Вопрос. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое Равновесие и факторы, влияющие на его изменение (модель AD – AS). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое Равновесие и факторы, влияющие на его изменение (модель AD – AS).



В макроэкономике модель AD-ASявляется базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги,произведенные в экономике.

Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. При отсутствии сильной инфляции и ограничений со стороны производства рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятость, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост AD вызовет не столько увеличение объема выпуска, сколько рост цен.

В структуре AD можно выделить:

- спрос на потребительские товары и услуги;

- спрос на инвестиционные товары;

- спрос на товары и услуги со стороны государства;

- спрос на экспорт со стороны иностранцев.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов одновременно находятся в равновесии. Её легко получить из модели IS-LM.

Обратимся сначала к графическому выводу кривой совокупного спроса. Зафиксировав цены на уровне P0,найдем соответствующий равновесный доход Y0 и изобразим эту точку в осяхY-P. Рассмотрим более низкий уровень цен P’ (P’<P0).Падение цен приводит к росту реального предложения денег и сдвигает кривую LMвправо, что ведет росту равновесного дохода. Итак, более низкому уровню цен P’соответствует более высокий уровень равновесного дохода Y’ (Y’>Y0).Таким образом, мы получаем кривую совокупного спроса, которая является убывающей функцией цен (рис.7).

LM(M/P0)

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Эту зависимость можно получить из уравнения количественной теории денег:

MV = PY, P = MV/ Y, Y = MV/ P.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен,тем меньше реальные запасы денежных средств (M/ P), следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Кривая строится при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения.

Кривая совокупного спроса показывает нам количество товаров и услуг (Y), которое потребители (домашние хозяйства, фирмы,государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (P).Можно выделить ценовые и неценовые факторы AD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые – ее сдвиг.

На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

1. Эффект процентной ставки, смысл которой заключается в том, что при увеличении цены процентная ставка увеличивается, следовательно, величина инвестиций (согласно кривой инвестиционного спроса) уменьшается. Отсюда, по основному макроэкономическому уравнению (Y = C + I + G + NX) при прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y).

2. Эффект богатства или эффект реальных кассовых остатков. При росте цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы.

3. Эффект импортных закупок. Суть этого эффекта в том, что изменение цен в одной стране приводит к изменениям объема экспорта при неизменных ценах за рубежом,что в свою очередь влияет на расходы населения внутри страны. Так, например,при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров – с другой.

Убывающий наклон кривой совокупного спроса можно объяснить через количественную теорию денег, которая выражается равенством (M * V = P * Y).

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево.

Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:

Y = C + I + G + NX.

Изменение любого из четырех компонентов приводит к изменению Y.

К неценовым факторам, влияющим на AD, относится все, что воздействует на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт.

Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя:

1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств – когда изменяются благосостояние потребителей, ожидания потребителей,задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных расходах – когда изменяются процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги на бизнес,технологии, избыточные мощности, льготные кредиты инвесторам;

3) изменения в государственных расходах (субсидии,трансферты населению);

4) изменения в расходах на чистый объем экспорта – национальный доход в зарубежных странах, колебания валютных курсов.

Рис.5.2. Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

В краткосрочном периоде рост совокупного спроса приходит к увеличению выпуска и увеличению занятости, не оказывая влияния на уровень цен (рис. 9). Такое воздействие оказала в период кризиса 30-х годов государственная политика стимулирования совокупного спроса. Но если состояние экономики близко к состоянию полной занятости в долгосрочном периоде рост совокупного спроса вызовет не увеличение выпуска, так как возможности уже на пределе, а отразится на уровне цен, т.е. вызовет инфляцию (рис. 10).

Совокупное предложение (AS) отражает связь между совокупным объемом выпуска и уровнем цен в экономике.

Можно сказать, что совокупное предложение (ВВП, ВНП) – это общее количество благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном уровне цен.

Объем выпуска фирм зависит от цен, которые устанавливаются на их товары и услуги на рынке. Предложение в макроэкономике отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой на продукт (P) и количеством предлагаемого продукта (Y), таким образом, зависимость между уровнем цен и объемом ВНП является прямой (положительной). Более высокие цены сохраняют стимулы для производства дополнительного количества товаров.Кривая отражает изменение издержек на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема национального производства.

На уровень предложения влияют цены на продукцию и затраты на факторы производства.

Кривая AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.

Совокупное предложение следует рассматривать отдельно в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Это объясняется большой значимостью влияния изменений количества факторов производства.

Рис.5.3. Кривая совокупного предложения

Горизонтальный отрезок кривой характеризует состояние национального производства в краткосрочном периоде, когда цены на многие товары являются негибкими. Это связано:

- с распространением информации о прейскурантных ценах на ближайшую перспективу;

- наличие незадействованных факторов производства, можно расширить производство при установившемся уровне цен.

Фирмы могут приобрести факторы по твердым ценам, что позволяет сохранить производственные издержки на прежнем уровне, не повышать цены на товары. Горизонтальный отрезок кривой называется кейнсианским. Кейнс впервые в 30-х гг. доказал возможность и необходимость расширения общественного производства при неизменности уровня цен на ресурсы и продукцию. Он рассмотрел экономику в период спада, т. е. когда имеются в наличии значительные запасы факторов производства, поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение реального национального производства без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества безработных и других факторов производства.

Он утверждал, что снижение цен и зарплаты не ведет к ослаблению спада реального объема производства и занятости.

Допустим,что для достижения max объема производства на горизонтальном отрезке кривой AS были задействованы значительные ресурсы. Дальнейшее наращивание производства возможно лишь при условии привлечения дополнительных свободных ресурсов, которые обладают меньшей степенью отдачи. Это вызовет рост издержек производства, а затем и цен. Подъем цен открывает возможность вовлечения все менее и менее эффективных ресурсов,что будет обусловливать снижение народнохозяйственного уровня рентабельности общественного производства. Поэтому на промежуточном отрезке кривой ASувеличение реального ВНП в среднесрочном периоде сопровождается ростом цен.

Промежуточный участок говорит о том, что здесь уровень цен на продукцию и объем производства растут одновременно. Это объясняется тем,что не все отрасли и предприятия достигают полной загрузки имеющихся ресурсов и не во всех отраслях.

Дальнейшее наращивание производства невозможно из-за того, что имевшиеся ресурсы исчерпаны. Такое положение экономики характеризуется вертикальным отрезком кривой AS в долгосрочном периоде. Это значит, что производство и совокупное предложение приобрели фиксированный характер и не зависят от уровня цен. Вертикальный отрезок кривой соответствует воззрениям классической экономической школы и ее последователей (неоклассиков).

Представители классической школы считают, что в долгосрочном периоде в экономике всегда будет естественный уровень занятости и будут использоваться все имеющиеся ресурсы, т.е. никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального производства, так как все факторы производства используются полностью.

Мы рассмотрели кривую совокупного предложения как зависимость уровня цен и реального национального производства. Но на совокупное предложение могут оказывать воздействие и прочие факторы, не зависящие от изменения цен на продукцию (неценовые факторы). Эти прочие факторы будут сдвигать кривую совокупного предложения вправо или налево вверх.

Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного предложения, включают в себя:

1) изменения цен на ресурсы: земля, трудовые ресурсы,капитал, предпринимательские способности;

2) изменения в производительности (например, новая технология);

3) изменения правовых норм: налоги на бизнес и субсидии, государственное регулирование;

4) изменения в структуре рынка.

Изменения в совокупном предложении в виде сдвижек кривой могут оказывать существенное воздействие на экономику. Так называемые шоки предложения могут приводить к резкому сокращению выпуска и росту цен, как это было в 70-х годах во время нефтяного кризиса.

Экономическая политика, ориентированная на совокупное предложение, например, на рост производительности факторов, способна привести к увеличению объема выпуска и сокращению инфляционного давления на экономику.

 

В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, согласно которому само производство товаров создает доход, равный стоимости произведенных товаров.Предложение порождает свой собственный спрос.

Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий:

- объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен;

- изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

- экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному;

- цены и номинальная зарплата – гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках.

Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью. Величина AS имеет фиксированный характер,предопределяемый масштабами имеющихся в обществе ресурсов. Она не зависит ни от цен, ни от спроса. Задача в том, чтобы поддержать на стабильном уровне предложение денег.

При данном уровне совокупного спроса (AD) увеличение массы денег вызовет инфляцию и приведет к смещению кривой AD вправо в положение AD’. Равновесие установится в точке Р.Увеличение денег приведет к росту AD при данном уровне цен (Рk), который будет превышать ASна величину отрезка KN. Недостаточное предложение благ вызовет рост цен, их уровень сместится вверх (с Рк до Рp)до точки нового равновесия.

Рис.5.4. Классическая теория общего равновесия

Если же при данном уровне совокупного спроса (кривая AD) количество денег сокращается, то AD уменьшается на величину отрезка KM, а кривая ADсмещается в положение AD”. Так как предложение превышает спрос, цены начнут снижаться до уровня Pl, которому будет соответствовать новое макроэкономическое равновесие (точка L).

Таким образом, у современных представителей классической школы (прежде всего монетаристов) предложение денег является главным фактором, определяющим и совокупный спрос, и уровень цен. При этом любые изменения, происходящие на стороне AD, не влияют ни на занятость, ни на объем производства.

Механизм регулирования равновесия – цены. Позже было отмечено, что домохозяйства осуществляют сбережения, а фирмы – инвестиции. Равновесие ADи AS требовало равновесия сбережений и инвестиций. Оно в свою очередь регулировалось механизмом денежного рынка, и прежде всего %ставкой. Она является инструментом вознаграждения за бережливость. Чем выше уровень % ставок, тем больше будет сберегаться средств, и наоборот, понижение их уровня ведет к свертыванию сбережений и росту потребления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.019 с.)