Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативная культура в деловом общении

Поиск

 

Коммуникативная культура — это знания, умения, навы­ки в области организации взаимодействия людей и собствен­но взаимодействия в деловой сфере, позволяющие устанавли­вать психологический контакт с деловыми партнерами, доби­ваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежли­вость, корректность, тактичность, скромность, точность, предуп­редительность.

Вежливость — это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод веж­ливости — грубость. Грубые взаимоотношения являются не толь­ко показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого обхождения рабо гники те­ряют в производительности труда в среднем около 17%.

корректность —- умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, в ходе которых осуществляется по­иск истины, появляются новые конструктивные идеи, провсряют­ся мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпа­дами против оппонентов, он превращается в обычную свару.

Тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта — это прежде всего чувство меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, ува­жение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скром­ности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести труд­но. Неточность нередко граничит с аморальным поведением — обманом, ложью.

Предупредительность — это стремление первым оказать лю­безность, избавить другого человека от неудобств и неприятнос­тей.

Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:

• эмпатия — умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;номерность доброжелательность — уважение, симпатия, умение пони­мать людей, не одобряя их поступки, готовность поддержи­вать других;

• аутентичность — способность быть самим собой в контак­тах с другими людьми;

• конкретность — умение говорить о своих конкретных пере­живаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать одно­значно на вопросы;

• инициативность — способность «идти вперед», устанавли­вать контакты, готовность браться за какие-то дела в ситуа­ции, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать;

• непосредственность — умение говорить и действовать на­прямую;

• открытость — готовность открывать другим свой внутрен­ний мир и твердая убежденность в том, что это способству­ст установлению здоровых и прочных отношений с окружа­ющими, искренность;

• принятие чувства — умение выражать свои чувства и готов­ность принимать эмоциональную экспрессию со стороны других;

• самопознание — исследовательское отношение к собствен­ной жизни и поведению, готовность принимать от людей любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором самоооцепки.

Человек начинает лучше понимать других, если познает следу­ющие аспекты собственной личности:

• собственные потребности и ценностные ориентации, техни­ку личной работы;

• свои перцептивные умения, т. с. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений* без проявления стойких предубеждений в отношении тех пли иных проблем, личностей, социальных групп;

• готовность воспринимать новое во внешней среде;

•свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;

• свои чувства и психические состояния в связи с воздействи­ем факторов внешней среды;

• свои способы персонализации внешней среды, т. с. основа­ния н причины, по которым что-то во внешней среде рас­сматривается как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических умений:

• психологически верно и ситуативно обусловленно вступать в общение;

• поддерживать общение, стимулировать активность партнepa;

• психологически точно определять «точку» завершения об­щения;

• максимально использовать социально-психологические ха­рактеристики коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

• прогнозировать реакции партнеров на собственные дей­ствия;

• психологически настраиваться на эмоциональный тон собе­седника;

• овладевать и удерживать инициативу в общении;

• провоцировать «желательную реакцию» партнера по обще­нию;

• формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера по общению;

• преодолевать психологические барьеры в общении;

• снимать излишнее напряжение;

• психологически и физически «соответствовать» собеседнику;

• адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего по­ведения;

• мобилизовываться на достижение поставленной коммуника­тивной задачи.

Не менее важными составляющими коммуникативной культу­ры являются знания, умения и навыки, относящиеся к речевой деятельности, т. с. культура речи.

В речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную и побу­дительную.

Содержательная сторона речи характеризуется богат­ством, значительностью и доказательностью мыслей.

Выразительная часть речи связана с ее эмоциональной окрашенностью: речь мо­жет быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой.

Побудительная сторона речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и волю слушателя. От уровня рече­вой культуры, охватывающей содержательную, выразительную и побудительную стороны, зависит степень восприятия речи слуша­телями.

К числу основных показателей культуры речи в деловом обще­нии можно отнести:

• словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (жаргонные слова, диалектизмы);

• словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает)

• произношение (нормой современного произношения в рус­ском языке является старомосковский диалект);

• грамматика (деловая речь требует соблюдения общих пра­вил Грамматики, а также учета некоторых специфических от­личий; в частности, центральное место в деловой речи дол­жно быть занято существительными, а не глаголами);

• стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражении).

Особенности развития каждой личности, уникальность се внутреннего мира и деловой среды позволяет говорить и об уникаль­ности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно по­мнить, что коммуникативная культура поддастся развитию в про­цессе социально-психологического обучения.

Деловое общение выполняет многообразные функции, главны­ми из которых являются:

• организация совместной деятельности:

• формирование и развитие межличностных отношений;

• познание людьми друг друга.

Все это невозможно осуществить без коммуникативной техни­ки общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника кадровой службы. Иными словами, работник кадровой службы, как профес­сионал, должен уметь:

• формулировать цели и задачи общения;

• организовывать общение;

• разбирать жалобы и заявления;

• владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

• вести переговоры, управлять деловым совещанием;

• предупреждать конфликты и разрешать их;

• доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

• осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство стра­ха у собеседника, управлять его поведением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.81.255 (0.007 с.)