Овладение навыками стандартизированного психологического наблюдения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Овладение навыками стандартизированного психологического наблюдения.



Развитие навыков профессиональной рефлексии.

Практика проводится на 2 курсе, в 3 семестре. Продолжительность практики – 1 неделя по 6 часов в день. Студенты работают в качестве помощника практического психолога ДОУ.

Формируемые умения:

  • умение анализировать документацию,
  • умение вести наблюдение и оформлять его протокол,
  • умение проводить беседу,
  • умение анализировать собственную деятельность.

Содержание практики:

В начале практики студенты знакомятся со спецификой конкретного дошкольного образовательного учреждения, а также со спецификой деятельности практического психолога в ДОУ (диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, консультативной). Изучают основную документацию практического психолога ДОУ, оснащение кабинета психолога.

Основную часть времени студенты-практиканты проводят в детских группах ДОУ, где наблюдают за особенностями развития и поведения детей дошкольного возраста. Осуществляют психологический анализ организации педагогического процесса, его воспитательно-образовательной эффективности, взаимодействия воспитателей с детьми. С целью получения психологической информации проводят беседы с воспитателями и детьми, изучают взаимоотношения между детьми в группе детского сада. Самостоятельно подбирают и проводят развивающие игры с детьми. Оформляют психолого-педагогические рекомендации для родителей в виде стендовой информации.

С целью овладения аналитическими умениями и профессиональной рефлексией студенты ведут дневник. Форма дневника имеет следующий вид:

 

Дата, время Содержание практики Анализ проведенной работы
     

Анализируя в дневнике проведенную работу, студент оценивает результат выполнения задания с точки зрения достижения его основной цели и с точки зрения установления и поддержания продуктивных взаимоотношений с участниками образовательного процесса. При этом студент отвечает на следующие вопросы:

· Какие элементы, выполненных вами заданий, вы можете оценить как наиболее успешные? Благодаря каким профессиональным знаниям и умениям вам это удалось?

· Что вызвало наибольшие затруднения при выполнении заданий? Как вы думаете, с чем связаны эти трудности? Недостаток каких профессиональных знаний и умений вы ощущали в период прохождения практики? Что вам может помочь справиться с этими затруднениями в дальнейшем?

· Проанализируйте ваши чувства при подготовке и выполнении задания. Как вы думаете, чем они обусловлены? Как ваши чувства могут вам помочь в повышении профессиональной продуктивности?

· Каким изменениям подвергся образ «Я – психолог», как вы сейчас представляете свою деятельность в качестве психолога?

Форма отчетности

По окончании практики студенты сдают письменный отчет, включающий:

1. Индивидуальный план работы, заверенный руководителем образовательного учреждения.

2. Письменный отчет по заданию 1 («портрет дошкольного образовательного учреждения»).

3. Письменный отчет по заданию 2 (оснащение кабинета психолога).

Протоколы наблюдения за сюжетно-ролевой игрой детей.

Протоколы экспериментального исследования.

Протоколы беседы с воспитателями.

Рекомендации для родителей (стендовая информация).

Дневник практики.

Рефлексивный анализ собственной деятельности.

Характеристику-отзыв о прохождении практики, заверенную зав. ДОУ.

 

Задания для практики

Задание 1.

ПОРТРЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

На основе знакомства с документальным обеспечением ДОУ и бесед с участниками образовательного процесса оформите свое понимание «портрета» дошкольного образовательного учреждения (структура ДОУ; кадровый состав учреждения; общий контингент детей; программы, по которым работает данное ДОУ; организация учебно-воспитательного процесса; актуальные проблемы данного учреждения; пути их решения коллективом данного учреждения). Определите роль и место психолога в решении этих проблем и вытекающую из этого специфику его деятельности (цели и задачи его работы, основные виды и формы работы, особенности взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса).

Результаты представьте в письменном виде.

Задание 2.

РАБОЧЕЕ МЕСТО ПСИХОЛОГА.

План оценки рабочего места психолога:

1) общее впечатление от кабинета;

2) планировка помещения (деление на функциональные «зоны», оснащение мебелью, дизайн, особый интерьер);

3) наличие необходимых технических средств;

4) наличие диагностических методик (перечислите их);

5) наличие систематизированных коррекционно - развивающих программ;

 

6) наличие специальной психолого-педагогической литературы и периодики (перечислите);

7) наличие нормативно-правовой документации (положения, приказы, инструктивные письма и т.п.);

8) наличие документации, позволяющей фиксировать деятельность психолога (планы работы, протоколы диагностических обследований детей, журналы регистрации различных видов работ психолога и др.).

Ответьте на вопрос: Достаточно ли, по Вашему мнению, технического и методического оснащения кабинета для эффективной работы психолога?

Для выполнения данного задания рекомендуется ознакомиться с Положением о кабинете Психологической службы учреждений образования. (См. Методические материалы к выполнению заданий).

Результаты представьте в письменном виде.

 

Задание 3.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОЙ ДЕТЕЙ.

Проведите регламентированное наблюдение за сюжетно - ролевой игрой детей (см. схему анализа игры). Оформите и представьте протокол наблюдения.

 

Задание 4.

ИНТЕРВЬЮ С ВОСПИТАТЕЛЕМ ДОУ.

Подготовьте и проведите беседу с воспитателем (тему беседы согласуйте с психологом). Оформите протокол (укажите цель беседы, вопросы и ответы, выводы).

 

Задание 5.

ПРОВЕДЕНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР.

Подготовьте и проведите 2 – 3 соответствующих возрасту детей развивающих игры. Опишите эти игры, указав источник. Обоснуйте выбор игр.

Задание 6.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ.

Экспериментальным методом определите особенности взаимоотношения между детьми в группе детского сада. Оформите протокол.

 

Задание 7.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ.

Методом наблюдения определите особенности взаимодействия воспитателя с детьми. Оформите протокол наблюдения.

Задание 8.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Используя психолого-педагогическую литературу, подготовьте и оформите рекомендации для родителей в виде стендовой информации (тему согласуйте с психологом ДОУ). Укажите литературу, которую Вы использовали для подготовки рекомендаций.

 

Задание 9.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Представьте целостный рефлексивный анализ собственной деятельности на практике. В свободной форме отразите следующие моменты: ваши впечатления о практике (чувства, мысли), ваши достижения как стажера-практиканта, ваши затруднения во время прохождения практики, ваши предложения по организации практики.

 

Методические материалы к выполнению заданий

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ № 2.

ПОЛОЖЕНИЕ О КАБИНЕТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, упсихопрофилактической, организационно-методической, научно-исследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога. В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы.

Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям.

Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:

  • 15 посадочных мест (не менее 45 м2 на 1 или 2 помещения).
  • Телефон.
  • Компьютер.
  • Слайдопроектор.
  • Магнитофон.
  • Телевизор.
  • Видеомагнитофон.
  • Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении).
  • Экран.
  • Рабочий стол и стул.
  • Шкаф для техники и пособий.
  • Металлический шкаф для хранения документации.
  • Журнальный стол.
  • 2 кресла.
  • Цветные сменные перегородки.
  • Цветы (или аквариум, клетка для птиц, картины и т. п.).
  • Набор психодиагностических методик (кейсов) и психокоррекционных программ.
  • Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы пирамид, кубики, лото, домино, мозаика).
  • Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага и т. п.).
  • Раздаточный материал (бланки, анкеты и т. п.) для детей, родителей, педагогов.
  • Библиотека педагога-психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).

В качестве обязательных документов педагог-психолог должен иметь:

· -План работы на год, утвержденный руководителем учреждения.

· -План-сетку работы на неделю.

· -Психодиагностическую документацию (протоколы психологического обследования, заключения), которая хранится до окончания ребенком данного учреждения и после (в течение 3-х лет).

· -Планы и программы проводимых занятий.

· График работы с указанием времени индивидуальных консультаций, который расположен у входа в кабинет.

· -Журнал учета работы (консультаций, групповых и индивидуальных занятий).

· -Годовой аналитический отчет о проделанной работе, утвержденный руководителем учреждения.

· -Перечень имущества и оборудования. При увольнении педагог-психолог сдает всю документацию на хранение руководителю учреждения.

 

Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.

Для занятий с детьми в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

1) зона ожидания приема представляет собой отдельное небольшое помещение, закрытое от посторонних. В его оформлении рекомендуется использовать цветы, картины. На стенах не должно быть никаких плакатов, особенно медицинского содержания, чтобы не вызывать нежелательных ассоциаций у посетителей;

2) зона первичного приема и беседы с посетителем оснащается: рабочим столом, картотекой с данными о посетителях (детях, педагогах, родителях); закрытой картотекой, содержащей данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним. В шкафу размещаются психологические таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования;

3) зона консультативной работы оформляется максимально комфортно: журнальный столик и удобные мягкие кресла, неяркое освещение боковыми бра;

4) зона игровой терапии предназначена для детей и поэтому она должна быть по-особому оснащена: мягкое покрытие пола, передвижная мебель, способствующая быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушки, поделочные материалы, карандаши, альбомы. Все это обеспечивает простоту адаптации детей к условиям работы в кабинете;

5) зона снятия психоэмоционального напряжения усталости и восстановления работоспособности предполагает свободное размещение удобных мягких кресел для отдыха.

При выборе помещения для кабинета следует руководствоваться тем, чтобы он был расположен за пределами зоны видимости и пересечения с кабинетами администрации, чтобы рядом не было спортзала и кабинета музыки, был хорошо звукоизолирован (мягкая обшивка двери), доступен для посетителей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ЗАДАНИЮ №3

Цель- наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 3 – 7 лет.

Сделайте запись самостоятельной игры детей и оформите протокол (укажите цель, предмет, объект наблюдения).



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.01 с.)