Модуль 6. Социальная отчетность компании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 6. Социальная отчетность компании



Лекция 18.

Что такое корпоративный социальный отчет?

 

В настоящее время все большее число компаний, наряду с годовыми отчетами, публикуют информацию о своих социальных программах. Чем они руководствуются, обращая свой взор в сторону создания корпоративного социального отчета? Британские исследователи выделяют три преимущества, которые извлекают компании из практики нефинансовой отчетности. Во-первых, это мощный инструмент создания единого и целостного представления о компании. Во-вторых, распространение такого рода информации способствует улучшению функционирования рынков. И, наконец, нефинансовая отчетность позволяет компаниям удовлетворять растущее количество общественных запросов по деятельности компании.

Среди корпораций, регулярно публикующих свои социальные отчеты, можно назвать такие всемирно известные компании как: «BP Amoco», «Johnson & Johnson», «Konica», «Nokia», «Procter & Gamble», «Royal Dutch Shell», «Банк ABN AMRO», «Группа Данон», «Форд», «Интел», «Нестле», «Юнилевер» и др.

Корпоративный социальный отчет - это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своей миссии или стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.

Тематическая структура разделов социального отчета, процесс его подготовки и распространения, оценка обратной связи от основных заинтересованных аудиторий зависят от особенностей хозяйственной деятельности компании и от специфики выбранной стратегии коммуникации ее социальной роли.

Социальный отчет позволяет компаниям не только представить в консолидированном виде информацию о своих приоритетных социальных программах, но и довести ее до сведения широкого круга заинтересованных в деятельности компании сторон. Тем самым, он представляет собой инструмент коммуникации социальной ответственности компании.

Основными принципами социальной отчетности выступают следующие:

· определение существенных показателей;

· указание временных границ расчетов;

· допущение неизменности существенных показателей;

· консерватизм или принцип осторожности;

· соответствие концепции существенности или значимости.

При создании отчетности по социальной ответственности остается серьезная проблема, суть которой в том, что ни акционеры, ни менеджеры не способны достоверно оценить количественно соотношение между этикой и финансовыми результатами деятельности организации, а все, что не поддается измерению, как правило, игнорируется. В то же время этические и социальные аспекты являются важными движущими силами в достижении организацией качественных успехов, и их значение в ближайшее годы многократно возрастет.

На сегодняшний день социальная отчетность бизнеса на законных основаниях запрашивается государственными органами в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции и Великобритании.

 

Лекция 19.

Ключевые аспекты составления социального отчета компании

 

Какую выгоду получают компании от представления социальной отчетности?

Во-первых, корпоративный социальный отчет действует как рекламная акция, приводя к улучшению репутации компании в глазах общества, что, в конечном счете, стимулирует спрос на товары гораздо существеннее, чем традиционные рекламные кампании, навязывающие потребителю какой-либо продукт, потому что профессионально представленный отчет о помощи конкретным людям имеет гораздо больший публичный эффект.

Во-вторых, компания, которая регулярно сообщает о своих социальных проектах, наверняка будет получать «встречные» предложения от общественных организаций и благотворительных фондов, которые позволят ей отобрать те идеи и программы, которые принесут максимальный совокупный результат - как для общества, так и для самой компании.

Наконец, регулярная подготовка и публикация социальной отчетности повысит оценку компании в глазах акционеров и инвесторов, которые будут лучше представлять себе направления расходов и видеть более эффективное использование ресурсов компании (конечно, если только компания не просто тратит деньги на множество мелких программ, а реализует принцип социально-значимых направлений в своей общественной деятельности).

Таким образом, социальная отчетность будет и способствовать улучшению имиджа компании, и делать ее более прозрачной с точки зрения финансовых потоков. Эти идеи нашли отражение в концепции «тройственной базовой отчетности» (Triple Bottom Line Reporting), которая требует от компаний полного и достоверного раскрытия информации о финансовом положении и деловой стратегии(финансовый отчет), участии компании в решении общественных проблем (социальный отчет) и защите окружающей среды (экологический отчет). Все больше общественных организаций и межгосударственных структур склоняются к тому, что для всесторонней оценки компаний необходимо именно такое сочетание раскрытия информации в рамках корпоративного социального отчета.

При подготовке социальных отчетов многие компании следуют принципам и правилам, изложенным в международных стандартах представления отчетности, таким как Глобальная инициатива по представлению отчетности (GRI), Accountability 1000, Социальная ответственность 8000 и др.

Ключевым аспектом создания социального отчета компании является его оценка и валидация на независимой площадке, а также использование рекомендательных стандартов и участие в различных инициативах в области социальной ответственности. Независимым аудитором корпоративного социального отчета могут выступать авторитетные аудиторы «большой четверки», сертифицирующие организации, специально созданные экспертные группы, а также общественные организации, специализирующиеся в вопросах корпоративной социальной ответственности. Прохождение таких процедур дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и не носят исключительно рекламного характера.

Основные этапы подготовки и распространения корпоративного социального отчета включают в себя:

· Определение подразделения/создание сводной рабочей группы и формирование процедур по подготовке и распространению корпоративного социального отчета;

· Определение ключевых аспектов, проблематики и направлений, информация о которых будет включаться в социальный отчет, характеризующих эти направления показателей и источников информации;

· Определение внешних и внутренних заинтересованных групп, которые будут участвовать в составлении, оценке и валидации результатов отчета;

· Определение механизмов и индикаторов оценки социальной роли компании;

· Сбор и анализ необходимой информации (включая консультации с заинтересованными группами);

· Подготовка отчета и обеспечение (по возможности) независимой оценки процесса его составления;

· Распространение отчета и сбор комментариев от целевых аудиторий;

· Анализ процесса с точки зрения эффективности социальной стратегии компании и совершенствования социальных программ.

 

Заключение

 

Встраивание социальной ответственности бизнеса в его базовые функции, в традиционную бизнес-модель является сегодня актуальной задачей. Господствующей тенденцией в корпоративной политике становится решение таких проблем как налаживание обратных связей с инвесторами и потребителями, рассмотрение их жалоб и предложений, учет экологических рисков. Все это прямое следствие того, что корпоративный сектор стал осознавать свои более широкие обязательства перед обществом, примеривать к своей деловой практике принципы социально ответственного бизнеса, признавать, что наличие гражданской позиции идет на пользу их бизнесу.

Компании, которые приобрели хорошую репутацию у потребителей благодаря своей активности в социальной и экологической сфере, получают многочисленные преимущества. Среди них более широкие возможности по привлечению квалифицированных кадров, желающих работать в социально ответственных компаниях, доверие и лояльность потребителей, сокращение расходов на судебные разбирательства и ликвидацию ущерба для окружающей среды.

Все больше людей понимают, что смысл жизни и работы состоит не в том, чтобы постоянно приумножить свои деньги. Прибыль перестала быть абсолютным мерилом успеха, потому что существуют бесценные вещи, такие как внутренняя гармония и спокойствие, появляющиеся от сознания того, что твои усилия не бессмысленны, а направлены на улучшение существующего мира, на изменение в лучшую сторону жизни его обитателей.

Разумные предприниматели понимают, что забота о благополучии всего общества и помощь менее удачливому ближнему находится в интересах каждого из них. И пусть щедрость некоторых из них пока питается корыстью и просвещенным эгоизмом, а не этическими соображениями и угрызениями совести.

Многие сомневаются, что в современном обществе развитие социально ответственных инвестиций может носить естественный характер, считая естественным лишь желание богатых слоев общества купить себе страховку от социальных потрясений. Зато эту тенденцию можно рассматривать как признак "взросления" общества, которое само пытается создавать механизмы урегулирования и предотвращения назревающих конфликтов.

 

 

Список литературы:

 

1. Глебова И.С. Социальная ответственность бизнеса в России и за рубежом: Учебное пособие. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008. http://kpfu.ru/docs/F1341669308/2_biz.pdf

2. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н. Управление социальными программами компании / Под ред. Литовченко С.Е. – М.: Ассоциация менеджеров, 2003. – 152 с. ISBN 5-902500-03-6

3. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. – М. Дашков и Ко, 2006. – 195 с. http://www.krichevsky.ru/files/kso.pdf

4. Перегудов С.П. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии / С.П. Перегудов, И.С. Семененко; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 447 с. - ISBN 5-89826-247-4.

 


* Существует несколько индексов, позволяющих оценить степень социальной ответственности организаций, – это FTSE4Good, Dow Jones Sustainable Index и др.

* см. www.CorporateRegister.com



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.51.162 (0.014 с.)