ТОП 10:

Мероприятия начального этапа перестройки (1985 – 1986 гг.)



► 1. Перенос на гражданские отрасли экономики методов управления, применявшихся в отраслях ВПК:

► - создание при правительстве Бюро Совета министров по машиностроению, ТЭК, химическому, агропромышленному комплексам, социальному развитию);

► - введение системы государственной приемки на предприятиях по образцу военной приемки в оборонной промышленности.

► 2. Борьба за укрепление трудовой дисциплины (принятие постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (апрель 1985 г.).

► 3. Масштабная борьба с коррупцией (деятельность следственной группы Т. Гдляна и И. Иванова в Узбекистане).

► 4. Проведение политики гласности (дискуссия в СМИ о ситуации в стране, о «белых пятнах» советской истории, о выборе пути развития).

► 5. Существенное обновление руководства страны (новые лица: Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварднадзе, А.Н. Яковлев, Е.К. Лигачев, первый секретарь МГК КПСС Б.Н. Ельцин).

Политические преобразования первого этапа перестройки

► Цель – создание демократического социализма.

► Основные направления политических преобразований:

► возрождение полновластия Советов в центре и на местах;

► отказ от однопартийной системы, введение многопартийности, переход к строительству реального гражданского общества;

► создание правового государства, основанного на разделении властей, парламентаризме, приоритете прав человека;

обновление федеративного устройства СССР

Основные направления экономической реформы:

► – закон « О государственном предприятии» (1987): перевод предприятий на хозрасчет и самофинансирование;

► - закон о кооперации (1988 г.): признание равноправия кооперативного и государственного сектора экономики;

► - основы законодательства о земле (1990): разрешение гражданам вести крестьянское хозяйство, основанное на личном труде и труде членов их семей;

► - закон «Об общих началах предпринимательской деятельности в СССР» (1991 г.): разрешение создавать любые виды предприятий и организаций, в том числе с использованием наемного труда; признание права свободно распоряжаться полученной прибылью.

Причины неудачи экономической реформы и ухудшения экономической ситуации в конце 80-х годов:

► Противоречие между отраслевым принципом руководства экономикой и хозрасчетом на уровне предприятий.

► Ситуация товарного дефицита, диспропорций и перекосов в народном хозяйстве.

► Сохранение архаичной системы ценообразования в государственном секторе.

► Несовершенство законодательства по экономическим вопросам.

► Обострение бюджетного дефицита в связи с антиалкогольной кампанией и падением цен на нефть.

Цепь масштабных техногенных и природных катастроф второй половины 80-х годов.


Вопрос №48

Общие черты в организации высших органов власти СССР периодов 1924 – 1936 гг. и 1989 – 1991 гг.:

► высшим органом государственной власти СССР в обоих случаях являлся съезд избранных народом депутатов, обладавший практически неограниченными полномочиями;

► съезд формировал постоянно действующий высший орган власти (ЦИК СССР, Верховный Совет СССР) с законодательными, распорядительными и исполнительными полномочиями.

► ЦИК СССР 1924 – 1936 гг. и Верховный Совет СССР 1989 – 19991 гг. состояли из двух палат: первая палата формировалась съездом из представителей республик пропорционально численности населения, вторая – из представителей всех национально–территориальных образований в соответствии с установленными квотами.


Вопрос №49

Конституция Российской Федерации — это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина[1].

► В 1990—1991 годы произошёл распад СССР. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 года. В ней впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

Основная статья: Всенародное голосование по конституции России

► 15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому соответствующий референдум, мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ, согласно ст. 9 упомянутого закона[7]. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

► 12 декабря 1993 года голосование состялось. За принятие Конституции проголосовало 58.43%, против — 41.57%. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.


Вопрос №50

Приоритеты российского руководства в 2000 -2010 годах:

► - в области государственного управления – укрепление исполнительной вертикали;

► - в экономической области – продолжение либеральных реформ;

- во внешнеполитической сфере – восстановление позиций мировой державы, утраченных в 90-е годы

Основные изменения в государственном управлении в 2000 – 2007 годах:

1. Приведение Конституций и других законодательных актов субъектов в соответствие с федеральным законодательством.

2. Образование семи федеральных округов во главе с полномочными представителями президента (в 2010 г. образован восьмой – Северо-Кавказский – федеральный округ).

3. Изменение порядка формирования Совета Федерации: глав исполнительной и законодательной власти субъектов сменили их представители.

4. Введение в систему высших органов власти структур, не предусмотренных Конституцией (Государственный совет, Общественная палата) с консультативными полномочиями.

5. Административная реформа, направленная на сокращение центрального аппарата управления.

6. Замена прямых выборов глав субъектов федерации процедурой утверждения законодательными собраниями кандидатур, представленных президентом.

7. Укрупнение субъектов федерации путем слияния национально - территориальных образований с областями (краями). Количество субъектов федерации сократилось с 89 до 83.

Административная реформа 2004 гЦели:рационализация центрального аппарата;повышение эффективности управления;уменьшение коррупции и бюрократического произвола.Содержание: Сокращение количества министерств за счет их объединения (Министерство науки и образования, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.).Разделение центрального аппарата на три уровня (министерства – федеральные агентства – федеральные службы).Результаты: Общее количество министерств и ведомств возросло с 58 до 81.Численность работников центрального аппарата вместо «плановых» 500 тыс. сократилась только на 24 тыс. чел.Усложнилась процедура решения вопросов: вместо одной конторы представители регионов вынуждены обходить три. Как следствие – рост волокиты и коррупции.

Изменения в избирательном законодательстве РФ 2000 – 2007 гг.:

- переход от смешанной к пропорциональной системе выборов Государственной Думы;

- исключение из избирательных бюллетеней графы «против всех»;

- отмена минимального порога явки на выборы;

- повышение процентного порога для партий, борющихся за места в Думе, с 5 % до 7 %.

- запрет на образование предвыборных блоков;

- изменение минимальной численности партии, необходимой для регистрации Министерством юстиции, с 10 тыс. до 50 тыс. членов;

- отмена практики досрочного голосования.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.006 с.)