Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Топливная экономичность автопоезда

Поиск

Работа грузового автомобиля в составе автопоезда сопряжена с повышенным расходом топлива на единицу пробега вследствие возрастания сил сопротивления движению. Однако увеличение рас­хода топлива непропорционально возрастанию указанных сил. Это связано с тем, что при буксировке прицепов и полуприцепов сте­пень использования мощности двигателя автомобиля-тягача выше, чем при движении одиночного автомобиля, поэтому удельный эффективный расход топлива уменьшается. Кроме того, существен­но снижается расход топлива на единицу выполненной транспорт­ной работы или на единицу массы перевезенного груза, что сни­жает себестоимость перевозок.

На дорогах с асфальтобетонным покрытием, не имеющих кру­тых и затяжных подъемов, в случае использования прицепов эко­номия топлива при выполнении 1 т∙км транспортной работы мо­жет достичь 15... 20 %.

Для выяснения причины повышения топливной экономично­сти автопоезда при использовании прицепов определим расход топлива на единицу транспортной работы:

где G гр — вес перевезенного груза, Н. Сила сопротивления дороги

Р д =G апψ = (G 0ап+ G гр) ψ,

где G ап— вес автопоезда с полной нагрузкой, Н; G 0ап вес авто­поезда без груза, Н. Следовательно:

Учитывая, что скорость автопоезда относительно невелика, си­лой сопротивления воздуха можно пренебречь. Тогда расход топ­лива на единицу транспортной работы


Из последнего выражения следует, что расход топлива, суще­ственно зависящий от отношения веса автопоезда к весу груза, снижается при уменьшении этого отношения.

Собственная масса прицепа значительно меньше массы авто­мобиля той же грузоподъемности. Поэтому при использовании прицепа масса перевозимого груза может увеличиться в два раза, а собственная масса автопоезда — лишь на 50...60 %.

У седельного автопоезда расход топлива на единицу транспорт­ной работы также меньше, чем у одиночного автомобиля, по­скольку у автомобиля-тягача выше степень использования мощ­ности двигателя и меньше удельный эффективный расход топли­ва. Кроме того, КПД трансмиссии седельного тягача выше, чем у бортового автомобиля, благодаря большей нагрузке, передавае­мой трансмиссией.

Нормы расхода топлива

Расчетные формулы для определения путевого расхода топли­ва не учитывают ряда факторов, вызывающих его увеличение при эксплуатации автомобиля. Поэтому для определения действитель­ного расхода топлива в процессе эксплуатации используется нор­мативный метод. В соответствии с ним расход топлива на автомо­бильном транспорте строго нормируется.

Общий расход топлива согласно нормам определяется по сле­дующей формуле:

где К т1 — норма расхода топлива на передвижение самого автомо­биля, л на 100 км; К т2 — норма расхода топлива на единицу транс­портной работы, л на 100 т∙км; К т3 — норма дополнительного расхода топлива на каждую ездку; S a— пробег автомобиля, км; S гр пробег с грузом, км; m гр — масса перевезенного груза, т; Z e — число ездок.

Нормы расхода топлива К т1, К т2 и К т3 зависят от типа автомо­биля и условий его работы.

Грузовые автомобили общего назначения (с бортовыми плат­формами) обычно совершают перевозки на большие расстояния, и число ездок на 100 км пробега у них невелико. Поэтому норму расхода топлива К т3 у этих автомобилей включают в норму расхо­да топлива К т2. Общий расход топлива по нормам для указанных автомобилей


.

Самосвалы обычно осуществляют перевозки на небольшие рас­стояния, загружены полностью и перевозят груз только в одном направлении. В связи с этим норму расхода топлива К т2 у этих ав­томобилей включают в норму расхода топлива К т1.

Общий расход топлива согласно нормам для самосвалов

Для автопоездов общий расход топлива по нормам

В этом выражении К ап — норма расхода топлива на передвиже­ние автопоезда, л на 100 км, зависящая от типа двигателя, уста­навливаемого на тягаче автопоезда:

для автопоезда с бензиновым двигателем

К ап= К т1+2,5 m пр;

для автопоезда с дизелем

К ап= К т1+1,5 m пр;

где m пр— полная масса прицепа, т.

Для грузовых автомобилей общего назначения и автопоездов предусмотрены надбавки расхода топлива на каждые 100 т∙км вы­полненной транспортной работы. Размер такой надбавки зависит от типа двигателя (бензиновый или дизель) автомобиля. Для са­мосвалов установлена надбавка на каждую ездку с грузом.

В зимнее время нормы расхода топлива для автомобилей уве­личиваются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.91.59 (0.006 с.)