Критерии оценки достаточности питания ребенка при естественном вскармливании. Блюда прикорма. Сроки и правила введения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки достаточности питания ребенка при естественном вскармливании. Блюда прикорма. Сроки и правила введения.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ. БЛЮДА ПРИКОРМА. СРОКИ И ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ.

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия – 4 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Признаки достаточности молока у матери

2. Способы расчета суточного объема питания для детей первого года жизни

3. Обоснование необходимости введения прикорма

4. Признаки готовности ребенка к введению прикорма

5. Сроки введения продуктов прикорма

6. Сроки введения блюд прикорма

7. Правила введения прикорма

8. Использование продуктов и блюд прикорма промышленного производства

9. Правила и сроки отлучения ребенка от груди

Распределение времени:

5 мин. – организационный момент

30 мин. – опрос

10 мин. – перерыв

15 мин. – демонстрация больного преподавателем

25 мин. – самостоятельная работа студентов

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Научиться выявлять признаки готовности ребенка к введению прикорма, определять сроки введения различных видов прикорма, рассчитывать суточный объем питания для детей первого года жизни.

Студент должен знать:

1. Объемный и калорийный способы расчета питания для ребенка первого года жизни

2. Значение введения прикорма

3. Последствия несвоевременного введения прикорма

4. Группы продуктов, используемые для прикорма

5. Основные правила введения прикорма

6. Примерное количество и сроки введения каждого вида прикорма

7. Преимущества консервированных блюд прикорма

8. Ассортимент и классификацию консервированных блюд прикорма

9. Физиологические сроки отлучения от груди

10. Признаки готовности ребенка к отлучению от груди

Студент должен уметь:

1. Рассчитывать различными способами количество питания в сутки для детей первого года жизни

2. Определять признаки достаточности молока у матери и признаки готовности ребенка к введению прикорма.

3. Составлять рекомендации по введению продуктов и блюд прикорма

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1. Рассчитать различными способами объем питания ребенку 8-ми месяцев, находящемуся на естественном вскармливании (масса тела 8,5 кг).

2. Составить ему примерную схему питания в течение дня.

3. Составить рекомендации для этого ребенка по использованию продуктов прикорма промышленного приготовления.

У И Р С:

1. Реферативное сообщение по теме занятия

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основными критериями эффективности грудного вскармливания являются адекватная прибавка массы, темпы роста, хорошее общее состояние и активное поведение ребенка. Здоровый ребенок обычно спокоен, активно сосет грудь, хорошо спит, проголодавшись, громко кричит. У него розовая упругая кожа, хороший тонус мышц. Для того, чтобы удостовериться в достаточности грудного молока (если при этом ребенка не допаивают водой, чаями и не докармливают смесями), используют:

1) Количество мочеиспусканий в сутки.

Первые 1-2 дня после рождения грудной ребенок должен мочить 1-2 пеленки в сутки. На 3-4 день количество мокрых пеленок должно увеличиться минимум до 6 в сутки. После прихода молока грудной ребенок должен мочиться 6-8 раз в сутки, нормой считается - 12 и более раз в сутки.

2) Частоту стула.

Грудной ребенок должен опорожнять кишечник минимум 3-4 раза в сутки каждый день примерно до 3-6 недельного возраста. Затем стул становится реже - до 1 раза в день.

3) Набор массы тела.

В первые 3-4 месяца средний набор массы тела для грудного ребенка составляет минимум 450-680 грамм в месяц (максимум 2 кг) или от 113 грамм в неделю.

! Набор массы рассчитывается от самого низкого значения массы тела, а не от массы при рождении. Вспомните формулы расчета массы тела ребенка из курса пропедевтики детского возраста.

Для расчета суточного объема питания для детей первого года жизни применяют способы:

1) Расчет по возрасту ребенка (по А.Н.Шкарину).

8-недельный ребенок должен получать за сутки 800 мл грудного молока; если ребенок младше, то он должен получать на 50 мл меньше на каждую неделю, недостающую до 8 недель; если ребенок старше, то на 50 мл больше на каждый месяц жизни сверх 8 недель. Формула для этого способа расчета выглядит так:

а) для детей моложе 2-х мес. количество молока=800-50(8-n), где n – число недель жизни.

б) для детей старше 2-х мес. количество молока=800+50(n-2), где n – число месяцев жизни.

Например, месячный ребенок должен получать 800 мл – 50 мл´4, т.е. 600 мл; 4-месячный – 800 мл+50 мл´2, т.е. 900 мл.

Формула Г.И. Зайцевой:

суточный объем молока в первые 8 суток жизни=А х n, где А – 2% от массы тела в г, n – число дней жизни.

2) Объемный способ (по Гейнберу и Черни).

До 2-х месячного возраста ребенку необходимо питания около 1/5 части от массы тела.

От 2-х до 4-х месяцев – 1/6, от 4-х до 6-ти месяцев – 1/7,а начиная с 6-ти месячного возраста 1/8 – 1/9 часть от массы тела.

!Общий объем питания в течение суток не должен превышать объем равный 1 литру.

3) Калорийный способ (по М.С.Маслову).

На 1 кг массы тела от 1 до 3-х месяцев жизни ребенок должен получить 120 ккал, с 3-х до 6-ти месяцев – 115 ккал/кг, с 6-ти до 9-ти месяцев – 110 ккал/кг, а с 9-ти месяцев до года – 100 ккал/кг в сутки.

Чтобы окончательно удостовериться в достаточности молока у матери производят контрольное взвешивание ребенка. Для этого малыш взвешивается непосредственно перед прикладыванием к груди и сразу же после кормления (в одних и тех же пеленках). По разнице показателей вычисляют количество полученного молока за одно кормление. Судить об общем количестве высасываемого молока за сутки можно только на основании нескольких повторных контрольных взвешиваний. Совпадение данных, полученных расчетными способами, с количеством молока после контрольных взвешиваний, подтверждает, что молока малышу достаточно.

На протяжении первого года среднее количество кормлений ребенка уменьшается. В первые месяцы жизни доношенный ребенок должен кормиться не менее 6-ти раз в сутки, а недоношенный (или ребенок с гипотрофией) минимум 7 раз в сутки.

Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, на определенном этапе его оказывается недостаточно с точки зрения обеспечения младенца энергией, белком, минеральными солями, микроэлементами, пищевыми волокнами и др. По мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона. Возникает необходимость в введении прикорма.

Прикормом называют все виды продуктов и блюд, кроме жен­ского молока или его заменителей, которые входят в пищевой рацион детей 1 года жизни. Длительное время в нашей стране прикорм делили на так называ­емые корригирующие добавки (соки, желток, творог) и собственно прикорм (ка­ши, овощные пюре и др.). Однако установлено, что смысл введения и корригирующих добавок, и собственно прикорма один и тот же - дополнить необходимыми пищевыми веществами рацион мла­денца. В настоящее время различают про­дукты прикорма и блюда прикорма. Под продуктами прикорма следует понимать соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток. Блюдами прикорма называют то, что постепенно заменяет кормление грудью (или заменителями женского молока). К блюдам прикорма относятся овощные пюре, каши, мясо, рыба и т.д. Понятие же «коррекция грудного вскармливания» в настоящее время сохраняется лишь в отношении соблюдения кормящей матерью мер профилактики пищевой аллергии, гипогалактии и в отношении коррекции своего рациона с помощью различных продуктов для кормящих матерей.

 

Основные объективные причины необходимости введе­ния прикорма

1 Необходимость в дополнительном количестве белков и жиров, которые обеспечиваются соответствующими продуктами при­корма. Например, белковая дотация - это мясо, рыба, творог, молоко, кефир, крупы. Жиры - сливочное и растительное масло, молоко, творог, кефир. Полине­насыщенные жирные кислоты - это растительные масла, рыба, крупы, яичный желток и т. д.

2. Прикорм необходим для тренировки и развития пищеварительной системы и стимуляции моторной активности кишечника.

3. Необходимость приучения ребенка к вкусовым особенностям раз­личных продуктов и блюд. Ребенок должен своевременно начать познавать и привыкать к многообразию вкусов пищевых продуктов. Если этого не происхо­дит в нужный период, то потом могут возникнуть проблемы с «приятием» тех или иных видов продуктов и блюд.

4. Необходимо обучать ребенка навыкам самостоятель­ного приема пищи.

5 Переход к се­мейному столу - еще один необходимый этап, который не следует затягивать.

 

Таблица 3.

Примерная схема естественного вскармливания, количество и сроки введения прикорма (Конь И.Я. с соавт. Методические указания №225 1999 г., утв. МЗ РФ)

Наименование продуктов и блюд Возраст (месяцы жизни) Примечание
0-3             9-12
Фруктовые соки (мл)   5-30 40-50 50-60       90-100 с 3 мес.
Фруктовое пюре (мл)   5-30 40-50 50-60       90-100 с 3,5 мес.
Творог (г)       10-30         с 5 мес.
Желток (шт)         0,25 0,5 0,5 0,5 с 6 мес.
Овощное пюре (г)     10-100           с 4,5-5,5 мес.
Молочная каша (г)       50-100         с 5,5-6,5 мес.
Мясное пюре (г)           5-30   60-70 с 7 мес.
Хлеб пшеничный в/с (г)                 с 7 мес.
Сухари, печенье (г)         3-5     10-15 с 6 мес.
Растительное масло (г)     1-3           с 4,5-5 мес.
Сливочное масло (г)       1-4         с 5 мес.

 

В последние годы все чаще появляются работы о более позднем введении соков и фруктовых пюре, после введении овощных пюре, но в своей работе врачу допускается пользоваться лишь методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Здравоохранения Российской Федерации.

Овощные консервы

Вслед за фруктовыми пюре в питание ребенка в возрасте 4,5-5 мес. ре­комендуется вводить следующий вид прикорма, который характери­зуется более густой консистенцией и более высокой энергетической ценностью — овощные консервы. Постепенно это вид прикорма за­меняет целое кормление. Овощные консервы для детей производят из натуральных зрелых высококачественных овощей (моркови, кар­тофеля, свеклы, томатов, кабачков, цветной капусты, капусты брок­коли, зеленого горошка и др.), к которым добавляют зелень (укроп, петрушку, пастернак), лук, сладкий перец, растительное масло (под­солнечное, кукурузное, рапсовое и др.).

В дополнение к этим компонентам, овощные пюре, выпускаемые зарубежными фирмами, содержат бобовые (фасоль, горох), томаты и томатную пасту. Значительная часть овощных консервов изготовля­ется без добавления соли, поскольку избыточное потребление в ран­нем детском возрасте натрия, входящего в состав поваренной соли, может служить фактором риска возникновения гипертонической бо­лезни в последующие возрастные периоды. Вместе с тем исключение из рецептуры овощных пюре соли делает их вкус пресным и непривыч­ным для родителей. Такая реакция характерна для взрослых людей, у которых прочно сформировался стереотип потребления соленой пищи (вовсе не обязательный с физиологических позиций), но не для детей первых месяцев жизни. Очень важно поэтому вырабатывать привыч­ку к несоленой пище у малышей, в частности, путем исключения соли из овощных пюре и других продуктов прикорма.

Как и фруктовые и фруктово-овощные пюре и соки, овощные пюре служат источником железа, калия и органических кислот; кро­ме того, овощные пюре служат важным источником растительных волокон, включая пектины, в связи с чем они особенно показаны де­тям со склонностью к запорам. Следует, однако, иметь в виду, что у детей с явлениями дискинезии кишечника введение в рацион овощ­ных пюре может, напротив, усиливать запоры и ухудшать состояние ребенка. Овощные пюре мо­гут также служить источником небольших количеств ПНЖК, вхо­дящих в состав растительных масел, добавляемых к пюре.

Вопреки распространенным представлениям, овощные пюре не могут служить важным источником витаминов, если они не обогаще­ны ими дополнительно, так как в процессе стерилизации консервов происходит значительная потеря витамина С и других витаминов. К числу витаминизирован­ных консервов, дополнительно обогащенных витамином С, относят­ся пюре Топ-Топ «Морковь» и «Из моркови и картофеля», Овита/ Нутриция (Польша), а витамином Е — пюре «Овощи с огородика», Хайнц.

При введении в рацион ребенка овощных пюре, как и в случае фруктовых пюре и соков, следует придерживаться описанных уже правил — начинать введение овощного пюре с одного вида овощей, постепенно переходя к 2 видам овощей, а затем к их смеси. В каче­стве первого овощного прикорма (с 4,5 мес.) рекомендуют монопюре из моркови, картофеля, сладкого картофеля (батат), кабачков, цвет­ной капусты (например, пюре Топ-Топ (Нутриция), ХиПП (Австрия), Гербер (США) и др.).

С 5 мес. ассортимент овощей может быть расширен за счет тык­вы, капусты и др. С 6 мес. в состав поликомпонентных пюре включают свеклу, а также томаты, которые принадлежат к числу ово­щей, особенно часто вызывающих аллергию у детей. Томатную пасту, содержащую соль, можно вводить в питание не ранее 6,5-7 мес.

Овощные консервы с включением зеленого горошка и других бо­бовых растений в соответствии с отечественными традициями следу­ет назначать не ранее 7 мес. Это связано с тем, что в составе бобовых культур много растительных волокон и особых видов саха­ров — трисахаридов раффикозы и стахиозы, способных вызвать раз­дражение слизистой и усиление газообразования в кишечнике. По степени измельчения овощные пюре делятся на гомогенизиро­ванные, которые дают детям с 4,5 мес, и протертые — для детей стар­ше 6 мес.

Введение нового вида овощных консервов в рацион ребенка сле­дует производить постепенно, начиная с 3-5 г (1/2 чайной ложки) и увеличивая за 5-7 дней до объема, необходимого по возрасту (120-180 г за 1 кормление). Перед тем, как дать ребенку овощные кон­сервы, их нужно разогреть на водяной бане. Как правило, овощные консервы содержат все необходимые компоненты, включая пище­вые жиры. Однако в некоторых случаях, при необходимости ком­пенсировать недостаток жира в рационе ребенка или повысить его энергетическую ценность (например, для крупных детей), в пюре можно дополнительно добавить растительное или сливочное масло.

Список литературы

1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, М., Медицина, 1985 г.

2. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание, М., 1995 г.

3. Руководство по детскому питанию, Под ред. В.А.Тутельяна, И.Я.Коня, М., 2004 г.

4. Захарова Л.И., Печкуров Д.В. Вскармливание детей первого года жизни, Самара, 2005 г.

5. Нетребенко О.К. Питание как определяющий фактор охраны здоровья детей, М., 2004 г.

 

Метод. рекомендации подготовлены ассистентом кафедры педиатрии Е.Н.Скворцовой

 

Рецензент, доцент И.Л.Соловьева

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ. БЛЮДА ПРИКОРМА. СРОКИ И ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ.

Вид занятия: практическое

Продолжительность занятия – 4 часа

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Признаки достаточности молока у матери

2. Способы расчета суточного объема питания для детей первого года жизни

3. Обоснование необходимости введения прикорма

4. Признаки готовности ребенка к введению прикорма

5. Сроки введения продуктов прикорма

6. Сроки введения блюд прикорма

7. Правила введения прикорма

8. Использование продуктов и блюд прикорма промышленного производства

9. Правила и сроки отлучения ребенка от груди

Распределение времени:

5 мин. – организационный момент

30 мин. – опрос

10 мин. – перерыв

15 мин. – демонстрация больного преподавателем

25 мин. – самостоятельная работа студентов

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Научиться выявлять признаки готовности ребенка к введению прикорма, определять сроки введения различных видов прикорма, рассчитывать суточный объем питания для детей первого года жизни.

Студент должен знать:

1. Объемный и калорийный способы расчета питания для ребенка первого года жизни

2. Значение введения прикорма

3. Последствия несвоевременного введения прикорма

4. Группы продуктов, используемые для прикорма

5. Основные правила введения прикорма

6. Примерное количество и сроки введения каждого вида прикорма

7. Преимущества консервированных блюд прикорма

8. Ассортимент и классификацию консервированных блюд прикорма

9. Физиологические сроки отлучения от груди

10. Признаки готовности ребенка к отлучению от груди

Студент должен уметь:

1. Рассчитывать различными способами количество питания в сутки для детей первого года жизни

2. Определять признаки достаточности молока у матери и признаки готовности ребенка к введению прикорма.

3. Составлять рекомендации по введению продуктов и блюд прикорма

Вопросы для самостоятельной работы студентов:

1. Рассчитать различными способами объем питания ребенку 8-ми месяцев, находящемуся на естественном вскармливании (масса тела 8,5 кг).

2. Составить ему примерную схему питания в течение дня.

3. Составить рекомендации для этого ребенка по использованию продуктов прикорма промышленного приготовления.

У И Р С:

1. Реферативное сообщение по теме занятия

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Основными критериями эффективности грудного вскармливания являются адекватная прибавка массы, темпы роста, хорошее общее состояние и активное поведение ребенка. Здоровый ребенок обычно спокоен, активно сосет грудь, хорошо спит, проголодавшись, громко кричит. У него розовая упругая кожа, хороший тонус мышц. Для того, чтобы удостовериться в достаточности грудного молока (если при этом ребенка не допаивают водой, чаями и не докармливают смесями), используют:

1) Количество мочеиспусканий в сутки.

Первые 1-2 дня после рождения грудной ребенок должен мочить 1-2 пеленки в сутки. На 3-4 день количество мокрых пеленок должно увеличиться минимум до 6 в сутки. После прихода молока грудной ребенок должен мочиться 6-8 раз в сутки, нормой считается - 12 и более раз в сутки.

2) Частоту стула.

Грудной ребенок должен опорожнять кишечник минимум 3-4 раза в сутки каждый день примерно до 3-6 недельного возраста. Затем стул становится реже - до 1 раза в день.

3) Набор массы тела.

В первые 3-4 месяца средний набор массы тела для грудного ребенка составляет минимум 450-680 грамм в месяц (максимум 2 кг) или от 113 грамм в неделю.

! Набор массы рассчитывается от самого низкого значения массы тела, а не от массы при рождении. Вспомните формулы расчета массы тела ребенка из курса пропедевтики детского возраста.

Для расчета суточного объема питания для детей первого года жизни применяют способы:

1) Расчет по возрасту ребенка (по А.Н.Шкарину).

8-недельный ребенок должен получать за сутки 800 мл грудного молока; если ребенок младше, то он должен получать на 50 мл меньше на каждую неделю, недостающую до 8 недель; если ребенок старше, то на 50 мл больше на каждый месяц жизни сверх 8 недель. Формула для этого способа расчета выглядит так:

а) для детей моложе 2-х мес. количество молока=800-50(8-n), где n – число недель жизни.

б) для детей старше 2-х мес. количество молока=800+50(n-2), где n – число месяцев жизни.

Например, месячный ребенок должен получать 800 мл – 50 мл´4, т.е. 600 мл; 4-месячный – 800 мл+50 мл´2, т.е. 900 мл.

Формула Г.И. Зайцевой:

суточный объем молока в первые 8 суток жизни=А х n, где А – 2% от массы тела в г, n – число дней жизни.

2) Объемный способ (по Гейнберу и Черни).

До 2-х месячного возраста ребенку необходимо питания около 1/5 части от массы тела.

От 2-х до 4-х месяцев – 1/6, от 4-х до 6-ти месяцев – 1/7,а начиная с 6-ти месячного возраста 1/8 – 1/9 часть от массы тела.

!Общий объем питания в течение суток не должен превышать объем равный 1 литру.

3) Калорийный способ (по М.С.Маслову).

На 1 кг массы тела от 1 до 3-х месяцев жизни ребенок должен получить 120 ккал, с 3-х до 6-ти месяцев – 115 ккал/кг, с 6-ти до 9-ти месяцев – 110 ккал/кг, а с 9-ти месяцев до года – 100 ккал/кг в сутки.

Чтобы окончательно удостовериться в достаточности молока у матери производят контрольное взвешивание ребенка. Для этого малыш взвешивается непосредственно перед прикладыванием к груди и сразу же после кормления (в одних и тех же пеленках). По разнице показателей вычисляют количество полученного молока за одно кормление. Судить об общем количестве высасываемого молока за сутки можно только на основании нескольких повторных контрольных взвешиваний. Совпадение данных, полученных расчетными способами, с количеством молока после контрольных взвешиваний, подтверждает, что молока малышу достаточно.

На протяжении первого года среднее количество кормлений ребенка уменьшается. В первые месяцы жизни доношенный ребенок должен кормиться не менее 6-ти раз в сутки, а недоношенный (или ребенок с гипотрофией) минимум 7 раз в сутки.

Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, на определенном этапе его оказывается недостаточно с точки зрения обеспечения младенца энергией, белком, минеральными солями, микроэлементами, пищевыми волокнами и др. По мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона. Возникает необходимость в введении прикорма.

Прикормом называют все виды продуктов и блюд, кроме жен­ского молока или его заменителей, которые входят в пищевой рацион детей 1 года жизни. Длительное время в нашей стране прикорм делили на так называ­емые корригирующие добавки (соки, желток, творог) и собственно прикорм (ка­ши, овощные пюре и др.). Однако установлено, что смысл введения и корригирующих добавок, и собственно прикорма один и тот же - дополнить необходимыми пищевыми веществами рацион мла­денца. В настоящее время различают про­дукты прикорма и блюда прикорма. Под продуктами прикорма следует понимать соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток. Блюдами прикорма называют то, что постепенно заменяет кормление грудью (или заменителями женского молока). К блюдам прикорма относятся овощные пюре, каши, мясо, рыба и т.д. Понятие же «коррекция грудного вскармливания» в настоящее время сохраняется лишь в отношении соблюдения кормящей матерью мер профилактики пищевой аллергии, гипогалактии и в отношении коррекции своего рациона с помощью различных продуктов для кормящих матерей.

 

Основные объективные причины необходимости введе­ния прикорма

1 Необходимость в дополнительном количестве белков и жиров, которые обеспечиваются соответствующими продуктами при­корма. Например, белковая дотация - это мясо, рыба, творог, молоко, кефир, крупы. Жиры - сливочное и растительное масло, молоко, творог, кефир. Полине­насыщенные жирные кислоты - это растительные масла, рыба, крупы, яичный желток и т. д.

2. Прикорм необходим для тренировки и развития пищеварительной системы и стимуляции моторной активности кишечника.

3. Необходимость приучения ребенка к вкусовым особенностям раз­личных продуктов и блюд. Ребенок должен своевременно начать познавать и привыкать к многообразию вкусов пищевых продуктов. Если этого не происхо­дит в нужный период, то потом могут возникнуть проблемы с «приятием» тех или иных видов продуктов и блюд.

4. Необходимо обучать ребенка навыкам самостоятель­ного приема пищи.

5 Переход к се­мейному столу - еще один необходимый этап, который не следует затягивать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.076 с.)