Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии оценки достаточности питания ребенка при естественном вскармливании. Блюда прикорма. Сроки и правила введения.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ. БЛЮДА ПРИКОРМА. СРОКИ И ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ. Вид занятия: практическое Продолжительность занятия – 4 часа ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Признаки достаточности молока у матери 2. Способы расчета суточного объема питания для детей первого года жизни 3. Обоснование необходимости введения прикорма 4. Признаки готовности ребенка к введению прикорма 5. Сроки введения продуктов прикорма 6. Сроки введения блюд прикорма 7. Правила введения прикорма 8. Использование продуктов и блюд прикорма промышленного производства 9. Правила и сроки отлучения ребенка от груди Распределение времени: 5 мин. – организационный момент 30 мин. – опрос 10 мин. – перерыв 15 мин. – демонстрация больного преподавателем 25 мин. – самостоятельная работа студентов ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться выявлять признаки готовности ребенка к введению прикорма, определять сроки введения различных видов прикорма, рассчитывать суточный объем питания для детей первого года жизни. Студент должен знать: 1. Объемный и калорийный способы расчета питания для ребенка первого года жизни 2. Значение введения прикорма 3. Последствия несвоевременного введения прикорма 4. Группы продуктов, используемые для прикорма 5. Основные правила введения прикорма 6. Примерное количество и сроки введения каждого вида прикорма 7. Преимущества консервированных блюд прикорма 8. Ассортимент и классификацию консервированных блюд прикорма 9. Физиологические сроки отлучения от груди 10. Признаки готовности ребенка к отлучению от груди Студент должен уметь: 1. Рассчитывать различными способами количество питания в сутки для детей первого года жизни 2. Определять признаки достаточности молока у матери и признаки готовности ребенка к введению прикорма. 3. Составлять рекомендации по введению продуктов и блюд прикорма Вопросы для самостоятельной работы студентов: 1. Рассчитать различными способами объем питания ребенку 8-ми месяцев, находящемуся на естественном вскармливании (масса тела 8,5 кг). 2. Составить ему примерную схему питания в течение дня. 3. Составить рекомендации для этого ребенка по использованию продуктов прикорма промышленного приготовления.
У И Р С: 1. Реферативное сообщение по теме занятия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Основными критериями эффективности грудного вскармливания являются адекватная прибавка массы, темпы роста, хорошее общее состояние и активное поведение ребенка. Здоровый ребенок обычно спокоен, активно сосет грудь, хорошо спит, проголодавшись, громко кричит. У него розовая упругая кожа, хороший тонус мышц. Для того, чтобы удостовериться в достаточности грудного молока (если при этом ребенка не допаивают водой, чаями и не докармливают смесями), используют: 1) Количество мочеиспусканий в сутки. Первые 1-2 дня после рождения грудной ребенок должен мочить 1-2 пеленки в сутки. На 3-4 день количество мокрых пеленок должно увеличиться минимум до 6 в сутки. После прихода молока грудной ребенок должен мочиться 6-8 раз в сутки, нормой считается - 12 и более раз в сутки. 2) Частоту стула. Грудной ребенок должен опорожнять кишечник минимум 3-4 раза в сутки каждый день примерно до 3-6 недельного возраста. Затем стул становится реже - до 1 раза в день. 3) Набор массы тела. В первые 3-4 месяца средний набор массы тела для грудного ребенка составляет минимум 450-680 грамм в месяц (максимум 2 кг) или от 113 грамм в неделю. ! Набор массы рассчитывается от самого низкого значения массы тела, а не от массы при рождении. Вспомните формулы расчета массы тела ребенка из курса пропедевтики детского возраста. Для расчета суточного объема питания для детей первого года жизни применяют способы: 1) Расчет по возрасту ребенка (по А.Н.Шкарину). 8-недельный ребенок должен получать за сутки 800 мл грудного молока; если ребенок младше, то он должен получать на 50 мл меньше на каждую неделю, недостающую до 8 недель; если ребенок старше, то на 50 мл больше на каждый месяц жизни сверх 8 недель. Формула для этого способа расчета выглядит так: а) для детей моложе 2-х мес. количество молока=800-50(8-n), где n – число недель жизни. б) для детей старше 2-х мес. количество молока=800+50(n-2), где n – число месяцев жизни. Например, месячный ребенок должен получать 800 мл – 50 мл´4, т.е. 600 мл; 4-месячный – 800 мл+50 мл´2, т.е. 900 мл. Формула Г.И. Зайцевой: суточный объем молока в первые 8 суток жизни=А х n, где А – 2% от массы тела в г, n – число дней жизни.
2) Объемный способ (по Гейнберу и Черни). До 2-х месячного возраста ребенку необходимо питания около 1/5 части от массы тела. От 2-х до 4-х месяцев – 1/6, от 4-х до 6-ти месяцев – 1/7,а начиная с 6-ти месячного возраста 1/8 – 1/9 часть от массы тела. !Общий объем питания в течение суток не должен превышать объем равный 1 литру. 3) Калорийный способ (по М.С.Маслову). На 1 кг массы тела от 1 до 3-х месяцев жизни ребенок должен получить 120 ккал, с 3-х до 6-ти месяцев – 115 ккал/кг, с 6-ти до 9-ти месяцев – 110 ккал/кг, а с 9-ти месяцев до года – 100 ккал/кг в сутки. Чтобы окончательно удостовериться в достаточности молока у матери производят контрольное взвешивание ребенка. Для этого малыш взвешивается непосредственно перед прикладыванием к груди и сразу же после кормления (в одних и тех же пеленках). По разнице показателей вычисляют количество полученного молока за одно кормление. Судить об общем количестве высасываемого молока за сутки можно только на основании нескольких повторных контрольных взвешиваний. Совпадение данных, полученных расчетными способами, с количеством молока после контрольных взвешиваний, подтверждает, что молока малышу достаточно. На протяжении первого года среднее количество кормлений ребенка уменьшается. В первые месяцы жизни доношенный ребенок должен кормиться не менее 6-ти раз в сутки, а недоношенный (или ребенок с гипотрофией) минимум 7 раз в сутки. Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, на определенном этапе его оказывается недостаточно с точки зрения обеспечения младенца энергией, белком, минеральными солями, микроэлементами, пищевыми волокнами и др. По мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона. Возникает необходимость в введении прикорма. Прикормом называют все виды продуктов и блюд, кроме женского молока или его заменителей, которые входят в пищевой рацион детей 1 года жизни. Длительное время в нашей стране прикорм делили на так называемые корригирующие добавки (соки, желток, творог) и собственно прикорм (каши, овощные пюре и др.). Однако установлено, что смысл введения и корригирующих добавок, и собственно прикорма один и тот же - дополнить необходимыми пищевыми веществами рацион младенца. В настоящее время различают продукты прикорма и блюда прикорма. Под продуктами прикорма следует понимать соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток. Блюдами прикорма называют то, что постепенно заменяет кормление грудью (или заменителями женского молока). К блюдам прикорма относятся овощные пюре, каши, мясо, рыба и т.д. Понятие же «коррекция грудного вскармливания» в настоящее время сохраняется лишь в отношении соблюдения кормящей матерью мер профилактики пищевой аллергии, гипогалактии и в отношении коррекции своего рациона с помощью различных продуктов для кормящих матерей.
Основные объективные причины необходимости введения прикорма 1 Необходимость в дополнительном количестве белков и жиров, которые обеспечиваются соответствующими продуктами прикорма. Например, белковая дотация - это мясо, рыба, творог, молоко, кефир, крупы. Жиры - сливочное и растительное масло, молоко, творог, кефир. Полиненасыщенные жирные кислоты - это растительные масла, рыба, крупы, яичный желток и т. д. 2. Прикорм необходим для тренировки и развития пищеварительной системы и стимуляции моторной активности кишечника.
3. Необходимость приучения ребенка к вкусовым особенностям различных продуктов и блюд. Ребенок должен своевременно начать познавать и привыкать к многообразию вкусов пищевых продуктов. Если этого не происходит в нужный период, то потом могут возникнуть проблемы с «приятием» тех или иных видов продуктов и блюд. 4. Необходимо обучать ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. 5 Переход к семейному столу - еще один необходимый этап, который не следует затягивать.
Таблица 3. Примерная схема естественного вскармливания, количество и сроки введения прикорма (Конь И.Я. с соавт. Методические указания №225 1999 г., утв. МЗ РФ)
В последние годы все чаще появляются работы о более позднем введении соков и фруктовых пюре, после введении овощных пюре, но в своей работе врачу допускается пользоваться лишь методическими рекомендациями, утвержденными Министерством Здравоохранения Российской Федерации. Овощные консервы Вслед за фруктовыми пюре в питание ребенка в возрасте 4,5-5 мес. рекомендуется вводить следующий вид прикорма, который характеризуется более густой консистенцией и более высокой энергетической ценностью — овощные консервы. Постепенно это вид прикорма заменяет целое кормление. Овощные консервы для детей производят из натуральных зрелых высококачественных овощей (моркови, картофеля, свеклы, томатов, кабачков, цветной капусты, капусты брокколи, зеленого горошка и др.), к которым добавляют зелень (укроп, петрушку, пастернак), лук, сладкий перец, растительное масло (подсолнечное, кукурузное, рапсовое и др.). В дополнение к этим компонентам, овощные пюре, выпускаемые зарубежными фирмами, содержат бобовые (фасоль, горох), томаты и томатную пасту. Значительная часть овощных консервов изготовляется без добавления соли, поскольку избыточное потребление в раннем детском возрасте натрия, входящего в состав поваренной соли, может служить фактором риска возникновения гипертонической болезни в последующие возрастные периоды. Вместе с тем исключение из рецептуры овощных пюре соли делает их вкус пресным и непривычным для родителей. Такая реакция характерна для взрослых людей, у которых прочно сформировался стереотип потребления соленой пищи (вовсе не обязательный с физиологических позиций), но не для детей первых месяцев жизни. Очень важно поэтому вырабатывать привычку к несоленой пище у малышей, в частности, путем исключения соли из овощных пюре и других продуктов прикорма.
Как и фруктовые и фруктово-овощные пюре и соки, овощные пюре служат источником железа, калия и органических кислот; кроме того, овощные пюре служат важным источником растительных волокон, включая пектины, в связи с чем они особенно показаны детям со склонностью к запорам. Следует, однако, иметь в виду, что у детей с явлениями дискинезии кишечника введение в рацион овощных пюре может, напротив, усиливать запоры и ухудшать состояние ребенка. Овощные пюре могут также служить источником небольших количеств ПНЖК, входящих в состав растительных масел, добавляемых к пюре. Вопреки распространенным представлениям, овощные пюре не могут служить важным источником витаминов, если они не обогащены ими дополнительно, так как в процессе стерилизации консервов происходит значительная потеря витамина С и других витаминов. К числу витаминизированных консервов, дополнительно обогащенных витамином С, относятся пюре Топ-Топ «Морковь» и «Из моркови и картофеля», Овита/ Нутриция (Польша), а витамином Е — пюре «Овощи с огородика», Хайнц. При введении в рацион ребенка овощных пюре, как и в случае фруктовых пюре и соков, следует придерживаться описанных уже правил — начинать введение овощного пюре с одного вида овощей, постепенно переходя к 2 видам овощей, а затем к их смеси. В качестве первого овощного прикорма (с 4,5 мес.) рекомендуют монопюре из моркови, картофеля, сладкого картофеля (батат), кабачков, цветной капусты (например, пюре Топ-Топ (Нутриция), ХиПП (Австрия), Гербер (США) и др.). С 5 мес. ассортимент овощей может быть расширен за счет тыквы, капусты и др. С 6 мес. в состав поликомпонентных пюре включают свеклу, а также томаты, которые принадлежат к числу овощей, особенно часто вызывающих аллергию у детей. Томатную пасту, содержащую соль, можно вводить в питание не ранее 6,5-7 мес. Овощные консервы с включением зеленого горошка и других бобовых растений в соответствии с отечественными традициями следует назначать не ранее 7 мес. Это связано с тем, что в составе бобовых культур много растительных волокон и особых видов сахаров — трисахаридов раффикозы и стахиозы, способных вызвать раздражение слизистой и усиление газообразования в кишечнике. По степени измельчения овощные пюре делятся на гомогенизированные, которые дают детям с 4,5 мес, и протертые — для детей старше 6 мес.
Введение нового вида овощных консервов в рацион ребенка следует производить постепенно, начиная с 3-5 г (1/2 чайной ложки) и увеличивая за 5-7 дней до объема, необходимого по возрасту (120-180 г за 1 кормление). Перед тем, как дать ребенку овощные консервы, их нужно разогреть на водяной бане. Как правило, овощные консервы содержат все необходимые компоненты, включая пищевые жиры. Однако в некоторых случаях, при необходимости компенсировать недостаток жира в рационе ребенка или повысить его энергетическую ценность (например, для крупных детей), в пюре можно дополнительно добавить растительное или сливочное масло. Список литературы 1. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней, М., Медицина, 1985 г. 2. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Детское питание, М., 1995 г. 3. Руководство по детскому питанию, Под ред. В.А.Тутельяна, И.Я.Коня, М., 2004 г. 4. Захарова Л.И., Печкуров Д.В. Вскармливание детей первого года жизни, Самара, 2005 г. 5. Нетребенко О.К. Питание как определяющий фактор охраны здоровья детей, М., 2004 г.
Метод. рекомендации подготовлены ассистентом кафедры педиатрии Е.Н.Скворцовой
Рецензент, доцент И.Л.Соловьева
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТАТОЧНОСТИ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ЕСТЕСТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ. БЛЮДА ПРИКОРМА. СРОКИ И ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ. Вид занятия: практическое Продолжительность занятия – 4 часа ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ: 1. Признаки достаточности молока у матери 2. Способы расчета суточного объема питания для детей первого года жизни 3. Обоснование необходимости введения прикорма 4. Признаки готовности ребенка к введению прикорма 5. Сроки введения продуктов прикорма 6. Сроки введения блюд прикорма 7. Правила введения прикорма 8. Использование продуктов и блюд прикорма промышленного производства 9. Правила и сроки отлучения ребенка от груди Распределение времени: 5 мин. – организационный момент 30 мин. – опрос 10 мин. – перерыв 15 мин. – демонстрация больного преподавателем 25 мин. – самостоятельная работа студентов ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Научиться выявлять признаки готовности ребенка к введению прикорма, определять сроки введения различных видов прикорма, рассчитывать суточный объем питания для детей первого года жизни. Студент должен знать: 1. Объемный и калорийный способы расчета питания для ребенка первого года жизни 2. Значение введения прикорма 3. Последствия несвоевременного введения прикорма 4. Группы продуктов, используемые для прикорма 5. Основные правила введения прикорма 6. Примерное количество и сроки введения каждого вида прикорма 7. Преимущества консервированных блюд прикорма 8. Ассортимент и классификацию консервированных блюд прикорма 9. Физиологические сроки отлучения от груди 10. Признаки готовности ребенка к отлучению от груди Студент должен уметь: 1. Рассчитывать различными способами количество питания в сутки для детей первого года жизни 2. Определять признаки достаточности молока у матери и признаки готовности ребенка к введению прикорма. 3. Составлять рекомендации по введению продуктов и блюд прикорма Вопросы для самостоятельной работы студентов: 1. Рассчитать различными способами объем питания ребенку 8-ми месяцев, находящемуся на естественном вскармливании (масса тела 8,5 кг). 2. Составить ему примерную схему питания в течение дня. 3. Составить рекомендации для этого ребенка по использованию продуктов прикорма промышленного приготовления. У И Р С: 1. Реферативное сообщение по теме занятия
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Основными критериями эффективности грудного вскармливания являются адекватная прибавка массы, темпы роста, хорошее общее состояние и активное поведение ребенка. Здоровый ребенок обычно спокоен, активно сосет грудь, хорошо спит, проголодавшись, громко кричит. У него розовая упругая кожа, хороший тонус мышц. Для того, чтобы удостовериться в достаточности грудного молока (если при этом ребенка не допаивают водой, чаями и не докармливают смесями), используют: 1) Количество мочеиспусканий в сутки. Первые 1-2 дня после рождения грудной ребенок должен мочить 1-2 пеленки в сутки. На 3-4 день количество мокрых пеленок должно увеличиться минимум до 6 в сутки. После прихода молока грудной ребенок должен мочиться 6-8 раз в сутки, нормой считается - 12 и более раз в сутки. 2) Частоту стула. Грудной ребенок должен опорожнять кишечник минимум 3-4 раза в сутки каждый день примерно до 3-6 недельного возраста. Затем стул становится реже - до 1 раза в день. 3) Набор массы тела. В первые 3-4 месяца средний набор массы тела для грудного ребенка составляет минимум 450-680 грамм в месяц (максимум 2 кг) или от 113 грамм в неделю. ! Набор массы рассчитывается от самого низкого значения массы тела, а не от массы при рождении. Вспомните формулы расчета массы тела ребенка из курса пропедевтики детского возраста. Для расчета суточного объема питания для детей первого года жизни применяют способы: 1) Расчет по возрасту ребенка (по А.Н.Шкарину). 8-недельный ребенок должен получать за сутки 800 мл грудного молока; если ребенок младше, то он должен получать на 50 мл меньше на каждую неделю, недостающую до 8 недель; если ребенок старше, то на 50 мл больше на каждый месяц жизни сверх 8 недель. Формула для этого способа расчета выглядит так: а) для детей моложе 2-х мес. количество молока=800-50(8-n), где n – число недель жизни. б) для детей старше 2-х мес. количество молока=800+50(n-2), где n – число месяцев жизни. Например, месячный ребенок должен получать 800 мл – 50 мл´4, т.е. 600 мл; 4-месячный – 800 мл+50 мл´2, т.е. 900 мл. Формула Г.И. Зайцевой: суточный объем молока в первые 8 суток жизни=А х n, где А – 2% от массы тела в г, n – число дней жизни. 2) Объемный способ (по Гейнберу и Черни). До 2-х месячного возраста ребенку необходимо питания около 1/5 части от массы тела. От 2-х до 4-х месяцев – 1/6, от 4-х до 6-ти месяцев – 1/7,а начиная с 6-ти месячного возраста 1/8 – 1/9 часть от массы тела. !Общий объем питания в течение суток не должен превышать объем равный 1 литру. 3) Калорийный способ (по М.С.Маслову). На 1 кг массы тела от 1 до 3-х месяцев жизни ребенок должен получить 120 ккал, с 3-х до 6-ти месяцев – 115 ккал/кг, с 6-ти до 9-ти месяцев – 110 ккал/кг, а с 9-ти месяцев до года – 100 ккал/кг в сутки. Чтобы окончательно удостовериться в достаточности молока у матери производят контрольное взвешивание ребенка. Для этого малыш взвешивается непосредственно перед прикладыванием к груди и сразу же после кормления (в одних и тех же пеленках). По разнице показателей вычисляют количество полученного молока за одно кормление. Судить об общем количестве высасываемого молока за сутки можно только на основании нескольких повторных контрольных взвешиваний. Совпадение данных, полученных расчетными способами, с количеством молока после контрольных взвешиваний, подтверждает, что молока малышу достаточно. На протяжении первого года среднее количество кормлений ребенка уменьшается. В первые месяцы жизни доношенный ребенок должен кормиться не менее 6-ти раз в сутки, а недоношенный (или ребенок с гипотрофией) минимум 7 раз в сутки. Несмотря на несомненные достоинства материнского молока, на определенном этапе его оказывается недостаточно с точки зрения обеспечения младенца энергией, белком, минеральными солями, микроэлементами, пищевыми волокнами и др. По мере роста ребенка возникает необходимость в расширении его рациона. Возникает необходимость в введении прикорма. Прикормом называют все виды продуктов и блюд, кроме женского молока или его заменителей, которые входят в пищевой рацион детей 1 года жизни. Длительное время в нашей стране прикорм делили на так называемые корригирующие добавки (соки, желток, творог) и собственно прикорм (каши, овощные пюре и др.). Однако установлено, что смысл введения и корригирующих добавок, и собственно прикорма один и тот же - дополнить необходимыми пищевыми веществами рацион младенца. В настоящее время различают продукты прикорма и блюда прикорма. Под продуктами прикорма следует понимать соки, фруктовое пюре, творог, яичный желток. Блюдами прикорма называют то, что постепенно заменяет кормление грудью (или заменителями женского молока). К блюдам прикорма относятся овощные пюре, каши, мясо, рыба и т.д. Понятие же «коррекция грудного вскармливания» в настоящее время сохраняется лишь в отношении соблюдения кормящей матерью мер профилактики пищевой аллергии, гипогалактии и в отношении коррекции своего рациона с помощью различных продуктов для кормящих матерей.
Основные объективные причины необходимости введения прикорма 1 Необходимость в дополнительном количестве белков и жиров, которые обеспечиваются соответствующими продуктами прикорма. Например, белковая дотация - это мясо, рыба, творог, молоко, кефир, крупы. Жиры - сливочное и растительное масло, молоко, творог, кефир. Полиненасыщенные жирные кислоты - это растительные масла, рыба, крупы, яичный желток и т. д. 2. Прикорм необходим для тренировки и развития пищеварительной системы и стимуляции моторной активности кишечника. 3. Необходимость приучения ребенка к вкусовым особенностям различных продуктов и блюд. Ребенок должен своевременно начать познавать и привыкать к многообразию вкусов пищевых продуктов. Если этого не происходит в нужный период, то потом могут возникнуть проблемы с «приятием» тех или иных видов продуктов и блюд. 4. Необходимо обучать ребенка навыкам самостоятельного приема пищи. 5 Переход к семейному столу - еще один необходимый этап, который не следует затягивать.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.45.16 (0.015 с.) |