Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учёт репрезентативных систем в общенииСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Визуальная 2. Аудиальная 3. кинестетическая – чувственная Различные люди воспринимают, думают по- разному в зависимости от трёх основных систем опыта: · визуальный – воспоминания представляются такому человеку, в виде ярких картин, зрительных образов. Рассказывая, он часто жестикулирует, как бы рисуя в воздухе воображаемые объекты, использует фразы «давайте представим себе», «вот посмотрите», «это выглядело так». Вспоминая, он смотри вверх, говоря с собеседником, смотрит в глаза. · Аудиальный – прослушивает то, что вспоминает. Фразы: «вот послушайте», «это звучало так». При воспоминании взор обращён влево. При разговоре в глаза смотрит редко. Если информация очень интересует,то он поворачивается ухом. · Кинестетический – вспоминает ощущения, запахи, движения, воссоздаёт, повторяя движения. Фразы: «мороз по коже», «я взволнован». Смотрит перед собой или вниз. Следя за движением зрачков, напряжением взгляда, жестами, жестами, словами опытный коммуникатор определяет к какому типу относится его партнёр и старается присоединиться к нему, т.е. пытается говорить на его языке. 2. Под психологическими барьерами понимается всё то, что препятствует активному общению и блокирует его. Под барьером понимают такие психические процессы, свойства или состояния личности, которые блокирует его скрытый интеллектуальный потенциал. Б.Д. Парыгин отмечал, что психические барьеры распространяются не только на предмет труда человека, но и на всю систему его коммуникаций. Они выполняют 2 альтернативные функции: 1) С одной стороны способствуют психологической защищённости личности. 2) С другой стороны реализует мощный резервуар психической, эмоциональной и волевой деятельности. Он писал, что есть основание утверждать, что по своей природе психический барьер представляет собой устойчивую установку или психический настрой личности. Барьеры общения имеют социальный или психологический характер. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.). Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений. Выделяют три формы барьеров общения: 1) барьеры непонимания: • фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов); • стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению); • семантический барьер (различие в системах значений слов); • логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств); 2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процессе общения); 3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию). Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание, с целью их частичного или полного изменения. Не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, образ мыслей, отношения с другими людьми, душевное спокойствие. Соответственно, человек может противиться получению нежелательной для него информации, защищаясь как от источника коммуникации, так от самого сообщения. Защита от информации может проявляться в виде «избегания» • (индивид уклоняется от контактов с определенными людьми, не слушает собеседника в процессе разговора, использует любой предлог для его прекращения) или своеобразного «непонимания» самого сообщения (так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения). Законы коммуникаций: 1) Правда не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель и если получатель неправильно трактует информацию, то вину несёт отправитель. 2) Люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-положительные отношения и не принимает позицию того человека, к которому испытывает отрицательное эмоциональное отношение. Правила: 1) невозможно не коммуникатировать. 2) Любая коммуникация содержит текст и контекст (текст- то, что передаётся, контекст, то что подразумевается.) 3) В любой коммуникации выделяют прямое и опосредованное общение. При опосредованном общении часто информация и контекст теряются. 4) В любой коммуникации выделяют два аспекта: Первый аспект - определяющий содержание. Второй аспект – определяющий отношение. 5) Успех коммуникации зависит от того, какие фазы проходит данный процесс. 6) На уровне чувств и на уровне содержания используются разные языки и способы передачи информации. 7) Важнее то, как говориться, чем то, что говориться 8) Уровень общения определяется базовыми психологическими установками собеседников. 9) Эффективной коммуникация будет если она начиналась как комлиментарная,а закончилась как симметричная. ТЕМА. МАНИПУЛЯЦИИ В ОБЩЕНИИ 1. Характеристика манипуляций в общении 2.Правила нейтрализации манипуляций
Характеристика манипуляций в общении Манипуляция — побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей. К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести: • манипуляция — это вид духовного, психологического воздействия на человека • манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь • манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях — «мишенях • манипуляция предполагает побуждение к совершению определенного действия. Манипуляции — важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов: во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения; во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю; в-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы. И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях. Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении (в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции. • Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения. Примерами манипуляций данной группы являются: • «формирование первичной установки» (изначальное предоставление слова тем, чье • «предоставление материалов лишь накануне» (предоставление участникам • «недопущение повторного обсуждения» (сознательно не допускается поступление • «накал атмосферы» (поочередное предоставление слова агрессивно настроенным • «первоочередная преемственность в голосовании» (предложения выносятся на • «приостановка обсуждения на желаемом варианте» (идея последнего по времени • «выборочная лояльность в соблюдении регламента» (одни выступающие жестко • «перерыв в обсуждении» (перерыв объявляется в тот момент, когда может быть • «выпускание пара на несущественных вопросах» (обсуждение начинается с • «избыточное информирование» (готовится очень много проектов решений, короткое время обсуждения); • «потеря документов» («случайно» теряются документы, способные негативно • Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. К числу таких манипуляций можно отнести: • «раздражение оппонента» (выведение его из состояния психического равновесия • «использование непонятных слов» (оппоненту неловко признаться, что он не знает • «слишком быстрый или слишком медленный темп обсуждения» (слишком быстрый • «чтение мыслей на подозрении» (смысл уловки в том, чтобы, используя вариант • «отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки» (оппоненту намекают на то, что • «суждения типа «это банально», обвинение в нереальности идей» (оппонента • «приучивание оппонента к какой-либо мысли» (путем неоднократного повторения • «недосказанность с намеком на особые мотивы» (оппоненту намекают на то, что в • «ссылка на авторитет» (уловка действует лишь в том случае, когда лицо, на мнение • «ложный стыд» (оппонента приводят в состояние, когда ему стыдно во всеуслышание • «демонстрация обиды» (угроза срыва взаимодействия из-за «обиды» партнера); • «авторитетность заявления» (обороты типа «Я вам авторитетно заявляю» усиливают • «мнимая невнимательность и недопонимание» (с помощью перефразирования или • «подмена истинности полезностью» (спорящего убеждают в том, что своим • «видимая поддержка» (после отвлекающей, успокаивающей поддержки инициатор • «сведение аргумента к личному мнению» (оппонента вынуждают доказывать обратное, • «селекция приемлемых аргументов» (использование односторонне подобранной информации для доказательства какой-либо мысли); • «рабулистика» (искажение смысла высказываний оппонента путем преподнесения их • «умалчивание или полуправда» (сознательное утаивание информации от партнера или • «принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих • «многовопросье» (в одном вопросе оппоненту задается не один, а несколько • «нарушение личного пространства собеседника» (слишком тесное приближение или • поддразнивающие высказывания («Тебя что, так легко расстроить» (задеть, обмануть, • подзадоривающие высказывания («Вряд ли ты сможешь это сделать!»); • «невинный» шантаж» («дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, • преувеличенная демонстрация своей слабости, неопытности, неосведомленности, • Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню: • «неопределенность тезиса» (нечеткая и неопределенная формулировка основного • «несоблюдение закона достаточного основания» (доводы, суждения, аргументы • «порочный круг в доказательстве» (данная уловка призвана доказать мысль с • «причинно-следственный алогизм» (рассуждения заведомо строятся на логической • «неполное опровержение» (из высказанной системы доводов оппонента выбирается • «неправомерные аналогии» (в доказательстве используются аналогии, абсолютно не Вместе с тем манипуляции становятся негативными, когда насилие над личностью превышает уровень, диктуемый спецификой работы. Соответственно, коммуникативная культура предполагает умение не только конструктивно использовать манипуляции, но и противостоять им. 2.Правила нейтрализации манипуляций Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров. Противостояние манипулятивному воздействию требует умения, во-первых, распознавать манипуляции и, во-вторых, их нейтрализовать. В поисках способов распознавания манипулятивного воздействия можно идти следующими путями: отслеживание изменений ситуации; анализ механизмов манипулятивного воздействия. • Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как: • дисбаланс в распределении ответственности за совершаемые действия и принимаемые • наличие силового давления; • нарушение сбалансированности элементов ситуации (необычность мишеней • несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов • стремление стереотипизировать поведение адресата (те случаи, когда становится • Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Можно указать следующие виды таких индикаторов: • неоправданно частое появление или подчеркнуто явное проявление «психических автоматизмов» в поведении адресата воздействия; • регрессия к инфантильным реакциям — плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям; • дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект); • состояние суженности сознания, которое может проявиться в ограниченности круга обсуждаемых идей, в «цикличных» высказываниях (например, изменяемые формулировки или регулярный возврат к одной теме), постановка только ситуативных целей и пр. • неожиданное изменение фоновых состояний, т. е. эмоциональная реакция адресата—ухудшение настроения, раздражение, глухая обида и прочие сдвиги в сторону отрицательных эмоций (особенно должны насторожить случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов). Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. Чаще всего применяются следующие: • открытое объявление о недопустимости использования манипуляций (обычно накануне дискуссии, полемики или спора стороны открыто договариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам); • разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эффективно, если удается не только назвать используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации); • повторное напоминание о недопустимости использования уловок; • «информационный диалог» (если партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, нужно как можно точнее и подробнее выяснить все, что с ним • «конструктивная критика» (при использовании партнером манипулятивных приемов конструктивная критика позволяет вывести беседу на уровень открытой интеллектуальной борьбы; это позволяет защититься от манипуляций и остаться этичным по отношению к собеседнику); • «цивилизованная конфронтация» (когда безуспешно использованы все методы, следует твердо дать понять партнеру, что общение в таком ключе не представляется вам конструктивным, и, если он настаивает на своем, вы готовы прервать общение). • «уловка на уловку» (этот способ нейтрализации может быть использован, когда все предыдущие не дали положительного результата).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.88 (0.015 с.) |