Источники периода капитализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники периода капитализма.



1. Законодательные акты.

2. Делопроизводственные материалы.

3. Документы политических партий и организаций.

4. Материалы политических процессов.

5. Статистические источники.

6. Периодическая печать.

7. Источники личного происхождения.

1. Законодательные акты.

Особенности законодательства данного периода.

1.В XIX – начале XX вв. понятия «закон», «законодательство» не были достаточно разработаны. Только в начале XX в. в ходе первой российской революции были определены основания для утверждения закона. Любой законодательный акт, утвержденный царем, Государственным Советом и Государственной Думой мог считаться законом.

2.Законодательные акты, по сравнению с предыдущим периодом, стали публиковаться сразу после своего утверждения.

3.Появились новые наименования законодательных актов, такие как, рескрипты, положения, разъяснения.

Приемы и методы анализа законодательных источников.

1. Законодательный акт до своего утверждения проходит длительную подготовку в течение трех стадий (законодательная инициатива, законопроект, верховная санкция з/а.). каждая из этих стадий сопровождается особыми видами документов. Источниковед обязан изучить все документы, предшествовавшие утверждению законодательного акта, причем во взаимосвязи, в совокупности.

2. При изучении корпуса законодательных актов следует учитывать литературно-юридические нормы того времени.

3. В анализе з/а целесообразно использование статистики. Законодательство с полным правом можно назвать массовым источником, поэтому к нему применимы математические методы исследования. В первую очередь, методы группировок (хронологические, тематические, временные и постоянные и т.д. и т.п.)

4. В исследовании з/а не обойтись без сравнительного метода, анализирующего законодательные акты, изданные по одному и тому же вопросу но в разные хронологические отрезки времени.

Основные законодательные акты XIX – начала XX веков.

МАНИФЕСТ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА. 1 января 1810 г. Государственный Совет образовывался на следующих началах: Законодательная инициатива может исходить только от Госсовета. Все законы, уставы и учреждения предлагаются Госсоветом и утверждаются императором. Совет составляется из особ, которым доверяет император. Министры - члены Совета. Председатель – император. В его отсутствие место председателя занимает один из членов по назначению императора. Совет разделяется на департаменты. Каждый департамент имеет определенное число членов во главе с председателем. Министры не могут быть председателями департаментов. Манифест ставил перед Госсоветом определенные задачи, от выполнения которых зависела и судьба нового органа управления. 1) Составить гражданское и уголовное Уложения. 2.)Определить основные направления министерской реформы.3) упорядочить бюджет государства.

МАНИФЕСТ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г.

«О ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕМ ДАРОВАНИИ КРЕПОСТНЫМ ЛЮДЯМ ПРАВ СОСТОЯНИЯ СВОБОДНЫХ СЕЛЬСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ». Основное содержание М. сводится к следующим выводам: «дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей». Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам в постоянное пользование земельные участки. Пользуясь им, крестьяне обязаны исполнять в пользу помещиков определенные повинности в течение некоторого переходного периода. Сами они (крестьяне) называются временнообязанными.

МАНИФЕСТ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ. 6 августа 1905 г. М. объявлялось, что настало время, «призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов». Поэтому императорская власть, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти учредила Государственную Думу.

МАНИФЕСТ 17 ОКТЯБРЯ 1905 г. («Об усовершенствовании государственного порядка»), подписан Николаем II в момент наивысшего подъема Октябрьской всероссийской политической стачки. Провозглашал гражданские свободы, создание Государственной думы. М. в!-м пункте декларировал политические свободы. (Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов

Указы как форма законодательных актов сохранилась от предыдущего периода. По назначению их можно разделить на две большие группы: нормативные и ненормативные. В качестве примера для первой группы можно назвать указ от 8 сентября 1802 года о расширении прав Сената и учреждении министерств. Однако в реальности оказалось, что учреждены были скорее должности министров, чем министерства, коллегиальное начало было сохранено; распределение дел по министерствам оказалось неудачным, новые права, данные Сенату, — мнимыми; сферы компетенции Совета, Сената и министерств были разграничены весьма неопределенно. Министерства, в точном смысле этого слова, созданы в России не реформою 1802 года, а Сперанским в 1811 г. Ненормативные акты распространяли введение изданных ранее правовывх норм на новой территории.

Положения – з/а, определявшие права и обязанности госучреждений, различных обществ, устройство жизни и быта отдельных сословий. К последнему виду относятся ПОЛОЖЕНИЯ О КРЕСТЬЯНАХ, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. 19 февраля 1861 г. В «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» повторяются основные выводы М. только некоторые положения дополняются. 1. Так, земельные наделы и повинности определяются по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением условий: чтобы размер надела, соответствовал местному положению, чтобы повинности крестьян определялись временными договорами на сроки не долее трех лет. На этих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в собственность поземельные угодья именуются крестьянами-собственниками. 2. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейственных. Для вступления крестьян в брак не требуется дозволения помещиков. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить дозволенные подряды. 3. Крестьянам дозволяется производить свободную торговлю, открывать и содержать фабрики и промышленные, торговые и ремесленные заведения, записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах, 4) вступать в гильдии, торговые разряды

В качестве примера положения как совокупности правил об управлении можно привести «Положение 1 января 1864». Этот документ предусматривал создание земства в 34 губерниях Европейской части России.

РЕСКРИПТ (лат. rescriptum, от rescribo — письменно отвечаю) - Акт монарха в форме конкретного предписания министру или какому-либо другому лицу.

Публикация законодательных актов. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ Российской империи, 1-е издание 1830 составлено под руководством М. М. Сперанского, более 30 тыс. законодательных актов с 1649 по 12.12.1825, 45 томов. 2-е издание, ежегодно в 1830-84, более 60 тыс. законодательных актов с 12.12.1825 до 28.2.1881, 55 томов и указатели. 3-е издание, ежегодно до 1916, более 40 тыс. законодательных актов с 1.3.1881 до кон. 1913, 33 тома.

Собрание узаконений и распоряжений правительства, издавалось с 1862 г, включает около 200 тысяч актов. Документы расположены не по мере их утверждения, а по мере поступления в Сенат. Поэтому, работая с этим документом необходимо пользоваться хронологическими и алфавитными указателями к собранию.

Действующим сводом законодательства был Свод законов Российской империи. В СВОДе ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (В РЕДАКЦИИ ОТ 23 АПРЕЛЯ 1906 Г.) бывший свод ЗРИ был значительно переработан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 835; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.004 с.)