Философия как культурный феномен: исторические предпосылки происхождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как культурный феномен: исторические предпосылки происхождения



Философия как культурный феномен: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) – любовь, софиа (sophia) – мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

 

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

 

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

 

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

 

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества – на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства – собирание растений, варварства – охота).

 

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

 

1. Возможности человека:

 

- выделение умственного труда;

 

- появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

 

- возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

 

- постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

 

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

 

2. Потребности человека:

 

- интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

 

Функции философии: мировоззренческая и методологическая.

 

У философии бесконечное множество функций.

Те функции, которых нет у других:

· Мировоззренческая (философия сливается с мировоззрением, она полностью выполняет функцию мировоззрения, философия вооружает представлением о мире в целом)

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

мифологическим

религиозным

философским.

 

· Методологическая (ориентирующая функция, философия может правильно ориентировать человека в любой области, из-за ее интегрирующего свойства). Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

 

 

Понятие мировоззрения, его структура. Причины и механизмы смены исторических типов мировоззрения.

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей.

 

Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

 

 

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

 

Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом.

 

Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.

 

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

 

Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение - это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность.

 

4. Практический компонент. Мировоззрение - это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

 

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение мировоззрения.

 

Мировоззрение - это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя;

 

* Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.

 

 

Предмет философии (лекция)

Философия имеет касательство ко всем темам.

!Предмет – предельное основание вещей!

Философия зрит в корень.

Философия изучает универсальные законы бытия.

Философия изучает интегральные дисциплины.

Три основных закона философии (законы Гегеля):

· Закон единства и борьбы противоположностей

· Закон отрицания

· Закон перехода количества в качество

 

Рассмотрение вопросов об уровнях освоения действительности в философии и средствах философского познания выявляет основные структуры познавательных циклов в философии на фактуальном и теоретическом уровнях познания. На первом, фактуальном уровне этот цикл складывается из следующих звеньев: Философская проблема (или какая-либо ее сторона) — Поисковая ситуация — Философское наблюдение — Интуитивный процесс — Философская догадка (идея, предположение) — Обоснование догадки — Достоверное фактуальное положение, т. е. философский факт. На втором, теоретическом уровне философского познания основная структура познавательного цикла имеет примерно следующую схему: Философская проблема — Поисковая ситуация (как необходимость объяснения философских фактов) — Интуитивный процесс — Философская догадка (идея, предположение, связанные с решением проблемы) — Обоснование догадки — Достоверное теоретическое положение (их система, теория, концепция).

 

Если теперь вернуться к самой общей схеме познавательного цикла в науке, то применительно к философии цикл познавательной деятельности будет складываться из трех фаз — фактуальной, теоретической и праксеологической (духовно-практической) и связываться с практикой.

 

Для ведения философского дискурса необходимо владеть философским языком, существенной составляющей которого является категориальный аппарат. Категория (высказывание, признак) — предельно общее понятие, используемое в философии, культуре, науке и пр. Ее содержание выражает наиболее важные, существенные связи и отношения. Каждое философское направление использует свой набор категорий для разговора о своих важнейших вопросах. Для диалектического материализма важнейшими категориями являются: материя, сознания, качество, количество, сущность, явление, необходимость, случайность и т. д. Для идеализма это — Бытие, идея, мировой разум, трансценденция, творчество и пр. Для экзистенциализма — жизнь, свобода, смерть, существование и пр. Философская антропология исследует понятия человек, общение, любовь, добро, зло и пр.

6. Основной вопрос философии и его стороны: онтологическая и гносеологическая. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии

— онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

2. Онтологическую сторонуосновного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

 

7. Исторические формы постановки и решения основного вопроса философии. Большинство философов убеждены, что мир имеет одно начало: либо материю, либо сознание, то есть придерживаются монистической (от греч. monos - один) позиции. Те, кто считает первичным природу, или материю, стали называться материалистами, а те, кто считает таковым сознание, или идеальное, духовное, - идеалистами. Этим выбором определялось, по сути, все мировоззрение данного философа, а вслед за этим и его методология исследования проблем. Вот почему вопрос о субстанции мира Энгельс назвал основным вопросом философии.

 

Выбирая материалистическую позицию, философ тем самым считает, что мир есть выступающая в самых разных формах материя и только материя, которая никем и ничем не сотворена, то есть существует вечно, а сознание - это ее свойство, которое всегда ей присуще потенциально и которое актуально проявилось лишь на высокой стадии ее естественного развития на Земле в виде человеческого сознания. Другие же формы сознания науке не известны. Ма- териалисты, таким образом, исходят кз реальности к б раскрытии такн бытия опираются не на веру в чудеса, а на достижения науки и общественной практики.

Историческое развитие понятий «дух» и «материя». Содержание понятия «материя»: естественно-природное и социально-практическое.

Слово дух часто встречается в философских рассуждениях, относящихся к метафизике. Сторонники материалистических направлений философии его практически полностью игнорируют.

У Аристотеля еще не было понятия дух. Вместо него использовалось понятие движение. Аристотель определяет категорию «движение» через категорию «возможность»: «движение есть осуществление того, что есть в возможности». [1. T.1. c.289] (Аристотель) Частным случаем движения является действие, которое понимается как движение к цели: «Если в движении заключена цель, то она и есть действие». [1. T.1. c.242]

Если рассматривать дух как движущее начало, то его следует отнести к разряду фундаментальных философских категорий. Таких близкородственных категории три: материя, дух, форма. Эти три категории практически немыслимы друг без друга. Частный вид (физический) соотношения духа и материи описывается формулой Е=mс2. Где с2 пространственно-временной коэффициент нашей вселенной. Конечно, нельзя сводить философию к физике, но иногда параллели кажутся удачными.

Материя и дух дают разнообразие форм реальности. Сознание, объективная реальность, субъективная реальность - все это формы, которые приобретают материя и дух.

Из выше названных трех категорий древние греки отдавали предпочтение форме. Под влиянием христианства на первое место в философских рассуждениях стал выходить дух. Он рассматривался многосторонне. И как сознание, и как идеальное, и как Демиург. В противовес этому направлению Маркс на первое место выделил другую категорию - материю. На категориальном уровне материя, дух, форма очень абстрактны и не могут дать каких то идеологических выигрышей. Но при игнорировании категории, получившей серьезное значение в метафизических рассуждениях, становится возможна, идеологическая «победа» над религией, обоснование «материальности» экономического базиса и т.д.

Ленин дал такое определение материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». [2. Т.18.С.131] (Ленин В.И.) Но объективная (субъективная) реальность - это форма, которую материя может дать только в движении, то есть при участии духа. Значит, реальность - это духовная трансформация материи.

Благодаря духу (движению) происходит развитие (качественный скачек) материи в сознание, сознания в разумность, разумности в божественность.

Что же можно сказать в пользу религий? Это то, что христианство и брахманизм каким-то чутьем уловили тройственность, трехипостасность основания мира. Дух, материя и форма должны рассматриваться в неразрывном единстве.

Можно обожествлять дух. Но с тем же успехом можно обожествлять материю или форму. Философия должна быть выше этого.

Старый философский вопрос, что первично, материя или сознание, должен быть решен диалектически. На ранних стадиях возникновения сознания материя имеет решающее значение. При развитии сознания, оно осваивает возможности управления материей. На высших степенях развития сознание играет управляющую роль над материей.

Истории философии и религий дают нам много ценных находок, которые объединяются понятием духовность. Дух аксиологически нейтрален. Но духовность предполагает четко сформулированные понятия о целях и ценностях.

О духовности следует говорить при высшем развитии духовно-материального мира, при том развитии когда сознание становится разумом берущим на себя ответственность за жизнь на Земле.

Субстанциальное содержание понятия материи имеет две формы (они уже были отмечены в главе «Понятие бытия»): «естественно-природную» и «социально-практическую». Вторая включает в себя не только «техническую реальность», все результаты практики предыдущих этапов социального развития, но и практику, развертывающуюся в наши дни.

Суммативные системы,

Суммативные — это системы, в которых элементы достаточно автономны по отношению друг к другу, а связь между ними носит случайный, преходящий характер. Иначе говоря, свойство системности здесь, безусловно, имеется, но выражено очень слабо и не оказывает существенного влияния на данный объект

Целостные системы

Целостные системы — характеризуются тем, что здесь внутренние связи элементов дают такое системное качество, которого не существует ни у одного из входящих в систему элементов. Собственно говоря, Существуют и иные возможности типологии, например, по формам движения материи или по характеру внутренней детерминации. Существуют идеальные системы и т.д. принцип системности применяется именно к целостным системам.

Среди целостных систем по характеру взаимодействия в них элементов можно выделить следующие.

Неорганические системы

Неорганические системы (атомы, молекулы, Солнечная система), в которых могут быть разные варианты соотношения части и целого и взаимодействие элементов в которых осуществляется под воздействием внешних сил.

Внутри неорганических систем, в свою очередь, можно выделить системы функциональные и нефункциональные.

Функциональная система основана на принципе сосуществования относительно самостоятельных частей.

Органические системы характеризуются большей активностью целого по отношению к частям.

Такие системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а некоторые и к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные среди них могут создавать свои подсистемы, которых не было в природе.

Части таких систем существуют только внутри целого, а без него перестают функционировать.

Классификация

Прежде всего законы классифицируются по формам движения материи.

Другим важным подразделением законов является их подразделение на законы
существования и функционирования объектов и законы развития.

В макромире проявляется три типа законов: закон-тенденция, закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический закон – закон больших чисел.

Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие – это законы диалектики, которые имеют универсальный характер, действуют во всех без исключения сферах деятельности. Общие – это такие, которые не будучи всеобщими, тем не менее, выражают связи, общие для наук о материальной действительности (закон сохранения энергии, не всеобщий т.к. относится к нематериальным явлениям).

Частные законы присущи лишь отдельным формам движения материи, некоторым структурным уровням материальной действительности (закон наследственности, закон Менделеева).

Классификация законов может быть осуществлена и потому, какую основу явлений действительности отражает тот или иной закон.

Различают законы структуры, закон функционирования и закон развития. Если первый характеризует структурную организацию систем различной природы и сложности, а вторые позволяют понять различные аспекты деятельности кибернетических систем (в частности их поведение), то закон имеет дело с развитием систем в процессе их эволюции, совершенствования, самоорганизации.

Признаки

повторяемость

необходимость

всеобщность

устойчивость

 

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении иэксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях.

Наука — это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении.

Эмпирические знания включают в себя информацию, полученную с помощью как обыденного познания, так и опытным путем (посредством наблюдения и эксперимента). Теоретическое знание — это такой уровень развития науки, который позволяет на основе знания фундаментальных законов приводить в определенную систему разрозненные факты, явления, процессы и первоначальные выводы.

Методология науки представляет собой философское учение о способах преобразования действительности, применении принципов научного мировоззрения к процессу научного познания, творчеству и практике.

Как вид деятельности и социальный институт наука сама себя изучает с помощью комплекса дисциплин (таких как история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и т.д.) В настоящее время активно развивается философия науки, исследующая общие характеристики научно-познавательной деятельности, структуру и динамику знания, его социокультурную детерминацию, логико-методологические аспекты и т.п.

Специфические особенности научного познания обусловлены теми целями, которые наука ставит перед собой (эти цели связаны, прежде всего, с производством нового истинного знания). К особенностям научного познания можно отнести объективную истинность, логическую обоснованность, системность, эссенциальность (т.е. направленность на постижение сущности изучаемого объекта), опережение практики[95], общезначимость (для научного знания не существует национальных, сословных, конфессиональных границ), а так же наличие специфического языка науки и научных средств (приборы, инструменты и т.д.). С развитием науки формируется её язык, отражающий сущность и динамику научных истин. Так, с помощью разговорного языка, выражения которого зачастую неточны, метафоричны и нечетки, невозможно решать задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, к тому же распознание вновь открываемых истин и отделение их от уже известных требует новых знаковых средств фиксации и сообщения этих истин, что и породило в совокупности потребность в специфическом языке науки. Научный язык создается на базе разговорного; при этом посредством особого рода определений вводятся новые языковые выражения, уточняются уже существующие и, таким образом, вырабатывается научная терминология, т.е. совокупность слов и словосочетаний с точным единственным значением в рамках данной научной дисциплины. Конечно, полностью отказаться от разговорного языка наука не может, т.к. с его помощью обеспечиваются контакты между учеными, к тому за разговорным языком сохраняется роль универсального средства популяризации научных знаний.

40)

Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX веков.

Основные проблемы философии Нового времени
* Условия и границы обыденного, научного и философского познания.
* Проблема истины в познании.
* Чувственное и рациональное познание, их соотношение
* Природа методов научного познания.
* Классификация наук.
* Соотношение единого и многого в субстанции.
* Природа государства и права.
* Влияние культуры на развитие человека Культурное и природное в человеке.

Основные течения: номинализм и эмпиризм(Бэкон,Локк, Гоббс), рационализм(Декарт), субстанционализм(лейбниц и спиноза).

Философия Бэкона:
Считал целью человеческой жизни достижение счастья посредством истинной культуры и гуманности. Для этого необходимо открытие законов природы и покорение её. Бэкону принадлежат слова: "Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным". Он сторонник эмпиризма в обосновании познания, автор теории элиминативной индукции. Главные труды: "Новый Органон", "О достоинстве и преуспеянии наук", "Опыты политические и моральные", "Новая Атлантида".

Философия Томаса Гоббса:

Главное в философии Гоббса – это то, что философия должна служить практическим интересам и нуждам людей. Религия не имеет никакого влияния на философию. Последняя есть суммарное теоретическое знание причин вещей и процессов. Гоббса отличают крайний номинализм и сенсуализм, отрицание свободы воли. В его философии наиболее ценным считают учение о знаках. В практической философии он является одним из авторов теории общественного договора.

Джон Лок:
Автор сенсуалистической теории познания суть который состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания
Идеи получаемые в результате знаний Локк делит на простые и сложные. Простые идеи получаются при помощи одного чувства и отличаются и отличаются простотой и ясностью. Сложные идеи получаются из сравнения. Сложные идеи делятся на модусы, субстанции, отношения.

Философия Рене Декарта:
Главное в философии Декарта
Один из родоначальников новой философии, выступивший с требованием пересмотра всей предшествующей традиции. Нужна философия, опирающаяся на такие предпосылки, которые нельзя было бы опровергнуть и из которых можно вывести всю систему наук. Для отыскания абсолютного основоположения предлагаются принципы сомнения и непосредственной очевидности. Только разум есть средоточие истины, которая выводится из него дедуктивным методом.

Джордж Беркли:
Главное произведение: "Трактат о принципах человеческого знания". Будучи дьяконом англиканской церкви активно критиковал материализм и атеизм с позиций субъективного идеализма. Беркли опровергает утверждение Локка о том, что знание возникает из опыта. Ведь опыт может дать знания только о единичных вещах, а общие понятия и отношения между ними вырабатываются с помощью разума. Беркли утверждает, что даже сами единичные вещи есть ничто иное как модификации нашего сознания, комбинации ощущений. Все качества предметов субъективны: в действительности нет красного, теплого, круглого и т.п. Предметы, вне воспринимающего человека, не обладают определенностью, они - никакие. Обладать бытием - значит быть воспринимаемым. Это классическая формула субъективного идеализма в его крайней форме - солипсизме. В натурфилософии Беркли выступил против учения Ньютона о материи, движении, пространстве и времени.

Давид Юм:
Основным объектом критики Юма становится материалистичное учение о причинности. В работах: Трактат о природе человека" и "Исследования человеческого разумения" он утверждал, что в природе нет необходимости и причинности. Просто люди привыкли частую повторяемость вещей и процессов считать необходимой и причинной связью. На самом же деле это не так. Таким образом скептицизм Юма проявился в тезисе о проблематичности объективного существования вещей. Содержание знания есть совокупность простых и сложных восприятий, или впечатлений и идей. Ум комбинирует впечатления и идеи и получает необходимые знания. Главная роль в этом комбинировании принадлежит принципу ассоциации. Юм выделял три типа ассоциаций: по сходству; по смежности и по причинности. Юм критиковал эмпирическую индукцию за её ограниченность.

Французская рационалистическая философия 17 века:

Сущность французского рационализма:
Если в Англии в 17 веке были заложены основы эмпирико-индуктивной философии, то во Франции примерно в это же время начинает складываться принципиально иная философская традиция, получившая название рационализма.Суть последнего можно свести к утверждению, что логическое сцепление идей и фактическая связь вещей тождественны. Истина должна быть абсолютной, вечной, общеобязательной и, следовательно, не может быть выведена из опыта. Её источником является разум. Наиболее обстоятельно идея рационализма разработана в трудах Декарта и его последователей, а также в окказионализме.

41)Учение Бэкона о методе
Требования к методу Бэкон выражает в форме иллюстрации особенностей работы муравья, паука и пчелы;
"Путь муравья" - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления;
Путь паука " - метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания;
"Путь пчелы" - метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма.

42) Первичными являются телесные вещи, а познание начинается с ощущения чувственных вещей. Материя не исчезает и не создается, она вечна. Преходящи только отдельные проявления материи. Первое и необходимое свойств тела - занимать некоторое пространство. Основными атрибутами материальных тел выступают: протяженность; движение и покой; время. Материальные тела оказывают на органы чувств воздействия, называемые ощущениями.

Учение Гоббса о знаках:
Учение о знаках - аналог бэконовского учения об идолах познания. Перед началом познания необходимо очистить почву познания от неточных слов и выражений языка. Знак есть то, чем обозначаются восприятия вещей. Он состоит из материала знака и значения знака.
Выделяют такие виды знаков: сигналы; метки естественные и произвольные; собственно естественные знаки; собственно произвольные знаки; знаки в роли меток; знаки знаков. Главное в познании - не смешивать вещи с их знаками. Реально существуют только единичные вещи, а не их имена. Это и есть крайний номинализм.

43)Требования Декарта к методу:
* Метод должен быть ориентирован на получение ясного и очевидного знания.
* Всякая сложная вещь, ради успешного её изучения, согласно требованию метода, должна расчленяться на простые части.
* В познании нужно идти от простого к сложному.
* Знание всегда должно стремиться к полноте своего содержания;

Сущность рационализма Декарта:
Основным признаком рационализма Декарта можно считать выведение факта существования из факта мышления. Это выведение осуществляется с помощью операции дедук ции из врожденных разуму идей.
В состав врожденных идей Декарт включает: бытие Бога; существование понятия; свободу воли. Образцом научного доказательства, по Декарту, является математическое доказательство, опирающееся на априорные истины разума.

Сущность психо- физического параллелизма:
Философия Декарта дуалистична. Его решение вопроса о соотношении души и тела называют психофизическим параллелизмом. Телесная и духовная субстанции взаимно несводимы друг к другу и несоизмеримы. Тело не может воздействовать на душу, а душа не в состоянии влиять на тело. Между протяженной субстанцией и мыслящей субстанцией нет точек соприкосновения. Однако распространение психофизического дуализма на объяснение человека привело к трудностям. Декарт пытался разрешить их механически, предположив наличие у человека шишковидной железы, служащей вместилищем души.

Французское Просвещение

Философия французского Просвещения — это культ научного рационального мышления, свободы мысли и политического выбора. Отдельный человек, индивид, гражданин — вот критерий истины и нет иных авторитетов, кроме авторитета Разума. Эта философия была подготовлена прежде всего французским рационализмом Декарта, английским эмпиризмом Локка, а также непосредственно антирелигиозными работами П. Гассенди и П. Бейля (1647—1706). Именно по образцу его «Критического словаря религии и метафизики» создается позже «Энциклопедия» (1751 — 1780). Что во многом определило и различие между отдельными представителями Просвещения: выделяют деистическое, атеистическое и утопическое направления в философии Просвещения.

Здесь следует отметить и иную реакцию на рационализм, как, например, в учении гениального математика Блеза Паскаля (1623-1662), проделавшего эволюцию от увлечения картезианством к философии сердца, согласно которой разум имеет дело лишь с конечным. Познание, основанное на разуме — «геометрический ум», а основанное на сердце — «утонченный». Первые принципы, такие как пространство, время и др., сначала подтверждаются сердцем, а лишь потом доказываются разумом. Сердце решает и самый главный вопрос — вопрос веры — для человека, несчастное положение которого Паскаль описывает в «Мыслях» следующим образом: «человек — всего лишь тростник, но — мыслящий тростник».

На появление политически ангажированных мыслителей оказали влияние и социально-экономическая ситуация во Франции в середине XVIII века, и проект, вокруг которого непосредственно сплотились талантливые мыслители — это проект «Энциклопедии». Им руководил в качестве автора и издателя Дени Дидро (1713-1784) и участвовали такие выдающиеся французские философы, как Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) (1694-1778), Жан Лерон Д'Аламбер (1717-1783), Поль Анри Гольбах (1723-1789), изложивший материалистические воззрения в своей «Системе природы», и другие.

Самым влиятельным считается Вольтер. Основываясь на идеях Локка, он выступает с критикой отвлеченной и догматической метафизики, но особенно религии под известным лозунгом «Раздавите гадину!». Ей Вольтер противопоставляет просветительский идеал религии разума, согласно которой Бытие Бога принимается, исходя из тварности мира, как его исходный порядок. Поэтому чаще всего позиция Вольтера интерпретируется как деистическая.

Главной заслугой просветителей до сих пор считается развитие идей естественного права и общественного договора в концепцию разделения властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную (Монтескье), гражданских прав (Вольтер), обязанностей государства перед народом (Руссо) и права народа на свержение государственной власти.

Шарль де Монтескье (1689-1755)

Шарль де Монтескье (1689-1755) в работе «О духе законов» развивает локковскую теорию естественного права и выделяет дух законов — то единое, что воздействует на людей, — и природные факторы (территория, климат), а также традиции в хозяйствовании, религия, нравы и т. д. Свобода — то, что одновременно призвано ограничивать власть, и именно ее должно гарантировать государство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.250 (0.08 с.)