Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и роль практики в познанииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной формой проявления жизни чела является деятельность - предметная, практическая, духовная, теоретическая. Чел активно воздействует на окружающие его вещи, придает им форму и свойства, необходимые для удовлетворения общественных и личных потребностей. Марксизм впервые ввел понятие практики в гносеологию. Практика - целенаправленная деятельность людей, имеющая своей целью освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития общества и познания. Под практикой прежде всего разумеют не только и не столько деятельность отдельного чела, сколько совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика включает в себя такие моменты как цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет, на который направлена деятельность, средства достижения цели и результат деятельности. Роль практики: 1) является источником, основой познания чела, его движущей силой, дает ему необходимый фактический материал; 2) является способом приложения знаний, и в этом смысле она цель познания; 3) служит критерием истинности результатов познания (показывает насколько истинными были знания, полученные в результате познавательной деятельности). Практика всесторонне определяет процесс познания, а познание в свою очередь совершенствует и направляет практику. 46. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательных процессах. Более детальное представление о структуре познав. деятельности даёт описание основных форм познания. Выделяют формы чувственного и рационального познания.В истории познания были два направления, абсолютизирующие ту или иную его сторону. Это сенсуализм и рационализм.Сенсуализм признал решающую роль чувств в познании, рационализм отдавал главную роль разуму.Сенсуалисты считали, что в разуме нет ничего такого, что не прошло бы предварительно через чувства.(Джон Локк(1632-1704)). Современные фил-ы считают, что процесс усвоения знаний будет эффективным тогда, когда он опирается на единство чувственного и рационального (логического) познания. Чувственное познание -это познав. процесс, кот. осуществляется посредством органов чувств чел-ка: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Включает в себя 4 формы-ощущение,восприятие,представление и воображение. Ощущение -непосредств. отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.Это элементарный,далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением также наз-ют также результат данного процесса- воспроизведение челом конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов и т.д. Восприятие- целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы,их свойства и отношения.В восприятии ведущую роль играют те компоненты, кот. обеспечивают постоянство образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия. Представление - высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. характер-ка: целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путём прямого контакта, а «по памяти». Воображение- форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались челом в действительности. Воображение отличается от представления фантазией, вымыслом, «опережающим отражением» чел-ка.Функция воображения в познании:выявление новых особенностей объекта на основе имеющихся у субъекта знаний, форма преобразования знания, построение наглядных моделей, с помощью кот. можно заместить объект исследования так, что её изучение даёт новую инф-ию б этом объекте. Рациональное познание -это познават. процесс, кот. осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Характеристики форм рац. познания: 1.направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов; 2. отвлечение от их единичных свойств; 3. опосредованное отношение к познаваемой реальности(через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, эксперименты, обработки информации); 4. непосредственная связь с языком(язык- материальная оболочка мысли).Формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (фиксируемая в отдельных словах: материя, движение, революция).Основой образования понятий явл. научное познание и общественная практика. Понятия, как и сам мир, изменчивы, они обогащаются и преобразуются, они могут быть истинными или ложными. Суждение- форма мысли, в кот. посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. С помощью умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.Умозаключение: индуктивное(мысль наводится на на какое-лио обще правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класа), дедуктивное(умозакл-е, кот. обеспечивает при истинности посылок и соблюдении правил логики истинность заключения), традуктивное(ум-е, в кот. посылка и заключение явл. суждениями одинаковой общности, т.е когда вывод идёт от знания определённой степени общности к новому знанию, но той же стапени общности). Интуиция -это сложноструктурированный процесс, включ. как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения её к особой форме познания. Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории научного, технического и художественного творчества. Однако интуиция имеет и свои недостатки, из-за которых интуитивно полученные решения далеко не всегда включаются в существующую систему знаний. Нет доказательности, недостаточна для построения и оценки научных теорий. Интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения.Это способность чел-ка к непосредств., прямому пониманию смысла и познанию, минуя обоснования и док-ва.
47. Проблема познаваемости мира. Понятие истины и её критерии. В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о возможности познания мира, адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик изучаемого объекта выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агносцитизма. Мир в той или иной мере доступен познанию. У чел-ка есть возможность иметь достоверные знания о нём.Это утверждение трактуется неоднозначно. Одни фил-ы полагают, что границ познанию нет, чел-к может иметь верные сведения о люб. явлении- такая позиция наз-ся гносеологическим оптимизмом( марксистская фил-ия, классическая наука ). Др. фил-ы счит-ют, что познават. возм-ти чел-ка ограничены, есть сферы, недоступные человеч. знанию- гносеологический пессимизм. К нему относят скептицизм (от греч. скептикос -рассматривающий)-направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания. «Глаза и уши- фальшивые свидетельства», ГЕРАКЛИТ, Демокрит тоже счит., что «результаты ощущений темны». Скептики отрицали возможность достоверного знания и не верили в возм-ть рационального обоснования нравственных норм,показывая,что в одном месте нравственное признаётся таковым, а в другом нет. Для позднего скептицизма характерна резкая направленность против концепции истины, единственным критерием считалась видимость: «Всё лишь кажется».Античный скептицизм: Протагор (480-410 до н.э) утверждал: «Чел есть мера всех вещей».С его точки зрения, невозможна общезначимая истина.Всякое мнение истина, и всякая истина есть чьё-то мнение, всё относительно-любые знания, ценности, законы и обычаи. Просветительский скептицизм: скептическая установка по отношению к авторитету традиции (Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.) и пафос рационализма. Агносцитизм (от греч. агностос- недоступный познанию)- филос. учение, согл. кот. не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания действительности. Центральной проблемой гносеологии является проблема истины. В фил-ии,вслед за Аристотелем, под истиной понимается соответствие между определёнными утверждениями и действительностью. Цель,итог познания- получение истинных знаний, достижение истины. Истина- центральная категория теории познания, любой фил-ской системы. В содержании знания, соответствующего познаваемой реальности, выделяют три вида истины:1.объективную-не зависит ни от чела, ни от человечества;2. относительную- характер-ся определённой степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания;3. абсолютную- не опровергается последующим развитием познания (это утверждения общего характера типа «мир существует», «мир существует в пространстве и времени» и)другие, а также достоверно установленные факты различных событий – рождения, смерти, катастроф и т.д.). Объективная и абсолютная истины указывают на то, что познание должно быть ориентировано на достижение результата, отражающего реальность в её собственных характеристиках как существующую независимо от чел-ка и человечества. Под абсолютной истиной понимают полное, всестороннее, исчерпывающее знание, под относительной истиной – неполное, неточное знание. Это две стороны, две характеристики знания, их нельзя противопоставлять друг другу. В целом абсолютная истина выступает как идеал (предел) познания. к этому пределу стремятся сменяющие друг друга относительные истины. Каждая из относительных истин содержит в себе долю абсолютной. В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В широком смысле слова требование непротиворечивости означает недопущение прямо противоположных утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении и в одно и то же время. Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определённо.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.011 с.) |