Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в управлении сельским хозяйством в 30-е гг.

Поиск

1. С 1929 г. – курс на сплошную коллективизацию. За год в колхозы предполагалось объединить 30 млн единоличных хозяйств.

2. Принята программа борьбы с кулачеством. На местах – комиссии по раскулачиванию. В помощь комиссиям восстанавливались комбеды.

3. После корректировки курса (март 1930 г.) – массовый выход из колхозов. План хлебозаготовок сорван. Контрмеры власти:

- введение уголовных наказаний за мелкие хищения (указ о колосках);

- организация движения 25- тысячников среди рабочих;

- чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;

- возрождение продотрядов с целью ревизий и карательных мер.

4. Создание новых органов управления: НК земледелия (при нем - Колхозцентр), НК зерновых и животноводческих совхозов, Комитета по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.

5. В 1934 г. установлена повышенная ставка налога на единоличников.

6. В 1933г. – «Примерный устав сельскохозяйственной артели»:

а) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот. техника, хозяйственные постройки;

б) колхозы обязаны вести хозяйство по государственному плану»

в) прием в колхоз- на общем собрании колхозников;

г) очередность выполнения обязательств колхозов:

- обязательные поставки государству и машинно-тракторным станциям;

- создание семенных фондов и фондов социальной поддержки;

- остальное - на выплаты колхозникам по трудодням;

д) основная форма организации труда – бригада, форма оплаты – трудодень.

Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но таким образом государство получило в два раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа.

Изменения в промышленном секторе в 30-е гг.

1. С конца 20-х гг. – курс на индустриализацию. Источники средств: а) продажа зерна, топлива, леса за границу; б) принудительные займы у населения; в) эмиссия денег; г)винно-водочная монополия;

2. С 1929 г. – переход на пятилетние планы развития. Первая и вторая пятилетки не были выполнены полностью из-за дефицита сырья, топлива, рабочей силы, оборудования. При этом производительность труда выросла вдвое; СССР из страны, ввозящей машины, превратился в страну, их производящую. Отставание от Запада значительно сокращено.

Кадровая политика. С конца 20-х гг. - кампания против саботажа «старых специалистов» («шахтинское дело», процесс Промпартии; чистки в Госплане, Наркомфине, ВСНХ). Через несколько лет – отмена дискриминационных мер и осуждение «спецеедства».

. Политика закрепления рабочей силы на местах. С 1932 г. – система прописки, трудовые книжки с фиксацией мест работы. В том же году – меры наказания за неявку на работу: увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади.

5. Централизация управления на предприятиях: замена управленческого «треугольника» (секретарь парткома, председатель профкома, директор) единоначалием директоров.

6. Нарастание планово-регулирующих начал в экономике: с 1929 г. тресты и синдикаты ориентируются исключительно на план. С 1930 г. – запрет на частные магазины, централизация кредитной системы.

7. Постепенное усиление отраслевого принципа управления, создание системы отраслевых промышленных народных комиссариатов.



Вопрос №38

Предпосылки формирования административно-командной системы управления экономикой

1. Необходимость выравнивания экономических показателей различных регионов огромной страны.

2. Сама природа социалистического строя, основанного на общественной собственности.

3. Ускоренная модернизация экономики в условиях нарастающей военной угрозы.

4. Недооценка правящей элитой национальной и региональной специфики.

5. Низкий уровень политической культуры и общественной активности граждан.

Административно-командная система управления – особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.

Особенности административно-командной системы управления

1. Жесткая централизация.

2. Широкое применение чрезвычайных методов с использованием репрессий.

3. Разрастание исполнительного аппарата.

4. Отказ от рыночных механизмов.

5. Развитие экономики на основе планирования.

6. Пресечение всякой несанкционированной социальной

инициативы.


Вопрос № 39


Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») —основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

Конституция СССР 1936 г.: новые положения

1. Вывод о построении социализма в СССР.

2. Политическая основа СССР – Советы депутатов трудящихся.

3. Экономическая основа СССР – социалистическая собственность в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной. Экономическая жизнь определяется единым народнохозяйственным планом.

4. Форма государственного устройства – федерация республик. Впервые – перечень полномочий федеральных органов.

5. Вводилось всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании.

6. Фактически – признание принципа разделения властей.

7. Впервые – положение о руководящей роли ВКП(б) в системе государственного управления.

8. Впервые включена глава «Основные права и обязанности граждан».

Основные права граждан по Конституции СССР 1936 г.

Социальные права:

- на труд; - на образование;

- на отдых; - на материальное обеспечение в старости и по болезни.

Личные права:

- равноправие полов; - равноправие национальностей;

- свобода совести; - неприкосновенность личности и жилища;

- тайна переписки; - неприкосновенность частной жизни.

Политические права:

- свобода слова; - свобода собраний и митингов;

- свобода печати; - свобода уличных шествий и демонстраций;

- избирательное право; - право на объединение в общественны организации.

Утвержден принцип верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы управления. Высшим органом власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, исключительно он осуществлял законодательную власть. Законы считались принятыми, если получали в обеих палатах простое большинство голосов. Совет Союза избирался по норме - 1 депутат на 300 тыс. населения. В Совет Национальностей избиралось от каждой союзной республики по 25 депутатов, от автономной республики по 11, от автономной области по 5 и от национального округа по 1 депутату. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР (две сессии в год, не считая внеочередных).

Высшим органом власти в период между сессиями ВС СССР являлся подотчетный ему Президиум, избиравшийся на совместном заседании обеих палат. Правительство СССР (Совнарком), образуемое ВС СССР, было высшим исполнительным и распорядительным органом. В нем было 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности, и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренних дел, внутренней торговли, юстиции и здравоохранения.

Аналогично высшим органам власти и управления СССР строилась система высших органов власти и управления союзных и автономных республик. Местными органами государственной власти являлись Советы депутатов трудящихся, избиравшиеся сроком на 2 года. Исполнительными и распорядительными органами Советов были избираемые ими исполкомы. Они были подотчетны как избравшему их Совету, так и исполнительному органу вышестоящего Совета.



Вопрос №40

Централизация правоохранительной системы

В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного суда СССР. На первую возлагались функции: по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых всеми центральными и местными органами власти и управления, положениям Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции, ОГПУ; по поддержанию обвинения в суде. С 1936 г. все органы прокуратуры стали подчиняться Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик.

В августе 1938 г. принимается закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Первой инстанцией являлся народный суд, второй инстанцией (в составе коллегий по уголовным и гражданским делам) выступали краевой, областной, окружной суды и суд автономной области. Высшими судебными инстанциями были Верховный суд автономной республики, Верховный суд союзной республики и Верховный суд СССР. Также сохранялись и специальные судебные инстанции: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

В 1930 г. были упразднены республиканские наркоматы внутренних дел. При республиканских правительствах были созданы Главные управления коммунального хозяйства, милиции и уголовного розыска. Остальные функции, которые прежде выполняли республиканские НКВД, были рассредоточены между другими республиканскими наркоматами.

В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. При этом ОГПУ продолжало действовать в качестве управления при СНК. Одновременно с этим в ОГПУ была образована судебная коллегия, в связи с чем исполнительные функции управления дополнялись судебными.

Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание – орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. В состав Особого совещания входил Прокурор СССР, имеющий право опротестовывать его решения в Президиуме ЦИК СССР. На НКВД СССР возлагались функции охраны общественного порядка, государственной безопасности, государственных границ. НКВД возглавил систему исправительно-трудовых учреждений, в его структуру входило Главное управление лагерей (ГУЛАГ), созданное еще в 1930 г.

В июне 1937 г. прошел закрытый судебный процесс над крупными военными деятелями (Тухачевский, Якир, Корк и др.), за два последующих года была арестована большая часть офицерского корпуса. Репрессии прошли по всем советским республикам.

Структура и функции Прокуратуры СССР:

Структура Прокуратуры СССР:

- территориальная прокуратура;

- военно-морская прокуратура;

- прокуратура железнодорожного транспорта;

- прокуратура водного транспорта;

- прокуратура по специальным делам.

 

Функции прокуратуры СССР:

1) надзор за законностью действий органов государственной власти;

2) наблюдение за правильным применением законов судами союзных республик;

3) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения в судах всех уровней;

надзор за законностью действий ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.18 (0.007 с.)