Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль практики в познании

Поиск

Основной формой проявления жизни чела является деятельность - предметная, практическая, духовная, теоретическая. Чел активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения общественных и личных потребностей. Марксизм впервые ввел понятие практики в гносеологию. Практика - целенаправленная деятельность людей, имеющая своей целью освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько деятельность отдельного чела, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии.

Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности.

Роль практики:

1) является источником, основой познания чела, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал;

2) является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания;

3) служит критерием истинности результатов познания (показывает насколько истинными были знания, полученные в результате познавательной деятельности).

Практика всесторонне определяет процесс познания, а познание в свою очередь совершенствует и направляет практику.

46. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательных процессах.

Более детальное представление о структуре познав. деятельности даёт описание основных форм познания. Выделяют формы чувственного и рационального познания.В истории познания были два направления, абсолютизирующие ту или иную его сторону. Это сенсуализм и рационализм.Сенсуализм признал решающую роль чувств в познании, рационализм отдавал главную роль разуму.Сенсуалисты считали, что в разуме нет ничего такого, что не прошло бы предварительно через чувства.(Джон Локк(1632-1704)). Современные фил-ы считают, что процесс усвоения знаний будет эффективным тогда, когда он опирается на единство чувственного и рационального (логического) познания. Чувственное познание -это познав. процесс, кот. осуществляется посредством органов чувств чел-ка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Включает в себя 4 формы-ощущение,восприятие,представление и воображение. Ощущение -непосредств. отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.Это элементарный,далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением также наз-ют также результат данного процесса- воспроизведение челом конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов и т.д. Восприятие- целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы,их свойства и отношения.В восприятии ведущую роль играют те компоненты, кот. обеспечивают постоянство образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия. Представление - высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. характер-ка: целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путём прямого контакта, а «по памяти». Воображение- форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались челом в действительности. Воображение отличается от представления фантазией, вымыслом, «опережающим отражением» чел-ка.Функция воображения в познании:выявление новых особенностей объекта на основе имеющихся у субъекта знаний, форма преобразования знания, построение наглядных моделей, с помощью кот. можно заместить объект исследования так, что её изучение даёт новую инф-ию б этом объекте. Рациональное познание -это познават. процесс, кот. осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Характеристики форм рац. познания: 1.направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов; 2. отвлечение от их единичных свойств; 3. опосредованное отношение к познаваемой реальности(через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, эксперименты, обработки информации); 4. непосредственная связь с языком(язык- материальная оболочка мысли).Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (фиксируемая в отдельных словах: материя, движение, революция).Основой образования понятий явл. научное познание и общественная практика. Понятия, как и сам мир, изменчивы, они обогащаются и преобразуются, они могут быть истинными или ложными. Суждение- форма мысли, в кот. посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. С помощью умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.Умозаключение: индуктивное(мысль наводится на на какое-лио обще правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класа), дедуктивное(умозакл-е, кот. обеспечивает при истинности посылок и соблюдении правил логики истинность заключения), традуктивное(ум-е, в кот. посылка и заключение явл. суждениями одинаковой общности, т.е когда вывод идёт от знания определённой степени общности к новому знанию, но той же стапени общности). Интуиция -это сложноструктурированный процесс, включ. как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения её к особой форме познания. Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории научного, технического и художественного творчества. Однако интуиция имеет и свои недостатки, из-за которых интуитивно полученные решения далеко не всегда включаются в существующую систему знаний. Нет доказательности, недостаточна для построения и оценки научных теорий. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения.Это способность чел-ка к непосредств., прямому пониманию смысла и познанию, минуя обоснования и док-ва.

 

 

47. Проблема познаваемости мира. Понятие истины и её критерии.

В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о возможности познания мира, адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик изучаемого объекта выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агносцитизма. Мир в той или иной мере доступен познанию. У чел-ка есть возможность иметь достоверные знания о нём.Это утверждение трактуется неоднозначно. Одни фил-ы полагают, что границ познанию нет, чел-к может иметь верные сведения о люб. явлении- такая позиция наз-ся гносеологическим оптимизмом( марксистская фил-ия, классическая наука ). Др. фил-ы счит-ют, что познават. возм-ти чел-ка ограничены, есть сферы, недоступные человеч. знанию- гносеологический пессимизм. К нему относят скептицизм (от греч. скептикос -рассматривающий)-направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания. «Глаза и уши- фальшивые свидетельства», ГЕРАКЛИТ, Демокрит тоже счит., что «результаты ощущений темны». Скептики отрицали возможность достоверного знания и не верили в возм-ть рационального обоснования нравственных норм,показывая,что в одном месте нравственное признаётся таковым, а в другом нет. Для позднего скептицизма характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием считалась видимость: «Всё лишь кажется».Античный скептицизм: Протагор (480-410 до н.э) утверждал: «Чел есть мера всех вещей».С его точки зрения, невозможна общезначимая истина.Всякое мнение истина, и всякая истина есть чьё-то мнение, всё относительно-любые знания, ценности, законы и обычаи. Просветительский скептицизм: скептическая установка по отношению к авторитету традиции (Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.) и пафос рационализма. Агносцитизм (от греч. агностос- недоступный познанию)- филос. учение, согл. кот. не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания действительности. Центральной проблемой гносеологии является проблема истины. В фил-ии,вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определёнными утверждениями и действительностью. Цель,итог познания- получение истинных знаний, достижение истины. Истина- центральная категория теории познания, любой фил-ской системы. В содержании знания, соответствующего познаваемой реальности, выделяют три вида истины:1.объективную-не зависит ни от чела, ни от человечества;2. относительную- характер-ся определённой степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания;3. абсолютную- не опровергается последующим развитием познания (это утверждения общего характера типа «мир существует», «мир существует в пространстве и времени» и)другие, а также достоверно установленные факты различных событий – рождения, смерти, катастроф и т.д.). Объективная и абсолютная истины указывают на то, что познание должно быть ориентировано на достижение результата, отражающего реальность в её собственных характеристиках как существующую независимо от чел-ка и человечества. Под абсолютной истиной понимают полное, всестороннее, исчерпывающее знание, под относительной истиной – неполное, неточное знание. Это две стороны, две характеристики знания, их нельзя противопоставлять друг другу. В целом абсолютная истина выступает как идеал (предел) познания. к этому пределу стремятся сменяющие друг друга относительные истины. Каждая из относительных истин содержит в себе долю абсолютной. В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В широком смысле слова требование непротиворечивости означает недопущение прямо противоположных утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении и в одно и то же время. Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определённо.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.011 с.)