Вопрос. Собственность и хозяйствование. Собственность как «пучек прав».



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Собственность и хозяйствование. Собственность как «пучек прав».



Вопрос. Собственность и хозяйствование. Собственность как «пучек прав».

Экономическая сущность категории собственности на средства производства характеризует способ взаимосвязи производственных факторов, иначе говоря, рабочей силы со средствами производства, а именно с землей и капиталом, посредством экономических или неэкономических отношений, возникающих по поводу найма. Присвоение и отчуждение формируют систему отношений, возникающих в общественной форме присвоения, т. е. собственности. Отсутствие у всех возможности использования средств производства при исключении вероятности вступления с их собственником в определенные отношения отражает присвоение.

Отчуждениепредставляет собой лишение права возможности этого лица использовать какой—либо фактор производства в производственном процессе и его потреблении.

Процесс хозяйствования– это использование субъектами экономических отношений благ по целевому назначению.

Хозяйствование, выступая в виде экономической категории, относится не к состоянию, а к конкретному процессу. Собственность как экономическая категория характеризует субъект собственности, а именно его различные возможности по распоряжению принадлежащими ему объектами собственности, т. е. отражает конкретное состояние. На основании этого целесообразно для анализа поведения экономических субъектов выделить в экономической теории понятия «собственник»и «хозяйствующий субъект».

С теоретической стороны собственность и хозяйствование, оба выступающие в виде экономических категорий, отличаются друг от друга свойственными им признаками: состоянием и процессом. С практической точки зрения границы разделения у приведенных двух данных категорий, а именно между собственником земли, капитала, рабочей силы и хозяйствующим субъектом, т. е. предприятием, организацией, фирмой, отсутствуют. Другими словами, собственники факторов производства в обязательном порядке принимают

форму хозяйствующих субъектов. Одним их проявлений данного факта является процесс принятия решения экономическим субъектом о применении принадлежащей ему собственности, а именно в ходе собственного хозяйствования либо посредством их передачи другим субъектам хозяйствования с целью пользования за отдельную плату.

Хозяйственные процессы в экономике представлены производством и потреблением благ. В заключительном процессе потребления благ наблюдается исчезновение объектов собственности, но если они вдруг возникают, то только в виде внешних положительных или отрицательных проявлений. По итогам процесса производства некоторые блага подлежат исключению, а некоторые, наоборот, возникают, что свидетельствует об окружении с двух сторон, т. е. с начальной точки и с конечной, отдельного вида хозяйствования в экономическом процессе.

При принятии решения собственником земли, капитала, рабочей силы о передаче объекта любому другому субъекту хозяйствования наблюдается получение собственником факторного дохода.

Факторный доход в качественном выражении– это определенная плата дохода собственнику посредством передачи права его применения субъекту хозяйствования, в количественном аспектепредставляет собой итоговое взаимодействие предложения и спроса.

Самым распространенным примером взаимосвязи собственности и процесса хозяйствования является ценная бумага, а именно обыкновенная акция. Данная акция выступает в роли носителя решающего права голоса собственником в ходе принятия решения по поводу процесса хозяйствования. Допустим, при получении окончательного результата, т. е. прибыли, принимается решение о его распределении, а также является носителем законного права на получение субъектом сумм дивидендов по окончательным итогам хозяйственной деятельности.

Понятие «пучка прав собственности» было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов (прав): 1) право владения, т.е. физ. контроля над благами; 2) право пользования, т.е. право применение полезных св-в для себя; 3) право управления, т.е. право решать кто и как будет использовать и обеспечивать использование блага; 4) право на доход, т.е. право облдать результатами от использования боаг; 5) право «суверено» или право на «капитальную ценность» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи; 6) право на безопасность, т.е право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды; 7) право на передачу вещи по наследству или по завещанию; 8) бессрочность, т.е. право на бессрочное обладание правом; 9) обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом, т.е. наносящим вред имуществу других хозяйствующих субъектов; 10) право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания в пользу уплаты долга; 11) право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов обеспечивающих восстановление переменных правомочий.

Главными являются первые три права.

Собственность выражает право субъекта на пользование объектом. Субъектами могут выступать: государство, коллектив, отдельные личности. Объектами: земля, здания.

Рис. 3.2. Три основных вопроса экономики

Эти три вопроса – основные и общие для всех экономических систем, но способы их решения в каждой экономической системе разные. В условиях слаборазвитого общества поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? – можно обращаться к традициям и обычаям, закрепленным веками. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения.

В командной экономике (например, СССР) на эти фундаментальные вопросы ответ давало государство в лице своих административных органов (министерств, ведомств, комитетов). Этот антирыночный мир был основан на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потреб ления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество продукции, не востребованной потребителем, но произведенной по плану.

Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.

Таким образом, рыночная экономика – это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить – с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

Обобщенная теорема Коуза

Исландский экономист Трайн Эггертсон сформулировал «обобщенную теорему Коуза»:

Экономический рост и развитие страны в основном не зависят от типа существующего правительства, если расходы на трансакции в экономической и политической сферах равны нулю. Однако, когда трансакционные издержки положительны, то распределение власти внутри страны и институциональная структура её нормотворческих учреждений являются важнейшими факторами ее развития.

При отсутствии институциональных издержек оптимальный набор «правил игры» складывался бы везде и всегда, так как любой устаревший институт ничего не стоило бы заменить новым, более эффективным. В подобном случае, как показывают неоинституционалисты, технический прогресс и накопление капитала (физического и человеческого) автоматически и повсеместно обеспечивали бы экономический рост.

 

 

Рисунок 1 - Равновесие фирмы в условиях чистой монополии

Точка W обозначает место пересечения кривой предельных издержек МС и предельного дохода MR. Эта точка обозначает максимум объема прибыли. Данной точке максимума прибыли соответствует объем выпуска Qv Двигаясь по вертикали вверх, находим уровень средних общих издержек АТС, который соответствует данному выпуску (точка М). Максимальная прибыль, приходящаяся на единицу выпуска при объеме Qt, равна вертикальному разрыву MN между кривой спроса D и кривой средних общих издержек АТС. Умножив MN на объем Q1, можем определить площадь прямоугольникаNMAPX, равнозначную максимальной валовой прибыли.
Перед фирмой-монополистом в данном периоде встает две задачи, которые она должна решить:
а) выбрать уровень цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать;
б) определить объем производства и сознательно его ограничить, поскольку с ростом продаж снижается цена.

В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой, поэтому в этом временном интервале действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей, изменения технологий производства. В долгосрочной перспективе единственная стратегическая задача чистого монополиста - максимизация прибыли. Он станет расширять свое производство до тех пор, пока объем продаж не обеспечит равенство долгосрочного предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (LMR = LMC').
Фирма-монополист исходит из того, что в долгосрочном периоде:
1. Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Потому важно учитывать поведение потребителей и приходится иметь дело со снижением спроса. Невозможно одновременно и установить высокую цену, и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Цена, минимизирующая долгосрочную прибыль, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль.
2. Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли:
Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение объема выпуска продукции.

 

Чистая монополия может быть:

а) простой (продукт продается всем по одной и той же цене);

б) с ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминациясостоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам,в зависимости от их платежеспособности.Это происходит при следующих предпосылках:

если продавец обладает достаточно высокой степенью монополии, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Виды ценовой дискриминации:

а) по объему покупки (опт и розница);

б) по социально-демографическим признакам покупателей(возраст, доход, социальное положение);

в) по рынкам (внутренний и внешний);

г) по среднестатистическому количеству покупок за определенный период (сезонные скидки, распродажи).

Фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью поглотить потребительский излишек. Монополист получит не только прибыль,обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль.

В условиях чистой монополии общий уровень средних издержек производства может быть и ниже, и выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Ниже он становится, в частности, благодаря использованию эффекта масштабов производства, что не под силу мелким капиталам.
Однако в любом варианте издержки производства чистой монополии выше средних общих издержек.
Прежде всего, во всех моделях рынков несовершенной конкуренции средние издержки производства выше минимальных средних издержек, уровень которых может достигаться лишь фирмами, имеющими минимально эффективные размеры масштаба производства (см. рис. 1.1)
На рис. 1.1 точка А фиксирует средние общие издержки фирмы, имеющей оптимальные масштабы производства, а точка В показывает средние общие издержки реальной средней фирмы, которые складываются из суммы издержек всех фирм, функционирующих в данной отрасли, масштабы производства которых отклоняются от оптимального уровня.

Однако это еще далеко не все. Дело в том, что монополия обязательно ведет к завышению издержек производства, т.е. наличие монополии вызывает специфические расходы, не связанные напрямую с особенностями производства и реализации производимых продуктов или услуг.

 

Таблица 8.1

Число рабочих (L) Совокупный продукт, ед. () Предельный продукт, ед. (МР) Цена продукта, ден. ед. (р) Предельный продукт в денежном выражении, ден.ед. (MRP)
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   
     
   

Нанимая каждого последующего рабочего, фирма увеличивает свой доход, но в силу действия закона убывающей отдачи, все замедляющимися темпами. Первый рабочий увеличил доход фирмы на 60 ден. ед., второй – на 50 ден. ед., третий – на 46 ден. ед. и т.д. Предположим, что заработная плата составляет 30 ден. ед., тогда фирма наймет трех рабочих, так как каждый из них будет создавать доход, больший, чем его заработная плата. Четвертый и последующие рабочие приносили бы фирме убытки, так как их зарплата превышала бы доход, который они могли бы принести.

Таким образом фирма определяет спрос на отдельный ресурс, но в производстве используется множество ресурсов и конечная отдача зависит не только от производительности данного ресурса, но и от тех пропорций, в которых соединяются ресурсы. Ведь производительность рабочего зависит не только от его уменья, навыков, квалификации, но и от того, насколько технически оснащен его труд. Отсюда возникает вопрос, каково должно быть соотношение разных ресурсов или какое их соотношение будет оптимальным, т.е. обеспечит фирме наименьшие издержки производства определенного количества продукции.

Фирмадостигнет наименьших издержек производства определенного объема выпуска, если при спросе на ресурсы будет соблюдаться правило: отношение предельного продукта одного ресурса к цене этого ресурса равно отношению предельного продукта другого ресурса к цене этого ресурса и т.д., т.е.

= = … ,

 

рL рC

MPLMPC

где

МРL и МРС соответственно, предельный продукт труда и предельный продукт капитала;

рL и рС соответственно, цена труда и цена капитала;

При соблюдении этого условия фирма находится в состоянии равновесия, т.е. отдача всех факторов одинакова и никакое перераспределение денежных средств между ресурсами не снизит издержки производства.

Существует множество объемов выпуска, при которых издержки производства минимальны, но имеется только один объем производства, который обеспечивает максимальную прибыль. Какое же сочетание ресурсов позволит максимизировать прибыль?

Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек. Фирма обеспечит получениемаксимальной прибыли, если отношение предельной доходности одного ресурса к цене этого ресурса будет равно отношению предельной доходности другого ресурса к цене этого ресурса и будет равно единице, т.е.:

Или другими словами, фирма максимизирует прибыль, если применяет такое соотношение ресурсов, при котором предельная доходность каждого ресурса равна его цене.

 

ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ

До сих пор мы концентрировали внимание в своих рассуждениях на одном переменном вводимом факторе производства, а именно -- труде. Но известно, что в долгосрочном аспекте фирмы способны изменять количество всех ресурсов, которые они применяют. Поэтому важно рассмот-реть, какое сочетание ресурсов предпочтет фирма, если все ресурсы являются переменными. Хотя в анализе мы продолжаем рассматривать два ресурса, этот анализ можно применить для любого числа ресурсов.

В фокусе наших рассуждении находятся два вза-имосвязанных вопроса:

1. Каким должно быть сочетание ресурсов для производства любого данного уровня объема проду-кции с наименьшими издержками?

2. Какое сочетание ресурсов будет максимизиро-вать прибыль фирмы?

ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК.

Когда фирма производит любой заданный объем продукции при сочетании ресурсов, обес-печивающем наименьшие издержки? От-вет: когда последний доллар, затраченный на ка-ждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт. То есть издержки на производство любого объема продукции становятся минимальными, если пре-дельный продукт на доллар стоимости каждого применяемого ресурса является одинаковым. В слу-чае использования только двух ресурсов -- труда и капитала -- минимизация издержек наступает тогда, когда

МР труда МР капитала цена труда = цена капитала Ур.(1)

Нетрудно увидеть, почему выполнение этого условия означает производство с наименьшими затратами. Предположим, например, что цены на капитал и на труд составляют доллар за единицу, но капитал и труд применяются в таких количествах, что предельный продукт капитала -- 5, а предельный продукт труда равен 9. Исходя из уравнения (1), становится ясным, что данное сочетание не обеспечивает производства продукции с наименьшими издержками: МРLL составляет 9/1, а МРC/PC - 5/1. Если фирма затрачивает на капитал на доллар меньше и рас-ходует этот доллар на труд, то она теряет' 5 единиц продукции, произведенных с помощью капитала стоимостью в предельный доллар, а по-лучает 9 единиц продукции от найма труда на дополнительный доллар. Чистый объем про-дукции увеличивается на 4 (=9--5) единиц при тех же общих затратах. Заметим, что такой перелив доллара из капитала в труд приводит к тому, что для данной фирмы кривая МР труда смещается вниз, а кривая МР капитала -- вверх, и фирма продвигается к состоянию равновесия, где условия уравнения (1). В этой точке МР как труда, так и капитала может быть равным, например, 7.

Хотя в результате одних и тех же общих затрат получается больше продукции, само собой разуме-ется, что затраты на единицу -- а соответственно и общие затраты на любой данный уровень объема продукции -- сокращаются. Иначе говоря, быть способным произвести больший объем продукции при заданной величине общих издержек -- то же самое, что быть способным производить заданный объем продукции при меньшей величине общих из-держек. И, как мы видели, затраты на производство любого объема продукции можно сокращать, если МРLL ? МРC/PC . Но когда перелив долларов между капиталом и трудом достигает точки, в кото-рой удовлетворяются требования уравнения (1), то не происходит никаких изменений в размерах при-меняемого капитала и труда, которые вызывали бы снижение издержек. Такому объему продукции соот-ветствует сочетание капитала и труда с наимень-шими издержками.

Заметим, что правило производства с наимень-шими издержками аналогично правилу максимиза-ции полезности для потребителя. Для достижения максимума полезности при выборе товаров потребитель учитывает как свои предпочтения, отраженные в данных об убыва-ющей предельной полезности, так и цены на различ-ные продукты. Производитель желает минимизиро-вать затраты аналогично тому, как потребитель стремится максимизировать полезность. В попытке найти это соотношение ресурсов производитель до-лжен учитывать как производительность ресурса, что находит отражение в данных об убывающей предельной производительности, так и цены (из-держки) на различные ресурсы. Фирма может счи-тать выгодным использование очень небольшого количества исключительно продуктивного ресурса, даже если его цена является весьма высокой. И наоборот, может разумно использовать большое количество относительно непродуктивного ресурса, если цена на него окажется достаточно низкой.

ВВП по доходам

ВВП = Национальный доход + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)), где:

Национальный доход = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций.

Данная формула характеризует ВВП по доходам в Системе национальных счетов ООН (версия 2008 года). Операционная разница измеряет излишек или дефицит, полученный от производства до выплаты любых процентов, ренты или сходных платежей, выплачиваемых по финансовым или материальным непроизведённым активам, заимствованным или арендованным предприятием, а также до получения любых процентов или ренты, полученных по финансовым или материальным непроизведённым активам, принадлежащим предприятию (для некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, данный показатель называется «смешанным доходом»).

ВВП по расходам

, где

ВВП = Конечное потребление + Валовое накопление капитала (инвестиции в фирму, то есть покупка станков, оборудования, запасов, места производства)) + Государственные расходы + Чистый экспорт (Экспорт — Импорт; может быть как положительным, так и отрицательным).

Конечное потребление включает в себя расходы на удовлетворение конечных потребностей индивидов или общества, произведённые следующими институциональными секторами: сектор домашних хозяйств, сектор органов государственной власти (госсектор), сектор частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Валовое накопление капитала измеряется общей стоимостью валового накопления основного капитала, изменениями в запасах материальных оборотных средств и чистым приобретением ценностей единицей или сектором.

ВВП по добавленной стоимости (производственный метод)

ВВП = сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.

Общая добавленная стоимость = общий уровень выпуска — общая ценность промежуточной продукции[2].

Объём ВВП рассчитывается в настоящее время в соответствии с рекомендациями неоклассической теории — как сумма добавленной стоимости, созданной на территории страны при предположении, что она создаётся как в сфере производства, так и в сфере услуг. При этом добавленная стоимость оценивается как разность между доходом предприятия и материальными затратами и не включает косвенных налогов, уплачиваемых с продукции (услуг). В итоге, общий объём ВВП отличается от суммарной добавленной стоимости, зафиксированной в сферах производства и услуг, на величину чистых косвенных налогов (косвенных налогов за вычетом субсидий, предоставляемых государством бизнесу).

ИНДЕКС ЦЕН - статистический показатель, применяемый для измерения динамики цен во времени и пространстве, представляет относительную величину. Методика принципов расчета индексов цен: определение набора товаров; выбор базовых объектов путем репрезентативной выборки (предприятий различных отраслей, торговли, сферы услуг); выбор системы взвешивания показателей и формулы расчета индексов. Расчеты индексов цен обеспечивают построение индексов фактических цен и индексов средних цен. Индекс средних цен учитывает наряду с изменением цен на отдельные товары, структурные изменения. В набор товаров-представителей входят все важнейшие группы товаров с учетом их доли во всей изучаемой совокупности.

Система индексов цен включает индексы цен производителей на промышленную продукцию, цен реализации сельскохозяйственной продукции, грузовых транспортных тарифов, цен по капитальным вложениям, потребительских (розничных) цен и тарифов на услуги, индекс цен внешней торговли, индексы-дефляторы.

Сложным вопросом при исчислении индекса цен является учет изменения качества товаров-представителей. Для устранения влияния качественных изменении практика международной статистики применяет ряд методов: 1) исчисление цен затрат (в расчет индекса цен включается цена модифицированного товара за вычетом дополнительных издержек, связанных с повышением качества); 2) определение цен компонентов; 3) гедонистический метод, позволяющий через веса основных параметров товара, заложенных в калькуляцию цены, определить долю изменения цены, связанную с изменением качества, и долю, связанную с изменением цен; 4) расчет цен на единицу основных технико-экономических параметров (1 кВт/ч, 1 куб. м емкости ковша и т. д.).

Индексы цен используются для мониторинга движения цен и тарифов, изучения конъюнктуры рынка, изучения влияния динамики цен на уровень жизни населения, расчета показателей уровня жизни, показателей макроуровня - валового национального продукта (ВНП), валового внутреннего продукта (ВВП), национального дохода, определения их динамики в сопоставимых ценах; для обеспечения международных сопоставлений по важнейшим макроэкономическим показателям и др.

 

 

27 вопрос. Накопление капитала и экономический рост. Значение роста капиталовооруженности.

За счет каких именно факторов можно все-таки ускорить экономический рост? Таких факторов несколько:

1) повышение капиталовооруженности труда. Если в стране есть сбережения и если эти сбережения инвестируются в ее экономику, то можно добиться того, чтобы накопление физического производственного капитала происходило быстрее, чем рост численности занятых в хозяйственной деятельности. Этот процесс приводит в итоге к повышению капиталовооруженности труда.

Рост капиталовооруженности труда ведет, в свою очередь, к росту производительности труда, а следовательно, к обгоняющему увеличению объема производимых благ по сравнению с числом занятых этим производством людей.

Но одно только повышение капиталовооруженности труда не могло бы обеспечить возможностей для устойчивого роста благосостояния граждан на основе экономического роста. Для этого необходимо, чтобы действовали и другие факторы;

2) прогресс науки и техники. Двадцатый век стал веком научно- технической революции. И не столько в силу лавинообразного роста научных знаний, сколько в силу их быстрого и массового использования для производства товаров и оказания услуг.

Последнее привело к принципиальному изменению множества технологий и гигантскому увеличению на этой основе производительности труда. Кроме того, научно-технический прогресс открыл возможности для смягчения последствий той ограниченности природных ресурсов, которая некогда стала основой для пессимистичных выводов Томаса Мальтуса[1].

3) повышение образовательного уровня работников. «Образованный работник -- лучший работник». Эта истина стала особенно очевидной в XX в., когда главным двигателем повышения производительности оказывается освоение достижений научно-технического прогресса. Работа на новом, более производительном оборудовании, а также быстрое овладение навыками изготовления новых видов продукции потребовали не просто профессиональной квалификации, но и повышения уровня образованности работников.

Поэтому в нашем веке в экономическую науку вошло понятие человеческий капитал, инвестиции в увеличение которого часто дают большее ускорение экономического роста, чем инвестиции в физический капитал;

4) улучшение методов распределения ограниченных ресурсов. Страна не может быстро увеличить объем имеющихся в ее распоряжении ресурсов производства, таких, как численность квалифицированных работников, площадь пригодных для использования земель или природные богатства (порой это невозможно и в долгосрочной перспективе). Но использовать эти ограниченные ресурсы можно лучше или хуже.

5) проявление эффекта масштаба производства. Увеличение масштабов производства (на основе организации массового выпуска продукции) дает возможность экономить ресурсы и наращивать выпуск продукции быстрее, чем растут объемы некоторых из используемых для этого ресурсов.

Рис. 20.1 Цикличность развития экономики

Депрессия– фаза экономического цикла, характеризующаяся продолжительным спадом деловой активности.

Бум– краткосрочная фаза экономического цикла, характеризующаяся обеспечением полной занятости и повышенной деловой активностью.

Согласно теории Элвина Хансена, одновременно происходит несколько циклов. Циклы названы по имени экономистов Н. Д. Кондратьева, Клемента Жуглара и Джорджа Китчина, причем каждый цикл определяется соответственно периодом в пятьдесят пять лет, десять лет и два года четыре месяца. Циклы, накладываясь друг на друга, формируют тренд развития экономики. Но это не единственная теория, описывающая цикличное развитие экономики.

Например, теория реального делового цикла предлагает свое объяснение, базирующееся на концепции экономических шоков.Итак, экономика представляет собой постоянно развивающуюся сложную структуру, состоящую из множества субъектов с несогласованными и часто противоречивыми целями.Поэтому она развивается крайне неравномерно. Небольшие колебания экономического развития считаются нормальным явлением и опасений не вызывают, но важно определить, когда колебания переходят в большой спад или в большой подъем, после которого обязательно последует больший спад. Одни из наиболее болезненных проблем цикличного развития – это инфляция и безработица.

Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Экономический цикл включает ряд последовательно сменяющих друг друга фаз экономической активности, выражающих неравномерность развития национальных хозяйств и экономического процесса в целом. В конечном итоге через цикличность проявляется экономический рост, ибо движение происходит не по кругу, а по спирали, отражая как долговременные, так и среднесрочные колебания конъюнктуры.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического развития (роста): длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие название «циклы Кондратьева» (по имени русского экономиста); нормальные, или так называемые большие, промышленные циклы с периодом от 8 до 12 лет и малые циклы, или «циклы Китчина» (по имени открывшего их американского экономиста), продолжительностью 3—4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов.

Причины экономических циклов трактуются по-разному. Так, причина циклического развития экономики, по Марксу, кроется в противоречии между производством, стремящимся к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Это противоречие проявляется в следующем: слишком много произвели, чтобы потребить. Наступает период вынужденной распродажи избыточных товаров, что неизбежно вызывает падение цен, рост безработицы и уменьшение прибыли. Возникает объективная потребность замены старого оборудования на новое, способное обеспечить прибыльное функционирование капитала.

Кризис дает толчок для новых массовых инвестиций, заставляет всех предпринимателей применять новую технику. Обновление капитала, по Марксу, является материальной основой периодичности кризисов и продолжительности цикла. Кризисы и циклы также объясняются: недопотреблением или недостаточным совокупным спросом; сбоями в денежном обращении; психологическими факторами, связывающими деловую активность с переходами от массового оптимизма к пессимизму.
Не следует делать вывод, что все колебания деловой активности объясняются экономическими причинами.

Есть и другие причины ? экстернальные. Это так называемые внешние факторы ? факторы, лежащие за пределами экономической системы: солнечные пятна, войны, революции, рост населения, открытие новых земель и ресурсов и, наконец, научные и технические нововведения. Например, существуют сезонные колебания деловой активности: покупательский «бум» перед Рождеством и Пасхой. Это ведет к значительным ежегодным колебаниям в темпах экономической активности, особенно в розничной торговле.

 

Издержки инфляции

Инфляция имеет серьезные издержки. К ним относятся:
• издержки «стоптанных башмаков» (shoeleather costs). Это так называемые трансакционные издержки инфляции, т.е. издержки, связанные с получением наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стараясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и либо вкладывают их в банк, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. Если доход человека перечисляется на его счет в банке, то при росте уровня цен человек, чтобы снять деньги со счета, должен чаще ходить в банк, тратить деньги на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, тратить время на стояние в очереди и т.п. Если человек вкладывает деньги в ценные бумаги – акции или облигации, то он должен их продать, чтобы получить наличные деньги, т.е. потратить время, найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), заплатить ему комиссионные, следовательно, и в этом случае он сталкивается с трансакционными издержками.
• издержки «меню» (menu costs). Этот вид издержек несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны а) часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат, б) нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен, в) нести издержки принятия решений относительно самих новых цен.
• издержки на микроэкономическом уровне, связанные с изменением относитель- ных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов (relative-price variability and the misallocation of resources). Поскольку изменение цен обходится дорого (высоки издержки меню), фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров,



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.014 с.)