Предмет и задачи истории экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи истории экономики



История экономики – наука относительно молодая. Она зародилась в середине XIX в., выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли А. Тойнби и Дж. Эшли, К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, М. Ковалевский и Д. Виноградов. В различных странах она называлась по-разному: история хозяйственного быта, история народного хозяйства, экономическая история.

История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения истории мировой экономики является становление и развитие мирового хозяйства и эволюция международных эко­номических отношений. Объектом анализа являются экономические модели (типы),в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизмы функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход, на наш взгляд, позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития.

Задачами, решаемыми в процессе изучения истории экономики, являются:

• выявление главных тенденций развития мирового хозяй­ства в разные исторические эпохи;

• определение характерных черт и особенностей экономи­ческого развития регионов и стран на разных этапах мировой истории;

• изучение мирового практического опыта становления и развития международных экономических связей;

• исследование этапов формирования и развития мирового рынка;

• изучение становления и этапов эволюции международных торговых и валютно-финансовых отношений, создания и дея­тельности международных экономических организаций, внеш­неэкономической политики государств;

• анализ развития различных форм регионального и миро­вого экономического сотрудничества, путей и направлений ин­теграции разных стран и регионов, закономерностей и особен­ностей интеграционных процессов.

Структурно историю экономики можно подразделить на:

Ø история способов производства;

Ø история хозяйственных механизмов;

Ø историю отдельных стран и регионов;

Ø историю отраслей народного хозяйства;

Ø история экономических процессов и явлений.

Знание закономерностей развития мирового хозяйства, эво­люции форм мирохозяйственных связей, причин лидерства од­них стран и отставания других необходимо для формирования профессиональных компетенций современного экономиста. Это связано и с тем, что на основе анализа накопленного исторического опыта, особенностей и закономерностей хозяйственного развития возможно прогнозирование мировых эко­номических процессов.

Важным является и то, что завоевания, войны, революции, географические и научные открытия, смена религий оказывали существенное влияние на экономику. В ре­зультате взаимодействия этих факторов сложилась со­временная конфигурация всемирного хозяйства, отдельные час­ти которого различаются по уровню и темпам экономического развития, структуре и другим показателям.

Предлагаемое учебное пособие построено с учетом формационного, цивилизационного и технологического подходов. Формационный подход хотя и не является совершенным, но он достаточно удобен для понимания особен­ностей становления и развития мировой экономики, эволюции международных экономических отношений. Для получения более целостного представления о закономерностях экономического развития на отдельных этапах достаточно обоснованным является использование элементов цивилизационного, технологического и других известных подходов.

 

Методы исследования и функции истории экономики

Методологической основой познания истории экономики выступает диалектико-материалистический метод, рассматривающий общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями. К субъективным факторам относят деятельность масс, классов, политических партий, вождей, лидеров, вероисповедания, национальные особенности.

Совокупность методов исследования истории экономики включает:

1) исторический метод. Предусматривает последовательный анализ фактов и процессов генезиса и эволюции объектов (способов производства, отдельных стран и регионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов и явлений и т. д.);

2) системно-структурный метод. Экономические системы рассматриваются как совокупность элементов, имеющая определенную структуру и функции;

3) сравнительно-аналитический метод основан на сравнении объектов анализа во времени и пространстве. В результате возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов;

4) статистические методы применяются для обеспечения объективности результатов исследования;

5) количественные (математические) методы используются для обработки экономической информации математическими методами (группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.);

6) методы социологических исследований и социальной психологии учитывают влияние субъективных факторов на ход исторических и экономических процессов.

Функциями, выполняемыми историей экономики являются:

Ø Мировоззренческая, заключающаяся в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества. На ее основе строится экономическое мышление, отличающееся историзмом, масштабностью, пониманием многовариантности развития.

Ø Познавательная, включающая сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества. Конкретных факты и примеры из истории мировой экономики используются при изучении основных экономических категорий.

Ø Прогностическая функция строится на использовании положительного опыта и ошибок хозяйственного развития национальных экономик в прогнозировании мировых экономических тенденций.

Ø Методологическая функция выполняется при выявлении законов экономического развития и для подтверждения или опровержения их научной обоснованности.

Вопросы для самопроверки:

1. Определите предмет истории экономики.

2. В чем заключаются задачи курса «история экономики»?

3. Охарактеризуйте методы исследования истории экономики.

4. Почему именно формационный подход лежит в основе периодизации истории экономики?

5. Какие существенные факторы оказывают влияние на эволюцию экономических отношений?

 

Тесты к теме:

1. В каком веке история экономики выделилась в самостоятельную науку?

а) в VI веке

б) в XIII в.

в) во второй половине Х1Х вв.

2. Становление и развитие мирового хозяйства и эволюция эко­номических отношении – это:

а) цель дисциплины

б) предмет изучения

в) задача истории экономики

3. Для экономического развития характерна:

а) стагнация

б) стабильность

в) неравномерность

4. Статистические данные наблюдений характеризуют:

а) положение стран в определенный период

б) степень развития общества в целом;

в) динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира

5. Понятие «цивилизационный» в истории экономики – это:

а) подход

б) метод

в) источник

6. Что включает в себя познавательная функция?

а) сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества

б) выявляет законы экономического развития

в) заключается в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества.

7. В результате данного метода возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов:

а) системно-структурный метод

б) аналитический

в) статистический.

8. Методологической основой познания истории экономики выступают:

а) подходы

б) методы

в) источники информации.

9. Кто стоял у истоков истории экономики:

а) В.И. Ленин

б) Дж. Милль

в) А. Тойнби и Дж. Эшли.

10. К субъективным факторам истории экономики можно отнести:

а) деятельность масс, классов

б) инфляцию

в) экономический кризис.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.012 с.)