Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Внешние эффекты экономической деятельности. Теорема Р. Коуза.

Поиск

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(externalities) Издержки или выгоды от экономической деятельности, не приходящиеся непосредственно на человека или фирму, занимающиеся этой деятельностью. Под внешними издержками, или отрицательными эффектами, экономической деятельности подразумевается ущерб, причиняемый другим людям или окружающей среде, например, радиацией, загрязнением рек или атмосферы либо шумом и не оплачиваемый теми, кто занимается этой деятельностью. Внешними выгодами, или положительными эффектами, экономической деятельности называются эффекты, приятные или выгодные другим людям, которых невозможно заставить платить за них, например опыление фруктовых деревьев пчелами или удовольствие от созерцания усадеб или парков. Внешние эффекты экономической деятельности могут носить технологический или денежный характер. Технологические внешние эффекты воздействуют на людей нерыночным путем, как, например, в случае с загрязнением подаваемой в дома воды; именно такие внешние эффекты в первую очередь требуют общественного вмешательства. Денежные внешние эффекты экономической деятельности воздействуют на людей через рынок: например, новая отрасль может стать причиной роста стоимости рабочей силы в других отраслях или падения стоимости задействованного в них капитала в результате снижения интереса заказчиков или потребителей к их продукции. Денежные внешние эффекты не требуют немедленного вмешательства, за исключением, возможно, случаев, связанных с распределением дохода.

Теорема Коуза — положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом:

Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности

Формулировка Стиглера была основана на опубликованной в 1960 году статье Рональда Коуза «Проблема социальных издержек»

Коуз доказывал эту концепцию на примере рассмотрения так называемых экстерналий — побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.

Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния» (англ. The Economics of Welfare). На основе того, что экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка»[2].

Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек.

Сам термин трансакционные издержки введён ранее в работе Коуза «Природа фирмы»[3] и означает затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, то есть затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятия решений, на контроль и юридическую защиту выполнения контрактов.

Теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. По мнению Коуза, чем более точно определены права собственности, тем в большей степени внешние издержки превращаются во внутренние.

Обобщенная теорема Коуза

Исландский экономист Трайн Эггертсон сформулировал «обобщенную теорему Коуза»:

Экономический рост и развитие страны в основном не зависят от типа существующего правительства, если расходы на трансакции в экономической и политической сферах равны нулю. Однако, когда трансакционные издержки положительны, то распределение власти внутри страны и институциональная структура её нормотворческих учреждений являются важнейшими факторами ее развития.

При отсутствии институциональных издержек оптимальный набор «правил игры» складывался бы везде и всегда, так как любой устаревший институт ничего не стоило бы заменить новым, более эффективным. В подобном случае, как показывают неоинституционалисты, технический прогресс и накопление капитала (физического и человеческого) автоматически и повсеместно обеспечивали бы экономический рост.

 

 

Вопрос. Определение объема выпуска конкурентной фирмы с использованием метода сопоставления предельных величин.

 

17 вопрос. Чистая монополия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ценовая дискриминация. Издержки чистой монополии.

Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Для чистой монополии главным принципом деятельности является максимизация прибыли. В краткосрочном периоде решить эту проблему она может двумя методами:
1) методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС), обеспечив максимальное превышение TR над ГС;
2) методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС), обеспечив равенство MR и А/С.
Графически это представлено на рис. 1.
До тех пор, пока MR > МС. увеличение выпуска продукции сопровождается увеличением массы прибыли.
Предположим, что монополист имеет дело с эластичным спросом по цене. Кривая спроса D и предельного дохода MR (рис. 1) занимают свое стандартное положение.

Рисунок 1 - Равновесие фирмы в условиях чистой монополии

Точка W обозначает место пересечения кривой предельных издержек МС и предельного дохода MR. Эта точка обозначает максимум объема прибыли. Данной точке максимума прибыли соответствует объем выпуска Qv Двигаясь по вертикали вверх, находим уровень средних общих издержек АТС, который соответствует данному выпуску (точка М). Максимальная прибыль, приходящаяся на единицу выпуска при объеме Qt, равна вертикальному разрыву MN между кривой спроса D и кривой средних общих издержек АТС. Умножив MN на объем Q1, можем определить площадь прямоугольникаNMAPX, равнозначную максимальной валовой прибыли.
Перед фирмой-монополистом в данном периоде встает две задачи, которые она должна решить:
а) выбрать уровень цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать;
б) определить объем производства и сознательно его ограничить, поскольку с ростом продаж снижается цена.

В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой, поэтому в этом временном интервале действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей, изменения технологий производства. В долгосрочной перспективе единственная стратегическая задача чистого монополиста - максимизация прибыли. Он станет расширять свое производство до тех пор, пока объем продаж не обеспечит равенство долгосрочного предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (LMR = LMC').
Фирма-монополист исходит из того, что в долгосрочном периоде:
1. Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Потому важно учитывать поведение потребителей и приходится иметь дело со снижением спроса. Невозможно одновременно и установить высокую цену, и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Цена, минимизирующая долгосрочную прибыль, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль.
2. Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли:
Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение объема выпуска продукции.

 

Чистая монополия может быть:

а) простой (продукт продается всем по одной и той же цене);

б) с ценовой дискриминацией.

Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам,в зависимости от их платежеспособности.Это происходит при следующих предпосылках:

если продавец обладает достаточно высокой степенью монополии, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами;

если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене;

если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже.

Виды ценовой дискриминации:

а) по объему покупки (опт и розница);

б) по социально-демографическим признакам покупателей(возраст, доход, социальное положение);

в) по рынкам (внутренний и внешний);

г) по среднестатистическому количеству покупок за определенный период (сезонные скидки, распродажи).

Фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью поглотить потребительский излишек. Монополист получит не только прибыль,обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль.

В условиях чистой монополии общий уровень средних издержек производства может быть и ниже, и выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Ниже он становится, в частности, благодаря использованию эффекта масштабов производства, что не под силу мелким капиталам.
Однако в любом варианте издержки производства чистой монополии выше средних общих издержек.
Прежде всего, во всех моделях рынков несовершенной конкуренции средние издержки производства выше минимальных средних издержек, уровень которых может достигаться лишь фирмами, имеющими минимально эффективные размеры масштаба производства (см. рис. 1.1)
На рис. 1.1 точка А фиксирует средние общие издержки фирмы, имеющей оптимальные масштабы производства, а точка В показывает средние общие издержки реальной средней фирмы, которые складываются из суммы издержек всех фирм, функционирующих в данной отрасли, масштабы производства которых отклоняются от оптимального уровня.

Однако это еще далеко не все. Дело в том, что монополия обязательно ведет к завышению издержек производства, т.е. наличие монополии вызывает специфические расходы, не связанные напрямую с особенностями производства и реализации производимых продуктов или услуг.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.153 (0.008 с.)