Психологический анализ игры дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический анализ игры дошкольника



Психологический анализ игры ребенка делается на основе наблюдений за ним или за группой играющих детей. Наблюдение желательно вести так, чтобы дети не видели наблюдателя. Данные наблюдения записываются в протокол по нижеприведенной схеме или наговариваются на магнитофон, затем переносятся в протокол и запись анализируется.

Предварительно вам нужно поставить перед собой определенную задачу: наблюдать за игрой, как она развивается, какой характер носит, соответствует ли возрастным особенностям, как реализуются знания детей, проявляется ли творчество и т.д. В данном случае предметом вашего интереса и соответствующего потом анализа будет характеристика самой игры как деятельности.

Предметом наблюдения могут быть отношения детей внутри деятельности, характер их отношений, распределение ролей и т.д. Наблюдать можно как за отдельным ребенком (характером его поведения, проявления личностных черт), так и за несколькими детьми. Могут быть поставлены и иные задачи.

 

Примерная схема протокола

Список играющих детей Точная запись игры Время, потраченное на игру
Указываете детей, за которыми вели наблюдение, их количество, возраст. Указываете детей по мере включения их в игру. Точно фиксируете действия, жесты, речь, мимику, взаимоотношения в игре, отношение к роли, к предметам. Какие предметы использовались, как обыгрывались? Как разворачивался сюжет? Как распределялись роли? И т.д (смотри вопросы для анализа) В какое время дня велось наблюдение: утро, вечер, между занятиями? Сколько минут играл каждый участник (фиксируете время включения в игру и выхода из нее)?

Вопросы для анализа игры

  1. Какой характер носила игра (отобразительный, творческий и т.д.)?
  2. Сколько времени было затрачено на игру в целом и на проигрывание отдельных сюжетов внутри игры?
  3. Сколько человек принимало участие в игре? Как долго сохранялось это объединение?
  4. Как начиналась игра: с предварительного планирования, распределения ролей, определение сюжета?
  5. Как распределялись роли и когда: до игры, по ходу игры?
  6. Как разворачивался сюжет игры: последовательно, по предварительному плану, сговору или стихийно? Был ли предварительный замысел?
  7. Какими способами, действиями пользовались дети в игре: действия с предметами, проигрывание про себя, с использованием слова?
  8. Какова роль слова в разворачивании сюжета?
  9. Какие предметы или игрушки использовались детьми в игре? Как?
  10. Как отражалась действительность в игре: механическое копирование, творчески, по памяти, по воссоздающему воображению? В чем и как проявлялись элементы творчества?
  11. Какие знания нужны были ребенку для игры? Какие знания он приобрел?
  12. Как ребенок относился к взятой на себя роли?
  13. Каковы взаимоотношения в игре между играющими детьми: реальные или игровые, какие преобладали, каков характер этих отношений?
  14. Были ли конфликты в игре? Чем они вызваны?
  15. Какие особенности внимания, памяти, мышления, воображения и воли проявились у детей в данной игре?
  16. Каков общий эмоциональный настрой играющих детей? От чего он зависел?
  17. Какими методами нужно было руководить данной игрой, с вашей точки зрения? Какие методы были использованы воспитателем? Считаете ли вы их верными? Какие методы вы бы использовали при руководстве данной игрой?

Полученные результаты соотнесите с таблицей и определите уровень развития с/р игры.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ (по Д. Б. Эльконину)

Показатель игры 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень
Основные содержания игры Действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры В действиях с пред метами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Выполнение роли и вытекающих из нее действий среди которых начинают выде лятся действия, передающие харак тер отношений к другим участни кам игры. Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.
Характер игры Роли есть фантастические, но они не называются и опредляются характером дейст вий, а не определяют действия. Роли называются. Намечается разде ление функций. Выполнение роли сводится к реали зации действий, связанных с данной ролью. Роли ясно очер чены и выде ляются, назы ваются до начала игры. Проявляется ролевая речь, обра щенная к това ри щу по игре, но иногда проры вается обычные внеигровые отно шения. Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры. Ролевые функции детей взаимо связаны. Речь носит ролевой характер.
Характер игровых действий Действия одно образны и состоят из повторяющихся операций Логика действий определяется жизненной после довательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообраз ны. Действия четко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры.
Отношения к правилам Логика действий легко нарушается без протеста со стороны детей. Правила отсутствуют. Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правила не вычленяются, но оно уже может победить в случае конфликта непосредственное желание. Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то «что так не бывает». Вычленяется правило поведения. Оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны. Нарушение логики действий и правил отвергается не только ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила ясно вычленены, и соблюдаются.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (А).

ЦЕЛЬ: Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Ставят детский столик с двумя стульчиками (один стул для ребенка, другой — для взрослого).

Инструкция: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят; «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу (см. ниже). Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф). Такая же таблица составляется для девочек.

Таблица

№ п/п Ф.И.О.   Андреев Н.   Бобров А.   Сергеев К.   Смирнов Б.   Теплов И.
  Андреев Н.   Ф   Ф +
  Бобров А. Ф   Ф   Ф
  Сергеев К. + Ф   +  
  Смирнов Б. Ф +     +
  Теплов И.   Ф +    
Сумма выборов          
Сумма взаимных выборов          
                 

 

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

I. «предпочитаемые» — 6—7 выборов;

II.«принятые» — 3—5 выборов;

III. «непринятые» — 1—2 выбора;

IV. «изолированные» — не получившие ни одного выбора.

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—ГУ). УБВ высокий при I + II и III + IV; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15—20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB):

КВ = (Р1/Р)100%,

где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте;

Р1 — число взаимных выборов.

На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогрупп в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель).

Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (Б).

Цель: Изучение критериев выбора партнера для общения.

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы с ребенком, в которых моделируются ситуации выбора партнера в разных видах деятельности. Например:

o С кем бы ты хотел играть? Почему?

o С кем бы ты хотел вместе рисовать?..

o С кем бы ты хотел сидеть на занятии?..

o С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда?

o Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости?..

o Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой?..

o С кем бы ты хотел поделиться конфетой?..

Проведение исследования. С ребенком 3—7 лет беседуют о выборе партнеров.

Обработка данных. Определяют, какие данные о сверстнике (нравственные качества и пр.) чаще выделяют дети разного возраста. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.).

Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника:

· общее положительное отношение, симпатии («Нравится»);

· внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.)

· оценка взрослых («Его воспитательница хвалит»);

· умения сверстника или его знания («Аккуратно наклеивает»);

· нравственные качества ровесника и соблюдение им правил поведения и деятельности;

· дружеские отношения («Я с ним дружу»);

· не могут объяснить.

Делается вывод о том, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ №7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1885; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.023 с.)