Законодательные акты в XVIII в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные акты в XVIII в.



Необходимо определиться с терминологией. Законодательств - вид исторических источников, объединяющий нормативные документы, разрешенные государственной властью. Законодательство, как вид источника, существовало и в предыдущий период. Однако в XVIII в. у него появились особенности, вызванные тем, что Россия становится не просто большим государством, а империей, что обусловило изменения в среде законодательства, а также тем, что во главе государства становится деятельный реформатор Петр I.

Проведем небольшой обзор тех мероприятий Петра I, что повлекли за собой изменения в государственном строе, и соответственно, в законодательстве изучаемого периода. Во-первых , Боярская Дума и Приказы были заменены Сенатом и коллегиями. Введено новое административно-территориальное деление. В 1708 г. страна была разделена на 8 губерний. В 1719 г. в качестве промежуточного звена между губернией и уездом была введена особая единица – провинция. В целом, возникает система центральных, губернских, провинциальных и уездных органов управления. Церковь теряет свое политическое значение и становится, по сути, одним из звеньев государственной системы управления. Государственный строй России того времени можно охарактеризовать как абсолютизм, т.е. вся власть принадлежит царю, императору, т.е. государю. Соответственно, к законодательным актам данного периода, мы относим те документы, что составлены либо самим государем, либо его поданными, и подписаны верховной властью. Другими словами – право издания новых законов принадлежит только царю. Представители центральных органов власти, таких как Сенат, Синод могли лишь подойти к государю с законодательной инициативой, которую последний мог одобрить или не одобрить. Период петровских преобразований изменил соотношение обычного права и закона. Закон стал главным источником на основе которого решалось дело. Приоритет закона как источника права утвердил указ от 17 апреля 1722 г. в котором отмечалось, что «дабы никто не дерзал… всякие дела вершить и располагать против регламентов». Целым рядом указов Петр I и его последователи определили, что действующим законодательным сводом является Соборное Уложение 1649 г., и все позднейшие правовые нормы, введенные государем. Обязательным для должностных лиц стало отличное знание, строгое соблюдение, точность, буквальность и воспроизведение при решении дела имеющихся законов. Неслучайно во всех делах этой эпохи приводятся цитаты, выдержки по существу решаемого дела. Особенностью законодательства данного периода стала его публикация. По указу от 16 марта 1714 г. устанавливалась непременная публикация всех видов законодательных актов. Если в существующую норму права вносились изменения, то она подлежала повторной публикации. Основными формами извещения населения и публикации их стали: чтение печатных указов в церквах после службы, чтение на базарах, торговых площадях, вывешивание отдельными печатными листами. Естественно, что осуществлялась публикация не только документов текущего характера, но и ретроспективная публикация. Что это означает? К ретроспективной информации относятся документы, опубликованные ранее. Например, Соборное Уложение публиковалось не единожды.

Итак, мы отметили особенности законодательства XVIII в. Перейдем к его разновидностям.

Уже сам Петр I предложил классификацию, основанную на критерии времени. Так, он делил законы на временные и «ко всегдашнему наблюдению», т. е. постоянные. Екатерина II дополнила классификацию Петра I, и предложила трехчастное деление: 1 часть – постоянные законы, 2 часть – временные законы, 3 часть – указы, изданные по частному поводу. Для XVIII в. очень сложно вычленить собственно «закон» и другие «нормативные акты». Поэтому современные исследователи не предлагают классификации законодательства XVIII в., а останавливаются на основных формах и видах законодательных актов. Выделим основные разновидности законодательных актов XVIII в.

Самое важное место в корпусе законодательных источников принадлежит манифестам – з/а, провозглашавшим вступление на престол нового императора, сообщавшим о рождении, браке и кончине лиц императорской фамилии, а также о наиболее значительных реформах. Иногда манифест сопровождался так называемым приложением, которое не подлежало огласке, а предназначалось исключительно для должностных лиц, исполнявших распоряжения, указанные в манифесте. Например, в 1764 г. манифестом была объявлена секуляризация монастырских земель. Местные органы власти получили книги, составленные из 27 приложений с подробным расписанием того, кому и в каких размерах определялась бывшая монастырская земля. Среди известных манифестов следует отметить манифест о вольности дворянства 1762 г., вышеотмеченный манифест о секуляризации земель 1764 г., манифест о генеральном межевании земель 1765 г., определивший порядок размежевания помещичьих земель.

Наиболее многочисленную группу составляют указы – з/а, регулировавшие сферы государственной и общественной жизни. По происхождению их условно можно разделить на три группы:

Указы

 
 

 


1.) Именные 2.)объявленные из Сената 3.) сенатские

1. распоряжение, непосредственный приказ императора

2. тоже распоряжение императора, но текст указа составлен Сенатом

3. решение, постановление Сената по какому-либо вопросу.

По содержанию и значению указы делятся на нормативные, т.е. устанавливающие новые правовые нормы и ненормативные, т.е. решения по частным вопросам. Среди важнейших указов XVIII в. стоит отметить указ 1714 г. о единонаследии, превративший дворянские поместья в вотчины, табель о рангах 1722 г., жалованную грамоту дворянству 1785 г., расширявшую сословные привилегии дворянства, и, наконец, жалованную грамоту городам 1785 г. , по которой все население города делилось на две большие группы: купечество в составе трех гильдий и мещанство.Указами регулировались почти все сферы государственной и общественной жизни. В целом, на основе указов можно получить представление о реформах, проводившихся на территории страны, охарактеризовать круг деятельности, функции и обязательства местного госаппарата.

К законодательным актам можно отнести уставы – специальные акты, регулирующие какую-либо сферу деятельности. Например, воинский устав 1716 г., морской устав 1720 г. (гардемарины), вексельный устав, устав благочиния 1782 г. Воинский устав делился на три части:

· устройство армии, права и обязанности каждого из из армейских чинов

· военное судоустройство и судопроизводство

· строевая и тактическая подготовка

Устав благочиния 1782 г. представляет по сути полицейскую инструкцию, в котором оговаривались права и обязанности благочинного, т.е. полицейского ( в XVIII в. он назывался городничим). Устав предписывал охранять устои православной церкви, запрещать различного рода собрания, сходки, помимо церковных или санкционированных местными органами власти, описывал ситуации, при которых предписывалось брать под стражу нарушителей общественного порядка.

Следующую группу з/а XVIII в. составляют – регламенты, документы регулирующие деятельность государственных учреждений. Самым важным в среди документов подобного рода является Генеральный регламент, утвержденный Петром I в 1720 г. Этот источник – руководство для работы коллегий и других центральных учреждений. Позже были составлены регламенты отдельных коллегий (например – регламент Духовной коллегии 1721 г.) составление четкой инструкции для духовных учреждений, поставило их в один ряд со светскими органами власти. Регламент Главного магистрата 1721 г. является ценным источником по истории городов.

Следующую группу актов представляют учреждения - з/а учредительного характера.

Одним из важнейших учреждений XVIII в. явилось учреждение для управления губерний Всероссийской империи, изданное Екатериной II в 1775 г. По учреждению перекраивались старые административно-территориальные границы, провинции в качестве особой единицы упразднялись. Документ определял состав губернских учреждений, их штаты, чины всех должностных лиц, права и обязанности губернатора – (гл. 1- 4). Главы 5 – 13 регламентировали всю жизнедеятельность новых органов управления – Губернского правления, Казенной палаты, приказа общественного призрения. Город и уезд выделялись в самостоятельные административные единицы. По учреждению городом стал ведать городничий, а уездом – капитан – исправник. Значительная часть «Учреждения» посвящена созданию новой системы сословного судопроизводства. Для каждого сословия создавались особые суды: для дворян – уездный и верхний земский суд, для посадского населения – городовой и губернский магистраты, для государственных крестьян – нижняя и верхняя расправы.

Особую группу законодательных актов составляют документы по внешнеполитическим вопросам. Эти источники представлены несколькими разновидностями: трактатами, конвенциями, договорами. Среди них самыми известными являются Ништадтский договор 1721 г., Кючук- Кайнарджинский мирный договор 1774 г., Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 г., Георгиевский трактат 1783 г.

В заключение отметим, что фактически разновидностей законодательных актов было гораздо больше, и их соотношение на различных хронологических отрезках менялось.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.2.222 (0.011 с.)