Ознакомление со спецификой работы психолога в начальной школе, формирование основ профессиональных, умений и навыков, необходимых для успешной работы практического психолога в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление со спецификой работы психолога в начальной школе, формирование основ профессиональных, умений и навыков, необходимых для успешной работы практического психолога в начальной школе



Задачи практики:

Изучение специфики деятельности практического психолога, работающего в начальном звене школы.

Ознакомление со спецификой проведения диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной работы практического психолога в начальном звене школы.

Овладение навыками стандартизированного наблюдения.

Овладение навыками проведения беседы с учениками и учителем.

Овладение навыками проведения диагностической работы.

Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Практика проводится на 2 курсе, в 4 семестре. Продолжительность практики – 3 недели по 6 часов в день. Студенты работают в качестве помощника практического психолога школы.

 

Формируемые умения:

  • умение анализировать деятельность психолога,
  • умение анализировать документацию,
  • умение вести наблюдение за детьми и оформлять его протокол,
  • умение проводить беседу со школьниками и учителями,
  • умение проводить диагностическое обследование группы учеников,
  • умение анализировать собственную деятельность

Содержание практики:

В начале практики студенты знакомятся со спецификой конкретной школы и спецификой образовательных программ начального звена данной школы. Знакомство со спецификой деятельности практического психолога школы (диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, консультативной), с основной документацией практического психолога школы.

Основную часть времени студенты-практиканты проводят в классах, где наблюдают за особенностями развития и поведения младших школьников. Осуществляют психологический анализ организации учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учителя с учащимися. С целью получения психологической информации проводят беседы с учителем и учащимися. Самостоятельно подбирают и проводят развивающие игры с учениками. Приминают участие в проведении массового диагностического обследования младших школьников. Оформляют необходимую документацию (протоколы наблюдения, беседы, диагностического обследования). С целью овладения аналитическими умениями и профессиональной рефлексией студенты ведут дневник. Форма дневника может иметь следующий вид:

 

Дата, время Содержание практики Анализ проведенной работы
     

Форма отчетности

По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий:

1. Индивидуальный план работы, заверенный руководителем образовательного учреждения.

Письменный отчет по заданию №1 («портрет школы»).

Протоколы наблюдений и бесед с учениками и учителем.

4. Протокол проведения диагностического обследования и заключение по результатам обследования.

Дневник практики.

Рефлексивный анализ собственной деятельности.

Характеристику о прохождении практики, заверенную директором школы.

 

Задания для практики

Задание 1.

ПОРТРЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

На основе знакомства с документальным обеспечением школы и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета школы» (структура школы, кадровый состав учреждения, общий контингент учащихся, образовательные программы начальной школы, организация учебно-воспитательного процесса, актуальные проблемы данной школы, пути их решения коллективом школы). Определите роль и место психолога в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику его деятельности (цели и задачи деятельности, основные виды и формы работы в начальном звене школы, особенности взаимодействия психолога с участниками учебно-воспитательного процесса, специфику ведения документации). Результаты представьте в письменном виде.

 

Задание 2.

БЕСЕДА С УЧЕНИКОМ.

Подготовьте и проведите беседу с одним учеником (тему согласуйте с учителем и психологом). Оформите протокол беседы.

 

Задание 3.

БЕСЕДА С УЧИТЕЛЕМ.

Подготовьте и проведите беседу с учителем (тему согласуйте с психологом). Оформите протокол.

Задание 4.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УЧЕНИКОМ.

Методом наблюдения определите особенности поведения ребёнка. Оформите протокол наблюдения. (См. Методические материалы к заданиям).

 

Задание 5.

ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

Подготовьте и проведите 2 – 3 развивающие игры, соответствующих возрасту детей. Опишите эти игры, указав источник. Обоснуйте выбор этих игр.

Задание 6.

ПРОВЕДНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Примите участие в плановом групповом диагностическом обследовании младших школьников. Оформите протокол и заключение по результатам обследования. Проанализируйте целесообразность и эффективность массового обследования. Если на момент прохождения практики в образовательном учреждении не планируется обследование школьников, можно использовать диагностические методики из данной программы. (См. Методические материалы к заданиям)

Задание 7.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Представьте рефлексивный анализ своей деятельности на практике. В рефлексии отразите следующие моменты: ваши впечатления о практике (чувства, мысли), ваши достижения как стажера-практиканта, ваши затруднения во время прохождения практики (с чем они связаны).

При написании рефлексивного анализа можете придерживаться следующей схемы:

· Какие элементы, выполненных вами заданий, вы можете оценить как наиболее успешные? Благодаря каким профессиональным знаниям и умениям вам это удалось?

· Что вызвало наибольшие затруднения при выполнении заданий? Как вы думаете, с чем связаны эти трудности? Недостаток каких профессиональных знаний и умений вы ощущали в период прохождения практики? Что вам может помочь справиться с этими затруднениями в дальнейшем?

· Проанализируйте ваши чувства при подготовке и выполнении задания. Как вы думаете, чем они обусловлены? Как ваши чувства могут вам помочь в повышении профессиональной продуктивности?

· Каким изменениям подвергся образ «Я – психолог», как вы сейчас представляете свою деятельность в качестве психолога?

Методические материалы к заданиям.

Приложение к заданию №4.

Карта наблюдений СТОТТА.

Карта наблюдений (КН) Стотта предназначена для изучения особенностей учеников, дезадаптированных к условиям школы. Выявляемые особенности (внешние проявления, образцы поведения) называются симптомокомлексами (СК). КН состоит из 16 (СК), которые представлены в виде перечней и пронумерованы (I – XVI).В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполнении КН наличие каждого из указанных в ней образцов поведения у ребенка отмечаются знаком «+», а отсутствие – знаком «-». Эти данные заносятся в специальную таблицу (см. ниже).

ЗАДАНИЕ: Проведите наблюдение за ребенком с признаками дезадаптации, имеющим отклонения в поведении, с нарушениями межличностных отношений, используя карту Стотта. Оформите протокол наблюдения.

Содержание симптомокомплексов.

1. «НД»недостаток доверия к новым людям, вещам, ситуациям.

Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симптомы; от 12 до 17 -симптомы явного нарушения.

1.Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2.Плачет, когда ему делают замечания.

3.Никогда не предлагает никому помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

4.Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли; например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

5.Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6.Лжет из боязни.

7.Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8.Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи это часто делают.

9.Никогда не показывает учителю найденные им вещи, хотя его товарищи это делают.

10.Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных

мальчиков и девочек в классе.

11.Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание.

12.Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13.Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-либо (например, о помощи).

14.Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15.Легко устраняется от активного участия в игре.

16.Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда, с ним здороваются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.017 с.)