Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Японское «экономическое чудо»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После капитуляции Японии во 2-й мировой войне американские оккупационные власти провели в стране ряд реформ. С целью демилитаризации и демократизации новая конституция запрещала существование армии. Были распущены дзайбацу и принято антимонопольное законодательство; введено трудовое законодательство, предусматривавшее 8-часовой рабочий день, страхование по безработице и при несчастных случаях; поощрялись создание профсоюзов и система пожизненного найма. Система пожизненного найма и кружки контроля качества соответствовали японской традицию патернализма и лояльности фирме. В стране была также проведена аграрная реформа. Государство выкупало у крупных землевладельцев их имения с последующей продажей в собственность арендаторам. В результате к 1955 г. 70% обрабатываемой земли перешло в собственность тех, кто ее обрабатывает – фермеров. Финансовая стабилизация, осуществленная американским эмиссаром Дж. Доджем в 1949-1950 гг., выровняла цены с мировыми и позволила отменить нормирование продуктов. Был установлен фиксированный курс японской иены к доллару. К 1955 г. Япония вступила в МВФ и ГАТТ. Испытывая недостаток важнейших видов сырья для тяжелой промышленности, японцы нашли выход в модели проточной экономики. Новые металлургические заводы стали создаваться «на воде». Была реализована программа создания насыпных участков, с одной стороны которых через оборудованный приемный порт уголь, руда и другое сырье сразу поступает в обработку, а с противоположной – поступает готовая экспортная продукция в отгрузочный порт. Наладив дешевый импорт сырья через Тихий океан и освоив передовые методы производства (кислородно-конвертерный процесс и непрерывная разливка стали), в 1960-е гг. Япония вышла в лидеры сталелитейной промышленности, не имея собственных железорудных запасов. Вторая половина 1950-х гг. характеризуется индустриализацией сельского хозяйства, насыщением спроса на предметы потребления длительного пользования (черно-белые телевизоры, холодильники, стиральные машины) и ростом производства электронного оборудования. Сдвиг к океану явился фактором создания прогрессивной структуры и масштабного обновления производства. Фирма «Сони» наладила выпуск портативных транзисторных приемников, создан Комитет по компьютерным исследованиям. В 1960 г. японское правительство приняло «План удвоения национального дохода» за десятилетие. Реальные темпы ежегодного прироста в 1960-е гг. составили свыше 11% (при запланированных 9%), производительность труда в сельском хозяйстве выросла в 2,5 раза. Япония превратилась во вторую автомобильную державу мира. Стала мировым лидером в производстве телевизоров и радиоприемников. Субподрядные отношения между крупнейшими и малыми фирмами также обеспечивали экономический прогресс Японии. К 1970 г. Япония вышла на второе после США место в капиталистическом мире по объему ВНП. Страна Восходящего Солнца стала символом технического прогресса, быстро увеличивалась ее роль в мировой торговле.
Рыночная экономика Китая Еще один интересный пример развития рыночной экономики представляет собой современная экономика Китая. В 1978 году на 3-ем пленуме ЦК КПК 11-го созыва основной целью реформирования было провозглашено создание социалистической рыночной экономической системы. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Главным недостатком прежней высокоцентрализованной плановой экономической системы Китая являлись жесткие отношения между государством и предприятием. При этом предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования. Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами. Произошло разрушение стереотипа, что рыночная экономика является отличительной чертой капитализма, а в плановая – главная характеристика социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок – лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму. При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон стоимости и изменения соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным производителям Китая. Рыночное регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок реагирует на экономические сигналы быстрее, чем план, что полезно для своевременной ориентации производства, с другой – рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать. Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития. Предполагается, что в структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с иностранным участием, должна иметь дополнительный статус. Государственным предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике. Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении, прежде всего, следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию. Выбранный курс был подтвержден на XIII съезде КПК (1987 г.), утвердивший подробное толкование теории начального этапа социализма, и на XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой. Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн. крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции. В китайской деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности были выбраны предприятия, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать были самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами, и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов. Четыре города – Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу – были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны. За годы реформ экономическая система Китая претерпела глубокие изменения. Образовалась многоукладная экономика. Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные – 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, – 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной – 27,9, частной – 30,8%. Вводится система «современных предприятий», требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом «Чжуа Да Фан Сяо» («держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие») многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий. В сельском хозяйстве сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 – в ирригационных работах, 66,1 – в защите посевов от вредителей и болезней, 42 – в семенах, 48 – в химических удобрениях, 35% – в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда. Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн. крестьян. Быстро развивается и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию. Глубокие изменения произошли в системе ценообразования. Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства – 80, сельскохозяйственным продуктам – 85%. Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы. Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений. Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу. Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком. Формируется рыночный механизм и повышается его роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства. Образуется структура распределения, соединившая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения.
Вопросы для самопроверки: 1. Какие мероприятия проводились в ходе рыночных реформ в послевоенной экономике Западной Германии? 2.Какие экономические функции выполняет государство в современной Германии? 3. Определите границы государственного вмешательства в экономику США. 4. Назовите главные факторы экономического прогресса Японии. 5. Какие инструменты регулирования применяются в рыночной экономике Китая?
Тесты к теме: 1. Кто был инициатором построения в Германии социально ориентированного рыночного хозяйства? а) Л. Эрхард б) Дж. М. Кейнс в) В. Оукен 2. Типичной для Германии является система регулирования: а) государственная б) государственно-корпоративная в) рыночная 3.Экономика США ориентирована на: а) либеральные принципы б) государственное регулирование в) плановую экономику 4. Проблему обеспечения сырьем промышленность Японии решали с помощью: а) модели проточной экономики б) модели добывающей экономики в) модели перерабатывающей экономики 5. Рыночные реформы Китая предусматривают: а) применение косвенных рычагов регулирования б) применение прямых рычагов регулирования в) государственные директивы 6. Какая создана в Китае банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков: а) двухступенчатая б) трехступенчатая в) комбинированная. 7. В сельском хозяйстве в Китае сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе: а) сочетания коллективной собственности и семейного подряда б) сочетания частной собственности и семейного подряда в) сочетания государства и семейного подряда. 8. Реальные темпы ежегодного прироста НД в 1960-е гг. в Японии составили: а) 29% б) 11% в) 90%. 9. В каком году Япония вступила в МВФ и ГАТТ: а) 1955 г. б) 1982 г. в) 1919 г. 10. Какой вид промышленности в 1960-е гг. в Японии стал лидерующим: а) сталелитейная б) текстильная в) деревообрабатывающая.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.90 (0.009 с.) |