ТОП 10:

Стандарт SA 8000:2001: Социальная ответственность



Откликаясь на потребность в регламентации социальной ответственности, ряд общественных, промышленных и других организаций и фирм, а также служб управления США и Европы создали на основе консенсуса первый международный стандарт “Социальная ответственность 8000" (SA 8000: 1997).

Первая версия стандарта SA 8000 была разработана Агентством по аккредитации Совета по экономическим приоритетам (Council on Economic Priorities Accreditation Agency – CEPAA) и введена в действие с октября 1997 г. Второе издание SA 8000 введено в 2001 г. Данный стандарт оговаривает требования по социальной ответственности, чтобы позволить компании сертифицироваться по SA 8000.

Стандарт считается международным, хотя официально не принят ни одной из международных организаций. Требования стандарта распространяются на любые географические регионы, отрасли промышленности и предприятия (независимо от их размера). Последние должны соблюдать эти требования (как и национальное законодательство), разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управление указанными выше проблемами, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие требованиям стандарта.

Высокий статус документа обеспечен тем, что его идеологическую основу составляют:

• Всеобщая декларация прав человека (the Universal Declaration of Human Rights),

• Конвенция ООН по правам детей (UN Convention on the Rights of the Child),

• Конвенция ООН по ликвидации всех форм дискриминации женщин,

• конвенции и рекомендации Международной организации труда и других служб по защите прав человека.

В стандарте 4 раздела, первые три – общие. Четвертый раздел (Требования социальной ответственности) содержит 9 подразделов; восемь рассматривают требования к деятельности, основанные на международных нормах прав человека; девятый — требования к системам менеджмента — предназначен для использования применяемой ранее практики в организационных процедурах и действиях:

1. Детский труд

2. Принудительный труд

3. Здоровье и безопасность

4. Свобода ассоциаций и право на коллективный договор

5. Дискриминация

6. Дисциплинарные порядки

7. Рабочее время

8. Заработная плата

9. Системы менеджмента

Стандарт обеспечивает определение этических критериев при производстве товаров и услуг и удачно дополняет стандарты ИСО серий 9000, 14000 и OHSAS 18001, являясь универсальным средством для практической реализации этической и нравственной деятельности администрации. Таким образом, социальная ответственность компаний выходит на одно из первых мест среди объектов стандартизации в области менеджмента. Система социального и этического менеджмента, соответствующая требованиям стандарта SA 8000, является дополнением системы менеджмента качества, отвечающей требованиям МС ИСО серии 9000, системы экологического менеджмента (МС ИСО 14001), системы управления профессиональными рисками (OHSAS 18001) и др. Их создание — это основа формирования интегрированной системы управления, позволяющей сокращать риски и повышать прибыльность предприятия.

Предприятия, создавшие систему социального и этического менеджмента и прошедшие сертификацию на соответствие требованиям стандарта SA 8000, получают ряд преимуществ.

1. Преимущества для работников:

• сокращение числа аварий на рабочих местах;

• возросшие возможности по организации профсоюзов и коллективному ведению переговоров;

• возможность улучшения условий труда;

• осведомленность об основных трудовых правах;

• возможность общаться непосредственно с работодателем по вопросам трудовых прав;

• доказательство того, что трудовые права — это благо не только для общества, но и для бизнеса;

• улучшение бизнес-деятельности приводит к экономическому росту и созданию новых рабочих мест.

2. Преимущества для работодателей:

• надежный и эффективный способ проявить социальную ответственность;

• улучшение репутации компании и повышение популярности ее торговой марки;

• дополнительные возможности привлекать и удерживать работников;

• повышение качества и рост производительности;

• экономия от сокращения потерянных рабочих дней и снижения числа страховых счетов;

• улучшение отношений с работниками, профсоюзами, компаниями, потребителями, неправительственными организациями и правительством.

3. Преимущества для потребителей и инвесторов:

• четкая и надежная информация для тех, кто при закупках руководствуется этическими критериями;

• полезная информация для социально ответственных инвесторов;

• подтверждение того, что продукты произведены с соблюдением всех гуманитарных норм;

• идентификация компаний, делающих значительные успехи в деле соблюдения всех гуманитарных норм;

• расширение ассортимента товаров и географии производства.

SA 8000 представляет лишь одну из возможных методологий управления социальной ответственности. Он построен на тех же системных подходах, что и стандарты ИСО 9000 (управление качеством) и ИСО 14001 (управление охраной окружающей среды), однако существенно отличается от них по базовым значениям применяемых оценочных показателей.

SA 8000 устанавливает определенные базовые требования, и только при их выполнении организация может быть признана соответствующей данному стандарту. Одна из особенностей, отличающих аудиты социальной ответственности, состоит в том, что помимо традиционных инспекций фактической ситуации в организации осуществляется опрос и изучаются мнения большого круга заинтересованных лиц (не только сотрудников, но и представителей местного сообщества). Для этого проводятся интервью с целевыми группами. Субъективная информация, полученная в ходе опросов (например, относительно злоупотреблений при найме на работу), обобщается и используется для составления объективных свидетельств. Если аудит не дал положительного результата, необходимого для выдачи сертификата соответствия требованиям SA 8000, эксперты должны подготовить рекомендации, которые помогли бы организациям улучшить положение дел. Стандарт становится, таким образом, не только средством оценки реального соблюдения социально-этических норм, но и инструментом помощи проверяемой фирме.

Первой организацией, получившей сертификат соответствия требованиям стандарта SA 8000, стала фабрика компании Avon Cosmetics в Нью-Йорке, и число таких фирм растет.

Общим для стандартов ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001 и SA 8000 является требование разработки системы менеджмента, нацеленной на постоянное улучшение. В основе этих стандартов лежит сходная методология, предусматривающая аудиты аккредитованных органов. Но между ними существуют и различия. Во-первых, в отличие от стандартов ИСО, SA 8000 обладает показателями деятельности: чтобы обеспечить соответствие этому стандарту, недостаточно просто наличия системы менеджмента. Во-вторых, стандарты ИСО вначале были разработаны на национальном уровне, а затем гармонизированы, в то время как стандарт SA 8000 с самого начала был создан как международный документ. В-третьих, в силу того внимания, которое стандарт SA 8000 уделяет правам работников, в нем значительно большее значение придается проведению бесед с персоналом, чем в стандартах ИСО.

Компания, которая берется работать в соответствии с требованиями стандарта SA 8000, как бы подписывает «хартию порядочности» в бизнесе. Речь идет о рациональном построении производственных отношений, о гуманизации производственного процесса, о влиянии нравственности на результаты труда и успехи в бизнесе.

Прогнозируется, что со временем, в результате пересмотра стандарта и его модернизации, он будет охватывать более широкий спектр этических, социальных и экологических вопросов, но уже сейчас можно сформулировать основные преимущества, которые получат организации. Прежде всего, формируется более привлекательный образ организации в обществе, возрастает доверие и лояльность к ней; становится возможным привлекать, мотивировать и удерживать хороших работников; увеличивается число клиентов, повышается товарооборот, появляется возможность получения выгодных заказов. Благодаря возросшему авторитету организация способна вести более активную, эффективную политику в обществе, расширяя свою деятельность.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.244.18 (0.007 с.)