Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сенсуалистическая теория познания дж. Локка и материализм французских просветителей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Локк -Представитель английской эмпирической традиции, его заслуга в критике декартовой теории врожденных идей и разработке материалистической гносеологии. Обосновал принцип материалистического сенсуализма, т.е. происхождение всех знаний из чувственного восприятия мира. Гл его произведение «Опыт о человеческом разумении». Различает внешний(основан на ощущениях) и внутренний(основан на рефлексии) опыт. Идеи и понятия не врожденные,возникают в процессе взаимодействия с миром. Все рождаются с одинаковыми способностями к развитию. Вещи имеют первичные(величина, фигура, движение, положение – присущи самим вещам) и вторичные(запах,вкус,звук – зависят от восприятия). Социально-полит.процесс рассматри. как человечество от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. В естественном состоянии все равны и поступают по закону природы. При переходе к общественному значение имеет собственность. Т.образом – Локк обосновал Ф-ю здравого человеческого смысла. Одной из форм Просвящения явл. Материализм Ж.Ламетри, П.Гольбаха, Д.Дидро, Гельвиция. Вцунтре внимания- чел,его интересы и стремления,кот рассматривались как часть природы,связ физическими отношениями. Развивали положение:от природы все ровны и одинаково стремятся выгоде и благосостоянию. Источник знаний-ощущение. Религия – результат невежества, церковь – препятствие для преобразования общества. Против КЛЕРИКАЛИЗМА, призывали к познанию природы ибо без знания законов ее чел не будет счастлив.
12. Идея «гносеологической революции» и проблема познавательных возможностей чела в фил-ии И. Канта. Главная цель - выяснение предельных оснований разума, познания; определение границ разума или познавательных возможностей чела.отрицал принцип тождества мышления и бытия (невозможно преодолеть границу между S и О познания). Показал:процесс познания может быть рассмотрен отдельно от др. сторон жизни чела. При этом Ф-я К. описывает не конкретного эмпирического чела, а модель чела вообще. Эмпирический чел в силу субъективности своего опыта не способен дать всеобщее и необходимое знание о мире. Поэтому нужно отвлечься от индивидуального и выявить черты познавательного процесса, присущие всем людям. Кант хотел построить теорию познания как науку. провел разграничения между наукой и нравственностью, наукой и религией. Синтез эмпиризма и рационализма. Принимал мысль Локка об опытной природе знания, но отрицал его идею «чистой доски». отвергал теорию врожденных идей Декарта.Кант считал, что чел, в силу свой природы, пытается выйти за пределы опыта. знание о мире начинается с опыта (чувственного восприятия), но оформляется в виде суждений. Наука оперирует всеобщими, необходимыми суждениями, распространяя наше эмпирическое знание об О на все О подобного рода.Построение всеобщих и необходимых суждений по Канту возможно потому, что у людей есть априорные (доопытные) формы чувственности и рассудка (они не врождены, хотя абс-но точно мы об этом не можем знать). Познание определяется априорными формами чувственности и рассудка чела. Они определенным образом организуют наш опыт, делая его апостериорным (заключенным в априорные формы). Научное познание – познание всеобщего и необходимого, дающее прирост знания. Кант выделяет 3 формы познания: чувственность, рассудок и разум. Чувственность и рассудок дают совершенно разные, независимые друг от друга, типы представлений. Их синтез порождает знание. две априорные формы чувственности – пространство и время. Таким образом, по К. пространство и время не являются абсолютной реальностью, другие разумные существа, возможно, постигали бы мир вне времени и пространства. Другой вывод – форма чувственного познания зависит от чела, а содержание – задано внешним миром. Разум – это способность выходить за границы возможного опыта. Если предмет рассудка – конечное и условное, то предмет разума – бесконечное и безусловное. Априорные формы разума – идеи (душа, мир, Бог). Мы не можем точно знать об их реальном существовании, но такие идеи играют роль эвристического принципа, стимулирующего сам процесс познания, регулируют нашу жизнь.по Канту существует реальность за границами опыта – трансцендентное, недоступная познанию, но являющаяся предметом веры. трансцендентальное - все то, что относится к априорным формам познания, априорной организации чувст. сод-я познания. Главный моральный принцип - безусловный категорический императив: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого др. также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Т.о. стремясь избежать отрицательных последствий внедрения науки во все сферы культуры, К. ограничил сферу ее применимости. Это открыло в 20 в. простор для признания вненаучных форм духовной жизни в качестве важных методов знания о мире. Вопрос 13. Гегелевское учение о диалектике. Гегель—представитель немецкой классической школы фил-ии. Идеалистическая диалектика (объективная) Гегеля стала наиболее грандиозным проектом немецкой классической школы и фил-ского рационализма в целом. Одной из заслуг Г является разработка диалектического метода (законы чистого мышления). Черты идеалистической диалектики Гегеля: · Вера в существование объективных законов развития в природе, обществе, культуре. · Противоречие—источник развития. Механизм возникновения и разрешения противоречий: триада тезис-антитези-синтез. · Разработка диалектической системы категорий: количество и качество, сущность и явление. · Идеалистический характер диалектики: природные и исторические процессы производны от логики саморазвития Абсолютной идеи. · Абсолютизация триады и финалистский характер развития: Гегель замыкал познание истины в финальной точке, считая, что в рамках вышеназванной системы абсолютная истина познана. Процесс познания истины по Гегелю: Суть: представить в рамках единой целостной системы универсальную логику развития м становления разума, природы и истории. В качестве начальной точки отсчета, развития Г. берёт абсолютную идею, которая одновременно является и конечной целью мышления, так как познание устремлено к истине, природа которой идеальна. Путь познания связан с переходом от отдельных истин к более полному знанию: логика (идеи как чистые категории, развитие идеи в самой себе), фил-ия природы (идея в её инобытии, воплощение идеи в природу), фил-ия духа (чел и история, посредством которых идея возвращается к себе из инобытия). Г считал, что инструментом рационального познания является логика. Логика развития не зависит от человеческой действительности. Формы абсолютной идеи: созерцание (искусство), представление (религия), понятие (фил-ия). Реакцией на диалектику Г были антропологическая фил-ия Фейербаха (в Абсолюте Г увидел Бога), представители неклассических школ.
Вопрос 14. Антропологический материализм Фейербаха. Представитель немецкой классической фил-ии. Разрабатывал позицию антропологического материализма. Материализм Ф традиционно оставался метафизическим. Антропологизм Ф заключается в понимании чела как высшего продукта природы, рассмотрении чела в непрерывном единстве с природой. Сформулировал основную проблему фил-ии—проблему соотношения материализма и идеализма, являясь представителем материализма. Предметом изучения фил-ии считал чела. Источником познания считал чувства. Разгадка тайны чела невозможна с помощью только разума или только с позиций его эмпирического существования. Теория разумного эгоизма Ввёл концепцию разумного эгоизма—преследование своих интересов, не мешая другим. Осознавая свою связь с обществом, чел будет содействовать его благополучию. Основная побудительная сила—стремление к счастью. Концепция новой религии Выступал противником идеализма, религии. Вместо веры в Бога предложил религию любви: «Чел челу—Бог». Критика религии Последним словом немецкой классической фил-ии стал атеизм Ф. Причины существования религии по Ф: Гносеологические корни Чувство зависимости, порождающее страх Стремление к счастью: не найдя удовлетворения в реальной жизни, чел ищет утешение в иллюзорном мире религии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.244 (0.008 с.) |