовые отношения, предприятию нужно прежде всего иметь деньги. Источником денежных средств для него является доход от реализации товаров и услуг. Однако этого дохода, особенно в начале деятельности, может оказаться недостаточно для того, чтобы предприятие развивалось. В этом случае приходится брать деньги взаймы – получать кредит.

Под управлением финансами предприятия понимаются действия менеджера по манипулированию денежными средствами, целью которых является получение в конечном счете максимально высокой прибыли.

Управление финансами предполагает:

• организацию и координацию финансовой деятельности;

• выбор и использование источников финансирования;

• определение ожидаемой прибыли на капиталовложения и регулирование на этой основе хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия;

• оценку финансового риска, связанного с получением прибыли;

• прогнозирование и планирование хозяйственно‑финансовой деятельности;

• анализ результатов хозяйственно‑финансовой деятельности.

Многие вопросы финансирования выходят за рамки настоящей книги. Здесь мы остановимся лишь на некоторых необходимых менеджеру вопросах управления финансами.

Сложность финансирования зависит главным образом от риска, который принимает на себя кредитор, а также от срока долгового обязательства. В зависимости от наступления срока исполнения долгового обязательства, взятого предприятием при получении финансов, различаются три вида финансирования:

• краткосрочное – на период до одного года;

• среднесрочное – на период от одного года до десяти лет;

• долгосрочное – на период свыше десяти лет.

Рассмотрим кратко каждую группу источников финансирования.

 

Сроки финансирования

 

1. Краткосрочное финансирование обычно используется для торговых закупок быстрореализуемых (например, сезонных) товаров и в случаях, когда кредит может быть возвращен в срок до одного года.

Источниками этого вида финансирования служат:

• торговый кредит;

• государственные и коммерческие банки;

• трастовые компании;

• фактор‑компании.

Торговый кредит предоставляется фирмой‑продавцом фирме‑покупателю в тех случаях, когда она не расплачивается за товар наличными деньгами. Это отражается в балансовом отчете в статье «Векселя к оплате».

Срок по данному виду кредита составляет обычно 30 или 60 дней. Как правило, предусматривается скидка за кредит, если деньги возвращаются в течение 10 дней. Если покупатель не погашает кредит в срок, то с него взимается штраф, предусмотренный договором о кредите.

Государственные и коммерческие банки обычно осуществляют кредит в том случае, когда предприятие‑покупатель испытывает временные трудности с наличными деньгами и не может получить кредиту продавца. Наиболее удобной формой такого кредита является открытие банком для предприятия так называемой кредитной линии.

Кредитная линия – это договоренность между банком и предприятием о предоставлении займа на оговоренную сумму на определенный срок с поступлением денег в течение оговоренного в договоре периода. Банк, как правило, оставляет за собой право получения долга и до окончания функционирования кредитной линии.

Трастовые компании – это фирмы, управляющие финансами предприятий. Здесь обычно ставки кредита выше, чем в коммерческих банках, так как трастовые компании несут обязательства перед хозяевами денег – предприятиями.

Фактор‑компании – это фирмы, взимающие долги с дебиторов по поручению кредитора за определенное вознаграждение. К этому виду финансирования предприятие прибегает в тех случаях, когда уплата по счетам задерживается или оказывается под угрозой неплатежа.

2. Среднесрочное финансирование. Этот вид кредита используется для развития предприятия (строительства и ремонта помещений, покупки нового оборудования), а также для увеличения оборотного капитала при проведении крупных хозяйственно– финансовых операций.

Источниками этого вида финансирования являются:

• государственный и коммерческие банки;

• компании по операциям с недвижимостью и другие источники.

При среднесрочном финансировании процентные ставки по кредитам выше, чем при краткосрочном. От компании, получившей кредит, требуется имущественный залог. Выплата процентов по данному виду кредита, как правило, проводится многоразово, в установленном договором порядке. При закупках оборудования часть его стоимости может быть дана в кредит поставщиком на определенных условиях.

3. Долгосрочное финансирование. Этот вид кредита используется для наращивания активов предприятия – основных фондов и собственного капитала. Долгосрочное финансирование реализуется путем:

• предоставления капитала;

• предоставления долгосрочных кредитов;

• аренды основных фондов.

Предоставление капитала осуществляется через продажу предприятием выпущенных им обыкновенных и привилегированных акций первого и последующего выпусков, а также за счет нераспределенной прибыли предприятия. Наличные вложения в активы предприятия, как правило, не возвращаются. Основными покупателями акций выступают юридические и физические лица.

Предоставление долгосрочных кредитов происходит при помощи продажи предприятием выпускаемых им облигаций.

Аренда основных фондов – это получение предприятием необходимых ему основных фондов и других активов на определенный срок. За это предприятие (арендатор) выплачивает арендодателю плату, обусловленную арендным договором.

Процентные ставки при долгосрочном финансировании обычно самые высокие, так как в них включаются и курсовые разницы в цене акции.

Занятие бизнесом даже при наличии профессионального бухгалтера требует от предпринимателя умения разбираться в финансовых документах, прежде всего в балансовом отчете и отчете о прибылях и убытках предприятия.

 

Читаем баланс

 

В балансовом отчете (далее – балансе) наиболее полно отражается финансовое положение предприятия. Это как бы моментальная фотография финансового положения предприятия в определенный день, например 31 декабря 2006 года.

С помощью баланса устанавливается, какие средства имеются у предприятия и какая у него задолженность.

То, чем располагает предприятие, называется активами. Сведения о них помещаются в левой части баланса. Задолженности называются пассивами и отражаются в правой части баланса. Кроме того, в правой стороне указывается также собственный (в акционерном обществе его называют акционерным) капитал предприятия – стоимость его имущества за вычетом обязательств. Итог, подводимый в левой части, должен быть равен итогу в правой.

 

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ФАБРИКА ДЕТСКИХ ИГРУШЕК» Баланс предприятия (в усл. ден. ед.) на 31 декабря 200… года

Активы – это вся собственность предприятия: товары, ценности, ценные бумаги, земля, здания, оборудование, наличные деньги, деньги – выплаты предприятия по кредитам и задолженностям; завершенное и незавершенное производство.

Пассивы включают долги и денежные обязательства предприятия, в том числе банковские ссуды и неоплаченные счета поставщикам, претензии, штрафы и т. п.

Собственный капитал предприятия – это сумма долей его вкладчиков, включающая начальные капиталовложения (уставной капитал) плюс (или минус) накопленные предприятием доходы с момента его создания.

Баланс предприятия содержит три части:

A. Активы – собственность предприятия, включающая:

I. оборотный капитал;

П. капиталовложения во внешние объекты;

Ш. основной капитал и

IV. нематериальные активы.

Б. Пассивы – задолженности предприятия, включающие: I. текущие (сроком до 1 года) и П. долгосрочные долги.

B. Собственный капитал – сумма долей, вложенных акционерами:

I. акционерный капитал;

П. нераспределенная прибыль.

По итогам года должно соблюдаться равенство:

 

Благодаря торговле все народы узнали нравы других народов и смогли сравнить их. Это привело к благотворным последствиям.

ШАРЛЬ МОНТЕСКЬЕ, французский философ

 

Активы = Пассивы + Собственный капитал

либо

Собственный капитал = Активы – Пассивы.

А. Активы содержат:

I. Оборотный капитал – состоит из наличных денег и тех средств, которые обращены в наличные в течение года до даты отчета при нормальном ходе производственно‑хозяйственной деятельности. Составляющие оборотного капитала перечисляются в порядке убывания их ликвидности. Оборотный капитал включает: наличные деньги, рыночные ценные бумаги, выплаты предприятию по счетам, товарно‑материальные ценности, авансированные платежи.

 

Компьютеры ненадежны, но люди еще ненадежнее. Следствие. Машина должна работать, человек‑думать.

Из «ЗАКОНОВ МЕРФИ»‑американского управленческого фольклора

 

1. Наличные деньги или на счете в банке.

2. Рыночные ценные бумаги – вложения временно свободных наличных денег в краткосрочные процентные ценные бумаги, легко реализуемые на рынке (высоколиквидные). В скобках обычно устанавливается их рыночная стоимость.

3. Выплата по счетам – денежные суммы, на которые покупатели взяли товары в кредит у предприятия и которые должны быть ему возвращены. Кредит такого рода обычно предоставляется на 1,2 или 3 месяца. Из суммы исключают те долги, которые вызывают сомнения; разность даст чистые выплаты по счетам, реальные на день отчета.

4. Товарно‑материальные запасы – товары, подлежащие продаже в оптовой и розничной торговле по рыночным ценам. Сюда входят запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции. Обычно устанавливается самая низкая возможная цена реализации – так называемая чистая цена.

5. Авансированные платежи – расходы, которые были сделаны заранее и распространяются на определенное время после балансового отчета.

П. Капиталовложения – это вложения средств в дочерние предприятия и другие вложения во внешние объекты.

1. Вложения в дочерние предприятия – стоимость акций, вложенных в учрежденные фирмой предприятия, связанные с основным, в которых фирма имеет контрольный пакет акций.

2. Другие вложения – то же самое, что п. 1, но для предприятий, где фирма не обладает контрольным пакетом акций. Здесь обычно указывается и рыночная стоимость вложения.

Указанные в статье «Капиталовложения» активы не предназначены для продажи.

III. Основной капитал (основные фонды) – это стоимость земли, а также предприятия (фабрики), его имущества и оборудования, не предназначенного для продажи. Срок службы основных фондов больше 1 года. Все части основного капитала, кроме земли, оцениваются по начальной стоимости за вычетом аккумулированных (реализованных) амортизационных отчислений. Амортизация – это распределение стоимости основных фондов на время их эксплуатации. Для земли устанавливается начальная цена. Составляющие основного капитала перечисляются в порядке убывания их постоянства:

1. Земля.

2. Фабрика.

3. Машинное оборудование.

4. Конторское оборудование.

Содержание этих статей соответствует их названиям.

IV. Нематериальные активы – это часть активов, не носящая материального, «вещественного» характера. Она включает благосклонность, патенты и права на привилегии, организационные расходы.

1. Благосклонность – это условная стоимость деловых связей предприятия. Стоимость этого актива может быть установлена лишь после продажи предприятия или ее оценки покупателем, который готов заплатить за деловые связи и имидж фирмы дополнительные деньги.

Благосклонность может включать также и оценку хорошо обученного, компетентного персонала, для которой в отчете нет другого места.

2. Патенты и права на привилегии – это фактически затраченные деньги, которые могут быть также представлены как расходы на развитие предприятия либо превращены в акционерный капитал (капитализированы).

3. Организационные расходы – идут на формирование организационно‑правовой структуры предприятия: регистрацию, разработку необходимых документов и материалов.

Б. Пассивы содержат:

I. Текущие пассивы (текущие долги) – это те суммы, которые предприятие должно будет вернуть в предстоящем (следующем за отчетным) году. Сюда относят:

1. Векселя к оплате – это деньги, которые были заняты в банке или у других кредиторов под векселя, плюс суммы процентов по ним.

2. Счета кредиторов – это выплаты долгов за товары и услуги, предоставленные ранее в кредит. Следует иметь в виду, что этот пассив может быть уменьшен при расчете наличными.

3. Накапливаемые издержки включают оплату товаров и услуг, не поставленных (не выполненных) в полном объеме. Это выплаченная авансом зарплата, гонорары юристам, художникам и архитекторам и т. д. Сюда же относится досрочная выплата процентного дохода по облигациям.

4. Налоговые платежи – это налоги, пенсионные и другие обязательные выплаты, которые производятся постепенно авансом.

5. Текущая часть долгосрочных долгов – та часть долгосрочных (более года) долгов, которая выплачивается в течение ближайшего отчетного года.

П. Долгосрочные долги – долги, которые должны быть уплачены в срок более года после данного отчета. Это облигации, закладные, некоторые займы. Следует иметь в виду, что будущий процентный доход кредитора не считается долгом, пока не пройдет время платежа. К долгосрочным долгам относятся:

1. Облигации, обеспеченные первой закладной, – это деньги, которые предприятие получило от физических и юридических лиц за выпущенные им облигации. Обеспечение первой закладной означает, что держатели облигаций имеют первоочередное право на имущество предприятия, если его придется заложить при невыплате долгов.

2. Облигации акционерной компании – это долги предприятия держателям выпущенных им акций.

3. Отсроченные долги – выплаты по налогам, допускающим льготную отсрочку по решению правительства.

В. Собственный капитал содержит:

I. Акционерный капитал – доля акционеров в капитале предприятия за исключением нераспределенной прибыли. Для индивидуальных предприятий это вся доля владельца в капитале предприятия. Акционерный капитал включает:

1. Привилегированные акции – акции, по которым производится первоочередная выплата при заранее объявленных фиксированных процентах (дивидендах). Они не дают акционерам права голоса.

2. Обыкновенные акции – голосующие акции, проценты по которым выплачиваются лишь после выплаты владельцам привилегированных акций.

3. Ажио – разница между курсовой и номинальной стоимостью акции.

II. Нераспределенная прибыль – разность между доходом и расходами предприятия за вычетом распределенных дивидендов.

 

Для малых предприятий установлена упрощенная форма балансового отчета, доступная предпринимателю, даже не имеющему бухгалтерского образования.

Баланс, несмотря на всю его важность, далеко не исчерпывает информацию о хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия. Он дает лишь сведения о положении его финансов на определенный момент. Для того чтобы судить о деятельности предприятия за определенный промежуток времени (обычно за год), понять динамику бизнеса, а главное – познакомиться с механизмом получения прибыли и убытков, необходим другой документ – Счет прибылей и убытков предприятия.

 

Копить деньги – вещь полезная, особенно если это сделали за вас родители.

УИНСТОН ЧЕРЧИЛЛЬ, английский политик и писатель

 

 

Считаем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.188.211 (0.012 с.)