Белорусская философская и общественно-политическая мысль 11-19 вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белорусская философская и общественно-политическая мысль 11-19 вв.



Статус и содержательная специфика белорусской философии (БФ) определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами: 1. отсутствие в истории самостоятельной нац формы государственности (территориально бел земли входили в состав ВКЛ, РП, Рос Империи). 2. ситуация пограничья Запада и Востока 3. невозможность соотнесения философских текстов с нац языком. Поэтому понятие БФ отражает не столько нац, сколько географическо-территориальную специфику философствования. История формирования БФ уходит корнями в глубокую древность, ее зарождение связано с образованием древнерусского государства – Киевской Руси (10-12 в), важное значение для духовной жизни которой имело христианство, ставшее в 988 г гос религией. Первый выдающийся мыслитель Беларуси Кирилл Туровский (1130-1182). Его «Поучения», «Слова» и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Заявил, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Разум – высшая ценность человеческой жизни. Высшее украшение человека – добродетельная жизнь. В 14-16 вв. формируется бел народность со своим языком. Значительная роль в развитии соц-полит и духовной жизни Б-си принадлежала Реформация. Ведущий представитель Скорина (1486-1551) – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист. Он первым понял каким путем бел. народ должен войти в семью европейских народов не утрачивая своей самобытности. Этот путь определялся реформационной идеей Евангелия как прямой взаимосвязи человека и Бога посредством Слова. В предисловиях к Библии наиболее полно раскрылся патриотизм Скорины. Он доказывал, что обязанность каждого человека – трудиться на благо своего народа, бесконечно служить ей и быть готовым отдать за нее жизнь. Утверждает самоценность человеческой жизни и рассматривает человека в трех измерениях – как существо нравственное, общественное и разумное. Счастье ч-ка в том, чтобы делать добрые дела для ближних и заниматься науками. В 1522 поэт-гуманист и просветитель Гусовский «Песнь о зубре». В поэм выражен призыв к единению европейских народов перед угрозой турецкого нашествия, прославлялась развитая и мужественная личность. Зубр в поэме – аллегория родного края, символ его могущества. Преемники Скорины – Сымон Будный и Василий Тяпинский. Деятельность Будного оставила заметный след в истории бел Возрождения (типография в Несвиже, «Катехизис»). Отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Человеческая личность должна быть не только свободной, но неприкосновенной. Идеи Будного оказали влияние на Тяпинского. Просветитель выступал за открытие школ на родном языке, стремился пробудить нац самосознание народа. В истории развития полит учений видное место занимает Андрей Волан. Сущность гос-ва определял исходя из учений Аристотеля как союз людей, созданный для всеобщей пользы. Идея правового об-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Льва Сапеги, к-ый считал, что права придуманы людьми для их общей пользы. Основное назначение права – гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Считал, что гражданин, который похваляется своей свободой и не знает своих прав заслуживает презрения. В 17 в. с католицизмом а Беларусь приходит западноевропейская схоластика. Мелетий Смотрицкий пытался соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Симеон Полоцкий и Альберт Дыблицкий вместе с тем не мирились с крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. В этот период о себе заявило материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов (К. Лыщинский, С. Лован),отрицающих существование Бога. В 1840-1850 начинается второе специфически нац Возрождение, связанное со становлением бел языка и лит-ры: Я Чечот, Я. Бощевский, В. Дунин-Мартинкевич. Кастусь Калиновский (1838-1864) понимал, что беларусы владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению не осознаваемые народом, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на бел языке. Большое влияние на формирование нац самосознания оказало творчество М. Богдановича. Проблемой национального самосознания и нац идентичности занимались также Карский и Игнат Абдиралович. С победой Октябрьской революции в Б-си началась третяя волна нац Возрождения и в республике были открыты институциональные основы для развития философии – научные учреждения, кафедры, подготовка научных кадров

 

26. Метафизика и онтология как системы фил-ского знания. Бытие и небытие. Основные формы бытия.

В современной фил-ской литературе метафизика (греч. то, что после природы) употребляется в следующих основных смыслах: 1. как синоним фил-ии в целом 2. как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия 3. как метод познания, альтернативный диалектике. Метафизике как учению о свехчувственных началах и принципах бытия присущи черты: 1. умозрительная природа и доминирование теоретического разума 2. рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности 3. доопытный характер выдвигаемых посылок, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним. Понятие онтология (О)(греч. ontos – сущее, logos - учение) впервые было использовано в 1613 г. в значении метафизика.В 1730 О впервые определили как самостоятельный раздел метафизики, учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Специфика О состоит в том, что она исследует проблему бытия реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному: в Античности О занималась поиском первоначал, в Средние века предметом О выступает сверхсущее бытие, т.е. Бог; в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания) и предметное поле О смещается в сторону вопросов о природе научного знания; с 19-20 вв. О возрождается путем осмысления проблем существования чела в универсуме. Основными категориями О являются бытие (свидетельствует о том, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид) и небытие (то, что реально не существует, что пока еще не возникло или прекратило свое существование), материя, движение, развитие, пространство, время и др.Форма проявления бытия – нечто; небытия – ничто. Наиболее фундаментальная фил-ская проблема – проблема отношения бытия и небытия: что является изначальным? Согласно фил-ии бытия – изначально бытие, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия. Согласно фил-ии небытия – первоначально небытие, а бытие производно от него. Бытие – способ сущеествования материальных и духовных образований, составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира. Основные формы бытия: 1. бытие вещей (явлений, процессов): первой природы – первичная реальность, существовавшая миллиарды лет до чела и второй природы – созданное челом. 2. бытие чела: в мире вещей – его существование как вещи среди вещей, связанное с вязанное с общими для чела и вещей природы законами; специфическое бытие чела 3. бытие духовного: бытие индивидуализированного духовного – проявление сознания индивидуального чела; бытие объективированного духовного – формы материализации духовных образований, порождаемых человеческой культурой 4. бытие социального: бытие отдельного чела в обществе и в истории; бытие общества как целостного организма. Категория субстанции (лат. сущее, лежащее в основе) выражает то, сто обеспечивает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, т.е. конкретных форм бытия. В результате осмысления проблемы субстанции как первоисточника возникли направления: монизм (в основе мира одно первоначало: Фалес, Платон), дуализм (в основе всего две субстанции - материальная и духовная.Аристотель, Декарт), плюрализм (множествол начал).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.004 с.)