Понятие мировоззрения, его структура и типы. Фил-ия и мировоззрение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие мировоззрения, его структура и типы. Фил-ия и мировоззрение.



Понятие мировоззрения, его структура и типы. Фил-ия и мировоззрение.

Мировоззрение (М.) – это совокупность представлений о реальности, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чела, социальной группы или общества в целом.

Типы М.: 1. мифологическое – совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с челом и человеческим поведением. Особенность: отрицание эволюции природной реальности и признание одного из видов движения, выраженного в идее вечного круговорота умирания и возрождения неизменных организмов и тел. 2. религиозное – это совокупность представлений о мире и его происхождении, месте в нем чела, основанное на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров – высшего (совершенно небесного) и низшего (несовершенно земного). 3. повседневно-обыденное – совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом челе, нормах и эталонах его поведения, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности. Оно малосистемно, вкл разнообразные элементы, неоднородное 4. фил-ское – система рационально обоснованный представлений о мире, месте в нем чела, направленности, принципах и целях его деятельности, формировался не на фантазии, а на обосновании, позже всех возник 5. научно-фил-ское – система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли чела в нем, которая строится на основе фил-ского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие. В структуре М. выделяют три компонента: 1.познавательный (включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности) 2.ценностный (ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чела) 3.деятельно-поведенческий (совокупность предписываемых челу правил, норм, принципов, эталонов поведения и деятельности).

Мировоззрение представляет собой сплав фрагментов мироощущения (относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоционально-психологических механизмах) и миропонимания (способ восприятия реальности, основанный на интеллектуальных способностях чела). В фил-ском и научно-фил-ском М. ведущую роль играет миропонимание.

 

Экономические и духовные предпосылки фил-ии Нового времени. Становление механистического мировоззрения.

Развитие фил-ской мысли в Новое время связано с утверждением и развитием капитализма, на что повлияли такие события, как итальянское Возрождение, географические открытия, революции в Нидерландах, Англии, Франции. Чел освобождался от средневековой связанности, в результате чего родился его субъективизм и индивидуализм.

Для эпохи НВ характерен наукоцентризм. Именно в этот период возникает наука в собственном смысле этого слова, выделяются такие науки, как физика, химия, биология… В развитии науки большую роль играли такие учёные, как Ньютон, Бэкон и другие.

В этот период оформляются 4 исследовательские программы:

1. Эмпиризм (представитель Ф. Бэкон)

2. Рационализм (Р. Декарт)

3. Атомистическая программа (Гассенди, Бойль)

4. Механистическая программа (Ньютон)

Механистическая программа. Природа рассматривается в качестве часового механизма, а Бог—в качестве великого часовщика, который её создал, завел и предоставил естественному ходу событий. Ньютон создал первую физическую теорию, задача которой—изучить природу. Н разработал механистические принципы познания, которые называл «правилами фил-ствования»: Опыт—основной источник знаний, Общие законы природы познаются путём индукции от частных эмпирических знаний к общим закономерностям., Из этих принципов дедуктивным путём высвободятся теоретические положения, проверяемые экспериментом.

На основе его работ складывается стиль научного мышления НВ, для которого характерны ориентация на эксперимент, использование преимущественно индуктивного способа получения нового знания, механицизм, т. е. сведение любого изуч-емого процесса к законам механики.

 

 

Дилемма эмпиризма и рационализма в фил-ии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Среди течений Нового времени следует выделить такие, как эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм. Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руководствуясь научным методом, чтобы построить истинный образ мира. В основе научного исследования лежит опыт как лучшее из всех доказательств, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. Объективно-истинные знания лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблуждений чувств (идолы рода и пещеры) и заблуждений разума (идолы рынка и театра). Эмпиризм развивался в гносеологических концепциях Локка, Беркли, Юма.

Бэкон подверг критике источники человеческих заблуждений, выделив 4 основных:

1. Идолы рода—предрассудки человеческого ума, которые проистекают от смешения нашей собственной природы и природы вещей.

2. Идолы пещеры—предрассудки, которые заполняют ум из такого источника, как наше индивидуальное положение в жизни.

3. Идолы рынка—обусловлены необходимостью пользоваться словами с уже известными значениями, воспринимаемыми челом некритически

4. Идолы театра—заблуждения разума ввиду безоговорочного подчинения авторитету.

Рационализм. Декарт цель фил-ствования видит в познании истины, основание которой находит в самодостоверности «я», т. е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может сомневаться во всем, кроме своего собственного мышления. Единственное, что несомненно, это «Я мыслю, следовательно существую».Декарт разрабатывал принципы дедуктивно-рациональной методологии—принцип методического сомнения и поиск универсального метода в фил-ии. По Декарту, чувственный опыт не является источником познания, познавательная деятельность организуется в соответствии с универсальными предпосылками—«врождёнными идеями», новое знание выводится дедуктивным путём.

Последователями рационализма были Паскаль, Спиноза, Лейбниц.

Для фил-ии НВ принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и рационализмом. Представители эмпиризма считали единственным источником знаний ощущение, опыт, сторонники рационализма превозносили роль разума и принижали значение ощущений, чувственного познания. Общим этих направлений является то, что они признавали познаваемость мира.

 

Вопрос 14. Антропологический материализм Фейербаха.

Представитель немецкой классической фил-ии. Разрабатывал позицию антропологического материализма. Материализм Ф традиционно оставался метафизическим. Антропологизм Ф заключается в понимании чела как высшего продукта природы, рассмотрении чела в непрерывном единстве с природой. Сформулировал основную проблему фил-ии—проблему соотношения материализма и идеализма, являясь представителем материализма.

Предметом изучения фил-ии считал чела.

Источником познания считал чувства. Разгадка тайны чела невозможна с помощью только разума или только с позиций его эмпирического существования.

Теория разумного эгоизма

Ввёл концепцию разумного эгоизма—преследование своих интересов, не мешая другим. Осознавая свою связь с обществом, чел будет содействовать его благополучию. Основная побудительная сила—стремление к счастью.

Концепция новой религии

Выступал противником идеализма, религии. Вместо веры в Бога предложил религию любви: «Чел челу—Бог».

Критика религии

Последним словом немецкой классической фил-ии стал атеизм Ф.

Причины существования религии по Ф:

Гносеологические корни

Чувство зависимости, порождающее страх

Стремление к счастью: не найдя удовлетворения в реальной жизни, чел ищет утешение в иллюзорном мире религии.

Содержание, мировоззр и методолог значение основных з-нов диалектики.

Законы Д – формы филос знания, выражающие связь явлений природы, общества и обуславливающие их развитие:

1.единства и борьбы противоположностей: развитие мира и познания осуществляется путем раздвое­ния единого на противоположные сто­роны, взаимо­действие кот-ых характеризуют данную систему как целост­ное и качественно определенное образование и составляют внутренний импульс ее изменения, развития, пре­вращения в новое качество(движение-покой,пр-во-потребление)

2.З-н взаимного перехода качественных и количествен­ных изменений: накопление колич изменений в оп­ределенный для каждого отдельного предмета момент с необходимостью приводит к его кач изменению, переходу от старого качества к новому с иными колич харак-ками(изменение климата).

3.З-н отрицания отрицания: в процессе развития пред­метов (явлений, процессов) имеют место существенные необхо­димые отношения и связи между прошлым, настоящим и бу­дущим, которые обеспечивают преемственность содержания и цикличность развития(возрастные стадии в развитии чела)

Мировоззр знач: знание з-нов необходимо для понима­ния процессов, происходящих в изменяющемся мире; осмысление их причин и тенденций; выбора методологии исследова­ния. Методол знач: З-н единства и борьбы противоположностей ориентирует на обна­ружение внутр источника изменения и развития; з-н взаимного перехода кач и колич измене­ний — на выбор адекватных средств и методов кач и кол анализа; з-н отрицания — на выявление тенденций в развитии.

 

Вопрос № 43

Вопрос № 44

Предмет и основные понятия теории познания

Теория познания ориентированана выявление общих характеристик познавательной деятельности. Поэтому предметом теории познания являются всеобщие предпо­сылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Кон­кретизируется он в основных понятиях теории познания и со­держании исследуемых ею проблем. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики поз­навательных действий чела (их мотивацию, направлен­ность, главные механизмы реализации, качество ожидаемого результата), а также совокупность проблем, исследование кот дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представление о познавательном процессе.

1. Субъект познания - носитель человеческой творческой ак­тивности, направленной на адекватное воспроизведение при­родной, социальной и духовной реальности в форме знаний. В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный чел), социальная группа (коллектив лаборатории, и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необхо­димым условием жизнедеятельности которых являются познавательные процессы), а также человечество (совокупность ны­не живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания ис­пользуются в настоящее время).

2. Характер направленности творческой активности субъекта познания конкретизируется в понятии "познавательное отноше­ние". Познавательное отношение - это отношение между субъ­ектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний.

3. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что про­тивостоит ему как непознанное и непонятное. В сфере познавательной деятельности активность чела нап­равлена на выявление происхождения, строения и свойств объ­екта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом чел в определенной мере отвлека­ется от вопросов, связанных с практической полезностью данно­го объекта и его эстетической ценностью как способностью удов­летворять потребность в прекрасном.

4. Отражение всеобщее свойство объектов реальности, состоящее в их способности вос­производить признаки, свойства и отношения взаимодействую­щих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимо­действие, в результате которого через изменение свойств и состо­яний одного из взаимодействующих объектов воспроизводятся особенности другого.

5. Информация - отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы, которое может передаваться через поток сигналов, накапли­ваться, преобразовываться и храниться.

6. Знание - это проверенный общественно-истори­ческой практикой и логикой результат познавательной деятель­ности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.

Вопрос № 45

Категор аппарат

1. Политика (греч politika-гос и обществ дела) – деятельность общественных классов, партий, группировок, направленная на осуществление их интересов и целей.

S-ы политик: малая соц гр, професс гр, элита, обществ движ-я, ист деятели и тд.

2. Власть – центр начало политики, ср-во её осущ-я.

Принципы власти: 1) принцип сохранения и удержания власти (здесь присутствует силовой принцип); 2)принцип действенности власти, что предполагает полит волю: гос-во способно на такие шаги, к-ые требует полит сит-я 3) принцип коллегиальности (здесь реализуется установка власти на партнёрство и кооперативность; власть предп-ет сочет-е полит сил, программ, движений) 4) принцип скрытности (власть исп-ет неявные ср-ва возд-я на полит лиц)

Одной из самых важных проблем фил политики явл пробл власти.

3. Полит лидерство – ведущее полож-е отдельн личности, соц гр-ы, партии, гос-ва, обусловл более эффект-ми рез-ми деят-сти.

Полит организ-я общ-ва - с-ма учреждений, выр-х и защищающих интересы классов и наций данного общ-ва. В ПОО входят: гос-во, партии, общест орг-ии, с пом-ю к-ых осущ упарвл-е страной.

Гос-во - важнейший элемент полит стр-ры общ-ва. Причины возн-я гос-ва связаны с разв-ем полит произв-ва, соц неравеством, появл-ем противоборств классов с разл интересами. Гос-во возникло на опред этапе разв-я общ-ва.

Признаки гос-ва: 1) публичн власть 2)налоги с нас-я 3) террит признак

Ф-ии гос-ва: 1) внутр (внутр разв-е гос-ва, умение сочетать интересы разл соц групп) 2) внешняя (защита терр-и, границ)

Типы гос-ва: рабовл, феод, капиталист

Форма правления – как организовывается и осущ-я полит власть гос-ва. Монархия(абсолтн и конституц), республика (отсутствие невыборной власти), аристократия (власть меньшинства), демократия (власть народа, отсутствие невыборной власти)

Форма гос устр-ва: унитарное (единые центр органы власти и единое зако-во), федеративное (единые гос органы, армия, общее гражданство), конфедеративное (постояннй союз гос-в).

Полит режим- конкр форма метода осущ-ся полит власти в рамках одного гос-ва.

Тоталит, авт, демократ.

 

Понятие мировоззрения, его структура и типы. Фил-ия и мировоззрение.

Мировоззрение (М.) – это совокупность представлений о реальности, система принципов, эталонов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного чела, социальной группы или общества в целом.

Типы М.: 1. мифологическое – совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходство с челом и человеческим поведением. Особенность: отрицание эволюции природной реальности и признание одного из видов движения, выраженного в идее вечного круговорота умирания и возрождения неизменных организмов и тел. 2. религиозное – это совокупность представлений о мире и его происхождении, месте в нем чела, основанное на вере в сверхъестественную силу и существование двух миров – высшего (совершенно небесного) и низшего (несовершенно земного). 3. повседневно-обыденное – совокупность представлений о природной и социальной реальности, а также о самом челе, нормах и эталонах его поведения, основанных на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах жизнедеятельности. Оно малосистемно, вкл разнообразные элементы, неоднородное 4. фил-ское – система рационально обоснованный представлений о мире, месте в нем чела, направленности, принципах и целях его деятельности, формировался не на фантазии, а на обосновании, позже всех возник 5. научно-фил-ское – система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли чела в нем, которая строится на основе фил-ского осмысления научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает активное влияние на ее развитие. В структуре М. выделяют три компонента: 1.познавательный (включает представления о происхождении, строении и законах развития реальности) 2.ценностный (ряд характеристик, выражающих значимость явлений действительности для чела) 3.деятельно-поведенческий (совокупность предписываемых челу правил, норм, принципов, эталонов поведения и деятельности).

Мировоззрение представляет собой сплав фрагментов мироощущения (относительно самостоятельный способ восприятия реальности, основанный на эмоционально-психологических механизмах) и миропонимания (способ восприятия реальности, основанный на интеллектуальных способностях чела). В фил-ском и научно-фил-ском М. ведущую роль играет миропонимание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.045 с.)