Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Олигополия и ее виды. Рыночное поведение фирм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Олигополия – это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами. Олигополия - форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию. Виды олигополий:
Однородная продукция — продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт — 3 сорта, сахар — около 8 сортов, алюминий — около 9 марок).
Неоднородная продукция — продукция, отличающаяся широким разнообразием типов, сортов, размеров, марок.
Пример: в РБ на рынке керамической плитки доминирует ОАО «Кирамин», производящее более 75% этой продукции.
Пример: в РБ два завода производящих телевизоры — Витязь и Горизонт, они действуют во всем подражая друг другу. Характерные черты олигополии: 1.Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти(сталелитейная и автомобильная промышленность, производство стройматериалов). 2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией(фирмы «Ксерокс», «Кодак», «IBM»), монополией контроля над редкими источниками сырья,высокими расходами на рекламу. 3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурентов. Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Ценовая война –это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.
21 вопрос. Спрос на экономические ресурсы. Оптимальное соотношение ресурсов. Цены ресурсов, которые формируются на соответствующих рынках, определяют: • доходы собственников ресурсов (для покупателя цена – это затрата, расход; для продавца – доход); • распределение ресурсов (очевидно, что чем дороже ресурс, тем эффективнее он должен использоваться; таким образом, цены на ресурсы способствуют распределению ресурсов между отраслями и фирмами); • уровень издержек производства фирмы, которые при данной технологии всецело зависят от цен ресурсов. На рынке ресурсов в качестве продавцов выступают домохозяйства, которые продают предприятиям принадлежащие им первичные ресурсы – труд, предпринимательские способности, землю, капитал и фирмы, которые продают друг другу так называемые промежуточные продукты – товары, необходимые для производства других товаров (лес, металл, оборудование и т.п.). Покупателями на рынке ресурсов выступают фирмы. Рыночный спрос на ресурсы – это сумма спросов отдельных фирм. От чего же зависит спрос на ресурсы, предъявляемый отдельной фирмой? Спрос на ресурсы зависит от: • спроса на товар, в производстве которого используются те или иные ресурсы, т.е. спрос на ресурсы – это производный спрос. Очевидно, что если растет спрос на автомобили, то повышается их цена, увеличивается выпуск и возрастает спрос на металл, резину, пластмассу и др. ресурсы; • предельной производительности ресурса, измеряемой, напомним, предельным продуктом (МР). Если покупка станка дает больший прирост выпуска, чем наем одного рабочего, то, очевидно, фирма, при прочих равных условиях, предпочтет купить станок. С учетом этих обстоятельств каждая фирма, предъявляя спрос на ресурсы, сопоставляет тот доход, который она получит от приобретения данного ресурса, с издержками на приобретение этого ресурса, т.е. руководствуется правилом: MRP = MRC, где MRP – предельная доходность ресурса; MRC – предельные издержки ресурса. Предельная доходность ресурса или предельный продукт ресурса в денежном выражении характеризует прирост совокупного дохода в результате применения каждой дополнительной единицы вводимого ресурса. Приобретя единицу ресурса и использовав его в производстве, фирма увеличит объем производства на величину предельного продукта (MP). Продав этот продукт (по цене р), фирма увеличит свой доход на величину, равную выручке от продажи этой дополнительной единицы, т.е. MRP = MP × p. Таким образом, MRP зависит от производительности ресурса и цены продукции. Предельные издержки ресурса характеризуют прирост издержек производства в связи с приобретением дополнительной единицы ресурса. В условиях совершенной конкуренции этот прирост издержек равен цене ресурса. Допустим, что фирма при заданной величине капитала (C) может расширить объем выпуска (ТР), увеличивая численность рабочих (L) (табл. 8.1). Таблица 8.1
Нанимая каждого последующего рабочего, фирма увеличивает свой доход, но в силу действия закона убывающей отдачи, все замедляющимися темпами. Первый рабочий увеличил доход фирмы на 60 ден. ед., второй – на 50 ден. ед., третий – на 46 ден. ед. и т.д. Предположим, что заработная плата составляет 30 ден. ед., тогда фирма наймет трех рабочих, так как каждый из них будет создавать доход, больший, чем его заработная плата. Четвертый и последующие рабочие приносили бы фирме убытки, так как их зарплата превышала бы доход, который они могли бы принести. Таким образом фирма определяет спрос на отдельный ресурс, но в производстве используется множество ресурсов и конечная отдача зависит не только от производительности данного ресурса, но и от тех пропорций, в которых соединяются ресурсы. Ведь производительность рабочего зависит не только от его уменья, навыков, квалификации, но и от того, насколько технически оснащен его труд. Отсюда возникает вопрос, каково должно быть соотношение разных ресурсов или какое их соотношение будет оптимальным, т.е. обеспечит фирме наименьшие издержки производства определенного количества продукции. Фирма достигнет наименьших издержек производства определенного объема выпуска, если при спросе на ресурсы будет соблюдаться правило: отношение предельного продукта одного ресурса к цене этого ресурса равно отношению предельного продукта другого ресурса к цене этого ресурса и т.д., т.е.
MPLMPC где МРL и МРС – соответственно, предельный продукт труда и предельный продукт капитала; рL и рС – соответственно, цена труда и цена капитала; При соблюдении этого условия фирма находится в состоянии равновесия, т.е. отдача всех факторов одинакова и никакое перераспределение денежных средств между ресурсами не снизит издержки производства. Существует множество объемов выпуска, при которых издержки производства минимальны, но имеется только один объем производства, который обеспечивает максимальную прибыль. Какое же сочетание ресурсов позволит максимизировать прибыль? Правило максимизации прибыли является дальнейшим развитием правила минимизации издержек. Фирма обеспечит получение максимальной прибыли, если отношение предельной доходности одного ресурса к цене этого ресурса будет равно отношению предельной доходности другого ресурса к цене этого ресурса и будет равно единице, т.е.: Или другими словами, фирма максимизирует прибыль, если применяет такое соотношение ресурсов, при котором предельная доходность каждого ресурса равна его цене.
ОПТИМАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ До сих пор мы концентрировали внимание в своих рассуждениях на одном переменном вводимом факторе производства, а именно -- труде. Но известно, что в долгосрочном аспекте фирмы способны изменять количество всех ресурсов, которые они применяют. Поэтому важно рассмот-реть, какое сочетание ресурсов предпочтет фирма, если все ресурсы являются переменными. Хотя в анализе мы продолжаем рассматривать два ресурса, этот анализ можно применить для любого числа ресурсов. В фокусе наших рассуждении находятся два вза-имосвязанных вопроса: 1. Каким должно быть сочетание ресурсов для производства любого данного уровня объема проду-кции с наименьшими издержками? 2. Какое сочетание ресурсов будет максимизиро-вать прибыль фирмы? ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК. Когда фирма производит любой заданный объем продукции при сочетании ресурсов, обес-печивающем наименьшие издержки? От-вет: когда последний доллар, затраченный на ка-ждый ресурс, дает одинаковый предельный продукт. То есть издержки на производство любого объема продукции становятся минимальными, если пре-дельный продукт на доллар стоимости каждого применяемого ресурса является одинаковым. В слу-чае использования только двух ресурсов -- труда и капитала -- минимизация издержек наступает тогда, когда МР труда МР капитала цена труда = цена капитала Ур.(1) Нетрудно увидеть, почему выполнение этого условия означает производство с наименьшими затратами. Предположим, например, что цены на капитал и на труд составляют доллар за единицу, но капитал и труд применяются в таких количествах, что предельный продукт капитала -- 5, а предельный продукт труда равен 9. Исходя из уравнения (1), становится ясным, что данное сочетание не обеспечивает производства продукции с наименьшими издержками: МРL/РL составляет 9/1, а МРC/PC - 5/1. Если фирма затрачивает на капитал на доллар меньше и рас-ходует этот доллар на труд, то она теряет' 5 единиц продукции, произведенных с помощью капитала стоимостью в предельный доллар, а по-лучает 9 единиц продукции от найма труда на дополнительный доллар. Чистый объем про-дукции увеличивается на 4 (=9--5) единиц при тех же общих затратах. Заметим, что такой перелив доллара из капитала в труд приводит к тому, что для данной фирмы кривая МР труда смещается вниз, а кривая МР капитала -- вверх, и фирма продвигается к состоянию равновесия, где условия уравнения (1). В этой точке МР как труда, так и капитала может быть равным, например, 7. Хотя в результате одних и тех же общих затрат получается больше продукции, само собой разуме-ется, что затраты на единицу -- а соответственно и общие затраты на любой данный уровень объема продукции -- сокращаются. Иначе говоря, быть способным произвести больший объем продукции при заданной величине общих издержек -- то же самое, что быть способным производить заданный объем продукции при меньшей величине общих из-держек. И, как мы видели, затраты на производство любого объема продукции можно сокращать, если МРL/РL? МРC/PC. Но когда перелив долларов между капиталом и трудом достигает точки, в кото-рой удовлетворяются требования уравнения (1), то не происходит никаких изменений в размерах при-меняемого капитала и труда, которые вызывали бы снижение издержек. Такому объему продукции соот-ветствует сочетание капитала и труда с наимень-шими издержками. Заметим, что правило производства с наимень-шими издержками аналогично правилу максимиза-ции полезности для потребителя. Для достижения максимума полезности при выборе товаров потребитель учитывает как свои предпочтения, отраженные в данных об убыва-ющей предельной полезности, так и цены на различ-ные продукты. Производитель желает минимизиро-вать затраты аналогично тому, как потребитель стремится максимизировать полезность. В попытке найти это соотношение ресурсов производитель до-лжен учитывать как производительность ресурса, что находит отражение в данных об убывающей предельной производительности, так и цены (из-держки) на различные ресурсы. Фирма может счи-тать выгодным использование очень небольшого количества исключительно продуктивного ресурса, даже если его цена является весьма высокой. И наоборот, может разумно использовать большое количество относительно непродуктивного ресурса, если цена на него окажется достаточно низкой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.253.21 (0.011 с.) |