Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологический анализ игры дошкольникаСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психологический анализ игры ребенка делается на основе наблюдений за ним или за группой играющих детей. Наблюдение желательно вести так, чтобы дети не видели наблюдателя. Данные наблюдения записываются в протокол по нижеприведенной схеме или наговариваются на магнитофон, затем переносятся в протокол и запись анализируется. Предварительно вам нужно поставить перед собой определенную задачу: наблюдать за игрой, как она развивается, какой характер носит, соответствует ли возрастным особенностям, как реализуются знания детей, проявляется ли творчество и т.д. В данном случае предметом вашего интереса и соответствующего потом анализа будет характеристика самой игры как деятельности. Предметом наблюдения могут быть отношения детей внутри деятельности, характер их отношений, распределение ролей и т.д. Наблюдать можно как за отдельным ребенком (характером его поведения, проявления личностных черт), так и за несколькими детьми. Могут быть поставлены и иные задачи.
Примерная схема протокола
Вопросы для анализа игры
Полученные результаты соотнесите с таблицей и определите уровень развития с/р игры. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО - РОЛЕВОЙ ИГРЫ (по Д. Б. Эльконину)
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (А). ЦЕЛЬ: Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада. Подготовка исследования. Подготовить переводные картинки (красочные, сюжетные), по 3 штуки на каждого ребенка и 6—8 запасных. Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3—7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется в первую половину дня. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Ставят детский столик с двумя стульчиками (один стул для ребенка, другой — для взрослого). Инструкция: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят; «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (называется имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки — имя сверстника, которому она подарена. Обработка данных. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношения (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу (см. ниже). Выбор обозначают +, взаимный выбор — Ф). Такая же таблица составляется для девочек. Таблица
Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям: I. «предпочитаемые» — 6—7 выборов; II.«принятые» — 3—5 выборов; III. «непринятые» — 1—2 выбора; IV. «изолированные» — не получившие ни одного выбора. Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—ГУ). УБВ высокий при I + II и III + IV; средний при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низкий при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15—20%). Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB): КВ = (Р1/Р)100%, где Р — общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1 — число взаимных выборов. На основе определения статуса каждого члена группы делают вывод о наличии микрогрупп в коллективе (KB ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель). Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов. ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ 6 (Б). Цель: Изучение критериев выбора партнера для общения. Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы с ребенком, в которых моделируются ситуации выбора партнера в разных видах деятельности. Например: o С кем бы ты хотел играть? Почему? o С кем бы ты хотел вместе рисовать?.. o С кем бы ты хотел сидеть на занятии?.. o С кем бы ты хотел сидеть рядом во время обеда? o Кого из детей ты хотел бы пригласить в гости?.. o Кому бы ты дал поиграть с твоей любимой игрушкой?.. o С кем бы ты хотел поделиться конфетой?.. Проведение исследования. С ребенком 3—7 лет беседуют о выборе партнеров. Обработка данных. Определяют, какие данные о сверстнике (нравственные качества и пр.) чаще выделяют дети разного возраста. Анализируют, как зависят выборы и их критерии от предполагаемой ситуации взаимодействия или вида деятельности (игровая, трудовая, бытовая и др.). Детские ответы распределяют на группы. При этом учитывают, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольника: · общее положительное отношение, симпатии («Нравится»); · внешние качества (красивая одежда, яркий бант и пр.) · оценка взрослых («Его воспитательница хвалит»); · умения сверстника или его знания («Аккуратно наклеивает»); · нравственные качества ровесника и соблюдение им правил поведения и деятельности; · дружеские отношения («Я с ним дружу»); · не могут объяснить. Делается вывод о том, что оказывает наибольшее влияние на выбор дошкольников. ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ №7.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.009 с.) |