Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Внешние эффекты экономической деятельности. Теорема Р. Коуза.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (externalities) Издержки или выгоды от экономической деятельности, не приходящиеся непосредственно на человека или фирму, занимающиеся этой деятельностью. Под внешними издержками, или отрицательными эффектами, экономической деятельности подразумевается ущерб, причиняемый другим людям или окружающей среде, например, радиацией, загрязнением рек или атмосферы либо шумом и не оплачиваемый теми, кто занимается этой деятельностью. Внешними выгодами, или положительными эффектами, экономической деятельности называются эффекты, приятные или выгодные другим людям, которых невозможно заставить платить за них, например опыление фруктовых деревьев пчелами или удовольствие от созерцания усадеб или парков. Внешние эффекты экономической деятельности могут носить технологический или денежный характер. Технологические внешние эффекты воздействуют на людей нерыночным путем, как, например, в случае с загрязнением подаваемой в дома воды; именно такие внешние эффекты в первую очередь требуют общественного вмешательства. Денежные внешние эффекты экономической деятельности воздействуют на людей через рынок: например, новая отрасль может стать причиной роста стоимости рабочей силы в других отраслях или падения стоимости задействованного в них капитала в результате снижения интереса заказчиков или потребителей к их продукции. Денежные внешние эффекты не требуют немедленного вмешательства, за исключением, возможно, случаев, связанных с распределением дохода. Теорема Коуза — положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами. Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом:
Формулировка Стиглера была основана на опубликованной в 1960 году статье Рональда Коуза «Проблема социальных издержек» Коуз доказывал эту концепцию на примере рассмотрения так называемых экстерналий — побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц. Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния» (англ. The Economics of Welfare). На основе того, что экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка»[2]. Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек. Сам термин трансакционные издержки введён ранее в работе Коуза «Природа фирмы»[3] и означает затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, то есть затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятия решений, на контроль и юридическую защиту выполнения контрактов. Теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. По мнению Коуза, чем более точно определены права собственности, тем в большей степени внешние издержки превращаются во внутренние. Обобщенная теорема Коуза Исландский экономист Трайн Эггертсон сформулировал «обобщенную теорему Коуза»: Экономический рост и развитие страны в основном не зависят от типа существующего правительства, если расходы на трансакции в экономической и политической сферах равны нулю. Однако, когда трансакционные издержки положительны, то распределение власти внутри страны и институциональная структура её нормотворческих учреждений являются важнейшими факторами ее развития. При отсутствии институциональных издержек оптимальный набор «правил игры» складывался бы везде и всегда, так как любой устаревший институт ничего не стоило бы заменить новым, более эффективным. В подобном случае, как показывают неоинституционалисты, технический прогресс и накопление капитала (физического и человеческого) автоматически и повсеместно обеспечивали бы экономический рост.
Вопрос. Определение объема выпуска конкурентной фирмы с использованием метода сопоставления предельных величин.
17 вопрос. Чистая монополия в краткосрочном и долгосрочном периодах. Ценовая дискриминация. Издержки чистой монополии. Чистая (экономическая) монополия возникает обычно там, где отсутствуют альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Для чистой монополии главным принципом деятельности является максимизация прибыли. В краткосрочном периоде решить эту проблему она может двумя методами: Рисунок 1 - Равновесие фирмы в условиях чистой монополии Точка W обозначает место пересечения кривой предельных издержек МС и предельного дохода MR. Эта точка обозначает максимум объема прибыли. Данной точке максимума прибыли соответствует объем выпуска Qv Двигаясь по вертикали вверх, находим уровень средних общих издержек АТС, который соответствует данному выпуску (точка М). Максимальная прибыль, приходящаяся на единицу выпуска при объеме Qt, равна вертикальному разрыву MN между кривой спроса D и кривой средних общих издержек АТС. Умножив MN на объем Q1, можем определить площадь прямоугольникаNMAPX, равнозначную максимальной валовой прибыли. В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой, поэтому в этом временном интервале действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей, изменения технологий производства. В долгосрочной перспективе единственная стратегическая задача чистого монополиста - максимизация прибыли. Он станет расширять свое производство до тех пор, пока объем продаж не обеспечит равенство долгосрочного предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (LMR = LMC').
Чистая монополия может быть: а) простой (продукт продается всем по одной и той же цене); б) с ценовой дискриминацией. Ценовая дискриминация состоит в том, что одинаковые товары фирма продает различным покупателям по разным ценам,в зависимости от их платежеспособности.Это происходит при следующих предпосылках: если продавец обладает достаточно высокой степенью монополии, обеспечивающей ему контроль над производством и ценами; если можно сегментировать рынок – разбить покупателей на разные группы, различающиеся степенью эластичности спроса по цене; если тот, кто покупает товар дешевле, не может затем перепродать его дороже. Виды ценовой дискриминации: а) по объему покупки (опт и розница); б) по социально-демографическим признакам покупателей(возраст, доход, социальное положение); в) по рынкам (внутренний и внешний); г) по среднестатистическому количеству покупок за определенный период (сезонные скидки, распродажи). Фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают значительную часть потребительского излишка, устанавливая цены выше равновесного уровня. В предельном случае дискриминирующая фирма стремится полностью поглотить потребительский излишек. Монополист получит не только прибыль,обычную для монополиста, но и дополнительную прибыль. В условиях чистой монополии общий уровень средних издержек производства может быть и ниже, и выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Ниже он становится, в частности, благодаря использованию эффекта масштабов производства, что не под силу мелким капиталам.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.153 (0.008 с.) |