Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Белорусская философская и общественно-политическая мысль 11-19 вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статус и содержательная специфика белорусской философии (БФ) определяется историческими, геополитическими и социокультурными факторами: 1. отсутствие в истории самостоятельной нац формы государственности (территориально бел земли входили в состав ВКЛ, РП, Рос Империи). 2. ситуация пограничья Запада и Востока 3. невозможность соотнесения философских текстов с нац языком. Поэтому понятие БФ отражает не столько нац, сколько географическо-территориальную специфику философствования. История формирования БФ уходит корнями в глубокую древность, ее зарождение связано с образованием древнерусского государства – Киевской Руси (10-12 в), важное значение для духовной жизни которой имело христианство, ставшее в 988 г гос религией. Первый выдающийся мыслитель Беларуси Кирилл Туровский (1130-1182). Его «Поучения», «Слова» и религиозные стихи были широко известны в древнерусском обществе. Заявил, что душа нетленна, бессмертна и свободна. Разум – высшая ценность человеческой жизни. Высшее украшение человека – добродетельная жизнь. В 14-16 вв. формируется бел народность со своим языком. Значительная роль в развитии соц-полит и духовной жизни Б-си принадлежала Реформация. Ведущий представитель Скорина (1486-1551) – первопечатник, просветитель и мыслитель-гуманист. Он первым понял каким путем бел. народ должен войти в семью европейских народов не утрачивая своей самобытности. Этот путь определялся реформационной идеей Евангелия как прямой взаимосвязи человека и Бога посредством Слова. В предисловиях к Библии наиболее полно раскрылся патриотизм Скорины. Он доказывал, что обязанность каждого человека – трудиться на благо своего народа, бесконечно служить ей и быть готовым отдать за нее жизнь. Утверждает самоценность человеческой жизни и рассматривает человека в трех измерениях – как существо нравственное, общественное и разумное. Счастье ч-ка в том, чтобы делать добрые дела для ближних и заниматься науками. В 1522 поэт-гуманист и просветитель Гусовский «Песнь о зубре». В поэм выражен призыв к единению европейских народов перед угрозой турецкого нашествия, прославлялась развитая и мужественная личность. Зубр в поэме – аллегория родного края, символ его могущества. Преемники Скорины – Сымон Будный и Василий Тяпинский. Деятельность Будного оставила заметный след в истории бел Возрождения (типография в Несвиже, «Катехизис»). Отрицал божественную природу Христа, веру в бессмертие души и загробный мир. Человеческая личность должна быть не только свободной, но неприкосновенной. Идеи Будного оказали влияние на Тяпинского. Просветитель выступал за открытие школ на родном языке, стремился пробудить нац самосознание народа. В истории развития полит учений видное место занимает Андрей Волан. Сущность гос-ва определял исходя из учений Аристотеля как союз людей, созданный для всеобщей пользы. Идея правового об-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Льва Сапеги, к-ый считал, что права придуманы людьми для их общей пользы. Основное назначение права – гарантировать народу свободу личности, безопасность и право собственности. Считал, что гражданин, который похваляется своей свободой и не знает своих прав заслуживает презрения. В 17 в. с католицизмом а Беларусь приходит западноевропейская схоластика. Мелетий Смотрицкий пытался соединить православную веру с философией Платона и канонизированного Аристотеля. Симеон Полоцкий и Альберт Дыблицкий вместе с тем не мирились с крайностями, боролись за развитие просвещения и научных знаний. В этот период о себе заявило материалистическое мировоззрение в лице мыслителей-атеистов (К. Лыщинский, С. Лован),отрицающих существование Бога. В 1840-1850 начинается второе специфически нац Возрождение, связанное со становлением бел языка и лит-ры: Я Чечот, Я. Бощевский, В. Дунин-Мартинкевич. Кастусь Калиновский (1838-1864) понимал, что беларусы владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению не осознаваемые народом, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на бел языке. Большое влияние на формирование нац самосознания оказало творчество М. Богдановича. Проблемой национального самосознания и нац идентичности занимались также Карский и Игнат Абдиралович. С победой Октябрьской революции в Б-си началась третяя волна нац Возрождения и в республике были открыты институциональные основы для развития философии – научные учреждения, кафедры, подготовка научных кадров
26. Метафизика и онтология как системы фил-ского знания. Бытие и небытие. Основные формы бытия. В современной фил-ской литературе метафизика (греч. то, что после природы) употребляется в следующих основных смыслах: 1. как синоним фил-ии в целом 2. как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия 3. как метод познания, альтернативный диалектике. Метафизике как учению о свехчувственных началах и принципах бытия присущи черты: 1. умозрительная природа и доминирование теоретического разума 2. рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности 3. доопытный характер выдвигаемых посылок, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним. Понятие онтология (О)(греч. ontos – сущее, logos - учение) впервые было использовано в 1613 г. в значении метафизика.В 1730 О впервые определили как самостоятельный раздел метафизики, учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считают Гераклита, Парменида, Платона. Специфика О состоит в том, что она исследует проблему бытия реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному: в Античности О занималась поиском первоначал, в Средние века предметом О выступает сверхсущее бытие, т.е. Бог; в Новое время приоритет приобретает гносеология (теория познания) и предметное поле О смещается в сторону вопросов о природе научного знания; с 19-20 вв. О возрождается путем осмысления проблем существования чела в универсуме. Основными категориями О являются бытие (свидетельствует о том, что нечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид) и небытие (то, что реально не существует, что пока еще не возникло или прекратило свое существование), материя, движение, развитие, пространство, время и др.Форма проявления бытия – нечто; небытия – ничто. Наиболее фундаментальная фил-ская проблема – проблема отношения бытия и небытия: что является изначальным? Согласно фил-ии бытия – изначально бытие, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия. Согласно фил-ии небытия – первоначально небытие, а бытие производно от него. Бытие – способ сущеествования материальных и духовных образований, составляющих богатство вещей, явлений и процессов реального мира. Основные формы бытия: 1. бытие вещей (явлений, процессов): первой природы – первичная реальность, существовавшая миллиарды лет до чела и второй природы – созданное челом. 2. бытие чела: в мире вещей – его существование как вещи среди вещей, связанное с вязанное с общими для чела и вещей природы законами; специфическое бытие чела 3. бытие духовного: бытие индивидуализированного духовного – проявление сознания индивидуального чела; бытие объективированного духовного – формы материализации духовных образований, порождаемых человеческой культурой 4. бытие социального: бытие отдельного чела в обществе и в истории; бытие общества как целостного организма. Категория субстанции (лат. сущее, лежащее в основе) выражает то, сто обеспечивает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, т.е. конкретных форм бытия. В результате осмысления проблемы субстанции как первоисточника возникли направления: монизм (в основе мира одно первоначало: Фалес, Платон), дуализм (в основе всего две субстанции - материальная и духовная.Аристотель, Декарт), плюрализм (множествол начал).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.77 (0.006 с.) |