Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Овладение навыками стандартизированного психологического наблюдения.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие навыков профессиональной рефлексии. Практика проводится на 2 курсе, в 3 семестре. Продолжительность практики – 1 неделя по 6 часов в день. Студенты работают в качестве помощника практического психолога ДОУ. Формируемые умения:
Содержание практики: В начале практики студенты знакомятся со спецификой конкретного дошкольного образовательного учреждения, а также со спецификой деятельности практического психолога в ДОУ (диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, консультативной). Изучают основную документацию практического психолога ДОУ, оснащение кабинета психолога. Основную часть времени студенты-практиканты проводят в детских группах ДОУ, где наблюдают за особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Осуществляют психологический анализ организации педагогического процесса, его воспитательно-образовательной эффективности, взаимодействия воспитателей с детьми. С целью получения психологической информации проводят беседы с воспитателями и детьми, изучают взаимоотношения между детьми в группе детского сада. Самостоятельно подбирают и проводят развивающие игры с детьми. Оформляют психолого-педагогические рекомендации для родителей в виде стендовой информации. С целью овладения аналитическими умениями и профессиональной рефлексией студенты ведут дневник. Форма дневника имеет следующий вид:
Анализируя в дневнике проведенную работу, студент оценивает результат выполнения задания с точки зрения достижения его основной цели и с точки зрения установления и поддержания продуктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса. При этом студент отвечает на следующие вопросы: · Какие элементы, выполненных вами заданий, вы можете оценить как наиболее успешные? Благодаря каким профессиональным знаниям и умениям вам это удалось? · Что вызвало наибольшие затруднения при выполнении заданий? Как вы думаете, с чем связаны эти трудности? Недостаток каких профессиональных знаний и умений вы ощущали в период прохождения практики? Что вам может помочь справиться с этими затруднениями в дальнейшем? · Проанализируйте ваши чувства при подготовке и выполнении задания. Как вы думаете, чем они обусловлены? Как ваши чувства могут вам помочь в повышении профессиональной продуктивности? · Каким изменениям подвергся образ «Я – психолог», как вы сейчас представляете свою деятельность в качестве психолога? Форма отчетности По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий: 1. Индивидуальный план работы, заверенный руководителем образовательного учреждения. 2. Письменный отчет по заданию 1 («портрет дошкольного образовательного учреждения»). 3. Письменный отчет по заданию 2 (оснащение кабинета психолога). Протоколы наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей. Протоколы экспериментального исследования. Протоколы беседы с воспитателями. Рекомендации для родителей (стендовая информация). Дневник практики. Рефлексивный анализ собственной деятельности. Характеристику-отзыв о прохождении практики, заверенную зав. ДОУ.
Задания для практики Задание 1. ПОРТРЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. На основе знакомства с документальным обеспечением ДОУ и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета» дошкольного образовательного учреждения (структура ДОУ; кадровый состав учреждения; общий контингент детей; программы, по которым работает данное ДОУ; организация учебно-воспитательного процесса; актуальные проблемы данного учреждения; пути их решения коллективом данного учреждения). Определите роль и место психолога в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику его деятельности (цели и задачи его работы, основные виды и формы работы, особенности взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса). Результаты представьте в письменном виде. Задание 2. РАБОЧЕЕ МЕСТО ПСИХОЛОГА. План оценки рабочего места психолога: 1) общее впечатление от кабинета; 2) планировка помещения (деление на функциональные «зоны», оснащение мебелью, дизайн, особый интерьер); 3) наличие необходимых технических средств; 4) наличие диагностических методик (перечислите их); 5) наличие систематизированных коррекционно - развивающих программ;
6) наличие специальной психолого-педагогической литературы и периодики (перечислите); 7) наличие нормативно-правовой документации (положения, приказы, инструктивные письма и т.п.); 8) наличие документации, позволяющей фиксировать деятельность психолога (планы работы, протоколы диагностических обследований детей, журналы регистрации различных видов работ психолога и др.). Ответьте на вопрос: Достаточно ли, по Вашему мнению, технического и методического оснащения кабинета для эффективной работы психолога? Для выполнения данного задания рекомендуется ознакомиться с Положением о кабинете Психологической службы учреждений образования. (См. Методические материалы к выполнению заданий). Результаты представьте в письменном виде.
Задание 3. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ. Проведите регламентированное наблюдение за сюжетно - ролевой игрой детей (см. схему анализа игры). Оформите и представьте протокол наблюдения.
Задание 4. ИНТЕРВЬЮ С ВОСПИТАТЕЛЕМ ДОУ. Подготовьте и проведите беседу с воспитателем (тему беседы согласуйте с психологом). Оформите протокол (укажите цель беседы, вопросы и ответы, выводы).
Задание 5. ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР. Подготовьте и проведите 2 – 3 соответствующих возрасту детей развивающих игры. Опишите эти игры, указав источник. Обоснуйте выбор игр. Задание 6. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ. Экспериментальным методом определите особенности взаимоотношения между детьми в группе детского сада. Оформите протокол.
Задание 7. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ. Методом наблюдения определите особенности взаимодействия воспитателя с детьми. Оформите протокол наблюдения. Задание 8. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Используя психолого-педагогическую литературу, подготовьте и оформите рекомендации для родителей в виде стендовой информации (тему согласуйте с психологом ДОУ). Укажите литературу, которую Вы использовали для подготовки рекомендаций.
Задание 9. РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Представьте целостный рефлексивный анализ собственной деятельности на практике. В свободной форме отразите следующие моменты: ваши впечатления о практике (чувства, мысли), ваши достижения как стажера-практиканта, ваши затруднения во время прохождения практики, ваши предложения по организации практики.
Методические материалы к выполнению заданий ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ № 2. ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, упсихопрофилактической, организационно-методической, научно-исследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы. Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям. Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:
В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь: · -План работы на год, утвержденный руководителем учреждения. · -План-сетку работы на неделю. · -Психодиагностическую документацию (протоколы психологического обследования, заключения), которая хранится до окончания ребенком данного учреждения и после (в течение 3-х лет). · -Планы и программы проводимых занятий. · График работы с указанием времени индивидуальных консультаций, который расположен у входа в кабинет. · -Журнал учета работы (консультаций, групповых и индивидуальных занятий). · -Годовой аналитический отчет о проделанной работе, утвержденный руководителем учреждения. · -Перечень имущества и оборудования. При увольнении педагог-психолог сдает всю документацию на хранение руководителю учреждения.
Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками. Для занятий с детьми в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение: 1) зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у посетителей; 2) зона первичного приема и беседы с посетителем оснащается: рабочим столом, картотекой с данными о посетителях (детях, педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования; 3) зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковыми бра; 4) зона игровой терапии предназначена для детей и поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете; 5) зона снятия психоэмоционального напряжения усталости и восстановления работоспособности предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха. При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами зоны видимости и пересечения с кабинетами администрации, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ №3 Цель - наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 3 – 7 лет. Сделайте запись самостоятельной игры детей и оформите протокол (укажите цель, предмет, объект наблюдения).
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.008 с.) |