ТОП 10:

Особенности новой экономической политики (первая половина 20-х гг.)



Замена продразверстки продналогом ( размер продналога вдвое меньше продразверстки).

2. Возвращение к частной торговле и товарно-денежным отношениям.

3. Частичная денационализация промышленных предприятий (с числом работающих менее 21 человека).

4. Сдача в аренду и концессии крупных и средних предприятий.

5. Финансовая реформа в целях укрепления национальной валюты (введение червонца).

6. Разрешение использования наёмного труда в установленных пределах (до 20 человек).

7. Отмена госмонополий на различные виды товарной продукции.

Смысл НЭПа – в сочетании свободного рынка с сохранением

государственного контроля над важнейшими отраслями экономики.

Две концепции экономической политики:

1. Концепция Народного комиссариата финансов: умеренные темпы экономического роста на основе использования возможностей частного сектора и кооперации, сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления.

2. Концепция «диктатуры промышленности» ВСНХ: централизованное планирование и высокие темпы экономического роста с преимущественным развитием тяжелой промышленности.

Первая точка зрения преобладала в начале 20-х гг., второй подход стал доминировать в 1926-1927 гг., что привело к завершению НЭПа.

Кредитная политика в период НЭПа

В начале 20-х гг. государство поощряет кредитную кооперацию. Период бурного роста обществ взаимного кредита (ОВК).

С середины 20-х гг. – переброс гос. средств из сферы оборота в производство: сокращение кредитов частному сектору, рост процентов по займам.

В 1927 г – масштабная ревизия ОВК, после неё – закрытие ряда ОВК.

Кредитная политика государства в 20-е гг. прошла несколько этапов:

- поощрение частного кредита;

- попытки государства поставить систему ОВК под контроль;

- по мере усиления госсектора – наступление на частный капитал

(С 1929 г. - запрет коммерческого кредитования, Госбанк –единственный распределитель кредитов целевого назначения).

Ценовая политика периода НЭПА

Выход на рынок предприятий привел к кризису цен 1923 г.Завышенные цены на промышленную продукцию создали ситуацию затоваривания. Для решения проблемы учреждена Комиссия по ценам(представители ВСНХ, Наркомфина, Госплана, ВЦСПС, Комитета внутренней торговли).

Меры по выходу из кризиса:

- согласование ценовой политики с кредитной, эмиссионной и налоговой политикой;

- практика составления межведомственных торгово-оперативных планов;

- предоставление Комитету внутренней торговли права устанавливать предельные цены.

С 1924 г. – плавное снижение цен на промышленные товары.

Налоговая политика периода НЭПа

Особенность налоговой политики на первом этапе НЭПа – наличие множества различных сборов.

С 1921 г. – промысловый налогдля всех хозяйствующих субъектов.

С 1922 г. – прогрессивный подоходный налогчеткой социальной направленности. Облагались все виды доходов, включая доходы от личного труда по найму.

С 1926 г. – налог на сверхприбыль, наличие которой устанавливали сами налоговые органы.

Многообразные местные налоги и сборы:

- страхование имущества; - налог на торговые помещения;

- квартирный налог; - сборы в фонд помощи голодающим;

- гербовый сбор; - облигации выигрышных займов.

Приоритеты налоговой политики в ходе НЭПа менялись от охвата максимального числа плательщиков к обложению групп с высокими доходами.

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходеГражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубльстал конвертируемой валютой.

Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана —ГОЭЛРО. В основе НЭП лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.



Вопрос №36

реорганизация юстиции и правоохранительных органовВ мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юсти­ции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республи­ки. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назна­чались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоусройст-ве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Со­здавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе по­стоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-трано-портные трибуналы, трудовые сессии народных судов, зе­мельные комиссии, арбитражные комиссии (при СТО и губэ-косо).

Судьи и заседатели народных судов избирались губиспол-комами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Прези­диума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголов­ным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассацион­ной, по делам об особо опасных преступлениях — первой ин­станцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды созда­ются во всех союзных республиках.

Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управле­ния (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предуп­реждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятель­ности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ нахо­дились особые части войск. Все общеуголовные дела переда­вались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии полити­ческих и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применяв­шиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следствен­ными органами ГПУ дела передавались в судебные инстан­ции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия прове­дения обысков и арестов.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы при ЦИК автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на желез­нодорожных и водных транспортных путях — транспортные отделы.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.004 с.)