Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи истории экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История экономики – наука относительно молодая. Она зародилась в середине XIX в., выделившись из политической экономии. У ее истоков стояли А. Тойнби и Дж. Эшли, К. Бюхер, М. Вебер, В. Зомбарт, М. Ковалевский и Д. Виноградов. В различных странах она называлась по-разному: история хозяйственного быта, история народного хозяйства, экономическая история. История экономики – это наука, изучающая экономическую жизнь людей во всем ее многообразии, с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения истории мировой экономики является становление и развитие мирового хозяйства и эволюция международных экономических отношений. Объектом анализа являются экономические модели (типы),в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизмы функционирования, взаимодействия и взаимовлияния этих систем. Такой подход, на наш взгляд, позволяет сохранить преемственность исторического процесса и показать многовариантность его развития. Задачами, решаемыми в процессе изучения истории экономики, являются: • выявление главных тенденций развития мирового хозяйства в разные исторические эпохи; • определение характерных черт и особенностей экономического развития регионов и стран на разных этапах мировой истории; • изучение мирового практического опыта становления и развития международных экономических связей; • исследование этапов формирования и развития мирового рынка; • изучение становления и этапов эволюции международных торговых и валютно-финансовых отношений, создания и деятельности международных экономических организаций, внешнеэкономической политики государств; • анализ развития различных форм регионального и мирового экономического сотрудничества, путей и направлений интеграции разных стран и регионов, закономерностей и особенностей интеграционных процессов. Структурно историю экономики можно подразделить на: Ø история способов производства; Ø история хозяйственных механизмов; Ø историю отдельных стран и регионов; Ø историю отраслей народного хозяйства; Ø история экономических процессов и явлений. Знание закономерностей развития мирового хозяйства, эволюции форм мирохозяйственных связей, причин лидерства одних стран и отставания других необходимо для формирования профессиональных компетенций современного экономиста. Это связано и с тем, что на основе анализа накопленного исторического опыта, особенностей и закономерностей хозяйственного развития возможно прогнозирование мировых экономических процессов. Важным является и то, что завоевания, войны, революции, географические и научные открытия, смена религий оказывали существенное влияние на экономику. В результате взаимодействия этих факторов сложилась современная конфигурация всемирного хозяйства, отдельные части которого различаются по уровню и темпам экономического развития, структуре и другим показателям. Предлагаемое учебное пособие построено с учетом формационного, цивилизационного и технологического подходов. Формационный подход хотя и не является совершенным, но он достаточно удобен для понимания особенностей становления и развития мировой экономики, эволюции международных экономических отношений. Для получения более целостного представления о закономерностях экономического развития на отдельных этапах достаточно обоснованным является использование элементов цивилизационного, технологического и других известных подходов.
Методы исследования и функции истории экономики Методологической основой познания истории экономики выступает диалектико-материалистический метод, рассматривающий общественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс, который определяется объективными закономерностями. К субъективным факторам относят деятельность масс, классов, политических партий, вождей, лидеров, вероисповедания, национальные особенности. Совокупность методов исследования истории экономики включает: 1) исторический метод. Предусматривает последовательный анализ фактов и процессов генезиса и эволюции объектов (способов производства, отдельных стран и регионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов и явлений и т. д.); 2) системно-структурный метод. Экономические системы рассматриваются как совокупность элементов, имеющая определенную структуру и функции; 3) сравнительно-аналитический метод основан на сравнении объектов анализа во времени и пространстве. В результате возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов; 4) статистические методы применяются для обеспечения объективности результатов исследования; 5) количественные (математические) методы используются для обработки экономической информации математическими методами (группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.); 6) методы социологических исследований и социальной психологии учитывают влияние субъективных факторов на ход исторических и экономических процессов. Функциями, выполняемыми историей экономики являются: Ø Мировоззренческая, заключающаяся в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества. На ее основе строится экономическое мышление, отличающееся историзмом, масштабностью, пониманием многовариантности развития. Ø Познавательная, включающая сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества. Конкретных факты и примеры из истории мировой экономики используются при изучении основных экономических категорий. Ø Прогностическая функция строится на использовании положительного опыта и ошибок хозяйственного развития национальных экономик в прогнозировании мировых экономических тенденций. Ø Методологическая функция выполняется при выявлении законов экономического развития и для подтверждения или опровержения их научной обоснованности. Вопросы для самопроверки: 1. Определите предмет истории экономики. 2. В чем заключаются задачи курса «история экономики»? 3. Охарактеризуйте методы исследования истории экономики. 4. Почему именно формационный подход лежит в основе периодизации истории экономики? 5. Какие существенные факторы оказывают влияние на эволюцию экономических отношений?
Тесты к теме: 1. В каком веке история экономики выделилась в самостоятельную науку? а) в VI веке б) в XIII в. в) во второй половине Х1Х вв. 2. Становление и развитие мирового хозяйства и эволюция экономических отношении – это: а) цель дисциплины б) предмет изучения в) задача истории экономики 3. Для экономического развития характерна: а) стагнация б) стабильность в) неравномерность 4. Статистические данные наблюдений характеризуют: а) положение стран в определенный период б) степень развития общества в целом; в) динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира 5. Понятие «цивилизационный» в истории экономики – это: а) подход б) метод в) источник 6. Что включает в себя познавательная функция? а) сбор, изучение и обобщение хозяйственного опыта человечества б) выявляет законы экономического развития в) заключается в формировании научной картины мирового процесса хозяйственной эволюции человечества. 7. В результате данного метода возможны построение классификации и типология историко-экономических процессов: а) системно-структурный метод б) аналитический в) статистический. 8. Методологической основой познания истории экономики выступают: а) подходы б) методы в) источники информации. 9. Кто стоял у истоков истории экономики: а) В.И. Ленин б) Дж. Милль в) А. Тойнби и Дж. Эшли. 10. К субъективным факторам истории экономики можно отнести: а) деятельность масс, классов б) инфляцию в) экономический кризис.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.188 (0.007 с.) |