ТОП 10:

Становление советской системы государственного управления



Вопрос №25


Первоочередные меры Временного правительства:

1. Создание Чрезвычайной комиссии по расследованию деятельности царских министров.

2. Изменения в списке министерств (ликвидация министерства двора и уделов, создание министерств труда, продовольствия, государственного призрения, почт и телеграфов).

3. Упразднение полиции и жандармерии, создание милиции.

4. Передача функций местного государственного аппарата земствам и городским думам.

5. Либерализация судебной системы.

6. Амнистия по политическим и религиозным делам.

7. Подтверждение свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек.

8. Подготовка к выборам в Учредительное собрание.

Изменения в составе Временного правительства в 1917 г. Однородно- буржуазноеправительство (2 марта – 2 мая 1917 г.). Председатель –князь Г.Е. Львов. Причина кризиса – нота МИДа , подтверждающая обязательства перед Антантой.Первое коалиционноеправительство с участием 6 министров-социалистов (5 мая - 2 июля 1917). Председатель - князь Г.Е. Львов. Причина кризиса –провал наступления на фронте и разногласия по поводу статуса Украины.Второе коалиционноеправительство с преобладанием социалистов (24 июля – 26 августа 1917 г.). Председатель - А.Ф. Керенский. Причина кризиса – наступление генерала Л.Г. Корнилова на Петроград.Третье коалиционноеправительство (24 сентября – 24 октября 1917 г.). Председатель – А.Ф. Керенский. Свергнуто большевиками.

Изменения в системе земств и городских дум: Демократизация избирательной системы: отмена имущественных цензов, упразднение первой курии на выборах в земства, снижение возрастного ценза до 18 лет, допущение к выборам женщин. Для выдвижения кандидата было достаточно подписи 10 избирателей.;Расширение компетенции земств: добавились вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, юридической помощи гражданам, борьба с дороговизной.;Земства и думы получили свой исполнительный аппарат – милицию;Легализованы руководящие органыземств и дум: Всероссийский земский союз и Совет городских дум.;Создание волостного земства. Компетенция: вопросы о повинностях и капиталах земства; пожарные, санитарные, коммунальные мероприятия; устройство бирж труда. Гласные работали безвозмездно;Создание районных думв городах с населением свыше 150 тыс. чел.

Изменения в судебной системе
(март – октябрь 1917 г.)
Расширение компетенции мировых судов.; Новый порядок избрания мировых судей (кандидатуры представляли волостные земские собрания и городские думы, утверждал мировой съезд.;Новые цензы для судей: обязательный опыт государственной службы, общее среднее образование для мировых судей, общее высшее – для судей окружных судов.;Создание системы административной юстиции: административный судья в уезде – административное отделение окружного суда – Первый департамент Сената. Компетенция: конфликты между государственными органами и общественными организациями.;Включение в систему административной юстиции земельных и продовольственных комитетов.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 Г.). Февральская революция 1917 гВ Петрограде возникло двоевластие: Временное правительство имевшее мало реальной власти и Совет, не имевший четко определенных функций, но обладавший реальной властью благодаря своей опоре на рабочих и солдат. Между ними сразу же возникло кардинальное разногласие по вопросу о целях и характере войны. Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр. Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание (назначенные на сентябрь), реформу местного самоуправления, земельную реформу. Создав в апреле систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-заводских комитетов. Будучи временной властью, правительство вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы. На местах оно не имело надежного административного аппарата. В июне 1917 г. около трехсот девяноста местных советов прислали своих делегатов на первых Всероссийский съезд советов, который избрал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики. Летом 1917 г. перед Россией лежали два пути установления авторитарной демократической власти: через Учредительное собрание или через Советы, свободно избранные населением.


Вопрос №26

Октя́брьскаяреволю́ция— одно из крупнейших политических событий в XX веке, повлиявшее на его дальнейший ход, этап русской революции, произошедший в России в октябре 1917 года. В результате Октябрьской революции было свергнуто Временное правительство и к власти пришло правительство, сформированное II Всероссийским съездом Советов, абсолютное большинство делегатов которого составили большевики — Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) и их союзники левые эсеры, поддержанные также некоторыми национальными организациями, небольшой частью меньшевиков-интернационалистов, и некоторыми анархистами. В ноябре новое правительство было поддержано также большинством Чрезвычайного Съезда крестьянских депутатов.

Временное правительство было свергнуто в ходе вооружённого восстания 25—26 октября (7 — 8 ноября по новому стилю), главными организаторами которого были В. И. Ленин, Л. Д. Троцкий, Я. М. Свердлов и др. Непосредственное руководство восстанием осуществлял Военно-революционный комитет Петроградского Совета, в который входили также левые эсеры.

Становление советской системы государственного управления

.Октябрьская революция и создание основ советской государственной системы.

2. Конституция РСФСР 1918 г.: высшие органы власти и управления, национально-государственное устройство, избирательная система.

3. Новые принципы управления экономикой (октябрь 1917-1920 гг.).

4. Реорганизация правоохранительной системы в послеоктябрьский период (октябрь 1917 – 1920 гг.)

5. Создание и развитие репрессивного аппарата в послеоктябрьский период (октябрь 1917 – 1920 гг.).

6. Изменения в государственном управлении Советской России в годы гражданской войны.

Этапы юридического оформления новой государственной системы:II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (октябрь 1917 г.):провозгласил переход власти в центре и на местах к Советам, избрал новый состав ВЦИК, сформировал Совет народных комиссаров как временное правительство России.III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (январь 1918):принял не утвержденную Учредительным собранием «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и утвердил постановление ВЦИК «О федеральных учреждениях Российской республики».

V Всероссийский съезд Советов (июль 1918 г.): принял Конституцию РСФСР

Полномочия Всероссийского съезда Советов по Конституции РСФСР 1918 г.:

Принятие и изменение Конституции РСФСР.

2. Ратификация мирных договоров.

3. Формирование состава ВЦИК.

4. Объявление войны и заключение мира.

5. Общее руководство внутренней и внешней политикой.

6. Установление и изменение границ, принятие новых субъектов федерации или признание их выхода.

7. Издание общегосударственных законов.

8. Установление основ организации вооруженных сил, общегосударственных налогов и повинностей.

9. Судоустройство и судопроизводство.

Периодичностьсъездов – два раза в год.

 

Полномочия и структура ВЦИК

ВЦИК:

1. Формировал правительство (Совнарком) и давал общее направление его деятельности;

2. Имел право отменить или приостановить любое решение правительства.

3. Наблюдал за проведением в жизнь основ Конституции РСФСР.

4. Созывал Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

5. Образовывал народные комиссариаты.

6. Руководил деятельностью Советов на местах.

ЧисленностьВЦИК – первоначально 200 чел., позднее возросла до 300 чел. Структура:общее собрание, отраслевые отделы, постоянные и временные комитеты и комиссии, с 1919 г. – Президиум


7. Государственная организация «белого движения» в годы гражданской войны.


Вопрос №27

Военный коммунизм - социально-экономическая политика Советского государства в условияхгражданской войны 1917-1920, отражавшая представления о возможностях социалистического строительства путём насильственного вытеснения капиталистических элементов. Политика военного коммунизма диктовалась трудностями, хозяйственной разрухой, это была временная мера. Она предусматривала сверхбыстрый переход к коммунизму с помощью чрезвычайных мер. Введена продразверстка как основное средство обеспечения армии, рабочих и городского населения продовольствием. Закрыта торговля, заменена государственным распределением (по классовому признаку). Всеобщая трудовая повинность и трудовая мобилизация также стали частью этой политики. Её отличали уравнительность в системе оплаты труда имаксимальная централизация руководства. По определению Ленина В.И. "решительная атака на капитал".Давая оценку военному коммунизму, Ленин В.И. в работе "О продовольственном налоге" писал: "Своеобразный "военный коммунизм" состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разорённой мелкокрестьянской стране мы не могли. И тот факт, что мы победили (вопреки поддержке наших эксплуататоров могущественнейшими державами мира), показывает не только, на какие чудеса героизма способны рабочие и крестьяне в борьбе за своё освобождение... "Военный коммунизм" был вынужден войной и разорением. Он не был и не мог быть отвечающей хозяйственным задачам пролетариата политикой. Он был временной мерой. Правильной политикой пролетариата, осуществляющего свою диктатуру в мелкокрестьянской стране, является обмен хлеба на продукты промышленности, необходимые крестьянину. Только такая продовольственная политика отвечает задачам пролетариата, только она способна укрепить основы социализма и привести его к полной победе..." (Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.43).

Вопрос №28

Конституция РСФСР 1918 года — первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России).

III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти и поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить к новому съезду Советов основные положения Конституции РСФСР, однако в связи с усложнением внутреннего положения и обострением международной обстановки работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Содержала 6 разделов, 17 глав и 90 статей. Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она в основном утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года. Однако статья 25 Конституции 1918 года действовала вплоть до 1937 года в связи с тем, что на неё прямо ссылалась статья 20 Конституция РСФСР 1925 года.Государственное устройство носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Вопросы федеративного устройства нашли отражение в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа и в других частях Основного закона. Статья 11 Конституции закрепила положение, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику»

Вопрос №29

Этапы реорганизации судебной системы:

II. Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.):

- по более важным делам учреждались окружные суды, избираемые городскими и уездными Советами;

- состав: трое судей и четверо (по гражданским делам) или двенадцать (по уголовным делам) народных заседателей;

- учреждались следственные комиссии, формируемые Советами;

- при Советах создавались коллегии правозаступниковс функциями обвинения и защиты.

III. Декрет о суде № 3 (июнь 1918 г.):

- окружные суды упразднялись;

- расширена компетенция местных народных судов: гражданские дела с ценой иска до 10 тыс. руб. и уголовные дела с наказанием до 5 лет тюрьмы.

IV. Положение ВЦИК «О народном суде РСФСР» (ноябрь 1918 г.):

- повсеместно установлена единая форма суда: районный суд в составе одного судьи и двух или шести заседателей;

- компетенция: все уголовные и гражданские дела кроме политических;

- решения принимались на основе декретов Советской власти; в случае их отсутствия на основе «революционного правосознания».

V. Положение ВЦИК «О народном суде РСФСР» (1920 г.):

- вместо следственных комиссий – институт народных следователей;

- функции защиты и обвинения возлагались на соответствующих специалистов, списки которых утверждались местными Советами

Особенности судебной системы послеоктябрьского периода:

1. Упразднение независимости судов, сближение судебной и исполнительной власти;

2. Снижение роли профессиональных критериев при отборе судей, обвинителей, защитников, следователей;

3. Открытое вторжение в судопроизводство социальных и политических мотивов.

Формальное сохранение некоторых демократических принципов (гласность, коллегиальность, состязательность, отделение предварительного следствия от судебного процесса).

Вопрос №32

Идеологическое зарождение Белого движения можно отсчитывать с момента подготовки корниловского выступления в августе 1917 года. Организационное оформление Белого движения началось послеОктябрьской революции и ликвидации Учредительного собрания в октябре 1917 — январе 1918 года и завершилось после прихода к власти 18 ноября 1918 года адмирала Колчака и признания Верховного правителя России главными центрами Белого движения на Севере, Северо-Западе и Юге России[5].

Несмотря на то, что в идеологии Белого движения существовали серьезные расхождения, в нем доминировало желание восстановления в России демократического, парламентского политического устройства, частной собственности и рыночных отношений[6]. Белое движение в целом, несмотря на наличие политических оттенков: республиканцы, монархисты, непредрешенцы, представляло собой военно-политическое движение, которое отстаивало государственные ценности столыпинской России[7].

 

Общие черты в организации государственного управления на территориях, занятых «белыми»:

1. Восстановление системы земств и городских дум в формате, утвержденном Временным правительством.

2. Денационализация торговых и промышленных предприятий и банков.

3. Подтверждение гражданских и политических свобод, завоеванных в ходе Февральской революции.

4. Восстановление судебной системы прежнего образца.

Причины поражения«белого движения»:

- стабилизация внутриполитической ситуации в Советской России;

- нескоординированность действий «белых»;

- прекращение помощи со стороны Антанты.

Вопрос №33

В 1920-е годы почти на всей территории бывшей Российской империи (за исключением Финляндии, Прибалтики, Польши, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии) утвердилась диктатура большевистской партии - вариант однопартийной политической системы. В начале десятилетия другие, так называемые советские партии - меньшевики и эсеры были разгромлены ВЧК или объявили о самороспуске, в 1921 г. самораспустился Бунд.

Вопрос №34

Образование СССРКомиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный И. В. Сталиным план объединения. В. И. Ленин подверг план автономизации резкой критике. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. ЦК РКП(б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.30 декабря 1922 года РСФСР вместе с Украиной (УССР), Белоруссией (БССР) и республиками Закавказья (ЗСФСР) образовали Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Каждая из республик считалась независимой.

Полномочия ЦИК СССР по Конституции 1924 г.:

1. Утверждение планов экономического развития и государственного бюджета.

2. Введение новых налогов.

3. Установление принципов землеустройства и судопроизводства.

4. Ратификация международных договоров.

5. Формирование союзного правительства (Совнаркома СССР).

Вопрос №35

Вопрос №36

реорганизация юстиции и правоохранительных органовВ мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юсти­ции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республи­ки. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назна­чались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоусройст-ве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Со­здавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе по­стоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-трано-портные трибуналы, трудовые сессии народных судов, зе­мельные комиссии, арбитражные комиссии (при СТО и губэ-косо).

Судьи и заседатели народных судов избирались губиспол-комами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Прези­диума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголов­ным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассацион­ной, по делам об особо опасных преступлениях — первой ин­станцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды созда­ются во всех союзных республиках.

Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управле­ния (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предуп­реждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятель­ности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ нахо­дились особые части войск. Все общеуголовные дела переда­вались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии полити­ческих и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применяв­шиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следствен­ными органами ГПУ дела передавались в судебные инстан­ции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия прове­дения обысков и арестов.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы при ЦИК автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на желез­нодорожных и водных транспортных путях — транспортные отделы.

Вопрос №37

Вопрос №38

Вопрос № 39


Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») —основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Вопрос №40

Централизация правоохранительной системы

В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного суда СССР. На первую возлагались функции: по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых всеми центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции, ОГПУ; по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. все органы прокуратуры стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.

В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Первой инстанцией являлся народный суд, второй инстанцией (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Также сохранялись и специальные судебные инстанции: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредоточены между другими республиканскими наркоматами.

В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. При этом ОГПУ продолжало действовать в качестве управления при СНК. Одновременно с этим в ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительные функции управления дополнялись судебными.

Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание – орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имеющий право опротестовывать его решения в Президиуме ЦИК СССР. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.

В июне 1937 г. прошел закрытый судебный процесс над крупными военными деятелями (Тухачевский, Якир, Корк и др.), за два последующих года была арестована большая часть офицерского корпуса. Репрессии прошли по всем советским республикам.

Структура и функции Прокуратуры СССР:

Структура Прокуратуры СССР:

- территориальная прокуратура;

- военно-морская прокуратура;

- прокуратура железнодорожного транспорта;

- прокуратура водного транспорта;

- прокуратура по специальным делам.

 

Функции прокуратуры СССР:

1) надзор за законностью действий органов государственной власти;

2) наблюдение за правильным применением законов судами союзных республик;

3) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах всех уровней;

надзор за законностью действий ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений.

Структура НКВД СССР

- Главное управление государственной безопасности (ГУГБ);

- Главное управление милиции (ГУМ);

- Главное управление пограничной и внутренней охраны;

- Главное управление лагерей (ГУЛАГ);

- Главное управление пожарной охраны;

- Отделы ЗАГС.

Позднее в ведение НКВД - геодезия и картография, управление шоссейными дорогами, архивное дело, Центральное управление мер и весов, ГАИ, ОБХСС, медицинские вытрезвители и т.д.

Органы внесудебной юстиции в 1934- 1938 гг.

Состав «троек»: Полномочия:

- начальник обл. управления ВД или нарком ВД; - ссылка, высылка;

- первый секретарь обкома ВКП(б) - заключение в лагеря;

или ЦК республиканской компартии; - расстрел или заключение от

- областной или республиканский прокурор 8 до 10 лет (с 1937 г.)


Вопрос №41

Через неделю после начала Великой Отечественной войны в июне 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление о создании высшего чрезвычайного органа — Государственного комитета обороны (ГКО), сосредоточившего в своих руках всю полноту власти. Возглавил Комитет И. В. Сталин. Все граждане и организации были обязаны выполнять решения и распоряжения ГКО.

ГКО не имел своего аппарата и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных. В некоторых городах создавалисьместные комитеты обороны, которые возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. В их состав также входили представители партийных органов, работники органов НКВД и военного командования и другие лица.

Для эвакуации промышленных предприятий в восточные районы страны был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 г. был образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности. В декабре 1941 г. оба этих органа сменило Управление по делам эвакуации. Эвакуацией людей занималось Управление по эвакуации населения.

В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организациипартизанского движения на оккупированных территориях. Организация возлагалась на партийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Решением ГКО от 30 мая 1942 г. при Ставке главнокомандующего был создан Центральный штаб партизанского движения, в сентябре — Особое Главное командование партизанского движения.


Вопрос №42

Изменения в органах МВД-МГБ

1. В 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР преобразованы в МВД СССР И МГБ СССР.

2. С 1949 г. по 1953 гг. милиция, угрозыск и внутренние войска входили в состав МГБ СССР.

3. В 1950 г. – реорганизация Главного управления милиции (ГУМ). В его составе – 3 управления:

- управление милицейской службы;

- управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;

- управление уголовного сыска.

3. Расцвет системы концентрационных лагерей (2,5 млн заключенных, 2,5 млн поселенцев). В 1948 -1954 гг. – волна массовых восстаний в лагерях, подавленных властями.

Вопрос №43

Хрущёвская оттепель; оттепель[источник не указан 36 дней] — неофициальное обозначение периода в историиСССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов[источник не указан 36 дней]). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблениемтоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева (1953—1964).

Изменения в системе Советов

1. Установлен порядок отзыва депутатов избирателями (основание – голосование за отзыв более 50% избирателей округа).

2. Расширены права Советов в вопросах планирования, работы и распределения продукции местных предприятий, учреждений соцкульбыта, жилищного строительства.

3. Практика широкого привлечения населения к деятельности местных Советов (около 262 тыс. внештатных сотрудников).

4. Разделение областных (краевых ) Советов на Советы промышленной и сельскохозяйственной зоны – попытка приблизить Советы к нуждам конкретной территории (с 1962 г.).

Главное направление изменений – постепенное превращение Советов в органы общественного самоуправления. Как органы власти Советы оставались несамостоятельными и находились под партийным контролем.

Реформы в социальной сфере

1. Сокращение рабочей недели с 48 до 46 часов; введение двух выходных дней.

2. Пенсионная реформа для рабочих и служащих, снижение пенсионного возраста до 60 и 55 лет.

3. Введение пенсий для колхозников (с 65 и 60 лет), выдача колхозникам паспортов.

4. Масштабное жилищное строительство ( новое жилье – 56 млн чел).

5. Отмена ежегодных принудительных государственных займов и на 20 лет прекращение выплат по ним.

6. Снижение налогов на малоимущих, отмена налога на холостяков, одиноких и малосемейных. Поэтапный план снижения подоходных налогов вплоть до отмены в 1965 г.

7. Отмена платы за обучение в вузах и старших классах школы.

8. Снижение тарифных расценок в промышленности, повышение цен на мясо (30%) и молоко (25%). События в Новочеркасске (1962 г.)

Вопрос №44

Эпо́ха засто́я — используемое в публицистике обозначение эпохи «развитого социализма», периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия — с момента прихода к властиЛ. И. Брежнева (1964)[источник не указан 436 дней] до XXVII съезда КПСС (февраль 1986), а ещё точнее — до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развернуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества. В 1964—1986 гг происходило развитие страны. Строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определенные достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. В самостоятельную жизнь входило новое поколение энергичных и любознательных молодых людей[источник не указан 338 дней].

Сторонники обозначения указанного периода как «застойного» связывают стабильность советской экономики того времени с нефтяным бумом 1970-х [13]. По их мнению, эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран. С падением цен нанефть к середине 1980-х у части партийного и хозяйственного руководства появилось сознание необходимости реформирования экономики. Это совпало с приходом к власти самого молодого на тот момент члена ПолитбюроЦК КПСС — Михаила Горбачёва. Вместе с тем, первые два года с момента занятия М. С. Горбачёвым поста генсека (с марта 1985 по январь 1987), несмотря на официальное признание существующих трудностей, существенных перемен в жизни страны не наблюдалось. Этот период стал своего рода «затишьем перед бурей», которая «разразилась» после январского Пленума 1987 года, объявившего Перестройку официальной государственной идеологией и ставшего отправным моментом радикальных преобразований во всех сферах жизни общества.

Содержание нового политического курса: центризм, стабильность, укрепление партийного аппарата, сочетание идеологического консерватизма с дозированными экономическими реформами.

«Косыгинская» реформа управления промышленностью (1965 г.)

1. ВСНХ СССР и СНХ СССР упразднялись, как и вся система совнархозов.

2. Воссозданы министерства как органы отраслевого управления: 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских (к началу 80-х гг. – 80).

3. Сохранялась и получила развитие система межведомственных госкомитетов(+ Госкомцен, Госкомитет по науке и технике, Госстандарт).

4. Сокращалось количество плановых показателей для предприятий, главным становился объем реализованной продукции.

5. Часть прибыли – предприятиям, образовывавшим три фонда: фонд материального стимулирования, фонд соцкультбыта, фонд самофинансирования.

Смысл реформы: сочетание централизованного планирования и управления с ограниченной хозяйственной автономией предприятий.



Вопрос №45

Вопрос №46

Конституция СССР 1977 года — основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным Советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма».

Вопрос №47

Вопрос №48

Общие черты в организации высших органов власти СССР периодов 1924 – 1936 гг. и 1989 – 1991 гг.:

► высшим органом государственной власти СССР в обоих случаях являлся съезд избранных народом депутатов, обладавший практически неограниченными полномочиями;

► съезд формировал постоянно действующий высший орган власти (ЦИК СССР, Верховный Совет СССР) с законодательными, распорядительными и исполнительными полномочиями.

► ЦИК СССР 1924 – 1936 гг. и Верховный Совет СССР 1989 – 19991 гг. состояли из двух палат: первая палата формировалась съездом из представителей республик пропорционально численности населения, вторая – из представителей всех национально–территориальных образований в соответствии с установленными квотами.


Вопрос №49







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.036 с.)