Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературные и публицистические произведения XI – XVII вв.

Поиск

Древнерусская письменная литературная традиция тесно связана с христианством. Поэтому деление литературы на светскую и духовную весьма условно: до XVII в. чисто светских произведений не было. Тем не менее в источниковедении часто делят литературные памятники на светские и духовные, поскольку подобное разделение помогает лучше разобраться в огромном комплексе древнерусской литературы.

Весь комплекс древнерусской литературы условно может быть разделен на следующие группы: поучительная литература, житийная литература, хожения, воинские повести, публицистика. Разберем подробнее эти группы.

Поучительная литература. Жанр этой группы появляется почти сразу после крещения Руси. Одним из первых источников подобного рода является «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона. Сохранилось более 50 списков слова. Слово, составленное в 1038 г. является уникальным источником, поскольку представляет собой памятник официальной идеологии Древней Руси. Около 1035 г. появилось «Поучение к братии» новгородского епископа Луки Жидяты. В нем сформулированы основные жизненные ценности древнерусского человека, поэтому этот источник важен для восстановления внутреннего мировоззрения человека Древней Руси. Большую литературную работу проводил Феодосий Печерский (известный нам по ПВЛ) во второй половине XI – начале XII вв. его сочинения сохранились только частично: в составе ПВЛ и житиях Феодосия. Самые известные его произведения – это два поучения. Первое – о казнях божих, второе – о христианских обрядах. Оба этих поучения рассматривают вопросы христианской нравственности, причем не только рядовых людей, но и представителей духовенства.

В число поучительной литературы входит и знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, состоящее из 3 произведений:1)поучения сыновьям, в котором автор призывает соблюдать заповеди церкви, не забывать убогих, чтить отцов церкви, сравнивает господа с любящим отцом; 2) автобиографии великого князя, в содержании которой четко выделяются три сюжетные линии а)отношения с поляками, б)отношения с половцами, в) внутренние взаимоотношения; 3)письма Святославу Ольговичу. В последнем Мономах просил прощения у Святослава за противоправные действия своего сына, позарившегося на чужую землю, и одновременно, прощал Святослава за убийство сына. В целом, три соч. сохранились в составе Лаврентьевской летописи. Любопытно, что в поучении князь предстает с одной стороны как идеальный христианин, с другой – опытный воин.

К жанру посланий относят «Моление Даниила Заточника». Это один из самых загадочных памятников древнерусской литературы (неясен его адресат, ничего не известно, кроме имени, об авторе произведения). Автор - Даниил, человек, близкий княжескому окружению. Об этом свидетельствуют следующие данные: упоминание о беседах с князьями Святославом, Ростиславом, автор имел хорошее образование, знал библейские сюжеты. По содержанию сочинение представляет собой послание к великому князю с суждениями по поводу монастырской жизни, семейных отношений, (плохая жена – погибель для хорошего мужа) и т.д.

Во второй половине XV в. поучительная литература рассматривала вопросы конца света 7000 г., разделения русской митрополии на западную (Литовскую) и восточную (Московскую) части, борьбы против еретических движений. Среди сочинений подобного типа следует отметить 6 посланий митрополита Ионы, 2 слова митрополита Феодосия, послание Филиппа к игумену Троице-Сергиева монастыря. Самое знаменитое произведение, направленное против ереси – это «Просветитель» Иосифа Волоцкого.

В XVI в. самый важный вопрос, волновавший умы – это рост политического статуса Московского государства. Этому наболевшему вопросу были посвящены послания старца Филофея к государям Руси. В XVII в. большая часть поучительной литературы говорила о расколе. Собственно учительскими произведениями являются книга бесед и толкований Аввакума.

К XVII в. относят появление «Домостроя», написанное, как считается, Сильвестром – духовным наставником Ивана Грозного, сподвижником Макария. Домострой представляет собой наставление потомкам. Что означает понятие «домострой»? Дом – здание, семья, хозяйство, страна, земля, род. Поэтому в широком смысле, произведение – правила обустройства мироздания, жизни. Структура сочинения четко распадается на четыре смысловые части: вера, отечество, семья, быт. Именно в такой последовательности строилась лестница ценностей православного человека. Домострой очень ценный источник, он содержит следующие группы сведений: отношение к религии, семейные отношения (родители – дети, муж – жена), быт (перечисление утвари, занятия, постройки), традиции и обычаи (описание свадьбы), т.е. по материалам памятника можно восстановить менталитет средневекового человека.

Житийная литература (агиографическая литература).

Древнерусская литература житий святых начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, т. е. имевшие задачей «похвалу» святому, при чем недостаток сведений (наприм., о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. Ряд чудес святого — необходимая составная часть Ж. В рассказе о самой жизни и подвигах святых часто вовсе не видно черт индивидуальности. Исключения из общего характера первоначальных русских «житий» до XV в. составляют лишь самые первые по времени Ж., «св. Бориса и Глеба» и «Феодосия Печерского», составленные преп. Нестором. Самым ранним циклом житийной литературы является цикл сказаний о Борисе и Глебе. Несколько житийных повестей о Борисе и Глебе создал легендарный автор Пвл Нестор. Всего дошло 250 списков произведений борисо-глебского цикла. В XIII в. в список агиографии вошли житие преподобного Антония Римлянина (написано его учеником Андреем), и житие Авраамия Смоленского (написано учеником Ефремом), в XIV в. список дополнился житиями Кирилла Туровского, митрополита Петра. Еще в XIII в. был составлен Киево-Печерский Патерик. ПАТЕРИК (греч. Paterikon, от pater — отец), сборники жизнеописаний отцов церкви, монахов какого-либо одного монастыря, обычно признанных церковью святыми. Сохранилось несколько редакций Патерика. В содержание вошли сказание о начале Печерского монастыря, Несторово житье, Похвала Феодосию Печерскому и др. произведения. В основе повествования патерика лежали устные предания и действительные исторические факты. Поэтому рассказы его отличаются живостью сюжетов, яркими зарисовками быта эпохи.

Иногда объектом жизнеописания становились князья. Известно, например, «Сказание о житии Александра Невского», написанное не позднее 80-х гг. XIII в. Автор – книжник из окружения владимирского митрополита. Лично знал Невского. В одном рассказе сочетаются строгие традиции агиографического жанра и эпико-географические элементы воинских повестей. По описанию Невский был очень красив, имел храбрость Веспасиана, мудрость Соломона, силу Самсона. Ярко, в деталях рассмотрена битва на Чудовом озере, отношения с западными странами. Восторгаясь князем, автор приводит целый ряд мифов о чудесах, случившихся с ним (похороны, грамота, рука князя).

В первой половине XV в. было составлено несколько житий Сергия Радонежского разными авторами. Первое из них написано Епифанием Премудрым, учеником Сергия, впоследствии в 1440 г. на основе первого жития Пахомий Серб (Логофет) создал новое житие Сергия Радонежского. Продолжатели этих писателей вносят в свои труды новую черту — автобиографическую, так что по «житиям», ими составленным, всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии переходит, в XVI в.. в пустыни и отдаленные от культурных центров местности, в XVI в. Авторы этих Ж. не ограничивались фактами жизни святого и панегириком ему, а старались знакомить с церковными, общественными и государственными условиями, среди которых возникала и развивалась деятельность святого. Ж. этого времени являются, таким образом, ценными первоисточниками культурной и бытовой истории древней Руси. Автора, жившего в Руси Московской, всегда можно отличить, по тенденции, от автора Новгородской, Псковской и Ростовской области.

Новую эпоху в истории русских Ж. составляет деятельность всероссийского митрополита Макария. Его время было особенно обильно новыми «житиями» русских святых, что объясняется с одной стороны усиленною деятельностью этого митрополита по канонизации святых, а с другой — составленными им «великими Минеями-Четиими» -т.е. месячными чтениями. Минеи эти, в которые внесены почти все имевшиеся к тому времени русские Ж., известны в двух редакциях: Софийской и более полной — московского собора 1552 г. Всех отдельных Ж. древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156.

Особняком в житийной литературе стоит «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ», (первоначальный сюжет — вероятно, 2-я пол. 15 в., окончательное оформление Ермолая-Еразма — сер. 16 в (ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ (?-сер. 16 в.), русский мыслитель, писатель, протопоп одной из кремлевских церквей в Москве, член кружка книжников митрополита Макария). Произведение писалось в форме «жития2 муромских новых чудотворцев. Источником сюжета послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней, доброта которой одолевает все социальные препоны. Народное предание оказало такое сильное влияние на Ермолая-Еразма, что он создал произведение, не имеющее, по существу, ничего общего с агиографическим жанром. Весьма характерно в этом отношении, что эта повесть не была включена в «Великие Минеи-Четии»

Совершенно особняком стоит житие протопопа Аввакума, написанное им самим в 1672г. в Пустозерской земляной тюрьме. Спустя десять лет после написания автор был казнен в огненном срубе. Автобиография А. весьма любопытна: она написана как житие святого. Она должна была подтвердить, что дело А. есть дело Божие — а это лучше всего доказывается чудесными знамениями. Отсюда множество сообщений о чудесах, бывших с А., и общий их смысл — освящение свыше мнений и деяний А.: Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам. При всех житийных прикрасах, к которым нужно отнести и неопределенность в обозначении лиц, места и времени, «Житие» А. представляет весьма значительную ценность как исторический источник, характеризуя 1) раскол и отношение к нему в московском обществе; 2) жизнь самого А., и духовенства; 3) быт и нравы как высшего московского общества середины XVII века, так и простых людей; 4) народные традиции и обычаи.

«ХОЖДЕНИЯ», жанр древнерусской литературы, произведения, описывающие путешествия богомольцев (паломников) к святыням Палестины и Византии. Старшее из древнерусских «хождений» — игумена Даниила в нач. 12 в.

Жанр подвергся коренному переосмыслению в сочинении Афанасия Никитина, отправившегося в путь с коммерческими целями.

НИКИТИН Афанасий (?-1475), русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» — ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле. Его путевые записи уточняют и дополняют индийские хроники 1471-74-го гг. Никитин описал пышные выезды местного султана, страшную нищету крестьян, кастовые и религиозные различия («разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся»). В 16-17 вв. его дневник «Хожение за три моря» (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное), неоднократно переписывался. Известно шесть списков. Один из них в нач. 19 в. был найден Н. М. Карамзиным, оценившим исключительное значение труда. Не планируя заранее путешествие за три моря, Никитин оказался первым европейцем, который дал ценное описание средневековой Индии, обрисовав ее просто и правдиво. Труд Никитина представляет интерес не только как один из ярких образцов жанра путевых очерков, т. н. древнерусских «хожений», но и как памятник живого русского языка 15 в.

Воинские повести.

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ», памятник древнерусской литературы кон. 12 в. В основе сюжета — неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185. в союзе с другими князьями. Структура и содержание повести: 1) Половецкий поход «четырех солнц» Игоря, его брата Всеволода, сына Владимира, племянника Олега. 2) Сражения с половцами (первый бой – удачный, второй – неудачный. Всеволод умер на поле брани. Игорь и его сын взяты в плен. 3). «Золотое слово» Святослава Всеволодовича, в котором он оплакивает неразумных молодых князей, отправившихся в поход без должной подготовки и потому проигравших. Частный эпизод русско-половецких войн претворен в событие общерусского масштаба, что придало монументальное звучание основной идее — призыву к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. 4). Плач Ярославны (жены Игоря) – обращение к языческим богам с просьбой вернуть мужа. 5) Бегство Игоря из плена и возвращение его домой. Соединив книжные и фольклорные традиции, неизвестный автор создал уникальное произведение лироэпического жанра; будучи христианином, он вместе с тем прибегает и к языческим образам. Памятник является ценнейшим историческим источником: 1)географические сведения, топонимия, расположение княжеств и их границы; 2) генеалогические сведения, данные о княжеских фамилиях; 3) конкретные исторические факты (поход Игоря, битва на р. Немиге, усобицы князей); 4) система верований и религиозных воззрений; 5)взаимоотношения русских и половцев.

«ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ была написана спустя некоторое время после описываемого события (конец XIII – начало XIV в.) о героическом эпизоде из трагических для Руси времен монголо-татарского нашествия; входит в рязанский цикл произведений об иконе Николы Заразского.

«ЗАДОНЩИНА», памятник древнерусской литературы кон. 14 в., воинская повесть о Куликовской битве 1380; написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве», что было вызвано общей идейной задачей авторов: борьба за единение русских княжеств перед лицом внешнего врага. Ориентация подразумевала символическое противопоставление: гибельный исход событий в «Слове» и победоносный в «Задонщине». Структура произведения: 1) воспоминание о битве на р. Каяле, т.е. сражении, проигранном Игорем Святославичем; 2)похвальные слова Дмитрию Ивановичу и брату его Владимиру Андреевичу и выражение одобрения литовским князьям Ольгердовичам, которые присоединились к походу; 3) описание хода сражения на р. Непрядве, Куликовом поле; 4)плач по убитым; 5) радость по поводу победы.

Одно из самых поздних произведений Куликовского цикла относится к началу XV в. и называется «Сказание о Мамаевом побоище». Сохранилось множество списков этого произведения, которые делятся на 8 редакций. В содержательном отношении источник не совсем достоверен, в нем много художественного вымысла автора. Тем не менее, сказание сообщает сведения, неизвестные по другим источникам. В частности, подробности об обстоятельствах и ходе сражения на берегах Непрядвы.

Одной из последних древнерусских воинских повестей можно считать «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». Повесть непосредственно адресована Михаилу Федоровичу, русскому царю, представляет собой поэтическое описание действительных событий: 4-х месячной осады Азова турками в 1641 г. Мощный опорный пункт турков в 1737 г. был захвачен донскими казаками (5 тыс. человек) в 1637 г. без ведома и согласия русского правительства. Через 4 года султан Ибрагим послал под Азов армию, насчитывавшую около 250 тыс. человек. Казаки героически оборонялись, турки вынуждены были снять осаду, но Земский собор, собравшийся в Москве в январе 1642 г., опасаясь войны с Турцией, отказался принять Азов в русское подданство, остатки казачьего войска покинули город. Автором повести считается один из участников «казачьего посольства» в Москву Федор Иванович Порошин (начальник воинской канцелярии), в прошлом – беглый холоп. Повесть написана во время заседания Земского собора как своеобразный призыв поддержать героическую оборону казаков. В произведении широко использован казачий фольклор.

В целом, воинские повести – это важный исторический источник, поскольку многие сообщаемые в них сведения уникальны.

Публицистика XV – XV вв.

ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. publicus — общественный), род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.

Одной из самых актуальных проблем была проблема самовластья. Пересветов И.С. в сочинениях «Большая и малая челобитные», «Сказание О Магмете Салтане» поднимал вопрос, что является важным для человека и государя – точное соблюдение обрядов или истинная вера.

КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (1528-83), русский князь, государственный деятель, участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне, бежавший в Литву (1564) написал памфлет «История о великом князе Московском» (1573) и 3 обличительных послания «лютому самодержцу» (составивших вместе с 2 ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах царской власти и о ее верности «пресветлому православию»).

Интереснейшим произведением, служащим для оценки отношений великого князя и его приближенных, является «Послание Ивана Грозного Василию Грязному». Василий Грязной – опричник и близкий сподвижник Ивана Г. направленный в 1573 г. воеводой на Донец для отражения нападения крымских татар, он вскоре попал к ним в плен, откуда написал царю письмо с просьбой о выкупе (текст не сохранился). Послание пронизано едким сарказмом и грубым жестоким юмором. В нем Вас. Гр. сравнивается с бабой, он – Василий всего лишь холоп, красная цена таким, как он – 50 руб. Иван Гр. обещал отдать за него сумму в 2 тысячи рублей, а не в 100 тыс. как запросили татары. Царь решительно отказался обменять его на полководца Дивея-мурзу, попавшего в плен к русским, т.к. Василий рангом несоразмерно ниже.

ПАЛИЦЫН Авраамий (?-1627), келарь Троице-Сергиева монастыря, организатор его обороны (1618), написал историческое сочинение, состоящее из 77 глав «Сказание» — ценный источник по истории России нач. 17 в., в т. ч. о «смутном времени».

ТИМОФЕЕВ Иван (ок. 1555-1631), дьяк ряда приказов в Москве, Новгороде и др. городах создал «Временник» — важнейший источник по истории России сер. 16 — нач. 17 вв.

«Повесть о Ерше Ершовиче» - один из самых популярных сатирических памятников XVII в., в котором отразилась сложная обстановка становления поместной системы в Русском государстве, когда тяжбы из-за земельных отношений были особенно часты. Написана она в форме пародии на «судное дело», в процессе которого сын боярский «Ерш Ершович» обманом и насилием отнимает у крестьян Леща, Голавля.

В целом, публицистические произведения являются важным историческим источником, они содержат ценные сведения о полемике в обществе, показываю, какие вопросы интересовали людей Русского государства, какие пути выхода из сложившейся ситуации видели авторы этих произведений.

Источники по истории Отечества XVIII в.

Основные вопросы темы:

1. Изменения в корпусе исторических источников в XVIII в.

2. Законодательные акты XVIII в.

3. Делопроизводственная документация XVIII в.

4. Политические сочинения и публицистика в XVIII в.

5. Экономико-географические описания и статистические описания XVIII в.

6. Источники личного происхождения.

Изменения в корпусе исторических источников в XVIII в. В корпусе исторических источников в XVIII в. произошли большие изменения, выразившиеся в двух направлениях: количественном и качественном. Прежде всего, следует отметить, что в новое время, т.е. в XVIII в. произошел скачок численности источников. В немалой мере, этим мы обязаны преобразованиям Петра I. Одним из введенных им новшеств стало учреждение архивной службы. Кроме того, в XVIII в. часть исторических источников стала публиковаться, что также улучшило сохранность многих документов. Качественное изменение корпуса исторических источников выразилось в трансформации его видовой структуры. Такие виды исторических источников как летописание, житийная литература уходят в прошлое. В то же время появляются новые виды – мемуарная литература, научные и политические сочинения, публицистика, периодическая печать и многие другие. Наряду с сохранением некоторых видов источников, например, актов, появляется большое количество их разновидностей. Так, увеличилось количество разновидностей законодательных актов. Особенностью нового времени является также увеличение числа массовых источников. Что мы называем массовым источником? Массовые источники – источники, возникающие в повседневной жизни, имеющие однородную форму и содержание, тяготеющие к стандартизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 3483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.126 (0.017 с.)