Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности новой экономической политики (первая половина 20-х гг. )

Поиск

Замена продразверстки продналогом (размер продналога вдвое меньше продразверстки).

2. Возвращение к частной торговле и товарно-денежным отношениям.

3. Частичная денационализация промышленных предприятий (с числом работающих менее 21 человека).

4. Сдача в аренду и концессии крупных и средних предприятий.

5. Финансовая реформа в целях укрепления национальной валюты (введение червонца).

6. Разрешение использования наёмного труда в установленных пределах (до 20 человек).

7. Отмена госмонополий на различные виды товарной продукции.

Смысл НЭПа – в сочетании свободного рынка с сохранением

государственного контроля над важнейшими отраслями экономики.

Две концепции экономической политики:

1. Концепция Народного комиссариата финансов: умеренные темпы экономического роста на основе использования возможностей частного сектора и кооперации, сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления.

2. Концепция «диктатуры промышленности» ВСНХ: централизованное планирование и высокие темпы экономического роста с преимущественным развитием тяжелой промышленности.

Первая точка зрения преобладала в начале 20-х гг., второй подход стал доминировать в 1926-1927 гг., что привело к завершению НЭПа.

Кредитная политика в период НЭПа

В начале 20-х гг. государство поощряет кредитную кооперацию. Период бурного роста обществ взаимного кредита (ОВК).

С середины 20-х гг. – переброс гос. средств из сферы оборота в производство: сокращение кредитов частному сектору, рост процентов по займам.

В 1927 г – масштабная ревизия ОВК, после неё – закрытие ряда ОВК.

Кредитная политика государства в 20-е гг. прошла несколько этапов:

- поощрение частного кредита;

- попытки государства поставить систему ОВК под контроль;

- по мере усиления госсектора – наступление на частный капитал

(С 1929 г. - запрет коммерческого кредитования, Госбанк –единственный распределитель кредитов целевого назначения).

Ценовая политика периода НЭПА

Выход на рынок предприятий привел к кризису цен 1923 г. Завышенные цены на промышленную продукцию создали ситуацию затоваривания. Для решения проблемы учреждена Комиссия по ценам (представители ВСНХ, Наркомфина, Госплана, ВЦСПС, Комитета внутренней торговли).

Меры по выходу из кризиса:

- согласование ценовой политики с кредитной, эмиссионной и налоговой политикой;

- практика составления межведомственных торгово-оперативных планов;

- предоставление Комитету внутренней торговли права устанавливать предельные цены.

С 1924 г. – плавное снижение цен на промышленные товары.

Налоговая политика периода НЭПа

Особенность налоговой политики на первом этапе НЭПа – наличие множества различных сборов.

С 1921 г. – промысловый налог для всех хозяйствующих субъектов.

С 1922 г. – прогрессивный подоходный налог четкой социальной направленности. Облагались все виды доходов, включая доходы от личного труда по найму.

С 1926 г. – налог на сверхприбыль, наличие которой устанавливали сами налоговые органы.

Многообразные местные налоги и сборы:

- страхование имущества; - налог на торговые помещения;

- квартирный налог; - сборы в фонд помощи голодающим;

- гербовый сбор; - облигации выигрышных займов.

Приоритеты налоговой политики в ходе НЭПа менялись от охвата максимального числа плательщиков к обложению групп с высокими доходами.

Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходеГражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубльстал конвертируемой валютой.

Перед советским государством стояли проблемы стабилизации денег, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. Государство, сохранившее командные высоты в экономике, применяло директивные и косвенные методы государственного регулирования, исходя из необходимости реализации приоритетов предтечи стратегического плана —ГОЭЛРО. В основе НЭП лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволила быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами.



Вопрос №36

реорганизация юстиции и правоохранительных органов В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре.

ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста (но не как автономную систему). Нарком юсти­ции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республи­ки. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назна­чались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоусройст-ве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Со­здавалась единая судебная система: 1) народный суд в составе постоянного народного судьи; 2) народный суд в составе по­стоянного народного судьи и двух народных заседателей; 3) губернский суд; 4) Верховный суд РСФСР и его коллегии. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-трано-портные трибуналы, трудовые сессии народных судов, зе­мельные комиссии, арбитражные комиссии (при СТО и губэ-косо).

Судьи и заседатели народных судов избирались губиспол-комами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и состоял из Прези­диума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголов­ным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). Для всех судебных органов Верховный суд был надзорной инстанцией, для губернских судов — кассацион­ной, по делам об особо опасных преступлениях — первой ин­станцией. За период с 1922 по 1925 г. Верховные суды созда­ются во всех союзных республиках.

Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управле­ния (ГПУ) при НКВД. На ГПУ возлагались задачи по предуп­реждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятель­ности антисоветских элементов», охрана «государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и контрреволюционных центров» за рубежом, а также с контрабандой. В распоряжении ГПУ нахо­дились особые части войск. Все общеуголовные дела переда­вались в ревтрибуналы и народные суды по принадлежности. Деятельность ГПУ сосредоточивалась на раскрытии полити­ческих и антигосударственных преступлений. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер административного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применяв­шиеся ранее ВЧК) отменялись, подготовленные следствен­ными органами ГПУ дела передавались в судебные инстан­ции. Были установлены процессуальные сроки проведения дознания и следствия органами безопасности, условия прове­дения обысков и арестов.

На местах создавались подчиненные ГПУ политические отделы при ЦИК автономных республик и губисполкомах. В армии и на флоте создавались особые отделы, на желез­нодорожных и водных транспортных путях — транспортные отделы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.140 (0.008 с.)